Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:59, курсовая работа
В данной курсовой работе мне необходимо остановиться на рассмотрении следующих ключевых вопросов:
• источники и структура инвестиций;
• мультипликатор и акселератор инвестиций;
• государственное регулирование инвестиций;
• проблемы инвестирования в Беларуси.
Введение ……………………………………………………………………………….
Глава 1.Инвестиции и их роль в экономике………………………………………...
1.1.Сущность и структура инвестиций ………………………………………………………….
1.2.Виды инвестиций ……………………………………………………………………………..
1.3.Основные источники инвестиций ………………………………………………………….. ..
1.4.Мультипликатор и акселератор инвестиций ………………………………………………..
Глава 2. Инвестиционый опыт в зарубежных странах …………….
Глава 3. Инвестиционная ситуация в РБ …………………..
Заключение ………………………………………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………………….
Весьма хорошо с инвестициями составляла ситуация в Польше в 2000 году. В этот год польская экономика получила рекордное количество иностранных инвестиций –10 млрд.$.Именно это дало Польше быстрыми темпами развивать экономический рост. Это явилось следствием завершения там приватизации. И при этом приоритетными отраслями являлись автомобилестроение, электроника и информационные технологии.
Китай, к примеру, очень активно готовится к принятию иностранных инвестиций. С 1 января 2002 года начался отсчет до открытия ряда китайских рынков. Планируется также снижение ввозных пошлин и ликвидация нетарифных препятствий. Вступление Китая в ВТО[2] изменит направление потоков капиталов.
В мировой экономике произошло формирование трех основных центров мирохозяйственных связей, где естественно и бурно развивается инвестиционная деятельность.
1. США и Канада
2. Западная Европа
3. «Восточные драконы»- Япония, Южная Корея и другие развитые восточные страны.
Соединенные Штаты в 2003 г. находятся на рекордной для этой страны высоте экономического роста, уровня социальной защиты, развития собственных и привлеченных извне источников благосостояния. Поэтому вековые тенденции органически отражаются в текущих экономических показателях, невзирая на то, что объективные законы циклического развития продолжают действовать и на этом фоне.
В США продолжается вековой устойчивый рост инвестиций в развитие инновационного потенциала, прежде всего в образовательную и научную сферу. В 2003 г., по предварительным данным, расходы на школы и высшие учебные заведения составили 635 млрд. долл., то есть 6,5 % в сравнении с ВВП, причем на долю вузов, выполняющих более половины фундаментальных исследовательских проектов, приходится 40 % этих средств. Общие расходы на исследования и разработки в реальном исчислении увеличились в 2003 г. на 6,2 % и составили 264,2 млрд. долл.
Привлекательность американского рынка для иностранных инвестиций выросла за годы стабильного экономического роста 90-х годов. Косвенным свидетельством этого являются изменения в структуре движения.
Говоря о проавовой базе на которую опирается инвестиционная деятельность СЩА,надо упомянуть о том, что на федеральном уровне в системе законодательства США отсутствует какой-либо один специальный закон, предметно ориентированный на регулирование всех особенностей правового режима инвестиций. Вместе с тем в стране за последние сто лет был сформирован обширный массив законодательных актов, регламентирующих отношения с участием иностранных и отечественных инвесторов, финансовую, банковскую и налоговую системы, формы и правила хозяиственной-деятельности в целом и их особенности в отраслях и сферах экономики. Отвергая возможность угрозы национальной безопасности, сторонники такого подхода часто ссылаются на опыт США, на долю которых приходится свыше 1/5 мировых иностранных инвестиций, что эквивалентно 7% валового внутреннего продукта этой страны. Попытаемся разобраться, что же скрывается за приведенными цифрами.
На протяжении многих десятилетий в США действует отлаженная система государственного регулирования в сфере прямых иностранных инвестиций на двух уровнях: федеральном и местном. Наиболее важным направлением федерального регулирования является защита интересов национальной безопасности. При этом с конца 80х годов здесь безопасность страны все в большей степени связывается не с военным фактором, а состоянием национальной экономики, с поддержанием и усилением конкурентоспособности США в мире. Организационной структурой, обеспечивающей контроль за инвестиционными потоками, является Комитет по иностранным инвестициям. В законодательство США была введена поправка, в соответствии с которой президент США наделяется полномочиями блокировать или приостанавливать процессы слияния или приобретения американских фирм, связанные с установлением контроля иностранной стороны.
