Инвестиционная политика и проблемы ее осуществления в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение сущности инвестиций как экономической категории; рассмотрение источников финансирования капитальных вложений; определение значимости открытости экономики государства и притока иностранных инвестиций, а также рассмотрение инвестиционного потенциала Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………… 4
1. Инвестиции: сущность и источники пополнения. Мультипликатор инвестиций…………………………..
5

1.1. Сущность инвестиций………………………………….. 6
1.2. Источники пополнения инвестиций…………………... 9
1.2.1. Внутренние источники инвестиций…………………... 9
1.2.1.1. Прибыль - источник инвестиций……………………… 11
1.2.1.2. Бюджетное финансирование…………………………... 11
1.2.1.3. Амортизационные отчисления………………………… 12
1.2.1.4. Средства населения…………………………………….. 13
1.2.1.5. Банковский кредит……………………………………... 13
1.2.2. Внешние источники инвестирования…………………. 14
1.3. Мультипликатор инвестиций………………………….. 15
2. Формирование открытой эффективной экономики в Республике Беларусь и приток иностранных инвестиций………………………………………………

20
2.1. Формирование открытой эффективной экономики….. 20
2.2. Приток иностранных инвестиций……………………... 22
3. Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Беларуси…………………………………….
28
Заключение……………………………………………... 32
Список использованных источников…………………. 35

Работа содержит 1 файл

курсовая Гена.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

    Стратегия сотрудничества с такими странами, как Польша, Литва, Латвия, Россия и  Украина, заключается, прежде всего, в  осуществлении выхода республики к  морским портам, участвующим в  распределении экспортно-импортных  грузопотоков.

    Стратегическая  задача Республики Беларусь – развитие взаимовыгодной кооперации, осуществление  инвестиций в транспортную инфраструктуру этих государств с тем, чтобы транзит  грузов через их территорию и использование  портов осуществлялись на выгодных для  Беларуси условиях. Для достижения этой цели целесообразно участие республики и ее субъектов хозяйствования независимо от форм собственности в акционировании, долевом участии в строительстве, приобретении складов, терминалов и других портовых сооружений, создании собственных и совместных предприятий на территории этих стран.[4]

    В области привлечения иностранных  инвестиций наиболее важным является режим их функционирования на территории республики – национальный или преференциальный. Более целесообразным представляется осуществление преференциального, т.е. льготного для иностранных инвестиций режима, включающего благоприятные условия инвестиционного налогового кредита, ускоренную амортизацию высокотехнологического оборудования, его беспошлинный импорт и ряд других мер.

    Важным  является и правовое обеспечение  иностранных инвестиций, т.е. обеспечение  в законодательном порядке льготных условий, принятие и публикация приоритетных и закрытых для иностранных инвесторов направлений (предприятий, отраслей), их законодательная защита от ухудшения условий инвестиционной деятельности, решение вопроса о форме владения землей, обеспечение информированности иностранных инвесторов о планах приватизации объектов республиканской и муниципальной собственности, о продвижении наиболее перспективных для республики проектов, состоянии рынка, перспективах развития экономики, а также защиту от инвестиций, не отвечающих национальным интересам.

    Привлечению прямых иностранных инвестиций могут  способствовать:

    - формирование свободных экономических и оффшорных зон( зона, созданная в стране, где для определенных коммерческих структур законодательством предусмотрены существенные налоговые льготы, а также сведено к минимуму ведение бухгалтерского учета и отчетности);                                  - создание транснациональных компаний и финансово-промышленных групп;

    - совершенствование правовой защиты  и гарантий иностранных инвестиций;

    - организация системы отбора и  мониторинга (наблюдения и оценки) инвестиционных проектов;

    - разработка механизма поддержания иностранных инвесторов;

    - координация программ сотрудничества  с международными финансовыми  организациями.

    В экономику государства следует  шире привлекать прямые инвестиции, что  с позиции осуществления обратных платежей является достаточно выгодной формой привлечения иностранных средств, поскольку осуществляются они на собственный риск иностранного инвестора и обратные выплаты по ним (переводы дивидендов и прибыли) прямо связаны с эффективностью их использования и не требуют участия бюджетных средств. Цель прямого инвестирования заключается, как правило, в создании дополнительного экспорта или производства товара, заменяющего импортный, что, в свою очередь, позволяет улучшить состояние торгового и платежного баланса страны. Именно поэтому активизацию усилий по привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику следует рассматривать как одно из приоритетных направлений развития и расширения объемов вложения иностранного капитала.

    Иностранные кредиты, привлекаемые в рамках межправительственных соглашений, а также соглашений с иностранными и международными финансовыми организациями под гарантии правительства, предоставляются юридическим лицам независимо от формы собственности по рекомендации соответствующего правительственного органа (в Республики Беларусь это Совет Министров) и в пределах установленного лимита. Они выдаются банками – правительственными агентами, уполномоченными правительством обслуживать конкретный иностранный кредит на условиях, определенных межправительственными и межбанковскими соглашениями. Плата за кредит включает выплату процента, первоочередных и обязательных платежей, в том числе комиссионные и страховые сборы, плату по обязательства и другие платежи в соответствии с кредитным договором. 
 
