Методология инвестиционной привлекательности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:39, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – выявить методы анализа инвестиционной привлекательности на примере промышленного комплекса. Для этого необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты инвестиций в макроэкономическое среде (определить взаимосвязь инвестиций с макропроцессами, ввести понятие инвестиционной активности, изучить мировую практику решения проблем инвестиций);
изучить методологию выявления путей повышения инвестиционной активности в промышленном комплексе (рассмотреть классификацию факторов инвестиционной ситуации, методы изучения инвестиционной активности и методы составления рейтингов инвестиционной привлекательности отраслевых комплексов);

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 157.86 Кб (Скачать)

     Ограниченность  инвестиций в потенциально конкурентоспособном  секторе проявляется в отсутствии источников самофинансирования при  огромной задолженности многих предприятий, в том числе высокотехнологических, и крайне слабой активности коммерческих банков. В свою очередь, спрос на продукцию данного сектора ограничен. Это связано со слишком высокими затратами, расточительным потреблением первичных ресурсов, медленной переориентацией многих конверсионных предприятий на удовлетворение рыночного спроса. Из-за крайне неблагоприятной ситуации в этих отраслях государство, хотя и с помощью внешних кредитов, вынуждено брать на себя так называемые «реабилитационные» затраты, связанные с сокращением мощностей. Наряду с ограниченными централизованными инвестициями необходимы финансовые поступления от распродажи избыточного оборудования. По отношению к предприятиям-банкротам необходимо юридически установить процедуры реорганизации. 
Важно объединить финансово несостоятельные предприятия в компании холдингового типа независимо от формы собственности. Кроме поддержания производственной активности, эти компании утилизируют оборудование, свёртывают неэффективные производственные процессы в соответствии с разрабатываемыми программами. В последних намечаются объёмы утилизации по конкретным срокам, а также льготные кредиты и предлагаемые государством контракты.

     Конечно, вложения окупятся не полностью. Но их максимальный эффект оправдан, если учесть сокращение государственных субсидий и другие расходы. В малом бизнесе быстро окупаются (в течение 1,5 – 2 года) вложения в высокопроизводительное оборудование (мини-пекарни, мини-заводы и т. д. ). Однако в целом инвестиционный климат неблагоприятен для долгосрочных вложений средств. Привлечение их в малый бизнес зависит от формирования экономических отношений в регионах. По сути, требуется нормальная инфраструктура для развития региональных рынков, где малое предпринимательство играет ведущую роль. Практика свидетельствует, что вложения в инфраструктуру связаны с затратами по созданию юридических служб, переквалификации кадров, реформированию региональных органов управления и др. И здесь необходимо финансирование значительных инвестиций, возможное только с государственным участием.

     В целом если обобщить материалы, посвященные  теме повышению инвестиционной активности, то можно сделать следующие несколько выводов. Во-первых, это реформа предприятий, предусматривающая: переход к принятым в мировой практике стандартам бухгалтерского учёта; оценку основных производственных фондов в соответствии с их реальной рыночной стоимостью; существенное улучшение корпоративного управления; строгое и формализованное разделение прав и обязанностей менеджера, с одной стороны, и прав и обязанностей собственника - с другой. Укрепление правовой базы и расширение практики применения механизма санации и банкротства неплатёжеспособных предприятий также будут способствовать усилению роли собственника и ответственности менеджера, выявлению эффективных направлений развития производства. 
Во-вторых, страхование имущества (прежде всего крупными предприятиями), которое пока ещё у нас в стране находится в зачаточном состоянии. В-третьих, развитие инфраструктуры, форм и методов привлечения в инвестиционную сферу сбережений населения. Для этого широкое распространение должна получить система паевых инвестиционных и пенсионных фондов. Зарубежный опыт показывает, что 2/3 средств они вкладывают в ценные бумаги, а 1/3 в инвестиционные проекты. В-четвертых, – ипотека. Сейчас крайне необходимо активно содействовать становлению системы жилищного ипотечного кредитования, формированию вторичного рынка ипотечных кредитов для привлечения в сферу банковского кредитования долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов. К сожалению, в нашей стране еще не полностью осознается принципиальное различие в управлении торговым и промышленным капиталом, которое требует от коммерсанта и промышленного инвестора разных деловых качеств. На сегодняшний день в Беларуси мало профессиональных менеджеров по управлению промышленным капиталом, а коммерсант вкладывает средства в промышленность только в том случае, если он обладает универсальным набором личных качеств, а также приёмов и методов управления, что может встречаться в порядке исключения. 
Нельзя также забывать о третьей стороне участвующей в инвестиционном процессе – это коммерческие банки. Возможным путём стимулирования инвестиционной активности банков является использование весьма жёсткой конкуренции между банками, в частности, между крупными банками, имеющими филиалы в регионах, и местными самостоятельными, относительно небольшими банками. Сильной стороной первых является возможность использовать при необходимости, аккумулированные по всей стране средства для реализации крупных проектов, а также способность привлечь нужных специалистов для оценки этих проектов; слабой стороной является вполне закономерное опасение местных властей и предприятий, что средства, аккумулированные областными филиалами, в основном «откачиваются» из области в центр; кроме того, собственно банковский персонал филиалов, как правило, ещё малоопытен и не имеет необходимой квалификации.

