Инвестиционная политика и проблемы ее осуществления в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение сущности инвестиций как экономической категории; рассмотрение источников финансирования капитальных вложений; определение значимости открытости экономики государства и притока иностранных инвестиций, а также рассмотрение инвестиционного потенциала Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………… 4
1. Инвестиции: сущность и источники пополнения. Мультипликатор инвестиций…………………………..
5

1.1. Сущность инвестиций………………………………….. 6
1.2. Источники пополнения инвестиций…………………... 9
1.2.1. Внутренние источники инвестиций…………………... 9
1.2.1.1. Прибыль - источник инвестиций……………………… 11
1.2.1.2. Бюджетное финансирование…………………………... 11
1.2.1.3. Амортизационные отчисления………………………… 12
1.2.1.4. Средства населения…………………………………….. 13
1.2.1.5. Банковский кредит……………………………………... 13
1.2.2. Внешние источники инвестирования…………………. 14
1.3. Мультипликатор инвестиций………………………….. 15
2. Формирование открытой эффективной экономики в Республике Беларусь и приток иностранных инвестиций………………………………………………

20
2.1. Формирование открытой эффективной экономики….. 20
2.2. Приток иностранных инвестиций……………………... 22
3. Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Беларуси…………………………………….
28
Заключение……………………………………………... 32
Список использованных источников…………………. 35

Работа содержит 1 файл

курсовая Гена.doc

— 228.50 Кб (Скачать)
tify">    Под инвестициями внутри страны (внутренними  инвестициями) подразумевают вложения средств в объекты инвестирования, размещенные в территориальных границах данной страны. Под инвестициями за рубежом (зарубежными инвестициями) понимают вложения средств в объекты инвестирования, размещенные за пределами территориальных границ данной страны. 

1.2. Источники пополнения  инвестиций 

1.2.1. Внутренние источники  инвестиций 

    Во  многих странах финансирование капитальных  вложений осуществляется в основном за счет внутренних источников. Каждой семье приходится постоянно решать житейскую проблему: какую часть своего бюджета направить на текущее потребление, а какую – отложить на будущее. В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства. Средства отдельных граждан – не единственный источник сбережений на будущее.

    Например, какая-либо компания получила прибыль  в размере 100 млн. руб. Эта прибыль  может быть выплачена владельцам, реинвестирована (компания может приобрести на эти средства новое оборудование или производственные площади) или же положена на банковский счет. В любом случае компания сберегает часть своей прибыли, точно так же как семья сберегает часть своего заработка.

    Правительство тоже может делать сбережения –  в тех случаях, когда налоговые  поступления в бюджет превышают правительственное потребление (куда входит зарплата государственных служащих, расходы на оборону, выплаты пенсионерам и т.п.). При таком положении дел у правительства остаются средства, которые могут быть использованы под инвестиции, например, в строительство новых дорог или развитие телефонной связи.

    Объем сбережений в стране непосредственно  влияет на объем инвестиций в стране. Когда общество сберегает часть  своего текущего дохода, это означает, что часть производства может  быть направлена не на потребление, а на инвестиции.[1]

    Чаще  всего сберегатели (вкладчики) и  инвесторы принадлежат к разным экономическим группам. Когда семья  откладывает часть своего дохода, она помещает свои деньги в банк. Банк одалживает эти деньги компании, желающей осуществить капиталовложения. В этом случае вкладчики (отдельные граждане) и инвесторы (предприятия) связаны через финансового посредника (банк).

    Иногда  вкладчики и инвесторы представляют собой одно и то же лицо. Если предприятие  сберегает часть своей прибыли  и использует ее на покупку нового станка, оно одновременно и сберегает и инвестирует деньги. Иногда компания сберегает свою прибыль за счет увеличения банковских вкладов. Банк затем одалживает эти деньги другой компании, желающей сделать капиталовложения. В закрытой экономке объем сбережений точно соответствует объему инвестиций. Какая часть национального дохода сберегается, такая часть и может быть инвестирована.

    Таким образом, можно сказать, что в  закрытой стране внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям. 

