Методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы является исследование методов оценки инвестиционной привлекательности предприятия.
В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
рассмотреть понятие инвестиционной привлекательности предприятия;
изучить методы оценки финансовой привлекательности предприятия;
провести анализ инвестиционной привлектельности предприятий РК.

Работа содержит 1 файл

ТЕОРИЯ.doc

— 401.00 Кб (Скачать)

    Относительно  высокий международный рейтинг  Казахстана заставляет более пристально взглянуть на экономические процессы, происходящие в нашей стране.

    Инвестиционный  потенциал республики естественным образом распределен по пяти основным зонам:

  • Центрально-Восточная зона (Карагандинская, Восточно-Казахстанская, Павлодарская области) концентрирует более 30 % инвестиционного потенциала Казахстана. Здесь наибольший интерес для инвесторов представляют угледобыча, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, тяжелое машиностроение;
  • Юго-Восточная зона (Алматы и Алматинская область) – на долю приходится около 25 % инвестиционного потенциала республики. В этой зоне развиты пищевая, легкая, фармацевтическая промышленности и машиностроение;
  • Северная зона (Астана, Акмолинская, Костанайская и Северо-Казахстанская области) – 18 % инвестиционного потенциала Казахстана. У этой зоны наиболее выгодное транспортно-географическое положение и развитая инфраструктура экономики. Здесь добываются бокситы и железная руда. Интерес для инвестора представляет и сельское хозяйство;
  • Западная зона (Актюбинская, Атырауская, Мангистауская и Западно-Казахстанская области) – 16 % общереспубликанского потенциала. Прежде всего это зона нефтегазовых ресурсов и нефтегазодобычи, роль которой в экономике Казахстана постоянно растет;
  • Южная зона (Кызылординская, Жамбылская и Южно-Казахстанская области) – 11 % общего потенциала. Здесь развиты сельское хозяйство, нефтепереработка, пищевая и химическая промышленности, добываются золото и барит.

    В своей инвестиционной политике Казахстан  ориентирован на создание благоприятных условий для инвесторов. Именно поэтому доля иностранных инвестиций в экономику Казахстана более чем в три раза выше, нежели в России.

    В первую пятерку лидеров по всем показателям попадает лишь Алматы. Город обладает наиболее мощным трудовым, потребительским и инфраструктурным потенциалом, является финансовой столицей Казахстана. Впрочем, следует иметь в виду, что прекрасные финансовые показатели Алматы во многом основаны на том, что здесь располагаются центральные офисы всех крупнейших компаний (ситуация аналогична московской). Реальные же инвестиции вкладываются в регионы, где расположено производство. Чаще всего среди лидеров фигурируют Карагандинская, Павлодарская и Восточно-Казахстанская области. При этом Павлодарская область обычно уступает ближайшим соседям лишь потому, что карагандинцы и восточно-казахстанцы поглотили еще по одной бывшей области. Таким образом, несложно сделать вывод: по большинству рейтинговых показателей, определяющих инвестиционную привлекательность регионов Казахстана, Павлодарская область находится в числе лидеров. Сбалансированная структура экономики, представленная как добывающими, так и обрабатывающими отраслями, в сочетании с политикой местных властей по созданию благоприятной среды для развития бизнеса делает этот регион весьма привлекательным для иностранцев. Достаточно сказать, что Агентство по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса включило Павлодарскую область наряду с Астаной и Алматой в группу с наиболее высокими показателями развития предпринимательства. Несмотря на небольшую численность населения, Павлодарская область занимает монопольное положение в целом ряде производств: угледобыче, выработке электроэнергии, производстве глинозема и ферросплавов. В области достаточно хорошо выстроена инфраструктура, развиты институты рыночной экономики, высокое качество трудовых ресурсов. По данным Института географии РАН, территория Павлодарской области обладает лучшими в Казахстане природно-климатическими условиями для жизни населения.

    Однако  на сегодняшний день выделяется немало проблем, решение которых позволило бы существенно увеличить приток инвестиций в экономику региона и страны в целом.

