Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 02:10, реферат
Целью данной работы является оценка состояния инвестиционной политики Беларуси на современном этапе, определение ее эффективности и перспектив.
Задачами данной работы являются:
1. Дать определение инвестициям, выявить виды инвестиций, а также факторы влияющие на их рост.
2. Проанализировать состояние инвестиционного климата, инвестиционной деятельности в Республике Беларусь на современном этапе, изучить инвестиционные проекты.
3. Отразить меры, предпринимаемые в Беларуси по созданию благоприятных условий для привлечения в страну инвестиций.
иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами
- Совместные инвестиции - это вложения, осуществляемые субъектами данной
страны и иностранных государств.
7.
Рис. 1.8. Классификация инвестиций по региональному признаку.
8.
Рис. 1.9. Классификация инвестиций по характеру использования капитала.
- Первичные инвестиции представляют собой вложение капитала за счет собственных, заемных и привлеченных средств предприятия.
- Реинвестиции
выражают вторичное
- Деинвестиции
– высвобождение ранее
9.
Рис. 1.10. Классификация инвестиций по степени надежности.
Наиболее рисковыми являются инвестиции в сфере научных исследований и разработок. Здесь трудно оценить потребность в ресурсах и будущие результаты. Менее рисковыми являются вложения в отрасли с устойчивым рынком сбыта товаров и услуг.
1.3. Факторы, влияющие на рост инвестиций.
Размеры инвестиций играют определяющую роль в развитии экономики и зависят от ожидаемой нормы чистой прибыли и ставки банковского процента.
Что касается ожидаемой нормы чистой прибыли, то этот показатель весьма важен для предпринимательских действий.
Ожидаемая норма чистой прибыли = (Чистый доход/Вложенный капитал)×100
Поскольку в рыночной системе хозяйствования деньги содержатся в производственных или финансовых активах, свободными денежными ресурсами никто не располагает и для осуществления инвестиций деньги следует взять в кредит, поэтому предполагаемую норму чистой прибыли необходимо сравнить со ставкой процента.Если ставка процента окажется равной или превысит норму чистой прибыли, никто инвестициями заниматься не будет в силу их экономической нецелесообразности. Размер превышения нормы чистой прибыли над ставкой процента определяет целесообразность и привлекательность инвестиций. Необходимо учесть, что на принятие решения об инвестировании оказывает влияние не номинальная, а реальная ставка процента.
Если рассматривать инвестиции в сфере всей предпринимательской деятельности, то необходимо свести воедино отдельно взятые предполагаемые нормы чистой прибыли по каждой из фирм. Для лучшего восприятия построим кривую спроса на инвестиции (Рис.1.11.), учитывая, что норма ожидаемой чистой прибыли не должна быть ниже ставки процента. Определив исходную ставку в 10%, рассчитаем движение кривой для заданных значений нормы чистой прибыли, ставки процента и размера инвестиций.
Исходные данные для построения кривой спроса на инвестиции представлены в таблице 1.2.
Ожидаемая прибыль на инвестиции.
Ожидаемая норма чистой прибыли, % |
18 |
16 |
14 |
12 |
10 |
Величина инвестиций, млрд. руб. в год |
100 |
120 |
140 |
160 |
180 |
Таблица 1.2. Ожидаемая прибыль на инвестиции.
Кривая спроса на инвестиции для народного хозяйства в целом строится путем расположения всех инвестиционных объектов по нисходящей в зависимости от ожидаемой нормы чистой прибыли.
График спроса на инвестиции.
P, r (%)
18
16 Спрос на инвестиции
14
12
10
100 120 140 160 180 I (млрд. руб.)
Рис. 1.11. Кривая спроса на инвестиции.
P – ожидаемая норма чистой прибыли,
r –реальная ставка процента,
I – инвестиции.
Следует учитывать, что инвестиции производятся до момента, когда ставка процента оказывается равной ожидаемой норме чистой прибыли. Кривая спроса на инвестиции опускается вниз и отражает обратную зависимость между ставкой процента и совокупной величиной инвестиций.
Если ставка будет меняться, это вызовет изменение уровня расходов на инвестиции. При этом при самой высокой ставке процента осуществляются те инвестиции, которые обеспечивают самую высокую ожидаемую норму чистой прибыли. В случае снижения ставки процента коммерчески выгодными становятся проекты, ожидаемая норма чистой прибыли от которых меньше. В таком случае уровень инвестиций возрастет: при ставке процента, равной 10%, инвестиции составят 180 млрд. руб., но рост нормы прибыли вызовет повышение процентной ставки и инвестиции начнут падать. При 18% инвестиции составят 100 млрд. руб.[6, с.66]
Таким образом, инвестиции являются многогранной величиной, классифицируемой по ряду признаков, включающей субъектов инвестиционной деятельности и зависящей от многих факторов. Инвестиции важны для экономики т.к. влияют на объем национального производства и занятость населения.
2. ИНВЕСТИЦИОНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1. Инвестиционный климат
Важнейшим направлением государственной экономической политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.
Беларусь предлагает
потенциальным инвесторам такие
свои основные преимущества, как выгодное
географическое расположение в центре
Европы, благоприятные природно–
Республика находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефте–, газо–и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Беларусь становится своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.
Экономическая ситуация в стране характеризуется стабильным уровнем инфляции, предсказуемостью обменных курсов, наличием налоговых и таможенных льгот для иностранных инвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг.
В стране существует развитая научно–техническая база для проведения исследований и разработок в различных областях теоретических и прикладных знаний. В республике функционирует около 300 научных организаций. Научными исследованиями и разработками занимается свыше 30 тыс.человек, в их числе более 805 докторов наук и 3400 кандидатов наук. Международное признание получили разработки белорусских ученых в области лазерной и ядерной физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, программного обеспечения, биотехнологии и др.