1.2.1.1. Прибыль - источник  инвестиций 

    Недостаток  финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен  на свою продукцию. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются с  ограниченным спросом, приводящим к  проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может поставить на грань банкротства многие предприятия.

    Расширить возможности предприятий поможет  решение правительства о полном освобождении от налогов прибыли, направляемой на инвестиции. Это должно послужить хорошим стимулом к усилению инвестиционной активности. 

1.2.1.2. Бюджетное финансирование 

    Дефицит государственного бюджета не позволяет  рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Ужесточился контроль за целевым использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита внедряется система залога имущества в недвижимости. Государственные централизованные вложения обычно направляют на реализацию ограниченного числа региональных программ, преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и экономических проблем.

    На  этапе выхода из кризиса приоритетными  направлениями с точки зрения бюджетного финансирования будут:

    - выделение государственных инвестиций  для стимулирования развития  опорных сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение продовольственной и топливно-энергетической проблем;

    - поддержание научно-производственного  потенциала;

    - выделение субсидий на социальные  цели слаборазвитым районам с  чрезмерно низким уровнем жизни  населения, не имеющим возможности приостановить его падение собственными силами.[4] 

1.2.1.3. Амортизационные  отчисления 

    Амортизационные отчисления – это денежное выражение  части стоимости основных фондов, которая в процессе производства переносится на вновь созданный  продукт и назначается для возобновления фондов на новой технической основе (т.е. сумма, отражающая перенесение стоимости основных производственных фондов на производимый с их помощью продукт с целью последующего восстановления изношенных основных фондов).[5] Чтобы восстановить инвестиционный характер амортизационного фонда, необходимо провести реформу амортизационной политики и системы кругооборота и оборота амортизационного фонда: признать капитальный характер амортизационных отчислений; распространить на амортизационный фонд законодательство о собственности и гарантировать права собственников капитала на определение судьбы амортизационного фонда; усилить ответственность производства (менеджеров) предприятий за его сохранность и целевое использование; ввести налоговые и административные санкции против разбазаривания и вывоза амортизационного фонда за пределы белорусской национальной территории (пресечь вывоз капитала за счет амортизационных отчислений). Эти меры помогут сохранению амортизационного фонда предприятия и, как следствие, помогут держаться производству на прежнем уровне. 

1.2.1.4. Средства населения 

    Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путем продажи акций  приватизированных предприятий  и инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковским учреждениями процентных ставок по личным вкладам, предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций – инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями, претендующими на привлечение средств населения. 

1.2.1.5. Банковский кредит 

    Долгосрочное  кредитование могло бы стать одним  из важных источников инвестиций. Долгосрочные банковские кредиты в первую очередь направлены на решение стратегических целей в экономике. Они способствуют постепенному увеличению производства и, как следствие, общему подъему экономики страны.

1.2.2. Внешние источники  инвестиций 

    Иностранные инвестиции представляют собой все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (доходов). Объектами инвестиций могут быть вновь создаваемые (модернизируемые) основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, права на интеллектуальные ценности, имущественные права и др.

    Пути  осуществления иностранных инвестиций:

    - приобретение предприятий, зданий, сооружений, паев, акций, облигаций  и других ценных бумаг, иного  имущества, которое в соответствии  с отечественным законодательством  может принадлежать иностранным  инвесторам;

    - долевое участие в отечественных  предприятиях (мероприятиях), создаваемых совместно с иностранными юридическим лицами и гражданами;

    - создание предприятий, полностью  принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных  юридических лиц.

    - приобретение прав пользования  землей и иными природными ресурсами, имущественными правами, а также иная деятельность по осуществлению инвестиций, не запрещенная отечественным законодательством, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав.[8]

    Вложения  иностранного капитала могут осуществлять: иностранные юридические лица, созданные по законодательству своей страны (компании, фирмы, ассоциации и т.п.), иностранные граждане и лица без гражданства, соотечественники, постоянно проживающие за границей и зарегистрированные для осуществления предпринимательской деятельности в стране гражданства или постоянного места жительства, иностранные государства и международные организации. Права и обязанности иностранных инвесторов регулируются соответствующим отечественным законодательством, предусматривающим нормы и правила присутствия иностранных инвестиций и направленным как на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, так и на обеспечение национальной безопасности. 

