Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 17:07, курс лекций
Инвестиции – это вложения свободных денежных средств в различные формы финансовых и материальных богатств. В соответствии с действующим законодательством понятие инвестиций в широком смысле представляет собой все виды материальных, имущественных и иных ценностей (включая интеллектуальные), вкладываемые в предпринимательскую и другие виды деятельности в целях получения дохода или достижения социального эффекта.
Виды инвестиций:
1) инвестиции физические (или реальные активы).
Физические инвестиции - производственные здания, сооружения, а также любые виды машин и оборудования со сроком службы более 1 года (это капитальные вложения)
2) вложения в денежные активы (или финансовые активы).
Денежные активы - право на получение денежных сумм от других физических или юридических лиц (депозиты в банке, приобретение ценных бумаг). Вложени в ценные бумаги принято называть портфельными инвестициями.
3) вложения в нематериальные активы
Источниками финансирования инвестиций являются:
1. Кредит в размере 600 тыс. у.е. при ставке 15 % в год
2. Дополнительный кредит в размере 200 тыс. у.е. при ставке 18 % в год.
3. Нераспределенная прибыль 600 тыс. у.е.
4. Эмиссия привилегированных акций с гарантированным дивидендом 20 % годовых (от стоимости).
Затраты на размещение – 5% от объема эмиссии (F).
Текущая рыночная цена привилегированных акций составляет 100 у.е.
5. Эмиссия обыкновенных акций, ожидаемый дивиденд по которым составит 24 у.е.
Текущая рыночная цена обыкновенных акций составляет 120 у.е.
Темп роста дивидендов 5%.
Затраты на размещение – 5% от объема эмиссии
Предприятие в долгосрочной перспективе придерживается следующей целевой структуры капитала:
1) заемный капитал Кз – 30 %
2) привилегированных акций – 10 %
3) собственный капитал – 60 %
Выбрать те инвестиционные проекты, которые позволят увеличить норму дивидендов.
РЕШЕНИЕ:
I. Определение стоимости источников финансирования.
1) Стоимость заемного капитала определяется с учетом влияния налогового эффекта (24 % налог на прибыль).
= ставка банковского процента×(1–ставка налогообложения прибыли) = 15 %×(1-0,24) = 11,4%
= 18 % × (1-0,24) = 13,68 %
2) Определить стоимость капитала, привлекаемого за счет эмиссии привилегированных акций, которая рассчитывается на основании расчета модели с учетом чистой текущей стоимости.
%
Д – доход
F – затраты на размещение берется в расчете на одну акцию
3) Стоимость собственного капитала при использовании нераспределенной прибыли:
, F = 0
4) При эмиссии обыкновенных акций:
СК=60% - собственный капитал = 3) + 4)
ПА = 10 % - привилегированные акции 2) WACC
ЗК = 30 % - заемный капитал
II. Расчет средневзвешенной стоимости капитала.
Затраты по каждому проекту составят:
WACCA = 11,4 % × 0,3 + 21,05 % × 0,1 + 25 % × 0,6 = 20,53
WACCВ = 11,4 % × 0,3 + 21,05 % × 0,1 + 25 % × 0,6 = 20,53
WACCС = 11,4 % × 0,3 + 21,05 % × 0,1 + 26,05 % × 0,6 = 21,16
WACCD = 11,4 % × 0,3 + 21,05 % × 0,1 + 26,05 % × 0,6 = 21,16
WACCЕ = 11,4 % × 0,05 + 13,68 % × 0,25 + 26,05 % × 0,6 + 21,05 % × 0,1 = 21,73
III. Построение графика стоимости капитала, т.е. определение предельных затрат - WACC(IC)
WACC, IRR |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
|
|
|
|
|
|
|
23 | A |
|
|
|
|
|
|
22 21,73 21,16 |
| B |
|
|
|
|
|
21 20,53 |
|
| C |
|
|
|
|
20 |
|
|
| D |
|
|
|
19 |
|
|
|
| E |
|
|
| 500 | +500= 1000 | +700= 1700 | +200= 1900 | +600= 2500 | IR |
|
IV. Построение графика предельных инвестиционных возможностей проектов IRR(IC).
Анализируя стоимость совокупного капитала по проектам А, B, C, D, E следует отметить, что при данной стоимости источников финансовых ресурсов могут быть реализованы только проекты А и В. Величина графика предельных возможностей располагается выше графика предельных затрат. Проекты C, D и E при данной стоимости источников реализованы быть не могут, и на графике по проектам C, D, E предельные возможности расположены ниже предельных затрат. График является иллюстрацией принятия решения. График позволяет формировать инвестиционную программу предприятия.
V. Источники финансирования инвестиционных проектов
1. Классификация источников финансирования
I. По отношениям собственности:
1. Собственные источники (чистая прибыль, амортизация);
2. Привлекаемые источники (дополнительная эмиссия);
3. Заемные источники (все виды кредитов).
