Инвестиционная политика и проблемы ее осуществления в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение сущности инвестиций как экономической категории; рассмотрение источников финансирования капитальных вложений; определение значимости открытости экономики государства и притока иностранных инвестиций, а также рассмотрение инвестиционного потенциала Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………… 4
1. Инвестиции: сущность и источники пополнения. Мультипликатор инвестиций…………………………..
5

1.1. Сущность инвестиций………………………………….. 6
1.2. Источники пополнения инвестиций…………………... 9
1.2.1. Внутренние источники инвестиций…………………... 9
1.2.1.1. Прибыль - источник инвестиций……………………… 11
1.2.1.2. Бюджетное финансирование…………………………... 11
1.2.1.3. Амортизационные отчисления………………………… 12
1.2.1.4. Средства населения…………………………………….. 13
1.2.1.5. Банковский кредит……………………………………... 13
1.2.2. Внешние источники инвестирования…………………. 14
1.3. Мультипликатор инвестиций………………………….. 15
2. Формирование открытой эффективной экономики в Республике Беларусь и приток иностранных инвестиций………………………………………………

20
2.1. Формирование открытой эффективной экономики….. 20
2.2. Приток иностранных инвестиций……………………... 22
3. Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Беларуси…………………………………….
28
Заключение……………………………………………... 32
Список использованных источников…………………. 35

Работа содержит 1 файл

курсовая Гена.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

     Графическое изображение эффекта мультипликатора  расходов (например, мультипликатора  инвестиций) представлено на рис.1

    На  рисунке видно, что каждый следующий  прирост дохода меньше, чем предыдущий. Процесс мультипликации длится до тех  пор, пока прирост дохода не станет равным нулю.

    Чем выше предельная склонность к потреблению (mрс), тем величина мультипликатора автономных расходов больше. Так, например, если mрс = 0.9, мультипликатор = 10 (1 / (1 – 0.9) = 10), а при mрс = 0.75, мультипликатор = 4 (1 / (1 – 0.75) = 4). А поскольку mрс определяет наклон кривой планируемых расходов, то чем больше mрс, тем кривая более крутая.

     А чем более  крутая кривая планируемых расходов (т.е. чем больше mрс и, следовательно, мультипликатор, тем больший прирост дохода даст одинаковое увеличение расходов). Это проиллюстрировано на рис.2. На рис.2 (б) предельная склонность к потреблению (mрс) больше, а поэтому кривая планируемых расходов более крутая и мультипликативный эффект роста дохода при одинаковой величине роста расходов больше (DY2 > DY1), чем на рис.2(а).[6]

    Концепция мультипликатора инвестиций имеет  большое значение для экономики, находящейся в состоянии кризиса, с высоким уровнем безработицы и недоиспользованием производственных мощностей. Именно в таких условиях проявляется эффект мультипликатора, поскольку он описывает не увеличение факторов производства, а более полное и эффективное использование имеющихся, но не задействованных факторов. В условиях полной занятости эффект мультипликатора проявится в росте цен и инфляции. Так, дополнительное инвестирование вызывает рост совокупного денежного дохода. Если предложение факторов неэластично и в отдельных секторах экономики существуют «узкие места», то общее повышение совокупного денежного дохода происходит без соответствующего увеличения совокупного продукта. В этом случае эффект мультипликатора проявляется в росте цен.

    В концепции мультипликатора предельная склонность к потреблению – величина фиксированная. Однако в действительности изменение распределения доходов  в ходе мультиплицирования прироста инвестиций может сопровождаться изменением потребления домашними хозяйствами, вызванного ростом заработной платы, в сторону его увеличения, а у предпринимателей – в сторону снижения потребления.

    Последовательные (вторичное и т.д.) увеличения доходов  следуют друг за другом с различным  временным интервалом. Поэтому процесс  мультиплицирования неопределенен  с учетом фактора времени. Например, производители могут изменить объем  производства до того, как поступят денежные выплаты из торговли.

    Действие  эффекта мультипликатора нелинейно. Так, ученый-исследователь Ф.Махлуп выявил следующие взаимосвязи изменений  в экономике, вызванных приростом  инвестиций: изменения эффективного спроса влияют на предельную склонность к инвестированию; степень доверия инвесторов зависит от институциональных изменений; изменение ставки процента влияет на объем наличного капитала; частичное инвестирование ведет к росту издержек производства.

