Введение
Сегодня стало очевидно, что необходимым
условием устойчивого развития
республики является высокая
инвестиционная активность, которая
достигается за счет привлечения
и эффективного использования
внутренних и внешних ресурсов.
Дальнейшая либерализация экономики,
расширение экономических свобод
хозяйствующих субъектов и масштабов
частной собственности во всех
сферах народного хозяйства, укрепление
международных экономических связей
стимулируют успешное осуществление
работ по привлечению и использованию
иностранных инвестиций.
В ходе реализации Инвестиционной
программы за январь-сентябрь 2009
года за счет всех источников
финансирования освоено 9008,9 млрд.
сумов капитальных вложений с ростом на
28,3% к соответствующему периоду 2008 года.
Опыт показывает, что иностранные инвестиции,
соединяясь с национальными природными
производственными и трудовыми ресурсами,
создают высокий совокупный эффект при
внедрении прогрессивных технологий,
современных методов управления и организации
производства, более активном вовлечении
в хозяйственный оборот местных, зачастую
ранее неиспользованных богатств. Иностранные
инвесторы не только вкладывают свои средства
в национальные предприятия, реконструируют
и технически перевооружают их, но и открывают
доступ к мировым рынкам сбыта, что улучшает
адаптацию хозяйствующих субъектов к
цивилизованным рыночным отношениям,
помогая поднять их производственную
и финансово-хозяйственную деятельность
до соответствующих мировых стандартов.
Поэтому стимулирование иностранных инвестиций,
повышение эффективности их использования
обуславливают их необходимость сохранить
и улучшить благоприятные условия и преференциальный
рынок в республике.
Мировой опыт достаточно убедительно
показывает, что привлечение и
использование иностранных инвестиций
способствует развитию экономики
и служит мощным стимулом социально-экономических
реформ.
Каждое государство должно прилагать
усилия для привлечения в первую
очередь в сферу материального
производства как отечественных,
так и иностранных инвесторов.
С этой целью разрабатывается
и реализуется определенная инвестиционная
политика, формируется соответствующий
инвестиционный климат. Экономические
реформы, последовательно осуществляемые
в независимом Узбекистане, предполагают
достижение рациональных отраслевых,
воспроизводственных и территориальных
пропорций, развитие интеграционных процессов,
обеспечение экономического роста и др.
Решение всей совокупности указанных
проблем тесно связано с проведением соответствующей
инвестиционной политики, формированием
действенной системы регулирования и
поддержки инвестиционных процессов.
1. Инвестиционная
политика государства.
Инвестиционная
политика государства – комплекс
взаимосвязанных целей и мероприятий
по обеспечению необходимого
уровня и структуры капиталовложений
в экономику страны и отдельные
ее сферы и отрасли, повышению
инвестиционной активности всех
основных агентов воспроизводственной
деятельности: населения, предпринимателей
и государства. Проще говоря,
инвестиционная политика – это
деятельность государства, направленная
на изыскание источников инвестиций
и установление рациональных
областей их использования. Инвестиционная
политика связана с созданием
условий для привлечения отечественных
и иностранных инвестиций, прежде
всего в реальный сектор экономики.
Инвестиционная политика как
часть финансовой политики реализуется
на разных уровнях государственного
управления и управления финансами
хозяйствующих субъектов.
Кроме
государственной инвестиционной
политики различают отраслевую,
региональную инвестиционную политику
и инвестиционную политику предприятия.
Все они находятся в тесной
взаимосвязи, но определяющей
является государственная инвестиционная
политика, так как она создает
условия и способствует активизации инвестиционной
деятельности на всех уровнях.
Цель
инвестиционной политики государства
заключается в:
✓
обеспечении структурной перестройки
экономики;
✓
стимулировании предпринимательства
и частных инвестиций;
✓
создании дополнительных рабочих мест;
✓
привлечении инвестиционных ресурсов
из различных источников, включая иностранные
инвестиции;
✓
стимулировании создания негосударственных
структур, для аккумулирования денежных
сбережений населения на инвестиционные
цели;
✓
создании правовых условий и гарантий
для развития ипотечного кредитования;
✓
развитии лизинга в инвестиционной деятельности;
✓
поддержке малого и среднего предпринимательства;
✓
совершенствовании системы льгот и санкций
при осуществлении инвестиционного процесса;
✓
создании условий для становления и развития
венчурного инвестирования.
Система
критериев эффективности инвестиционной
политики
✓
Прирост инвестиций,
✓
Рост валового национального продукта,
✓
Рост физического национального потребления
на душу населения и дохода на душу населения,
✓
Повышение эффективности хозяйственных
связей на рынке товаров, услуг, капитала,
Снижение финансового риска в экономике
✓
Повышение эффективности структуры производства
и потребления национального продукта,
✓
Рост товарного выпуска и рыночной капитализации
предприятий в приоритетных отраслях
экономики,
✓
Обеспечение национальных стратегических
интересов
Разработанная
и принятая инвестиционная политика
не может быть выполнена без
наличия четкого механизма ее
реализации. Он, как правило, должен
включать в себя:
✓
выбор надежных источников и методов финансирования
инвестиций;
✓
определение сроков и выбор органов, ответственных
за реализацию инвестиционной политики;
✓
формирование необходимой нормативно-правовой
основы для функционирования рынка инвестиций;
✓
создание благоприятных условий для привлечения
инвестиций.