    В настоящее время развитие Павлодарской области происходит по классическому  экономическому сценарию. Интенсивное  развитие производства и экспорт сырьевых ресурсов позволили экономике региона преодолеть кризис и обеспечить высокие темпы экономического роста. Вместе с тем Павлодарская область, аккумулирующая крупный промышленный потенциал, до последних лет была малопривлекательной для инвестиций в наукоемкие отрасли обрабатывающей промышленности, в производство инновационной продукции. Это делает экономику региона уязвимой и чрезвычайно чувствительной к изменениям конъюнктуры цен на сырьевые ресурсы. Становится все более очевидным, что в рамках сложившейся свыше 30 лет назад структуры достичь высоких количественных и качественных показателей экономического роста экономики в регионе невозможно. Ставка на высокую результативность малого бизнеса по ряду объективных обстоятельств оказалась также преждевременной в связи с неготовностью многих руководителей и владельцев предприятий пожертвовать частью собственности ради перспективы коренного переоснащения производства и выпуска качественно новой продукции. В данном случае речь идет о том, что инвесторам нужна прозрачность сделки, доступность информации о бизнесе, в который они могли бы вложить свои деньги.

    В последние годы региональная инвестиционная политика Казахстана ориентирована на добывающую промышленность, в первую очередь нефтяную.

    Наибольшая  доля инвестиций (в сопоставлении  с потенциалом) была вложена в пять регионов. Это так называемые переинвестированные регионы, из которых четыре (Западно-Казахстанская, Атырауская, Актюбинская и Мангистауская области) являются действующими и перспективными регионами нефтегазодобычи. К ним близка еще одна нефтегазодобывающая область – Кызылординская. Концентрируя всего лишь 18 % инвестиционного потенциала, эти области за последние два года аккумулировали более 51 % всех инвестиций республики.

    Напротив, в первую пятерку регионов, где  сосредоточено 57 % инвестиционного потенциала (Алматы, Карагандинская, Павлодарская, Восточно-Казахстанская и Костанайская области – все это регионы из числа наиболее привлекательных), за последние два года было вложено менее трети всех инвестиций в экономику Казахстана. Продолжение такой инвестиционной политики уже в ближайшие годы может привести к серьезным изменениям в территориальной структуре хозяйства Казахстана и выравниванию межрегиональных диспропорций в уровне социально-экономического развития. Однако недоинвестирование в «старопромышленные» регионы чревато их постепенным превращением в депрессивные. К тому же «тиражирование» развития добывающих отраслей по всей территории Казахстана сохраняет его роль сырьевого придатка высокоразвитых стран, не оставляя достаточных ресурсов для восстановления сельского хозяйства и развития «верхних этажей» промышленности и научно-технического комплекса.

    В настоящее время приоритетными  направлениями для инвестиций являются: топливно-энергетический комплекс; агропромышленный комплекс; инфраструктура, включая транспорт, телекоммуникации, социальная инфраструктура.

    Перспективными  формами привлечения иностранного капитала представляются такие, как  финансовый лизинг, продажа акций  крупных предприятий иностранным компаниям, привлечение иностранных инвестиций в венчурное производство (при долевом участии государства или правительственной гарантии). Хотелось бы подчеркнуть масштаб нефтегазовых проектов, которые реализуются в Казахстане. Их осуществление потребует значительных инвестиций – десятки миллиардов долларов.

    Правительство Казахстана готово к диалогу и  прилагает все усилия к тому, чтобы  создать самые благоприятные  условия для инвестиций в нашу экономику. 
 
 

    III ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РК

    3.1 Государственное регулирование  инвестиционной деятельности

 

    На  разных стадиях функции государства  и принципы регулирования инвестиционной деятельности будут различаться. Кроме  того, функции и принципы будут  различаться по формам зарубежного  капитала. С этой точки зрения сфера международного кредитования и неакционерных форм предпринимательства подлежит большему объему регулирования со стороны государства, нежели сфера привлечения и использования частного иностранного капитала в форме международного предпринимательства. Именно с этой спецификой связано и то, что законодательство в области зарубежного капитала разделено на законодательство по внешнему заимствованию и законодательство по иностранным инвестициям. На следующей схеме показаны функции регулирования государства при привлечении и использовании зарубежного капитала.