    Вышеизложенные  ограничения не снижают значения мультипликатора инвестиций для экономики, которое сводится к общей закономерности: инвестирование имеет для экономики «дополнительный эффект», выражающийся в более значительном увеличении совокупного дохода по сравнению с объемом первоначального инвестирования. 
 
 
 
 

2. ФОРМИРОВАНИЕ ОТКРЫТОЙ

ЭФФЕКТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ

БЕЛАРУСЬ  И ПРИТОК ИНОСТРАННЫХ  ИНВЕСТИЦИЙ 

2.1. Формирование открытой  эффективной экономики 

    Рассматривая  особенности макроэкономики можно  отметить, что на макроуровне появляется новый экономический субъект – заграница. Это связано с тем, что на уровне всего общества национальная экономика в большей или меньшей мере вынуждена вступать в экономические контакты с внешним миром, с другими странами. Такие контакты не могут не сказываться на микроэкономических процессах, на макропоказателях и даже на макроэкономике данной страны. С учетом заграницы и ее влияния на макроэкономику данной страны новые элементы и новые направления появляются в механизме макрорегулирования, что усложняет экономическую политику государства.

    Значимость  этой проблемы для нас неизмеримо возрастает в связи с тем, что  Республика Беларусь, став суверенным государством да еще расположенным  «на перекрестке мировых дорог», должна осуществить переход к  открытой экономике.

    Под открытой экономикой понимают такое состояние национальной экономики, при котором она имеет устойчивые экономические связи с мировым хозяйством и собственную специализацию на мировом рынке товаров и услуг.

    Открытость  экономики определяется целым рядом признаков, среди которых основными можно считать следующие:

  • определенность внешнеэкономической специализации данной страны;
  • сопоставимость национальных и мировых цен на важнейшие товары и услуги;
  • наличие в национальной экономике экспортопроизводящего сектора;
  • ориентация производственной и научно-технической политики на мировые тенденции;
  • приоритетность международных договорных обязательств и ряд других.[9]

    Однако  открытость экономики нельзя понимать упрощенно, как абсолютную открытость, которая не имеет никаких ограничений в движении труда, капитала и товаров в любом направлении. Такой абсолютной открытости практически нет ни у одной страны. Любая национальная экономика, в том числе открытая, заботится, прежде всего, о своих национальных экономических и социальных интересах. Мера открытости экономик разных стран может быть разной. В связи с этим различают два вида экономик: большая открытая и малая открытая.

    Большая открытая экономика – экономика, масштабы которой обеспечивают формирование ставки процента под воздействием внутренних факторов национальной экономики и оказывают влияние на мировую ставку процента и мировой рынок.

    Малая открытая экономика – экономика, которая, хоть и имеет выход на мировой рынок, не в состоянии оказывать влияние на мировую ставку процента, как и на состояние мирового рынка.

    Открытость  экономики наряду с очевидными преимуществами в виде интенсификации отечественного экономического роста имеет также  определенные негативы или опасности. К их числу можно отнести следующие:

  • упадок отечественного производства и банкротства отечественных производителей;
  • усиление финансовой зависимости от развитых стран или мировых финансовых структур;
  • усиление технико-технологической зависимости от других стран;
  • деформацию структуры отечественной экономики с потерей актуальных для нее элементов и др.

    Из  этого следует, что формирование открытости экономики очень не простой  процесс. Это требует компетентного  просчета всех плюсов и минусов, учета  альтернативных вариантов, их последствий, а также проведения поэтапных подготовительных мероприятий, направленных на безусловное обеспечение национальной экономической безопасности.

    Национальная  экономическая безопасность – это  способность страны и ее экономики  поддерживать постоянную активность своих  хозяйствующих субъектов и тем самым обеспечить экономическую стабильность и независимость. При соблюдении такого положения открытость экономики и вхождение в мирохозяйственные связи имеет определенные преимущества. 

2.2. Приток иностранных  инвестиций 

    Иностранные инвестиции достаточно привлекательны своим конечным результатом. Используя их, можно в короткий срок получить современное производство. Приток иностранных инвестиций можно получить от концессионных и компенсационных соглашений, венчурного капитала, импорта лицензий, развития инвестиционного сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья.

    Одной из форм привлечения иностранных  кредитов могут быть компенсационные  соглашения – форма внешнеторговых сделок, связанная с возмещением  кредитов и услуг на определенных условиях и в установленные сроки, когда целевые банковские кредиты выделяются на развитие предприятий с условием их возврата поставщикам продукции. Такие сделки заключаются с иностранными торговыми или промышленными предприятиями (фирмами, компаниями) и другими организационными структурами.