 

3. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ БЕЛАРУСИ 

    На  первом этапе (2006-2010 гг.) инвестиционная политика государства осуществлялась на основе Национальной программы привлечения  инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г. Для выполнения предусмотренных программными документами объемов инвестиций было целесообразно осуществлять реализацию следующих мероприятий:

    - обеспечить реальные и действенные  гарантии целевого использования  на инвестиции средств, полученных  от продажи государственного  имущества частным инвесторам (независимо от резидентства);

    - разработать концепцию финансово-промышленных  групп, включающих предприятия,  банки, торговые дома и торгово-сбытовую  инфраструктуру, сеть финансовых  посредников (страховые, пенсионные  фонды) и обеспечить формирование надлежащих институционально-правовых условий организации финансовых холдингов в Республике Беларусь;

    - обеспечить государственную поддержку  приоритетных инвестиционных проектов;

    - разработать необходимый пакет  мер по учреждению в республике  венчурных фондов;

    - создать необходимые условия  по мере роста доходов населения  и укрепления финансов предприятий  для формирования долгосрочных  целевых накоплений в инвестиционных, жилищно-строительных, страховых, пенсионных  фондах.

    В этот период следует принять меры, способные обеспечить поддержку высокого уровня инвестиций, которые позволили бы провести модернизацию и реструктуризацию отечественной промышленности, ввести в оборот качественно новое оборудование, с использованием новейших технологий, повысить конкурентоспособность отечественных товаров и экономики в целом.

    Для привлечения инвестиций в экономику  необходима дальнейшая либерализация  внешнеэкономической деятельности и создание механизмов страхования  инвестиций от экономических и политических рисков. Создание благоприятного инвестиционного климата и обеспечение защиты интересов инвесторов будут оставаться приоритетами государства и его долгосрочной инвестиционной политики.

    Первоочередными задачами структурной политики государства  на первом этапе были:

    - создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности;

    - повышение инновационной активности  и стимулирование опережающего  развития высокотехнологичных секторов  экономики;

    - прекращение прямого и косвенного  субсидирования убыточных предприятий;

    - стимулирование процессов реструктуризации  и реформирования предприятий,  повышение их эффективности;

    - содействие процессам интеграции  и конкуренции на рынках, обеспечение  равного доступа к инфраструктуре;

    - содействие развитию малого и  среднего бизнеса;

    - усиление антимонопольного контроля  в процессе реструктуризации  естественных монополий;

    - обеспечение тарифного регулирования  на услуги естественных монополий;

    - реализация целевых программ  развития инфраструктуры транспорта, связи и телекоммуникаций;

    - развитие системы ипотечного кредитования;

    - создание благоприятных условий  для образования и функционирования  совместных и иностранных предприятий,  а также транснациональных корпораций, хозяйственных и финансово-промышленных  групп.

    Структурная политика на втором этапе (2011–2020 гг.) предполагает стимулирование расширения спроса на инвестиционные ресурсы предприятий для реализации проектов с вовлечением в инвестиционный процесс отечественных производителей машин, оборудования.

    Важнейшим инструментом структурной политики является реализация государственных целевых программ. Финансирование их должно осуществляться на основе новых подходов с преимущественным использованием внебюджетных средств.

    Государственная инвестиционная деятельность в этот период должна направляться на финансирование развития инфраструктуры: дорог, аэропортов, современной системы телекоммуникаций, что послужит дополнительным стимулом для привлечения частных капиталов.[10]

    Инвестиционная  активность государства должна развиваться  с учетом того, что в предыдущие годы достаточно ощутимыми были инвестиции в социальную сферу (массовое жилищное строительство, образование, спортивные сооружения и др.). Образованное население обладает большей способностью адаптироваться к меняющимся условиям хозяйствования, проявляет большую инициативу и активность в создании спроса на инвестиции. Предусматривается дальнейшее укрепление и развитие институциональных основ, поиск новых форм и способов привлечения инвестиций, создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической и инвестиционной деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы. В этих целях приоритетными должны стать меры по:

    - повышению инвестиционного рейтинга  Республики Беларусь;

    - защите прав собственности и  совершенствованию корпоративного управления;

    - развитию института банкротства  и защите прав кредиторов;

    - выравниванию условий конкуренции  и эффективной антимонопольной  политики;

    - повышению эффективности управления  государственной собственностью;

    - развитию фондового рынка и стимулированию вложения сбережений в ценные бумаги;

    - развитию лизинга и проектного  финансирования;

    - переходу на международные стандарты  бухгалтерской отчетности.

    Целесообразно создание негосударственных фондов (пенсионных, инвестиционных, страховых и др.) и привлечение их в качестве инвесторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    На  данный момент белорусская экономика  переживает глубокий кризис, что сказывается  во всех сферах жизни и, в первую очередь, на социальной сфере, что в  свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако довольно безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо бюджета. Помочь государству в преодолении  экономического кризиса призваны инвестиции.

    Как уже говорилось, инвестиции предназначены  для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня. С их помощью решаются такие экономические и производственные задачи, как строительство новых заводов, фабрик, оснащенность и переоснащенность производства техникой и оборудованием с длительным сроком службы и т. д. Однако политическая нестабильность в нашей стране сдерживает потоки инвестиций, готовых хлынуть на новый, а значит прибыльный, рынок.

    Проблема  инвестиций в нашей стране актуальна  прежде всего тем, что на инвестициях  в Беларуси можно заработать неплохой капитал, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. При этом иностранные инвесторы ориентируются прежде всего на инвестиционный климат Республики Беларусь, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

Информация о работе Инвестиционная политика и проблемы ее осуществления в Республике Беларусь