     Во-первых, установление особого режима инвестирования для депрессивных регионов является важнейшим условием общего оздоровления экономики и создания благоприятного инвестиционного климата, но непременно должно базироваться на принятой концепции  рыночных преобразований в целом  по Беларуси иметь целью не только реабилитацию подобных регионов, но и устранение глубинных кризисных явлений в их экономике. 

     Во-вторых, при остром дефиците средств бюджетов различных уровней, платёжном кризисе, инфляции и социальной напряжённости  в обществе выделение депрессивным регионам централизованных капитальных  вложений не может ориентироваться  на достижение исключительно коммерческого  эффекта. Необходимо их авансирование  по принципу точечного финансирования при существенном ограничении излишних пере распределительных финансовых процессов, строгом соблюдении заранее  определённых регионально-отраслевых приоритетов, учитывающих наряду с  прочим, степень депрессивности регионов, уровень их готовности к проведению комплексных мероприятий по совершенствованию  воспроизводственных процессов  основных фондов.

     В-третьих, меры государственного регулирования  инвестиционной деятельности в депрессивных регионах должны не только быть направлены на стимулирование притока сюда капиталов, но и при необходимости ограничивать этот процесс, что в первую очередь предполагает коренное совершенствование бюджетного механизма.

     В-четвёртых, следует активно поддерживать и  стимулировать на государственном  уровне путём предоставления льгот  и преференций, использование альтернативных источников финансирования капитальных  вложений. Эти меры должны строго контролироваться местными органами управления.

     В-пятых, оживление инвестиционной деятельности в депрессивных регионах непосредственно  зависит от институтов рыночной инфраструктуры. Стимулирование их развития в таких  регионах, воздействие государства  на определённые сферы их интересов  позволят повысить результативность регулирования  инвестиционной деятельности, явятся дополнительным фактором формирования источников финансирования капитальных  вложений, важным условием становления  качественно новой системы управления воспроизводственными процессами на региональном уровне. 
Как это ни парадоксально, основное значение в настоящее время имеет второй аспект деятельности. При несовершенных налоговой и общефинансовой системах физические лица и иностранные инвесторы готовы вкладывать свои средства в инвестиционные проекты, если есть государственные гарантии, в том числе и местных государственных органов. Причём процентные ставки под вкладываемые средства в этом случае резко уменьшаются. С учётом государственных гарантий действуют и международные кредитные системы, крупнейшие международные банки. Система государственных гарантий способна обеспечить реализацию проектов самого различного масштаба, но, прежде всего, разумеется, крупных. Для предоставления таких гарантий требуются в первую очередь два условия – наличие полной информации об альтернативных проектах и резервного (залогового) фонда, обеспечивающего эти гарантии. Получить такую информацию в настоящее время очень трудно. На основе функционирования соответствующего информационного центра можно составлять инвестиционную карту региона и соответствующие региональные программы инвестиций. Такие программы и механизм их реализации должны разрабатываться региональными комитетами по инвестициям, которые уже созданы в ряде областей. Причём важно, чтобы этот механизм включал не только местную налоговую политику, государственные гарантии, лицензирование и т. д. , но и методы прямого контроля на начальном этапе реализации особо важных социальных и экономических программ. 
Постоянное взаимодействие местной администрации с предприятиями региона по вопросу регулирования их инвестиционной деятельности предполагает и использование фондового рынка, прежде всего вторичного рынка ценных бумаг, где происходит перелив капитала в результате структурных изменений. Такой вид деятельности государства сравнительно нов в мировой экономике, поэтому его конкретные формы должны апробироваться. Но очевидно, что интересы государства на местном уровне могут представлять различные государственные инвестиционные компании, так же как представляют эти интересы на рынке государственных бумаг Центральный банк и его региональные управления.

