Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 02:10, реферат
Целью данной работы является оценка состояния инвестиционной политики Беларуси на современном этапе, определение ее эффективности и перспектив.
Задачами данной работы являются:
1. Дать определение инвестициям, выявить виды инвестиций, а также факторы влияющие на их рост.
2. Проанализировать состояние инвестиционного климата, инвестиционной деятельности в Республике Беларусь на современном этапе, изучить инвестиционные проекты.
3. Отразить меры, предпринимаемые в Беларуси по созданию благоприятных условий для привлечения в страну инвестиций.
На территории СЭЗ имеются свободные участки земли, на которых могут быть построены новые производственные объекты.
В распоряжении инвесторов имеется минимально необходимая производственная инфраструктура: система электро- и теплообеспечения, газопровод, канализация.
Администрация СЭЗ «Минск» за счет выделенных Правительством республики денежных средств занимается подготовкой на территории СЭЗ минимально необходимой инфраструктуры, прежде всего реконструкцией и строительством улично-дорожной сети и объектов инженерных сетей.
СЭЗ «Минск» имеет удобное географическое расположение – рядом с Минской кольцевой автомобильной дорогой и Европейским транспортным коридором №2 (Берлин – Варшава – Минск - Москва).
За сравнительно короткий период функционирования наблюдаются положительные результаты их деятельности: увеличение объемов производства, экспорта товаров и услуг, создание новых рабочих мест, более заметное влияние на макроэкономические показатели территориальных образований, рост налоговых поступлений и сборов в бюджеты различных уровней и во внебюджетные фонды.
Возможности привлечения инвестиций, способствует создание «Парка высоких технологий».
«Парк высоких технологий»
Парк создан на основании Декрета Президента Республики Беларусь «О Парке высоких технологий» подписанный 22 сентября 2005 года, который ратифицирован в обеих палатах белорусского Парламента.
Парк высоких
технологий - это уникальная благоприятная
среда для развития высоких технологий
в Республике Беларусь. Целью его
создания является повышение
Срок действия специального правового режима для Парка составляет 15 лет. Совокупность экономических, социальных и правовых условий для деятельности резидентов, определенных Декретом, превосходит уровень, достигнутый на сегодняшний день в аналогичных парках Западной и Восточной Европы, России, Индии и Китая.
Осуществляя деятельность в рамках установленного правового режима, резиденты Парка полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (НДС), налога на недвижимость, от уплаты налогов, сборов и иных платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды. Резиденты Парка могут свободно осуществлять выплаты (передачу) дивидендов их учредителям, включая перечисление денежных средств нерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в оффшорной зоне. Доходы, полученные физическими лицами от резидентов Парка, облагаются по фиксированной ставке 9% и не включаются в совокупный годовой доход.[8, раздел бизнес]
Важная роль в создании благоприятного инвестиционного климата в Республике Беларусь принадлежит Консультативному Совету по иностранным инвестициям, возглавляемому Премьер-министром. В его состав входят представители государственных структур, международных организаций, а также иностранных инвесторов, работающих на белорусском рынке.
По мнению Международной финансовой корпорации, занимающейся анализом инвестиционного климата в разных странах, белорусское инвестиционное законодательство заслуживает высокой оценки и является одним из лучших среди стран СНГ.
Создание в стране благоприятного инвестиционного климата способствует улучшению инвестиционной деятельности.
2.2. Инвестиционная деятельность.
Под инвестиционной деятельностью в соответствии с белорусским
законодательством понимаются действия
юридического или физического лица либо
государства (административно-
Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в двух формах.
1. Создание юридического лица;
2. Приобретение имущества или имущественных прав, а именно:
-доли в уставном фонде юридического лица, включая случаи увеличения уставного фонда юридического лица;
-недвижимости;
-ценных бумаг;
-прав на объекты интеллектуальной собственности;
-концессий;
-оборудования;
-других основных средств.
В процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при реализации инвестиционных проектов, инвесторы имеют право на государственную поддержку в виде централизованных инвестиционных ресурсов или предоставления гарантий белорусского Правительства. Кроме того, при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики нашей страны, с инвестором может быть заключен инвестиционный договор, в котором устанавливаются дополнительные правовые гарантии Республики Беларусь по данному проекту, оговоренные на период действия договора.
