Инвестиционная политика Узбекистана

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 07:32, курсовая работа

Описание работы

В ходе реализации Инвестиционной программы за январь-сентябрь 2009 года за счет всех источников финансирования освоено 9008,9 млрд. сумов капитальных вложений с ростом на 28,3% к соответствующему периоду 2008 года. Опыт показывает, что иностранные инвестиции, соединяясь с национальными природными производственными и трудовыми ресурсами, создают высокий совокупный эффект при внедрении прогрессивных технологий, современных методов управления и организации производства, более активном вовлечении в хозяйственный оборот местных, зачастую ранее неиспользованных богатств.

Работа содержит 1 файл

Инвестиционная Политика Государства.docx

— 53.97 Кб (Скачать)

По оценкам экспертов, принятые в Республике законы и подзаконные  акты создают целостную систему  налоговых льгот, стимулов и гарантий от политических и коммерческих рисков, благоприятные рамочные условия  для активного участия зарубежных фирм и компаний на рынках Узбекистана.

    В целях  более тесной поддержки и содействия  иностранным инвесторам в Узбекистане  создана также сеть специализированных  организаций и учреждений - Агентство  по иностранным инвестициям, Палата  товаропроизводителей и предпринимателей, Национальная компания экспортно-импортного  страхования "Узбекинвест". Активно функционирует совместная компания по страхованию политических рисков "Узбекинвест Интернешнл" со штаб-квартирой в Лондоне. Образована лизинговая компания, учредителями которой являются Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития, "Малайан Бэнк Берхард" (Малайзия) и Национальный банк внешнеэкономической деятельности Узбекистана.

    В Республике  Каракалпакстан, хокимиятах областей и г. Ташкента созданы постоянно действующие рабочие группы по координации создания и деятельности предприятий с иностранными инвестициями. Инвестиционная политика в республике реализуется через ежегодно принимаемые Государственные инвестиционные программы.

    Инвестиции  и инновации

    Инвестиции  и инновации являются довольно  тесно смыкающимися структурными  элементами рынка, следовательно,  любая инвестиционная тактика,  которую осуществляет то или  иное предприятие, будет определенным  образом связана с инновационной  деятельностью.

    Капиталовложения  без инноваций невозможны, поскольку  не имеет смысла воспроизводить  устаревшие в техническом и  технологическом отношении производства. Однако инноваций без капиталовложений  не существует. Уже сегодня стало  реальностью формирование тесно  взаимосвязанных инвестиционного  и инновационного рынков, что  помогает ресурсному обеспечению  насущных видов инновационной  деятельности.

    В связи  с трудностями переходного периода  государственный и местные бюджеты пока не в состоянии выделить средства на долгосрочное инновационно-техническое перевооружение действующих производств. Поэтому основная тяжесть финансирования этой деятельности ложится на самих собственников капитала и товаропроизводителей. Однако многие из них сегодня, прежде всего, озабочены «выживанием» и уделяют мало внимания производственным инвестициям и нововведениям, поскольку это выходит за пределы их ближайших интересов.

    Чтобы кардинально изменить ситуацию, товаропроизводители и собственники капиталов должны наряду с детальным изучением рыночной конъюнктуры, изысканием внутренних резервов для снижения себестоимости продукции разрабатывать собственную инновационно-инвестиционную программу с конкретными предложениями, адресованными как потенциальным иностранным инвесторам, так и отечественным кредитно-инвестиционным институтам.

    Безусловно, большой экономический интерес  для развития инновационного  процесса представляют зарубежные  инвестиции, привлечению которых  может способствовать предоставление  относительно дешевой, но квалифицированной  рабочей силы и стабильного  рынка сбыта в Узбекистане.  Но для этого необходимо усилить  реальные гарантии сохранности  и возврата иностранных кредитов  и инвестиций, которые будут обеспечиваться  отечественными страховыми организациями  на внутреннем рынке республики. В качестве материального обеспечения  зарубежных кредитов и инвестиций, видимо, целесообразно использовать  республиканские авуары в заграничных  банках, а также вкладывать валюту  в совместное производство за  рубежом.

Объемы иностранных  инвестиций в республике.

В экономику Узбекистана  привлечено более 20 млрд. долл. иностранных  инвестиций, в т.ч. за последние 3 года порядка 5 млрд. долл.[6]

Распределение иностранных  инвестиций.