    Методы  регулирования будут также различаться  в зависимости от форм иностранного капитала и инвестиций.

    Степень регулирования международного государственного кредитования определяется тем, что государство является промежуточным заемщиком международных кредитов.

    Роль  государства в данном случае определяется тем, что:

  • оно является наиболее активным участником международных

кредитных отношений, выступая в роли кредитора, гаранта и заемщика;

  • государственное кредитование осуществляется путем аккумулирования бюджетных средств;
  • государство поощряет внешнеэкономическую деятельность с помощью субсидий, кредитов, таможенных льгот, гарантий, субсидирования процентных ставок. Государственные гарантии по экспортным кредитам являются самыми употребляемыми;
  • в большинстве стран за счет госбюджета фирмам и банкам выдаются экспертные кредиты;
  • для поощрения прорыва на мировые рынки создаются государственные или полугосударственные экспортно-импортные банки, осуществляющие кредитование и страхование внешнеторговых операций, гарантирующие экспортные кредиты частных банков. 
    Например, ЭКСИМ БАНК США - обеспечивает 40% всех кредитов США иностранным государствам, ЭКСИМ БАНК Японии - 80%.

    Государство с сильным бюрократическим аппаратом иногда не может мириться с положением независимости от них инвесторов и начинает вмешиваться в скрытых формах в процесс прямых иностранных инвестиций. Чаще всего это выражается в отношениях между государством и инвесторами.

    Каждое  государство имеет собственный  закон о зарубежных инвестициях. Именно из этого закона можно определить, как государство понимает свою роль в привлечении и использовании иностранного капитала и инвестиций.

    Важным  элементом отношений государства  и инвесторов выступает функция контроля государства. Это важно для иностранных инвестиций, связанных со слиянием, поглощением, приобретением или передачей в управление действующих национальных компаний при участии зарубежных физических и юридических лиц.

    Функция государственного контроля широко используется в регулировании иностранных инвестиций во всех развитых стран, независимо от того, существует ли в стране специальный закон об иностранных инвестициях, или он отсутствует. Однако контроль государства в данном случае носит не административный характер, а форму антимонопольного регулирования.

    Принципиальным  моментом в установлении отношений  государства и иностранного инвестора выступает, то, что иностранные инвестиции используются только в целях повышения конкурентоспособности экономики. Вообще следует отметить, что принятие в развитых странах законов об иностранных инвестициях первоначально было вызвано не только попытками привлечения, но и необходимостью усиления в результате интенсивного проникновения зарубежного капитала защищать национальный рынок.

    Доктрина  конкуренции служила своеобразным критерием для государственных  мер. Она исходила из того, что основная цель иностранных инвестиций - обеспечение присутствия на национальном рынке максимального числа производителей. Именно в этих целях государство обеспечивает свободный доступ на национальный рынок иностранных товаров и капиталов.

    Применение  доктрины конкуренции позволяет  сочетать меры государственного регулирования разной направленности в зависимости от поведения участников рынка, и сохранять равновесие на национальном рынке. Чтобы введение ограничений в отношении иностранных инвестиций было оправданным и правомерным, важно следовать установленным в таких случаях критериям принятия решений.

    Функция поддержания конкуренции с помощью зарубежных инвестиций столь очевидна на западе, что в тех странах, которые не имеют законов о них, государство осуществляет регулирование импорта капитала с помощью национального антимонопольного законодательства. Предметом специальной административной процедуры, предусматриваемой по антимонопольному законодательству, являются действия, направленные на осуществление инвестиций, независимо от их организационно-правовой формы: соглашение о приобретении акций национального предприятия или о передаче национальному предприятию имущества в какой-либо его форме в качестве вклада в совместное производство или создание усилиями самого инвестора нового юридического лица.

    Без проходящей либерализации режимов  иностранных инвестиций расширение международного производства было бы невозможно.

    Либерализация иностранных инвестиций конечной своей  целью имеет повышение темпов экономического роста и уровня благосостояния страны.

    На  современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.

    Для решения этих задач, а также для  обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно  важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики. Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами. 

Информация о работе Методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия