✓
установления механизмов экспертизы инвестиционных
проектов;
✓
мониторинга реализации инвестиционных
проектов
В условиях
глобализации экономики и интернационализации
инвестиций еще одним важным
принципом инвестиционной политики
государства является создание
условий для совершенствования
корпоративных отношений, приведения
уровня корпоративного управления
в отечественных компаниях к
международным стандартам.
Все
формы государственного воздействия
на инвестиционные процессы подразделяются
на три блока: правовой, административный
и экономический. То есть всю
совокупность методов регулирования
можно разделить на: встроенные
регуляторы инвестирования в
рыночной экономике; экономические
методы стимулирования инвестиционной
деятельности со стороны государства;
административно-правовые методы воздействия
государственных органов на инвестиционную
активность в стране. В зависимости от
степени воздействия государства на инвестиционную
деятельность методы можно разделить
на пассивный и активный[1].
Пассивный
метод связан с ориентацией
предпринимателей на выбор наиболее
эффективных вариантов инвестирования
путем разработки индикативных
планов инвестиций, активный же
метод связан с прямым государственным
инвестированием, а также проведением
государственными органами мероприятий
в налоговой и бюджетной сфере,
направленных на активизацию
инвестиционной активности предпринимателей.
Государство
реализует функцию по формированию
в стране благоприятной инвестиционной
среды через активный метод,
связанный с повышением эффективности
инвестиционной деятельности, через
инструменты активного метода, которые
обобщенно можно представить
в следующем виде: создание благоприятных
условий для деятельности частных
предпринимателей; прямое участие
государства в эффективных и
значимых для страны проектах;
внедрение принятых в международной
практике критериев оценки финансовой
эффективности инвестиций, таких
как текущая приведенная стоимость,
внутренняя норма рентабельности,
срок окупаемости; стимулирование
инвестиционной активности частного
сектора экономики посредством
налоговых льгот.
Некоторая
часть инвестиций осуществляется
непосредственно государством. Специалисты
расходятся во мнении, хорошо
это или плохо, должно ли
государство подменять собой
частных инвесторов, но едины
в одном – важен не объем
государственных инвестиций, а их
эффективность, то, насколько они
дополняют частные инвестиции.
Государственные
инвестиции в первую очередь
определяются государственной инвестиционной
программой, в которой отражается,
сколько и каких инвестиций
нужно экономике, как для достижения
текущих целей, так и в контексте
долгосрочного развития. Государственные
инвестиции в виде прямого
финансирования инвестиционных
проектов из государственного
бюджета или предоставления льготных
инвестиционных кредитов государственными
финансовыми институтами – это
важная составляющая инвестиционной
деятельности.
Иностранные
инвестиции регулируются теми
же методами, что и частные,
но инструменты могут носить
специфический характер. При
привлечении и регулировании
иностранных инвестиций используются
гарантии правительства, налоговые
инструменты – льготы, временные
освобождения от налогов, преференции,
институциональные инструменты
– например, создание консультативных
советов, лицензирование, ограничение
или полное закрытие доступа
в отдельные сферы деятельности.
Инструменты
воздействия на частные инвестиционные
решения условно можно разделить
на три группы: макроэкономические,
микроэкономические и институциональные.
К макроэкономическим
инструменты, которые создают
общеэкономический климат инвестиций:
влияют на процентную ставку,
темпы роста экономики и внешнеторговый
режим. (определяются комплексом мер бюджетно-налоговой
политики).
Наиболее
эффективными среди микроэкономических
инструментов регулирования инвестиций
являются меры, непосредственно
влияющие на объем фондов, остающихся
в распоряжении предприятия. Финансирование
внутренних инвестиций обычно
осуществляется из амортизационного
фонда и прибыли. Из этого
вытекают налоговые инструменты
воздействия государства на инвестиционный
процесс. В рамках налогового
регулирования существуют такие
формы стимулирования инвестиций,
как ускоренная амортизация, инвестиционный
налоговый кредит, выведение из-под
налогообложения части прибыли,
направляемой на финансирование
капиталовложений производственного
и непроизводственного назначения.
Амортизационная
политика государства устанавливает
порядок начисления и использования
амортизационных отчислений. Осуществляя
соответствующую амортизационную
политику, государство регулирует
темпы и характер воспроизводства,
и в первую очередь, скорость
обновления основных фондов. Правильная
амортизационная политика государства
позволяет предприятиям иметь
достаточные инвестиционные средства
для простого и в определенной
мере для расширенного воспроизводства
основных фондов.
Специальным
инструментом поощрения частных
инвестиций являются государственные
гарантии осуществляющему финансирование
проекта учреждению. Положительным
в данном инструменте является
то, что в условиях высокого
риска государство может эффективно
повысить заинтересованность инвесторов,
уровень инвестиций и взимать
плату, которая может стать
существенным источником поступлений
в бюджет, отрицательным – гарантии
могут превратиться в реальные
долги, а также наличием целого
ряда ограничителей.
Институциональные
инструменты инвестиционной политики
заключаются в создании механизмов координации
инвестиционных решений частных компаний
между собой и с государственными инвестиционными
программами. Существует множество форм
институциональных механизмов – от создания
картелей в экспортных или переживающих
кризис отраслях до политических и неформальных
контактов. Создание финансово-промышленных
групп позволяет свести вместе финансовый
капитал и реальный сектор. Привлекает
инвестиции и своевременная и качественная
информация и консультации между правительством
и деловыми кругами.