     Одним из многочисленных факторов, влияющих на инвестиционную активность в регионе, является наличие в нём специальных  экономических зон. Классификацию  можно осуществить по четырём  основным критериям: по характеру деятельности или функциональному назначению; по степени интегрирования в мировую  и национальную экономику; по отраслевому  признаку; по характеру собственности.

     По  характеру деятельности и функциональному  предназначению можно выделить четыре основных типа: зоны свободной торговли; экспортно-производственные зоны; научно-промышленные парки; оффшорные центры. В Беларуси свободные экономические зоны, к сожалению, пока не выполняют своей основной роли – очагов динамичного экономического роста, дающих импульс для развития других территорий.  
Основным сдерживающим фактором является отсутствие стабильности, учитывающей международную практику правовой базы, регулирующей деятельность иностранного и отечественного капитала. Тревогу, как у российских, так и у иностранных инвесторов вызывает рост социальной напряжённости, поскольку социальная стабильность является важным фактором инвестиционного климата. На динамику оттока и притока инвестиций отрицательное влияние оказывает неразвитая инфраструктура, в том числе связь, система телекоммуникаций, транспорт и гостиничное хозяйство.

     Кардинальное  изменение инвестиционного климата  в целом по стране в ближайшее время представляется весьма проблематичным. Но для ограниченных территорий внутри страны эта задача выглядит выполнимой. Такими территориями вполне могли бы стать свободные экономические зоны. Именно они могут стать своеобразными «точками роста». На нынешнем этапе для Беларуси наиболее оптимальной формой свободных экономических зон могли бы стать промышленные зоны, в которых целесообразно развивать импортозамещающее производство. По мере насыщения внутреннего рынка эти зоны будут перепрофилироваться на выпуск продукции, ориентированной на мировой рынок. 

      1. Анализ  мировой практики решения проблем  инвестиционной активности
 

     Анализ  мировой практики показывает, что  прямая поддержка государством уровня и интенсивности инвестиционных процессов в экономике, рассматриваемых  как решающее условие её структурной  перестройки, приносит конкретные результаты в виде достижения и поддержания стабильных темпов экономического роста. 
Наиболее наглядно это видно на примере стран Юго-Восточной Азии, особенно тех из них, которые сегодня занимают лидирующие позиции в мировой экономике. В целом для отдельных стран региона характерны различные подходы к выборе политики в области прямого кредитования национальной экономики. Прямая кредитная поддержка отраслей и сфер экономики, структурная перестройка которых была признана в качестве национальных приоритетов, на первых стадиях реформирования была характерна для многих стран.

     При этом среди этих стран были те, экономика  которых развивалась быстрыми темпами (Республика Корея, Сингапур, Малайзия, Таиланд), а также те, которые достигли меньшего прогресса в этой области (Филиппины, Индия, Пакистан).Так, в Малайзии в 1980 г. прямые кредиты составляли около 30% банковских инвестиций. В Республике Корея была разработана 221 программа прямой кредитной поддержки отдельных субъектов экономических отношений. На Филиппинах 49 таких программ были разработаны для сельского хозяйства и 12 – для промышленности. В Пакистане 70% кредитов, выдаваемых национальными банками, носили целевой характер.