Под
инвестиционной стратегией следует
понимать важнейшие цели и
задачи, которые достигаются и
решаются путем расходования
в определенных направлениях
инвестиционных средств. Стратегические
цели инвестиционной политики
определяются исходя из анализа
макроэкономической ситуации в
стране. В обосновании выбора
лучшего из всех возможных
вариантов стратегических целей
и состоит главная трудность
в управлении инвестициями, в
формировании соответствующей политики.
Тактические
цели инвестиционной политики
реализуются через конкретное
распределение государством инвестиционных
ресурсов между различными субъектами
экономики.
Следует
отметить, что государственное регулирование
инвестиций и инвестиционная
политика - не однозначные термины.
Во-первых, инвестиционная политика
может иметь направленность невмешательства,
тогда как понятие «государственное
регулирование инвестиционной деятельности»
говорит само за себя; во-вторых,
государственное регулирование
инвестиционной деятельности содержит
инструменты, не относящиеся непосредственно
к инвестиционной политике.
Государство
регулирует инвестиционную активность
посредством законодательства, через
государственное планирование, программирование,
через государственные инвестиции,
субсидии, льготы, кредитование, осуществление
социальных и экономических программ.
Для государственного регулирования
особенно важно найти оптимальное
сочетание рыночной свободы и
государственного регулирования.
Содержание
государственного регулирования
инвестиционной деятельности определяется
целями, стоящими перед государственными
органами, а также средствами
и инструментами, которыми располагает
государство при проведении инвестиционной
политики.
Государственное
регулирование инвестиционной деятельности
представляет собой совокупность
государственных подходов и решений,
закрепленных законодательством,
организационно-правовых форм, в
рамках которых инвестор осуществляет
свою деятельность. Регулирование
выражается в прямом управлении
государственными инвестициями: системе
налогов с дифференцированием
налоговых ставок и налоговых
льгот, финансовой помощи в
виде дотаций, субсидий, бюджетных
ссуд, льготных кредитов, в финансовой
и кредитной политике, ценообразовании,
выпуске в обращение ценных
бумаг, амортизационной политике.
Выполняя
функции инициатора инвестиционной
деятельности и инвестора, государство
при этом должно регулировать
инвестиционную деятельность в
интересах всего общества. Это долгосрочные
программы создания условий для привлечения
инвестиций; возможный способ действий
в создавшихся условиях; отраслевая, секторная,
зональная, территориальная приоритетность,
этапность, объемы финансирования, наработка
научно-проектного потенциала, модель
управления процессами создания и инвестирования
инфраструктуры, нормативно-методологическое
обеспечение инвестиционной деятельности,
законодательство, государственная экологическая
экспертиза, учет долгосрочных инвестиций
в инфраструктуру и их «взвешивание» со
структурными затратами должны постоянно
находиться в поле зрения правительства.
К основным
принципам инвестиционной политики
государства на современном этапе
можно отнести:
✓
снижение реальных процентных ставок
до уровня, соответствующего эффективности
инвестиций в реальный сектор экономики
на основе обеспечения сбалансированного
бюджета и дальнейшего снижения инфляции;
✓
проведение налоговой реформы, предполагающей
рассмотрение инвестиционных возможностей
субъектов рынка на основе упорядочения,
упрощения и структурной перестройки
существующей налоговой системы, а также
совершенствования амортизационной политики;
✓
осуществления процесса реформирования
предприятий с целью повышения их инвестиционной
привлекательности;
✓
формирование организационно-правовых
предпосылок снижения инвестиционных
рисков с целью стимулирования сбережений
населения, прямых инвестиций внутренних
и внешних инвесторов;
✓
повышение эффективности использования
бюджетных инвестиционных ресурсов на
основе их конкурсного размещения, смешанного
государственно-коммерческого финансирования
приоритетных инвестиционных проектов,
представления государственных гарантий
по частным инвестициям и усиления государственного
контроля за целевым использованием бюджетных
средств.
Государственное
регулирование инвестиционной деятельности
осуществляется путем:
✓
совершенствования законодательной базы
инвестиционной деятельности применения
налоговой системы, дифференцирующей
налогоплательщиков и объекты налогообложения,
ставки налогов и льготы по ним;
✓
проведения ускоренной амортизации основных
фондов;
✓
установления норм, правил и стандартов;
✓
применения антимонопольных мер;
✓
проведения кредитной политики и политики
ценообразования;
✓
определения условий владения и пользования
землей и другими природными ресурсами;