      Инвестиционная программа[7] в 2010 году

      Узбекистан планирует освоить  в 2010 году иностранных инвестиций  в объеме $2,985 млрд. по 99 инвестиционным  проектам. Эти данные утверждены  постановлением Ислама Каримова  в инвестиционной программе республики  на 2010 год.

      Втрое по сравнению с 2009 годом  в 2010 году увеличит свое участие  в реализации Инвестиционной  программы Фонд реконструкции  и развития Узбекистана. Согласно  официальным данным, с привлечением  средств фонда будет реализовано  23 инвестиционных проекта на $870,9 млн.

      Согласно документу, за счет  иностранных кредитов под гарантию  правительства планируется освоить  $555,2 млн. по 37 проектам, за счет  прямых иностранных инвестиций - $2,429 млрд. по 62 проектам.

      В топливно-энергетическом секторе  намечено освоение $2,28 млрд. по 26 проектам, из них за счет прямых инвестиций  зарубежных компаний $2,045 млрд. по 22 проектам.

      Так китайская CNPC инвестирует  $883,6 млн. в строительство узбекского  участка второй очереди газопровода  "Туркмения-Китай" общей стоимостью $2,98 млрд.

      Российская компания "ЛУКОЙЛ" инвестирует $473,4 млн. в реализацию  двух Соглашений о разделе  продукции (СРП) в Узбекистане  общей стоимостью $4,3 млрд.

      Малазийская Petronas планирует в будущем году приступить к добыче углеводородов в рамках двух СРП стоимостью $1,16 млрд. Компания планирует инвестировать $100 млн. в разработку месторождений на Устюрте стоимостью $500 млн. До конца 2009 года Petronas планирует подписать второе СРП - по добыче газа на месторождениях в Сурхандарьинской области. Инвестиции в данный проект в 2010 году прогнозируются на уровне $100 млн, его общая стоимость - $660 млн.

      В соответствии с инвестиционной  программой, в проведение геологоразведочных  работ по 7 проектам иностранные  компании должны инвестировать  в 2010 году $230,8 млн.

      ОАО "Газпром" в будущем  году вложит $120 млн. в завершение  геологоразведки в Устюртском регионе с общим объемом инвестиций в размере $400 млн.

      Китайская CNODC в 2010 году продолжит разведку на 5 нефтегазоносных блоках общей стоимостью $208,5 млн. Для реализации намеченных работ в будущем году инвестор намерен вложить $58 млн.

      Консорциум инвесторов в составе  "Узбекнефтегаз", "ЛУКОЙЛ Оверсиз", Petronas, корейской KNOC и CNPC завершит геологоразведку на узбекской части Аральского моря на условиях СРП стоимостью $40 млн. В 2010 году на эти цели планируется направить $17 млн. 

      В электроэнергетике Узбекистана  в 2010 году планируется освоить  $235,1 млн. в ходе реализации 4 проектов  общей стоимостью $582 млн.

      Компания "Узбекэнерго" в начале будущего года планирует завершить строительство высоковольтной линии 500 кВ Сырдарьинская ТЭС - ПС "Согдиана" стоимостью $53,7 млн за счет средств Исламского банка развития.

      В будущем году также планируется  построить объекты внешнего электроснабжения  Ташкента общей стоимостью $26,4 млн.  Строительство осуществляется за  счет кредита Эксимбанка Китая.

      ОАО "Узбекуголь" в 2010 году планирует приступить к модернизации Ангренского угольного разреза стоимостью $120,4 млн в рамках кредитной линии китайского Эксимбанка.

      Международный консорциум в составе  словацкой Sinecta и канадской Lavalin продолжат модернизацию Ташкентской ТЭС стоимостью $220 млн за счет кредита Японского банка международного развития (JBIC). В 2010 году по этому проекту планируется освоить $156 млн.

      В текстильной промышленности  Узбекистана в будущем году, согласно  программе, планируется освоить  $104,8 млн прямых иностранных инвестиций по 12 проектам.

      В отрасли связи намечено освоить  $62,1 млн по 4 проектам, из которых $60,5 млн составят вложения операторов сотовой связи. В частности, ИП "Уздунробита" ("дочка" российской МТС) планирует инвестировать в развитие сети $10 млн, ООО "Юнител" (дочка "Вымпелкома") (РТС: VIMP) - $13,5 млн, ООО Coscom (контролируется TeliaSonera) - $37 млн.

      В химической промышленности  российский "Западно-Уральский машиностроительный концерн" и китайская CITIC завершат строительство Дехканабадского завода калийных удобрений на юге страны стоимостью $123,7 млн ($2 млн в 2010 году). Корейская ISU Corp приступит к строительству ПВХ-завода на базе ОАО "Навоиазот" стоимостью $180 млн ($10 млн в 2010 году).

      В секторе производства строительных  материалов за счет иностранных  инвестиций намечено освоить  $53,1 млн по 4 проектам. В частности, германская Knauf завершит строительство завода по производству гипсокартонных плит стоимостью $48 млн ($16 млн в 2010 году).

      В секторе транспортной инфраструктуры  в 2010 году планируется освоить  иностранные инвестиции в размере  $150,4 млн.

      В социальную сферу в 2010 году  будут направлены иностранные  инвестиции в объеме $71,3 млн. 

    Проблемы  инвестиционной политики

    В первые годы после обретения независимости инвестиционная активность резко снизилась из-за нестабильной нормативно-правовой базы, быстрой инфляции, спада производства и жесткой, налоговой политики. Однако в результате формирования стратегии экономических реформ, создания полноценной правовой и финансовой системы начиная со второй половины 1995 г. наметилось заметное возрастание объемов капитальных вложений.

    Хотя  проводимая в годы независимости  инвестиционная политика была, прежде  всего, нацелена на преодоление  имеющихся структурных диспропорций  и решение социальных задач посредством выбора инвестиционных приоритетов, нерешенных проблем в данной сфере еще немало.

    К ним  относятся слабое развитие наукоемких  отраслей, низкий технический и  технологический уровень производства, сырьевая направленность экономики,  ее слабая восприимчивость к  нововведениям.

    В современных  условиях инвестиционная политика  должна быть нацелена на интенсивное  воспроизводство, предполагающее  создание условий для рационального  обновления, действующего производственного  аппарата на основе внедрения  наиболее прогрессивных видов  техники и технологий, современных  методов организации и управления. В промышленности страны ведущее  место должны занять наукоемкие  отрасли, конкурентоспособные, высокотехнологичные  и экологически чистые производства.

    В свою  очередь, повышение инвестиционной  активности и ускорение структурной  перестройки экономики всецело  зависит от объемов и сроков  накопления инвестиционных ресурсов, формируемых на основе разумной  бюджетной, налоговой, амортизационной  и кредитной политики. Кроме того, следует шире привлекать нетрадиционные  источники финансирования, среди  которых иностранные инвестиции, валютные займы и кредиты, использование  лизинга и франчайзинга. 

    Заключение.

    Важными  рычагами воздействия на предпринимательскую  деятельность и экономику страны  является инвестиционная политика  государства.

    При  помощи инвестиционной политики  государство непосредственно может  воздействовать на темпы объема  производства, на ускорение НТП,  на изменение структуры общественного  производства и решение многих  социальных проблем.

    В условиях  перехода к рыночной экономике  основной задачей является освобождение  государства от функции основного  инвестора и создание таких  условий, чтобы частный сектор  в экономике был заинтересован  в инвестиционной деятельности. Для этого оно должно в первую  очередь обеспечить стабильность  экономики и ее предсказуемость  в развитии. В условиях инфляции, а следовательно, и высоких ставок процента банковского кредита объемы инвестиций, особенно в среднесрочные и долгосрочные проекты, резко сокращаются, так как известна теоретическая зависимость объема инвестиций от величины ставки процента, в соответствии с которой чем выше процент ставки, тем ниже объем вложений инвестиций.

В общем плане  государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных  рычагов:

    • кредитно-финансовой  и налоговой политикой;

    • предоставлением  самых различных льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию  и техническое перевооружение  производства;

    • амортизационной  политикой;

    • созданием  благоприятных условий для привлечения  иностранных инвестиций;

    • научно-технической  политикой и др.

    Будущее  экономики страны в значительной  степени зависит от инвестиционной  политики, проводимой государством. 

Информация о работе Инвестиционная политика Узбекистана