    Иностранный партнер может предоставить стране (республике) кредит и в счет него произвести поставку лицензий, оборудования, машин и т.п., например, для строительства  промышленных и других объектов. А  после ввода в эксплуатацию данного объекта закупить в этой стране часть продукции, выпускаемой этим объектом, в объеме, полностью покрывающем сумму предоставленного кредита, включая проценты. Это промышленные компенсационные соглашения. Собственником компенсационного объекта является страна-заказчик, на территории которой он создан.

    Компенсационные соглашения могут быть и коммерческими, когда стороны договариваются о  взаимных поставках товаров, их качестве, количестве и ценах (бартерная сделка). Но в отличие от бартерной компенсационная сделка обычно представляет собой генеральное соглашение, в рамках которого заключается комплекс договоров, в частности на поставку в кредит оборудования для предприятий и ноу-хау с расчетом продукцией предприятия (объекта) после пуска или другими товарами.

    Однако  следует иметь в виду, что заключение компенсационных соглашений чаще всего  связано с неконкурентоспособностью отечественной промышленной продукции, неконвертируемостью денежной единицы, доминированием в экспорте сырьевых ресурсов. К таким соглашениям следует подходить с высоким профессионализмом и только после всестороннего технико-экономического обоснования, учитывающего все негативные и позитивные последствия.

    В условиях неразвитости фондового рынка  и повышенного риска, связанного с капиталовложениями, эффективной формой прямых иностранных инвестиций может стать привлечение венчурного (рискового) капитала. Это инвестиции в венчурные (рисковые) проекты освоения новых технологий, видов продукции или услуг. Принципиальное отличие таких инвестиций в необязательности их возврата. Первоначальным источником привлечения венчурного капитала служат личные сбережения учредителей и займа. Главный стимул финансирования – получение вкладчиком учредительного дохода, доля прибыли от реализации идеи, проекта. Цель собственников венчурного капитала часто сводится к финансированию такой стадии деятельности венчурной организации, на которой можно выпускать и продавать акции, стоимость которых значительно превышает объем вложенного капитала.

    Возможна  и такая форма привлечения иностранных инвестиций, как получение кредитов для решения вопроса реструктуризации наиболее крупных убыточных промышленных предприятий, отобранных для этой цели правительством. При этом кредитные средства намечается использовать для осуществления одноразовой (пассивной) финансовой поддержки реорганизации предприятия, которая не будет включать новых капитальных вложений, направленных на коренное изменение профиля или технологии производства. Цель такой поддержки заключается в рационализации и разукрупнении предприятия, выделении в самостоятельные единицы избыточных или непродуктивных активов.

    В реализации идей формирования благоприятного инвестиционного климата важную роль может сыграть организация  производства продукции на базе использования  лучших зарубежных образцов с помощью импорта лицензий – соглашений (разрешений), выдаваемых за обусловленное вознаграждение юридическим или физическим лицом (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) для использования изобретения, защищенного патентами, а также технологий, технических знаний, опыта, торговых марок  и т.п.  Передача предмета лицензии оформляется лицензионным соглашением (лицензионное соглашение – это договор о передаче прав на использование в определенных пределах лицензий, ноу-хау, других научно-технических знаний и технологий) и приносит доход лицензиару без осуществленных дополнительных затрат на научно-технические разработки. Для лицензиата приобретение лицензии может стоить значительно дешевле, чем выполнение соответствующих работ своими силами и средствами.

    Одним из каналов притока финансовых ресурсов в страну может стать и создание определенных условий для размещения филиалов крупнейших иностранных банков и представительств международных  компаний и корпораций, работающих со странами СНГ, Балтии и Восточной Европы. Но их деятельность должна быть поставлена под финансовый контроль. Такой подход значительно улучшает работу по привлечению финансовых ресурсов и обслуживанию инвестиционных потоков.

    Одним из условий развития инвестиционного  сотрудничества стран СНГ и Восточной Европы может стать глубокая интеграция их экономики.

    Важное  значение приобретают совместные инвестиции в инфраструктуру (дороги, транспорт, связь). Они предназначены для  решения экономических, ресурсосберегающих проблем, проблем по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийных ситуаций. Экономическое и географическое положение Республики Беларусь и стран Восточной Европы обусловливает всевозрастающее значение развития всесторонних эффективных взаимосвязей отечественных предприятий и предприятий этих стран.

Информация о работе Инвестиционная политика и проблемы ее осуществления в Республике Беларусь