Налоговая
политика государства, как регулировщик
инвестиций.
Государственное
регулирование частных капиталовложений
в условиях недоинвестирования реального
сектора экономики должно быть направлено
на обеспечение предпринимателям достаточно
высокой нормы прибыли. Главным методом
государственного воздействия на норму
и массу чистой прибыли частных компаний
является налоговая политика. Можно выделить
два важнейших направления налоговой
политики государства, влияющих на развитие
промышленности.
Во-первых,
воздействуя посредством налогов
на уровень сбережений населения,
амортизационных фондов фирм
и их нераспределенной прибыли,
т.е. на величину потенциальных
источников финансирования инвестиционных
программ фирм, государство влияет
на важнейшие макроэкономические
пропорции, в частности, на
распределение национального дохода
между накоплением и потреблением.
Во-вторых,
используя целенаправленные налоговые
льготы, а также законодательство,
государство воздействует на
соотношение между инвестициями
фирм в активную и пассивную
часть основных фондов, на скорость
воспроизводства основного капитала
в промышленности страны, стимулирует
инвестиции промышленных фирм
в приоритетные, с точки зрения
государства, направления, влияет
на региональное размещение инвестиций.
К инструментам
налоговой политики представляется возможным
отнести следующие:
прямое
снижение ставки налога на
прибыль, предоставление налоговых
каникул для новых предприятий,
отсрочка уплаты налога, скидка
с налога в случае приобретения
предприятием нового оборудования
отечественного производства (так
называемая инвестиционная налоговая
скидка) и т.д.
Денежно-кредитная
политика государства как регулировщик
инвестиций.
Важнейшей
функцией государства в переходной
экономике, наряду с прямым
инвестиционным финансированием
за счет бюджетных ресурсов, является
создание мотивационного механизма
привлечения кредитных ресурсов
для формирования финансовой
базы инвестирования на возвратной
основе.
Мировой
опыт свидетельствует, что в
условиях переходной экономики
кредитно- денежные инструменты
выполняют двоякую функцию: регулирования
деятельности кредитных институтов,
денежного рынка и экономики
в целом с целью достижения
финансовой стабилизации, с одной
стороны, и стимулирования инвестиционной
деятельности в приоритетных
сферах экономики, отраслях и
регионах - с другой. Избежать такой
двойственности, даже противоречивости,
на переломных этапах экономического
развития не удавалось ни одной
стране. А потому проблема сводится
к нахождению разумного соотношения
между этими началами (или приоритетами
антикризисной политики) с учетом
складывающихся в данный момент
социально-экономических реалий.
Инвестиционная
политика зависит от внутренней
и внешней конъюнктуры – состояния
экономики, уровня инвестиционной
активности, тенденций роста и
спада. Поэтому различают краткосрочную
и долгосрочную инвестиционные
политики, которые отличаются друг
от друга временными факторами
действия, продолжительностью периода,
на который рассчитаны проводимые
мероприятия. Долгосрочная политика
намечает линию экономического
поведения на много лет вперед,
краткосрочная же – на год
или несколько месяцев.
В настоящее
время возникла потребность устанавливать
реально осуществимые темпы развития
инвестиционной сферы, определять
плановые показатели инвестиций,
формировать их структуру, перечень
целевых программ и инвестиционных
проектов, подлежащих практической
реализации в плановом периоде
на основе многовариантных прогнозных
расчетов. Прогнозирование инвестиций[2]
– сложный, многоступенчатый
процесс изучения вероятностных
сторон вложения капитала в
ту или иную сферу экономики
в будущем.
Прогнозирование
инвестиций предполагает:
✓
осуществление количественного и качественного
анализа тенденций инвестиционных процессов,
существующих проблем и новых явлений;
✓
альтернативное предвидение будущего
развития отраслей народного хозяйства
как возможных объектов вложения капитала;
✓
оценку возможностей и последствий вложения
средств в ту или иную сферу экономики.
Разрабатываются
краткосрочные, среднесрочные и
долгосрочные прогнозы инвестиционной
деятельности.
Краткосрочный
прогноз служит для выработки
тактики инвестирования и оценки
возможных вложений в краткосрочные
финансовые инструменты. Он разрабатывается
с учетом влияния кратковременных
факторов, выявленных в процессе
анализа краткосрочных колебаний
на рынке инвестиций.
Среднесрочный
прогноз предназначен для корректировки
стратегии инвестиционной деятельности
и обоснования вложений в относительно
небольшие по капиталоемкости
объекты реального инвестирования
и долгосрочные финансовые инструменты.
Долгосрочный
прогноз связан, прежде всего,
с выработкой стратегии инвестиционной
деятельности и вложением средств
в крупные капиталоемкие объекты реального
инвестирования.
С
точки зрения достоверности инвестиционное
прогнозирование следует осуществлять
на уровне страны в целом
(макроуровень), отраслей и подотрослей,
регионов (мезоуровень), отдельных предприятий
(микроуровень).
Процесс
прогнозирования инвестиций можно
условно подразделить на три
этапа: