Преимуществом
модели является возможность
мобилизации существенных средств
на эффективные инвестиции. Недостатком
становится политизация процесса
планирования инвестиций и возможное
нежелательное изменение ключевых
денежно-кредитных параметров, а
также коррупция политических
кругов.
Вставка
/ Японская модель инвестиционной
политики
Послевоенная
экономика Японии долго не
могла подняться на ноги. По
истечении ряда лет правительство
осознало, что только структурная
перестройка промышленной базы
– машиностроения – может
обеспечить возрождение экономического
потенциала страны.
Однако
машиностроение не могло наладить
конкурентоспособного производства
из-за крайне высокой цены стали.
Сталелитейные фирмы кивали на
угольные компании: цена отечественного
угля была непомерна высока; недешево
стоила и транспортировка импортного
угля на японские острова. Разорвать этот
порочный треугольник можно было только
скоординированным усилием всех его сторон.
Роль координатора взяло на себя в конце
40-х годов японское правительство, в частности
министерство торговли и промышленности.
По инициативе этого министерства был
образован совместный совет по промышленной
рационализации, куда вошли представители
ведущих предприятий базовых отраслей
экономики и государственные служащие
высшего звена. После проработки предложения
на рассмотрение совета сценариев разработанных
в министерстве стороны вязли на себя
конкретные обязательства по улучшению
ситуации.
Все
инвестиционные обязательства в
существенной степени (от 1/5 до 1/3)
финансировались льготными кредитами
Японского банка развития. Источником
этих средств были фонды, которые
удалось мобилизовать в банковской
системе, где существовал жесткий
контроль со стороны центрального
банка за процентными ставками,
и населения через «почтовые»
сбережения (во многом похожие
на счета в Сберегательном
банке). Все проекты жестко оценивались
и контролировались банком, что
обеспечило аккуратное возвращение
средств.
Таким
образом, японская модель демонстрирует
прекрасный пример взаимодействия
государства и частного сектора
экономики, что в конечном итоге
приводит к впечатляющим результатам.
Наконец,
тайваньская модель сочетает
ряд инструментов японской и
американской модели. Однако главным
является создание государством
частных механизмов координации
инвестиционных решений. Модель
опирается на то, что частные
фирмы, работающие на экспорт,
наилучшим образом знают рынок
и потенциал инвестиционных проектов.
Вокруг этих фирм образуется
сеть поставщиков, которые естественным
образом координируют свои планы
с «головной» компанией. Задача
государства – активно поддерживать
эти группы, а также через финансирование
проектно-конструкторских бюро, агентств
по техническому обслуживанию
и научных лабораторий обеспечивать
равный доступ всех участников
сети к новейшим технологиям
и их равноправное участие
в разработке нового продукта
и инвестиционных планов. Ключевым
звеном и залогом успеха является,
таким образом, экспортный «тест».
Успешное его прохождение открывает
доступ к льготным кредитам. Вместе
с тем этот тип инвестиционной
политики становится все более
и более уязвимым в свете
новых правил Всемирной торговой
организации.
Необходимо
отметить, что попытки заимствования
моделей без адекватной институциональной
базы приводят к полному провалу.
Показателен пример Филиппин, которые
в конце 1970-х годов провозгласили цели
и методы инвестиционной политики, во
многом заимствованные из японской модели.
Как мы знаем, Филиппины не стали экономическим
«драконом» Юго-Восточной Азии. С другой
стороны, опыт Восточной Германии, в которой
правительство усиленно реализовывало
вариант стимулирования инвестиций через
невиданные налоговые льготы, показал,
что сами по себе меры по созданию благоприятных
предпосылок для инвестиций не ведут к
успеху.
Таким
образом, ключевым для реализации
эффективных моделей инвестиционной
политики является создание целого
ряда институтов, необходимых для
создания благоприятного инвестиционного
климата. Одновременно, любая успешно
действующая модель опирается
на фундамент рыночной системы
и наиболее полным образом
использует сильные стороны национальной
экономики.
3. Инвестиционная
политика Узбекистана.
Привлечение
иностранного капитала в развивающиеся
страны можно разделить на
несколько этапов.
На первом
этапе, пока страна не завоевала
международное признание, привлечение
капитала главным образом возможно
через международные финансовые
организации и правительства
иностранных государств в виде
финансовой помощи, гарантов и
льготных кредитов, которые носят
как правило краткосрочный характер.
В последующем
по мере завершения этими
организациями экономической оценки
страны, они начинают предоставлять
кредиты на финансирование конкретных
проектов на долгосрочной коммерческой
основе. Активное сотрудничество
с международными организациями
является важной вехой для
дальнейшего наращивания привлеченного
капитала, поскольку принятие решений
международными организациями о
предоставлении стране кредитов
служит сигналом как для правительственных
органов стран-кредиторов, так и для частных
инвесторов о возможности инвестирования
в данной стране.
На втором
этапе, становятся доступные инвестиции,
поддерживаемые государственными
экспортно-страховыми агентствами,
которые предоставляют страхование
коммерческих кредитов для
частных инвесторов под
государственные гарантии
страны-реципиента. Оценка возможности
предоставления такого страхования
осуществляется уполномоченными
органами соответствующих государств
(министерства финансов, экономики,
внешней торговли) на основе
изучения материалов исследований
международных финансовых организаций
и собственных исследований экономики
страны-реципиента. Каждой стране
реципиенту на основе указанных
исследований присваивается соответствующий
рейтинг, который определяет сроки,
условия страхуемых кредитов
и предельный размер страхового
покрытия для страны в целом.
Первоначально такие кредиты
предоставляются на краткосрочной
основе, а в последствии по мере улучшения
экономических показателей и формирования
кредитной истории страны, становятся
доступны долгосрочные кредиты.
На третьем
этапе становятся доступны коммерческие
кредиты частных инвесторов
без государственных гарантий
на условиях и принципах
проектного финансирования.
На сегодняшний
день Узбекистан вступил в
третий этап привлечения инвестиций.
Всемирным банком и Международным
валютным фондом завершены исследования
и утверждены стратегии их
помощи Узбекистана, все ведущие
экспортно-страховые организации
осуществляют страхование по долгосрочным
кредитам предоставляемые Узбекистану
реализуются и находятся в стадии проработки
ряд проектов, которые будут финансироваться
на коммерческой основе на принципах проектного
финансирования.
На сегодняшний
день инвестиционное законодательство
Республики Узбекистан является
одним из передовых в системе
законодательства стран СНГ, вобрав
в себя основные положения
международного инвестиционного
права, в частности, положения
о гарантиях прав иностранных
инвесторов, предоставлении значительных
преференций для инвесторов и
другие.
А ведь
в самом начале, в условиях
острой нехватки ресурсов для
инвестирования было весьма важным
разработать гибкую и долгосрочную
инвестиционную политику. И такой
шаг был сделан: руководство Узбекистана
в корне сменило направление
инвестиционной политики - не от
инвестиций к приоритетам, а
от приоритетов к инвестициям.
Изначально было четко определено,
какие отрасли необходимо развивать,
прежде всего, для того чтобы
целенаправленно стимулировать
приток инвестиций именно в
них.
В этих
целях был проведен ряд взаимозависимых
экономико-организационных мер,
которые, как показывает опыт,
никак не противоречат концепции
построения рыночной экономики,
предусматривающей использование
экономических механизмов при формировании
инвестиционных средств на развитие приоритетных
направлений. Также была определена мера
государственного участия в экономическом
регулировании инвестиционной деятельности.
В основу ее была положена двуединая функция
государства в реализации инвестиционной
политики. С одной стороны, государство
создает благоприятную экономическую
среду посредством принятия соответствующих
законодательных актов, а с другой - функционирует
в качестве владельца комплекса производственно-хозяйственных
структур и само осуществляет инвестиции
в их развитие.
Государственное
регулирование инвестиционной деятельности
в Республике Узбекистан осуществляется
с помощью налоговой системы,
политикой амортизации, системой
дотаций, субсидий для отдельных
предприятий, кредитной, ценовой
политикой и многими другими.
