Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:59, курсовая работа
В данной курсовой работе мне необходимо остановиться на рассмотрении следующих ключевых вопросов:
• источники и структура инвестиций;
• мультипликатор и акселератор инвестиций;
• государственное регулирование инвестиций;
• проблемы инвестирования в Беларуси.
Введение ……………………………………………………………………………….
Глава 1.Инвестиции и их роль в экономике………………………………………...
1.1.Сущность и структура инвестиций ………………………………………………………….
1.2.Виды инвестиций ……………………………………………………………………………..
1.3.Основные источники инвестиций ………………………………………………………….. ..
1.4.Мультипликатор и акселератор инвестиций ………………………………………………..
Глава 2. Инвестиционый опыт в зарубежных странах …………….
Глава 3. Инвестиционная ситуация в РБ …………………..
Заключение ………………………………………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………………….
превысило 3 тысячи.
Таблица 2 Структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики(в % к итогу) |
|
| |||||||
| 1990 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2002 | 2004 |
Инвестиции в основной капитал - всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
промышленность | 24,4 | 29,7 | 31,2 | 30,9 | 35 | 27,8 | 30,2 | 32 | 31,5 |
сельское хозяйство | 28,8 | 8,5 | 7,5 | 6,4 | 6,6 | 6,4 | 6,8 | 5 | 4,5 |
лесное хозяйство | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,7 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,4 |
строительство | 3,2 | 1,7 | 1,2 | 1,3 | 1,9 | 1,9 | 1,4 | 2 | 2 |
транспорт | 5,9 | 12,6 | 13,1 | 13,6 | 10,2 | 12,6 | 10,8 | 15 | 13 |
связь | 1,7 | 3,4 | 6,5 | 4,4 | 2,7 | 2,9 | 2,6 | 4 | 4,5 |
торговля и общественное питание | 1,9 | 1,6 | 2 | 2 | 3,7 | 3 | 2,6 | 4 | 4 |
материально-техническое снабжение и сбыт | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,7 | 0,6 | 1,2 | 1,7 | 0,6 | 0,35 |
жилищное строительство | 19,6 | 20 | 20,1 | 23,7 | 23,3 | 25,7 | 26,1 | 20 | 22,5 |
коммунальнео хозяйство | 4,6 | 7,9 | 7,3 | 6,6 | 5,9 | 5,9 | 6,2 | 8 | 6,5 |
здравоохранение физическая культура и социальное обеспечение | 2,4 | 5,6 | 4,1 | 4,3 | 3,8 | 5,4 | 4,4 | 4 | 4 |
образование | 2,5 | 2 | 2 | 2,2 | 1,9 | 2 | 1,4 | 1 | 1 |
культура и искусство | 0,8 | 0,6 | 0,5 | 0,5 | 0,7 | 0,7 | 1,2 | 0,7 | 1 |
наука и научное обслуживание | 1,1 | 0,3 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,2 | 0,3 |
прочие | 2,5 | 5,3 | 3,5 | 2,5 | 3 | 3,9 | 4 | 3,2 | 4,5 |
Учитывая интересы частных инвесторов Республика Беларусь к настоящему дню заключила более 40 двусторонних соглашений о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций.
В целях привлечения долгосрочного стратегического капитала в республике установлена определенная система гарантий для предприятий с иностранными инвестициями. В первую очередь это беспошлинный ввоз иностранным инвестором имущества в качестве вклада в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями, трехлетнее освобождение от налога на прибыль для таких предприятий и другие. В республике созданы и работают 4 свободные экономические зоны, в стадии подготовки находятся еще две.
В 2001 году принят Инвестиционный кодекс, направленный на улучшение инвестиционного климата и установления ясности политики белорусского государства в отношении инвесторов.
В 2001 году Правительством учрежден Консультативный совет по иностранным инвестициям, в состав которого вошли представители иностранных компаний и международных организаций. Основными задачами Совета являются формирование и реализация политики привлечения иностранных инвестиций, а также создание "зеленого коридора" для преодоления конкретных проблем иностранных инвесторов.
Начиная с 2003 года намечается привлечение прямых инвестиций в основные производственные фонды общим объемом до 0,9 - 1,0 млрд. долларов США. Предполагается завершить формирование нормативно-правовой базы в области налогового, кредитного, валютного, таможенного регулирования инвестиций, обеспечить иностранным инвесторам стабильные, благоприятные условия для предпринимательской деятельности
Предусматривается также развивать систему страхования некоммерческих рисков, улучшить информационное обеспечение иностранных инвесторов, а также развивать организационно-правовые формы привлечения иностранного капитала (транснациональные компании, международные лизинговые компании, международные консорциумы, концессии).