В Беларуси имеются производства по выпуску конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Республика специализируется на производстве продукции машиностроения, химической и нефтехимической, легкой, пищевой промышленности, а также животноводства, льноводства, картофелеводства. Беларусь экспортирует более 90% произведенных автомобилей и тракторов, около 90% –телевизоров, холодильников и морозильников, а так же калийных удобрений, более 80 %–металлорежущих станков.
Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и огромной емкости российского рынка. Расширению инвестиционных возможностей Беларуси способствуют так же положительная динамика переговорного процесса по присоединению страны к Всемирной торговой организации, улучшение отношений с международными финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международной финансовой корпорацией и Международным банком реконструкции и развития в рамках Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития).
Среди форм международного
экономического сотрудничества, широко
используемых в развитых и в развивающихся
странах, важное место занимают свободные
экономические зоны. Мировая практика
показывает, что они являются одной
из эффективных моделей территориа
В Беларуси создано 6 свободных экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового и таможенного режимов. Ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость для резидентов СЭЗ в два раза ниже, чем по республике. Прибыль, полученная резидентами СЭЗ за счет реализации продукции собственного производства, освобождается от налогообложения сроком на 5 лет с момента ее объявления.[7,раздел инвестиции]
СЭЗ «Брест»
СЭЗ «Брест» - создана Указом Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 г. № 114
Уникальное
географическое положение, специальный
правовой режим, предоставляемые налоговые,
таможенные и административные льготы
создают исключительно
В СЭЗ «Брест» выпускается более тысячи наименований промышленной продукции и товаров, в том числе электротехнические изделия, машины и оборудование дорожной разметки, краски и эмали, газовые и электроплиты, мебель, морепродукты, мясные и кондитерские изделия.
В настоящее время СЭЗ «Брест» принимает инвестиции на создание предприятий с использованием высоких технологий в фармацевтической, автомобильной, электронной, машиностроительной и других отраслях промышленности.
СЭЗ «Витебск
СЭЗ «Витебск» - создана Указом Президента Республики Беларусь от 4 августа 1999 г. № 458
СЭЗ «Витебск» дает возможность: снизить затраты на производство продукции, повысить конкурентоспособность предприятия, сократить сроки окупаемости инвестиционного проекта, уменьшить потребность в оборотных средствах за счет отсутствия необходимости уплаты НДС при ввозе сырья, комплектующих, материалов и оборудования на таможенную территорию Республики Беларусь.
По состоянию на 10.12.2010 г. на территории СЭЗ «Витебск» успешно осуществляется 37 инвестиционных проекта с участием капитала из следующих стран: Германии, Польши, США, Чехии, России, Великобритании, Болгарии, Литвы, Канады, Беларуси.
Основные производственные
направления реализуемых
легкую промышленность, пищевую промышленность, электронику. Кроме того, на территории СЭЗ «Витебск» действует филиал ОАО «Белинвестбанк» - который обслуживает прежде всего резидентов СЭЗ.
СЭЗ «Гомель-Ратон»
СЭЗ «Гомель-Ратон» - создана Указом Президента Республики Беларусь от 2 марта 1998 г. № 93
СЭЗ «Гомель-Ратон» - это наличие на ее территории высокотехнологичной базы предприятий радиоэлектроники, приборостроения, машиностроительной, электротехнической и кабельной промышленности. Причем предприятий, обладающих сегодня свободными производственными площадями, складскими помещениями, развитой инфраструктурой, полным комплексом инженерных коммуникаций.
В СЭЗ «Гомель-Ратон» существует высокоинтеллектуальный кадровый инженерно-технический и рабочий потенциал.
СЭЗ «Гомель-Ратон» включает в себя производственные, экспортные и свободные таможенные зоны. Производство ее резидентов концентрируется на выпуске экспортной продукции, освоении новых и высоких технологий.
СЭЗ «Гродноинвест»
СЭЗ «Гродноинвест» - создана Указом Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2002 г. № 208
В СЭЗ созданы комфортные условия для ведения бизнеса на границе со странами Евросоюза и СНГ, предоставляются значительные налоговые и таможенные льготы, земельные участки с вновь построенными коммуникациями, свободные производственные и офисные площади.
В настоящее время в СЭЗ «Гродноинвест» зарегистрированы 50 резидентов с капиталом из 18 стран мира, реализующих инвестиционные проекты в легкой, пищевой, деревообрабатывающей, строительной и других отраслях. Средний срок окупаемости проектов – 1,5 года.
СЭЗ «Могилев»
СЭЗ «Могилев» - создана Указом Президента Республики Беларусь от 31 января 2002 г. № 66
Весомым фактором для привлечения инвестиционных проектов именно в СЭЗ «Могилев» являются налоговые и таможенные льготы, для резидентов СЭЗ.
В специальном правовом режиме СЭЗ резиденты освобождены от: налога на прибыль (в первые 5 лет с момента объявления прибыли), налога на недвижимость, некоторых местных налогов и сборов, в том числе уплачиваемых из прибыли. А по льготной ставке уплачиваются: налог на прибыль (после 5 лет с момента объявления прибыли уплачивается 50 % установленной ставки, но не более 12 %), также при реализации импортозамещающей продукции на территории Республики Беларусь уплачивается 50% от подлежащего уплате налога на добавленную стоимость.
СЭЗ «Минск»
СЭЗ «Минск» - создана Указом Президента Республики Беларусь от 2 марта 1998 г. № 93
СЭЗ «Минск» представляет интерес для иностранных и отечественных инвесторов, поскольку она способна предоставить несомненные конкурентные преимущества, связанные со следующими факторами.
Информация о работе Инвестиционная политика в Республике Беларусь