Наряду с поддержкой, иностранные инвесторы получают в нашей стране целый ряд гарантий государства. Им гарантируется право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом. И, главное - независимо от формы собственности, инвесторам гарантирована равная, без всякой дискриминации, защита прав и законных интересов.
В соответствии с белорусским законодательствам инвесторы могут самостоятельно осуществлять все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности. В частности, распоряжаться полученной от инвестиций прибылью, в том числе, реинвестировать ее на территории Беларуси или после уплаты налогов и других обязательных платежей беспрепятственно переводить за пределы республики.
Немаловажным является и тот факт, что инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы. Такие процессы возможны лишь со своевременной и полной компенсацией не только стоимости инвестиционного имущества, но и других вызванных ими убытков.
Инвестиционным кодексом также закрепляется право инвестора обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) государственных органов или их должностных лиц и их акты, нарушающие права инвестора и (или) причиняющие ему убытки.
Деятельность по привлечению инвестиций, в т. ч. иностранных, является приоритетом государства. Как видно из таблицы 2.3. в экономику страны за 2009 г. поступило 2777848,9 тысяч долларов США, что в 1,5 раза больше, чем в предыдущем [Таблица разработана самостоятельно на основании Стат.сборника «Финансы РБ» 2010, ст. 495].
Наибольшее количество иностранных инвестиций привлечено в транспорт – 38,4% от общего объема привлеченных иностранных инвестиций, далее в промышленность – 30,3%от общего объема и в общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка – 15,9%.
Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в реальный сектор экономики Республики Беларуси, по основным отраслям экономики (тысяч долларов США)
Отрасль экономики |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
промышленность |
423530,7 |
805993,1 |
894031,4 |
2371213,7 |
2802177,0 |
2816809,6 |
-электроэнергетика |
15253,7 |
130148,8 |
102660,9 |
257939,1 |
241553,3 |
62033,6 |
-топливная промышленность |
82511,9 |
257379,9 |
146636,0 |
1307578,8 |
1710742,8 |
2213110,6 |
-черная металлургия |
35956,4 |
86530,7 |
240795,2 |
278065,4 |
83745,8 |
72737,8 |
-химическая и нефтехимическая промышленность |
34976,5 |
43008,0 |
77372,3 |
97198,8 |
102706,8 |
136116,7 |
-машиностроение и металлообработка |
113553,6 |
165745,8 |
149290,8 |
201832,5 |
270768,2 |
104757,4 |
-лесная, деревообрабатывающая
и целлюлозно-бумажная |
48599,6 |
44582,0 |
38300,4 |
38213,3 |
35429,8 |
15664,0 |
-промышленность строительных материалов |
1193,2 |
5720,1 |
10988,8 |
24939,8 |
42977,0 |
6197,9 |
-легкая промышленность |
8868,0 |
8507,8 |
24449,0 |
43626,8 |
58856,8 |
55006,3 |
-пищевая промышленность |
52629,6 |
46481,9 |
73355,3 |
83432,0 |
149806,7 |
128065,3 |
сельское хозяйство |
12760,2 |
2761,6 |
11514,1 |
29423,0 |
31593,3 |
24216,0 |
транспорт |
57173,6 |
72994,5 |
106209,4 |
379985,9 |
408222,4 |
3572071,4 |
связь |
222567,8 |
142498,3 |
234556,7 |
386226,7 |
270003,5 |
153843,9 |
строительство |
17408,1 |
16155,7 |
31335,9 |
52289,8 |
103865,1 |
67612,9 |
торговля и общественное питание |
464613,2 |
281481,0 |
435471,1 |
320588,6 |
556479,5 |
945856,9 |
материально-техническое снабжение и сбыт |
884,0 |
1763,4 |
15922,6 |
16820,8 |
19719,1 |
23597,6 |
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка |
292158,5 |
449501,6 |
2208314,7 |
1631660,3 |
1941496,3 |
1479284,5 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
1877,3 |
45,1 |
70,0 |
2207,4 |
3321,0 |
1830,8 |
Таблица 2.3.