Крупнейшей страной-инвестором в белорусскую экономику по уставному фонду является Германия, на чью долю на начало июля текущего года приходилось 80,7 млн.USD, или 21% от общего уставного фонда всех СП и ИП страны. Об этом сообщил журналистам пресс-секретарь Министерства иностранных дел Павел ЛАТУШКО.
Далее, согласно приведенным данным, следуют Нидерланды (65,7 млн. -- 17%), США (31,4 млн. -- 8%), Австрия (28,8 млн. -- 7,5%), Великобритания (23,8 млн. -- 6%), Кипр (23,7 млн. -- 6%), Польша (17,9 млн. -- 5%), Италия (11,9 млн. -- 3%), Россия (9,24 млн. -- 2,5%) и Венгрия (9,21 млн. -- 2,5%).
В свою очередь, крупнейшими странами-инвесторами по количеству созданных совместных и иностранных предприятий на ту же дату являлись Польша, Германия, США, Россия, Литва, Латвия, Кипр.
По предварительным данным, за первое полугодие текущего 2002 года МИД Беларуси зарегистрировал 257 коммерческих организаций с иностранными инвестициями, что на 16 предприятий больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
П.Латушко также проинформировал, что объявленный уставный фонд вновь созданных за полгода предприятий составил 22,8 млн.USD (рост 53%), из которых на иностранных инвесторов приходится почти 15 млн.USD.
Всего на 1 июля зарегистрировано 3659 коммерческих организаций с иностранными инвестициями, объявленный уставный фонд которых составляет 923,6 млн.USD с долей иностранного капитала 588 млн.USD.
В этом году в экономику Беларуси привлечено 129 млн. USD иностранных инвестиций[1]. Как пояснили в Минэкономики, рост объемов иностранных инвестиций по отношению к аналогичному периоду прошлого года произошел из-за уточнения методологии их учета, а также за счет реализации предприятиями кредитов собственных учредителей либо привлекаемых под гарантии банков без участия государства.
В настоящее время Беларусь готова принять инвестиции, но не готова ослабить контроль над наиболее прибыльными отраслями экономики. "О продаже контрольных пакетов речи идти не может. По крайней мере, на первоначальном этапе", - сказал Рейтер президент концерна Белнефтехим Иван Бамбиза. В то же время правительство Беларуси может отправиться в отставку из-за проблем, возникших в результате непоследовательности правительственного экономического курса, считают эксперты.
Проблема привлечения иностранных инвестиций имеет двойственный характер. С одной стороны, это создание внутренней инвестиционной привлекательности страны, которая складывается из состояния транспортных путей, системы связи, налогового режима, географического положения, наличия квалифицированной рабочей силы, финансовых институтов, способных обеспечить инвестиционный процесс. С другой стороны, это создание внешнего имиджа страны, подразумевающего формирование необходимых контактов для обеспечения принятия инвестиционных решений в пользу своей республики.
Согласно социологическому опросу, проведенному Минским институтом приватизации и менеджмента, 9 из 10 иностранных бизнесменов негативно высказываются о нашей налоговой системе, причем, более всего отпугивает частое и внезапное изменение законодательства. 87 % бизнесменов отмечают высокий риск инвестиций в белорусскую экономику; 74 % опрошенных опасаются политической нестабильности, почти столько же отмечают низкие темпы рыночных преобразований в экономике республики. К этому перечню можно добавить отсутствие в Беларуси многих видов сырья, высокий уровень цен, в особенности на энергоносители и транспорт, проблемы с переводом прибыли за рубеж, негативное отношение общества к иностранным инвестициям и т.д. Единственный привлекательный фактор — низкая стоимость рабочей силы. В итоге, так называемые стратегические инвесторы, чьи капиталы необходимы для реформирования промышленности и сельского хозяйства, обходят Беларусь стороной, а присутствующие совместные предприятия и иностранные фирмы вкладывают деньги главным образом в торговлю и сферу обслуживания: затраты на развитие относительно невелики, а при ликвидации потери минимальны. Для стратегического инвестора также привлекательным является высокая покупательская способность местного населения, поскольку считается выгодным реализовывать продукцию там, где она производится. Не менее важно наличие благоприятных базовых условий для местного бизнеса. Серьезные предприниматели ко всяким льготам относятся с недоверием, ведь последние — фактор временный. К тому же иностранному инвестору почти всегда требуется деловой партнер из числа местных предпринимателей.[11, стр. 22]
Для западных инвесторов основными преградами являются слабая гарантия прав собственности и несовершенство корпоративного управления. Практическим препятствием на пути привлечения прямых западных инвестиций остается также достаточно высокая степень административного контроля экономики. Недостаточно высокий уровень развития инфраструктуры фондового рынка не позволяет предприятиям выпускать новые эмиссии акций с целью привлечения капитала. Одновременно отсутствие ликвидного вторичного рынка акций сдерживает портфельных инвесторов, потенциально готовых вкладывать средства в белорусскую экономику. Иностранные инвесторы жалуются на высокие издержки, замедляющие переговоры с государственной администрацией. Препятствием является также экономическая дестабилизация, вызванная, по западным критериям, высокой инфляцией, которая разлаживает денежный рынок. В такой обстановке заграничный кредит стоит дорого, а его цена близка к цене внутреннего кредита. Очевидно также технико-экономическое отставание: недостаточный уровень менеджерских кадров, неправильное функционирование торговой сети, внутренние организационные затруднения и др. Кроме того, экономическое законодательство и функционирование финансового сектора не соответствуют западным стандартам. Часто меняется налоговая и таможенная политика, низкий уровень работы банков, слабо развита система небанковских финансовых организаций, отсутствие правового регулирования приватизации, недостаточное правовое обслуживание зарубежных инвесторов.