Федеральные законы США ограничивают или запрещают иностранное участие и в ряде секторов экономики: прибрежное судоходство, внутренняя авиация, строительство гидроэлектростанций, добыча полезных ископаемых на федеральных землях, банковское дело, средства массовой информации, ядерная энергетика.
Таким образом, даже в стране, располагающей самым мощным экономическим потенциалом, существует развитая и весьма жесткая система контроля за инвестиционными потоками с целью предотвратить потерю контроля над экономикой, а следовательно, и угрозу национальной безопасности.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что спад инвестиций является важнейшим индикатором вхождения экономики любой страны в состояние кризиса, а оживление инвестиционной активности непременным условием выхода на устойчивую траекторию экономического роста. В белорусской экономике первый этап этого процесса был значительно углублен и затянут, а второй этап заторможен серьезными просчетами экономической политики государства. Как мировой опыт, так и белорусская действительность свидетельствуют, что без активизации роли государства в инвестиционном процессе путем его прямого и косвенного регулирования преодоление депрессивного состояния экономики, восстановление и рост экономического потенциала Беларуси невозможны.
Глава 3. Проблемы привлечения инвестиций в экономику РБ.
Многие специалисты отмечают сходство современного состояния экономики РБ с ситуацией в послевоенной Японии, Корее и некоторых других странах. Такие экономические параметры, как ограниченность природных ресурсов, невысокое качество продукции, низкая эффективность основных фондов, дешевая рабочая сила свидетельствуют о недостаточном собственном потенциале для экономического роста. Это еще раз подтверждает актуальность инвестиционной деятельности как рычага для развития национальной экономики.
Связанное с нынешней экономической ситуацией в республике сокращение капитальных вложений означает резкую нехватку средств не только на наращивание производственного потенциала, но и на его поддержание.
Время уходит, а проблемы не решаются. Более того, обстановка из года в год усугубляется. В первую очередь это касается капитальных вложений в объекты производственного назначения. В результате экономика страны находится именно на той стадии, когда постоянный спад в инвестиционной сфере стал одной из самых негативных тенденций, которая грозит полным экономическим крахом. На изношенных до предела основных фондах у большинства субъектов хозяйствования не создашь конкурентоспособной продукции, не только не завоюешь новых, но потеряешь и старые рынки сбыта своих товаров.
Физический же износ машин и оборудования почти всех основных отраслей реального сектора экономики превысил 80% при критической величине – 60%. В 2003 г. в промышленности он равнялся 80,3%, а в целом основные фонды этой отрасли самортизированы на 58,9%, в сельском хозяйстве соответственно 80,6 и 56,6%, на транспорте – 66,9 и 53,1%, в строительстве – 80,9 и 41%. Коэффициент же обновления основных фондов составил в 2002 г. 2,5% и в 2003 г. – 3,3%
Анализ статистический данных показывает, что последние годы истекшего столетия не дали сколь-нибудь позитивных сдвигов в мобилизации источников капитальных вложений. Из таблицы 1 видно, что объем инвестиций в основной капитал, начиная с 1992 г., катастрофически падал. В 1995 г. он составил к уровню 1990 г. 39%, а в 1996 г. – лишь 37%. Не произошло существенного улучшения и в последующие годы. За счет опережающего увеличения инвестиций в жилищное строительство (в основном за счет кредитной эмиссии) рост их по отношению к предыдущему году имел место лишь в 1997 г. (120%), в 1998 г. (125%) и в 2000 г. (102%). В то же время объем капитальных вложений за истекшее десятилетие уменьшился почти вдвое и составил в 2000г. лишь 52% к уровню 1990 г. (в сопоставимых ценах). К 2004 году ситуация также не меняла резко своей тенденции.
Основные причины снижения объемов инвестиций в последние годы – сокращение накоплений в реальном секторе экономики, их обесценивание в связи с сохраняющимися высокими темпами инфляции, низкая кредитоспособность предприятий, высокий уровень процентных ставок по кредитам, незначительный объем иностранных инвестиций и ограниченность бюджетных средств.