1.3. Мультипликатор инвестиций 

    Для того, чтобы определить величину равновесного выпуска (равновесного национального дохода) следует приравнять его к величине планируемых расходов. Это отражено в формуле 1.2.: , где , то есть .

    В экономической теории принято следующее деление инвестиций:

    1. Автономные, не зависящие от размера  дохода и связанные с неравномерным  развитием научно-технического прогресса.

    2. Индуцированные, подверженные влиянию  изменений совокупного дохода (национального  дохода).

    Между изменениями автономных инвестиций и совокупного дохода существует устойчивая зависимость. Количественное соотношение инвестиций и совокупного дохода отражает мультипликатор инвестиций – числовой коэффициент, показывающий увеличение дохода, которое вызвано ростом инвестиций. По утверждению Дж. Кейнса, принцип мультипликатора позволяет дать ответ на вопрос, каким образом незначительные колебания инвестиций, составляющих относительно небольшую долю совокупного дохода, способны вызвать колебания занятости и дохода, характеризующиеся гораздо большей амплитудой.[7]

    Впервые в экономическом анализе данный коэффициент был применен Р.Каном. Используемый им мультипликатор занятости  объясняет причину, по которой даже незначительное увеличение занятости  в результате проведения политики общественных работ в период безработицы даст большой эффект. Это связано с тем, что к так называемой первичной занятости (задействованным на общественных работах) добавляется вторичная, поскольку производство потребительских товаров будет возрастать, чтобы соответствовать увеличивающимся расходам, связанным с зарплатой и прибылью от первичной занятости. Эффект распространения действует в производстве потребительских товаров с уменьшающейся интенсивностью.

    Предположим, что домохозяйство увеличивает свои автономные расходы на $100, т.е. покупает на эту сумму товары и услуги. Это означает, что производитель этих товаров и услуг  получает доход в $100, который он тратит на потребление и сбережения. Предположим, что предельная склонность к потреблению мрс = 0.8, что означает, что из каждого дополнительного 1 доллара дохода экономический агент тратит на потребление 80 центов (т.е. 80%), а 20 центов (т.е. 20%) сберегает (т.е. предельная склонность к сбережению mрs = 0.2 ). В этом случае, получив $100 дополнительного дохода, производитель потратит $80 на потребление (Y х mрс =100 х 0.8 = 80) и $20 пойдут на сбережения (Y х mрs = 100 х 0.2 = 20). Потраченные им на потребление (на покупку товаров и услуг) $80  создадут дополнительный доход еще одному продавцу, который в свою очередь потратит $64 на потребление (Y х mрс = 80 х 0.8 = 64) и $16 сбережет (соответственно 80 х 0.2 = 16) и т.д. Процесс будет продолжаться до тех пор, пока прирост расходов не дойдет до 0.

     В формуле 1.3. просуммируем все полученные доходы, чтобы узнать, насколько в результате увеличился совокупный доход: 

    Мы  получили бесконечно убывающую геометрическую прогрессию (а это и есть математический смысл мультипликатора) с основанием (mрс) меньше единицы. Следовательно, ее сумма равна , т.е. . Выражение представляет собой мультипликатор (автономных) потребительских расходов.  В нашем примере мультипликатор равен 5 (1 / 1 – 0.8 = 5). Следовательно, при росте автономных потребительских расходов на $100 рост совокупного дохода составил $500 (100 х 5 = 500).[2]

    Аналогичные рассуждения применимы и к  изменению (автономных) инвестиционных расходов. Увеличивая инвестиции, фирма  закупает инвестиционные товары, создавая доход их производителю, который в свою очередь расходует часть этого дохода на потребление, обеспечивая доход производителю этих потребительских товаров и т.д. В результате рост совокупного дохода будет в несколько раз большим, чем первоначальный прирост инвестиций, т.е. будет действовать эффект мультипликатора, и мультипликатор (но в данном случае инвестиционных расходов) также будет равен .

Информация о работе Инвестиционная политика и проблемы ее осуществления в Республике Беларусь