     При этом, как показывает опыт стран  данного региона, политика, направленная на сокращение прямой кредитной поддержки  со стороны центральных банков, далеко не всегда является фактором ускорения  экономического развития страны. Япония и Корея на первых стадиях своего развития, а также Китай в последние годы активно использовали программы прямой кредитной поддержки отдельных отраслей и сфер экономики. В настоящее время они достигли наиболее высоких темпов экономического роста. Для сравнения следует отметить, что на Филиппинах, где финансовая система существенно либерализована и сфера прямой государственной поддержки финансовыми ресурсами крайне ограничена, процесс развития экономики менее успешен.

     Характерной тенденцией в странах запада в  последние два десятилетия стало  повышение роли и ответственности  регионов в принятии и реализации инвестиционных решений. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что успех реализации инвестиционных программ и проектов связан с нахождением гибких соотношений участия в них частных, смешанных и общественных организаций. Во многом успеху содействует система так называемого координационного управления, предусматривающая согласованность действий всех участников проекта. 

     В целом если обобщить материалы, посвященные  теме повышению инвестиционной активности, то можно сделать следующие выводы. Необходима реформа предприятий, предусматривающая: переход к принятым в мировой практике стандартам бухгалтерского учёта; оценку основных производственных фондов в соответствии с их реальной рыночной стоимостью; существенное улучшение корпоративного управления; строгое и формализованное разделение прав и обязанностей менеджера, с одной стороны, и прав и обязанностей собственника - с другой. Укрепление правовой базы и расширение практики применения механизма санации и банкротства неплатёжеспособных предприятий также будут способствовать усилению роли собственника и ответственности менеджера, выявлению эффективных направлений развития производства. 
 
 

     2 МЕТОДОЛОГИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ  ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ  ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ  В ПРОМЫШЛЕННОМ  КОМПЛЕКСЕ

      
2.1 Классификация факторов, определяющих инвестиционную ситуацию
 

     Реальный  инвестиционный климат представляет собой  систему социально – экономических  отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных  процессов на макро-, микро - и собственно территориальных уровнях управления в промышленном комплексе, создающих  предпосылки для появления устойчивых инвестиционных мотиваций.

     Следует выбрать такой круг показателей, которые будут классифицировать факторы, определяющие инвестиционную ситуацию, и в силу своей специфики  будут отличаться либо достаточным  постоянством, либо постоянной тенденцией к изменению. Подобный подход реален при достижении определённой стабильности общеэкономического положения как  по стране в целом, так и на уровне отдельных территорий региона. В условиях же продолжающегося экономического кризиса, крайней неустойчивости, а главное – непредсказуемости макроэкономической ситуации, когда большинство качественных характеристик социально – экономического развития на региональном уровне не только варьирует в широком диапазоне, но и испытывает воздействие разнонаправленных тенденций, оценка перспектив формирования инвестиционного климата на базе анализа и обобщении одинаковых по каждой территории региона показателей затрудняется и искажается до такой степени, что становится практически бесполезной. К тому же ни один из инвестиционных показателей и даже их совокупность не дают оснований для окончательного вывода о состоянии инвестиционного климата в целом по региону, так как они складываются в значительной степени под влиянием особенностей развития отдельных отраслей и поэтому отражают закономерности развития именно их динамики и, следовательно, формирование отраслевого, а не территориального климата.

     Итак, методический аспект классификации  факторов, определяющих инвестиционную ситуацию в промышленном комплексе, заключается в обосновании таких  подходов, которые обеспечат учёт как чисто отраслевых и территориальных  изменений, так и их взаимовлияние. При этом необходимо иметь в виду и традиционные факторы, определяющие ход инвестиционного процесса, и  собственно последствия рыночного  реформирования всей системы экономических  отношений в целом по региону, а не только в инвестиционной сфере.

Информация о работе Методология инвестиционной привлекательности