Нынешний неблагоприятный инвестиционный климат в Беларуси предопределяют такие факторы, как на макроуровне — продолжающаяся инфляция, порождающая неопределенность в оценках рыночных перспектив, обесценивающая оборотный капитал, снижающая покупательную способность населения. Соответственно, это находит выражение в непривлекательности промышленности как сферы приложения капитала; на микруровне — неумение работать на рынок, низкое качество оценок потенциального спроса, нехватка соответствующей информации, отсутствие квалифицированного управления. Сложившийся уровень руководства и организации производства на предприятиях становится узким местом, отпугивающим потенциальных зарубежных инвесторов. Сложнее обстоит дело с импортируемой инфляцией. Ведь не секрет, что цены в долларовом эквиваленте на многие виды сырья и материалов, импортируемых в первую очередь из России, непрерывно растут. По многим позициям они даже выше мировых. Поэтому так важны для нас сегодня ресурсосбережение, внедрение современных технологий, повышение качества продукции, определение альтернативных источников сырья и выход на новые, более устойчивые рынки сбыта. Ведь именно проекты, связанные с западными корпорациями, сегодня определяют лицо завтрашней промышленности страны. После реализации объявленных проектов неизбежно должна наступить следующая стадия взаимовыгодного сотрудничества, позволяющая окончательно закрепить установившуюся технологическую связь с поставщиками наиболее передовых технологий в мире.
К основным причинам спада активности иностранных инвесторов в Беларуси относятся: просроченная задолженность предприятий-заемщиков по кредитам (если в начале 1999 г. просроченная задолженность составляла 15,2 млн. USD, то ко второй половине 2000 г. она достигла 39,3 млн. USD (прежде всего, по кредитам Японии, Австрии, Германии) [3,стр.35], неурегулированность взаимоотношений с международными финансовыми организациями и неблагоприятный инвестиционный климат. Последний фактор, по мнению иностранных экспертов, обусловлен нестабильной политической обстановкой и законодательной базой, медленными темпами экономических преобразований, наличием ряда других некоммерческих рисков.
В ближайшее время мы вряд ли сможем коренным образом изменить инвестиционный имидж Беларуси в глазах западного делового сообщества. Выход один – привлечение инвестиций из стран СНГ, Китая и др. Для ускорения этого процесса, возможно, целесообразно упростить процедуры допуска российских инвесторов на белорусский рынок, например, разрешив российским компаниям и банкам открывать филиалы в Республике Беларусь на тех же словиях, что и в регионах России.
Только достигнув на первоначальном этапе небольших по сравнению с другими странами Восточной Европы результатов и одновременно в течение 4 – 5 лет демонстрируя стабильность законодательства, соблюдение гарантий прав кредиторов и инвесторов, и главное, позитивную настроенность государства к взаимовыгодному сотрудничеству с Западом - основным инвестором белорусской экономики - можно рассчитывать, что в 2005 – 2010 годах мы сможем выйти на ежегодное поступление зарубежных кредитно – инвестиционных ресурсов на уровне 2 – 2,5 млрд. USD, что также, в свою очередь, должно стать лишь одним из этапов продвижения Беларуси в глобальную систему мирового хозяйства. [4,стр.35 -36]
Основными инвесторами в прошлом году были Россия-75,7млн.USD,
Добившись поставленной в работе цели, исследовав и оценив текущее состояние инвестиционной ситуации в Белоруссии, в заключение скажем немного и о том, зачем Белоруссии необходима благоприятная инвестиционная ситуация.
Информация о работе Инвестиции: сущость, структура и виды. Мультипликатор и акселератор инвестиций