Сегодня основные инвесторы в республике – это Россия, на долю которой приходится более четверти привлекаемых инвестиций от общего объема, и ряд европейских стран (Швейцария, Австрия, Кипр, Нидерланды)-таблица 2.4., диаграмма 2.2.[4, с. 502]. Однако большой интерес для нас представляют также инвестиции из ближне-восточного и азиатского регионов, в том числе сотрудничество с Китаем, Ливаном, Ираном, Сирией, Саудовской Аравией, Израилем, с которыми в настоящее время активизируются инвестиционные связи.
Объем иностранных инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в реальный сектор экономики Республики Беларусь, по основным странам-инвесторам в 2009 г.(тысяч долларов США)
Страна - инвестор |
Поступившие инвестиции |
Австрия |
931704,1 |
Великобритания |
467675,0 |
Кипр |
536494,9 |
Нидерланды |
439317,1 |
Россия |
6076602,0 |
Швейцария |
371194,2 |
Прочие |
219606,5 |
Всего |
9303706,2 |
Таблица 2.4.
.
Диаграмма 2.2.
Инвестиционную
деятельность обычно сводят к двум
разновидностям: инвестиции с целью
получения дохода в виде процентов,
дивидендов или прибыли и инвестиции
с целью получения дохода в
виде разницы между ценой приобретен
В первом случае определяющим моментом является стабильность дохода по видам активов, во втором - стабильность роста рыночной стоимости активов. При этом доходность может и должна быть одним из факторов, влияющих на стоимость активов. Поэтому на практике возможны комбинации указанных направлений инвестиционной деятельности.
Политика стабильного дохода предполагает приобретение активов с фиксированной нормой доходности. Этим объясняются вложения в покупку, например, облигаций или депозитных сертификатов. Если стабильный доход будет обеспечиваться производственной сферой, то вложения в нее также станут привлекательными.
Немалую роль в инвестиционной деятельности играет финансовое законодательство, благоприятный финансовый климат, макроэкономическое регулирование, структурные преобразования и стимулирование внутреннего накопления.
2.3. Инвестиционные проекты
В Беларуси действует около 3 тыс. компаний, созданных с участием инвесторов из 77 стран мира. Наиболее привлекательными отраслями для зарубежных инвесторов в республике являются: машиностроение и металлообработка, легкая, химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая, пищевая промышленность, а также торговля, связь, транспорт и медицина.[9, раздел инвестиции]
Созданные коммерческие организации с участием зарубежного капитала имеют ряд преимуществ перед национальными субъектами хозяйствования. Иностранным и совместным предприятиям предоставляется следующие льготы и преференции:
-освобождение в течение трех лет от уплаты налога на прибыль от производственной деятельности. В случае если такие организации производят особо важную для республики продукцию, ставка налога на прибыль уменьшается на 50 процентов еще на срок до трех лет;
-освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию республики основных средств, предназначенных для формирования уставного фонда;
-безлицензионные экспорт продукции собственного производства и импорт продукции для собственного производства;
-свободное распоряжение полученной выручкой в иностранной валюте от экспорта продукции собственного производства после оплаты налогов и других обязательных платежей;
-свобода при выборе поставщиков товаров и установлении цен на продукцию собственного производства;
-сохранение правового режима в течение 5 лет с момента регистрации предприятия с иностранными инвестициями в не зависимости от изменений в законодательстве Республики Беларусь и др.
Все это делает нашу страну привлекательным и, что самое главное, безопасным и выгодным местом для зарубежных капиталовложений.
Беларусь успешно
сотрудничает с известнейшими транснациональ
ЗАО «МАЗ-MAN»
5 марта 1998 года
было зарегистрировано
Автомобили «МАЗ-MAN» представляют на рынке качественно новый уровень техники, производимой в Республике Беларусь. Она соответствует всем действующим и перспективным требованиям европейских правил и Директив, в том числе правилам ЕЭК ООН по нормам Euro 3.
СП «Санта Импэкс Брест»
Открывшееся весной 1993 г. совместное белорусско-германское предприятие является примером успешного инвестиционного проекта в СЭЗ "Брест".
СП «Санта-Бремор»
— динамично развивающееся
Информация о работе Инвестиционная политика в Республике Беларусь