Крайне сложной остается ситуация с инвестициями в производственные объекты. За истекшие 10 лет их объем сократился почти втрое. Если в 1991 г. он составлял 104% к уровню 1990 г., то в 1995, 1996 и 2000 гг. – лишь 35%. Нынешних годовой объем ввода в действие основных фондов не дотягивает и до половины его уровня десятилетней давности (47%). Такая же картина и с подрядными работами (45%). Правда, в истекшем году в структуре капиталовложений наметились некоторые позитивные изменения. За январь – ноябрь 2001 г. удельный вес инвестиций в объекты производственного назначения в общем их объеме составил 58,4% против 52,4% в аналогичном периоде 2000г., а рост их за этот период равнялся 113,2%. Однако доля этой части капиталовложений в ВВП равна мене 10% при потребности для нормального воспроизводственного процесса примерно 30%.
Таблица 1 Инвестиции в основной капитал | ||
периоды | Млрд.руб в фактически действовавших ценах | В % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
1990 | 9 | 109 |
1991 | 16 | 104 |
1992 | 169 | 71 |
1993 | 2496 | 85 |
1994 | 4508 | 89 |
1995 | 22382 | 69 |
1996 | 29838 | 95 |
1997 | 68224 | 120 |
1998 | 158528 | 125 |
1999 | 623883 | 92 |
2000 | 1809 | 102 |
2001 | 3049 | 97 |
2002 | 4485 | 106 |
2003 | 7131 | 121 |
2004 1-6 | 3721 | 122 |
*С учетом деноминации на 1 января 2000г
|
Структура инвестиций по отраслям экономики приведена в таблице 2 с 1990 по 2004 она претерпела серьезные изменения. Если в 1990 г. удельный вес капиталовложений в промышленность в их общей сумме составил 24,4%, то в последние годы – 27,8 – 35%, транспорт – соответственно 5,9 и 10,2 – 13,6%, связь – 1,7 и 2,6 – 6,5%, торговлю и общественное питание – 1,9 и 2 – 3,7%, жилищное строительство – 19,6 и 23 – 26,1%, коммунальное хозяйство – 4,6 и 5,9 – 7,9%. Выросла доля средств, направляемых на финансирование физической культуры, материально-технического снабжения и прочих отраслей.
Снизился удельный вес инвестиций в сельское хозяйство (с 28,8% в 1990 г. до 6,8 % в 2000 г.), строительство (с 3,2 до 1,4%), образование (с 2,5 до 1,4%), науку и научное обслуживание (с 1,1 до 0,3%). Наибольшую долю в общей сумме капиталовложений занимает сейчас промышленность (30,2%), жилищное строительство (26,1%), транспорт (10,8%), сельское хозяйство (6,8%) и коммунальное хозяйство (6,2%)
Данные 2004 года показывают, что привалирующими отраслями в экономике являются промышленность(31,5%),жилищное строительство(22,4%), коммунальное хозяйство(6,5%)
Сопоставляя фактические объемы инвестиций с их минимальной потребностью для обеспечения устойчивых положительных темпов долговременного экономического роста, следует подчеркнуть, что их нынешний уровень далеко не везде обеспечивает даже простое воспроизводство, для чего, по расчетам Министерства экономики, необходимо использовать 20 – 22% ВВП.
Если такая тенденция еще какое-то время сохранится, то неизбежно возникает проблема взыскания ресурсов, необходимых даже для простого воспроизводства, что чревато весьма негативными последствиями для экономики страны.
Одной из проблем инвестирования в РБ является недостаточная инвестиционная активность населения. По оценкам специалистов, сегодня на руках балорусских граждан находится $ 2 – 3 млрд. В то же время даже с учетом Декрета Президента, гарантирующего сохранность валютного вклада физических лиц, в банковские депозиты размещено около $ 200 млн. Остальные сбережения хранятся “ в чулках “, а наиболее крупные суммы переведены за границу. Ясно, что всевозможные запретные меры ни к чему не приведут, а лишь усилят недоверие к власти.
За годы реформирования экономики Республика Беларусь привлекла около 3,45 млрд. долларов США иностранного капитала[1]. Значительная часть этого объема приходится на кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций, полученные под гарантии правительства.
На предприятиях с иностранным капиталом в Республике Беларусь занято 1,4 % от общего числа работающих. По оценке доля их производства в объеме ВВП составляет около 9 %, в объеме экспорта - 11,5 процентов. Сегодня число таких предприятий
Информация о работе Инвестиции: сущость, структура и виды. Мультипликатор и акселератор инвестиций