II. По видам собственности:
1. Государственные инвестиционные ресурсы:
-
-
-
-
2. Инвестиционные средства хозяйствующих субъектов коммерческого и некоммерческого характера, общественных объединений, физических лиц, включая иностранных инвесторов.
3. Инвестиционные ресурсы иностранных инвесторов:
- межгосударственные кредиты;
- кредиты международных финансовых и инвестиционных институтов;
- средства отдельных зарубежных предприятий, институциональных инвесторов (банков и кредитных учреждений).
III. По уровням собственников.
1. На уровне государства и субъектов федерации. Источниками финансирования этих проектов могут быть:
-
-
- заемные средства:
а) в виде государственных международных заимствований (внешний долг государства);
б) государственных облигационных и прочих замов (т.е. внутренний долг государства).
2. На уровне предприятия.
- собственные средства прибыль, амортизационные отчисления, страховые суммы возмещения убытков, и мобилизационные излишки основных и оборотных средств нематериальных активов).
- привлеченные средства, с т.ч. взносы и пожертвования и средства, полученные от продажи акций;
- заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов (на процентной и беспроцентной основе)
3. На уровне инвестиционного проекта:
- средства бюджетов и субъектов федерации внебюджетных фондов;
- средства субъектов хозяйствования (средства отечественных предприятий и организаций и коллективных институциональных инвесторов);
- иностранные инвестиции в различных формах.
2. Система бюджетного финансирования
В настоящее время государство принимает на себя большую часть финансирования инвестиционных проектов развития производственной и социальной инфраструктуры.
Государство направляет до 80 % инвестиционных ресурсов, централизованных в федеральном бюджете, на удовлетворение неотложных потребностей социальной сферы (жилищного и муниципального строительств, здравоохранения, культуры и науки), а оставшиеся 20 % централизованных инвестиционных ресурсов использует для стимулирования частных отечественных предприятий в производственно сфере.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется путем поддержки (частичного финансирования) инвестиционных проектов и направления финансовых ресурсов на выполнение федеральных целевых программ, определяемых в порядке, установленном законодательством.
Формы бюджетного финансирования
1. Финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов (на условиях размещения на конкурсной основе), выделенная из бюджетных средств.
В настоящее время финансовые ресурсы государства выделяются на конкурсной основе вместо целевого распределения. В Министерстве экономики РФ создана комиссия по инвестиционным конкурсам, в состав которой входит рабочая группа и экспертный совет для отбора наиболее эффективных инвестиционных проектов. Основными требованиями для участия в конкурсе для инвестиционных проектов, участвующих в конкурсе, являются:
а) проекты должны быть связаны с «точками» роста экономики, т.е. с теми направлениями, которые объявлены приоритетными в настоящий момент;
б) в этот проект должны быть вложены не менее 20 % собственных средств предприятия (акционерный капитал, прибыль, амортизация);
в) срок окупаемости данных проектов не должен превышать 2-х лет.
Государственная поддержка может осуществляться:
1) На условиях закрепления государственной собственности в части акций создаваемых акционерных обществ (т.е. государство выкупает у предприятия часть акций);
2) Путем предоставления государственных гарантий по возмещению в части вложенных инвестором финансовых ресурсов.
Представленные на конкурс инвестиционные проекты разделяются на 4 категории. Каждая категория поддерживается определенным процентом выделяемых финансовых ресурсов. Процент определяется от общей потребности в инвестициях на реализацию инвестиционного проекта. Различают категории:
А) включает проекты, обеспечивающие производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов, при условии ее защищенности отечественными патентами. Государственная поддержка осуществляется в пределах 50 %.
Б) проекты, обеспечивающие производство экспортных товаров несырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке на уровне лучших мировых образцов. Государственная поддержка осуществляется в пределах 40 %.
В) проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен по сравнению с импортируемым. Государственная поддержка осуществляется в пределах 30 %.
Г) проекты, обеспечивающие производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке. Государственная поддержка осуществляется в пределах 20 %.
Размер государственной поддержки в виде государственных гарантий устанавливается также в зависимости от категорий проектов (вышеперечисленных), но не может превышать 60 % заемных средств, необходимых для его осуществления.
Решение инвестиционной комиссии по отбору инвестиционных проектов направляется в министерство финансов для их реализации в установленном порядке. Выделенные министерством финансов средства на оказание государственной поддержки предусматриваются в проекте федерального бюджета на очередной год.
Инвестор, победивши на конкурсе инвестиционного проекта, имеет право выбора формы государственной поддержки:
1) Предоставление средств федерального бюджета на возвратной основе на срок не более 24 мес.
2) Предоставление инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые реализуются на рынке по истечении 2-х лет с начала получения прибыли от реализации проекта. Размер пакета акций, закрепляемого в государственной собственности, а также год их реализации определяются в соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта.
Информация о работе Инвестиционная сфера как объект экономического регулирования