При
этом финансовый и кредитный
механизм должен преследовать
ликвидацию монополизма в различных
отраслях и сферах. Так как
сегодня на рынке капиталов
спрос превышает предложение,
заимствующая сторона должна
учитывать не только собственную
налоговую политику, но
и привлекательные условия других
стран.
Иностранные
инвестиции в экономике Узбекистана
Иностранные
инвестиции играют важную роль
в оказании помощи странам
с переходным типом экономики
в их эволюции к рыночной
экономике. Именно это обстоятельство
представляет собой для нас
особый интерес. Остановимся
на том, какие наиболее
важные задачи, стоящие перед
экономикой нашей республики,
можно разрешить при помощи
иностранных инвестиций.
1. Привлечение
дополнительного инвестиционного
капитала.
2. Доступ
к передовой технике.
3. Доступ
к передовым методам управления.
4. Улучшение
доступа к мировому рынку.
Основная
задача государства заключается
в создании благоприятных условий
для вложения капитала. Наша страна
имеет все необходимое, чтобы
привлечь значительные иностранные
инвестиции:
➢
сформированную законодательную базу,
определяющую правовое поле для предпринимательства,
защиты частной собственности и конкуренции;
➢
созданную инфраструктуру поддержки инвестиционного
процесса;
➢
политическую стабильность;
➢
выгодное географическое положение;
➢
богатые минерально-сырьевые ресурсы,
а также потенциал развития агропромышленного
сектора;
➢
квалифицированные трудовые ресурсы;
➢
достаточно емкий рынок сбыта.
Инвестиционное
законодательство Республики Узбекистан
является одним из передовых
в системе законодательства стран
СНГ, вобрав в себя основные
положения международного инвестиционного
права, в частности, положения
о гарантиях прав иностранных
инвесторов, предоставлении определенных
преференций для инвесторов и
другие.
Основой правового
регулирования в области привлечения
иностранных инвестиций в Республики
Узбекистан являются:
• Закон
«Об иностранных инвестициях»;
• Закон
«Об инвестиционной деятельности»;
• Закон
«О гарантиях и мерах защиты
прав иностранных инвесторов»;
• Закон
«О защите прав инвесторов
на рынке ценных бумаг», а также
ряд нормативно-правовых актов,
принимаемых в форме решений
Президента Республики Узбекистан
и постановлений правительства.
Иностранными
инвестициями на территории Республики
Узбекистан признаются все виды материальных
и нематериальных благ и прав на них, в
том числе права на интеллектуальную собственность,
а также любой доход от иностранных инвестиций,
вкладываемые иностранными инвесторами
в объекты предпринимательской и других
видов деятельности, не запрещенных законодательством,
преимущественно в целях получения прибыли
(дохода).[5]
Иностранным
инвесторам предоставлен целый ряд гарантий
их деятельности на территории республики:
стабильность законодательства в течение
10 лет, иностранные инвестиции и иные активы
иностранных инвесторов в Республике
Узбекистан не подлежат национализации,
свободный перевод денежных средств в
иностранной валюте в Республику Узбекистан
и из нее, без каких - либо ограничений,
доходы иностранного инвестора, полученные
в Республике Узбекистан, могут быть реинвестированы
на территории Республики Узбекистан
или использованы любым иным способом,
по усмотрению иностранного инвестора,
возврат иностранных инвестиций в связи
с прекращением инвестиционной деятельности,
страховая защита и гарантии от политических
и иных рисков.
Важную
роль играет присоединение Узбекистана
к международной системе правового
обеспечения. Республика присоединилась
к таким международным документам,
как Вашингтонская конвенция
о порядке разрешения инвестиционных
споров между государственными
и иностранными лицами (1965 г.), Сеульская
конвенция об учреждении Многостороннего
агентства по гарантиям инвестиций (1985г.).
Узбекистаном заключено множество межправительственных
соглашений о взаимной защите и поощрении
вложений капитала, подписаны соглашения
об избежании двойного налогообложения,
о партнерстве и сотрудничестве.