Иностранные инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 01:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Общеизвестно, что иностранные инвестиции сыграли ключевую роль в экономическом подъеме независимого Казахстана, что во многом стало результатом эффективной инвестиционной политики республики. Между тем в рамках курса на форсированное индустриально-инновационное развитие главным вызовом для нашей страны сегодня становится перераспределение притока прямых иностранных инвестиций из добывающих в обрабатывающие секторы экономики. В современных условиях Республика Казахстан прокладывает свой путь к новому уровню развития через модернизацию

Работа содержит 1 файл

Иностранные инвестиции.docx

— 163.64 Кб (Скачать)

 

3.2. Перспективы совершенствования механизма привлечения иностранных инвестиций в экономику Казахстана

 

  Вместе с тем, в условиях преодоления результатов мирового финансового кризиса, по мнению экспертов ООН и Всемирного банка, Казахстан на сегодняшний день входит в число наиболее привлекательных для иностранных инвестиций стран мира. Лидерами по привлечению прямых иностранных инвестиций в мире согласно Докладу о мировых инвестициях 2011 года, являются США (18,4 процента от мирового притока в 2010 году), Китай (8,5), Гонконг (5,5), Бельгия (5), Бразилия (3,9), Германия (3,7), Великобритания (3,7), Россия (3,3), Сингапур (3,1), Франция (2,7 процента).

Крупнейшими регионами размещения прямых иностранных инвестиций становятся Южная, Юго-Восточная и Восточная  Азия, что обусловлено экономическим  ростом, процессами приватизации и  либерализации. Лидерами по привлечению  прямых иностранных инвестиций здесь  выступают Китай (31,3 процента от общего притока прямых иностранных инвестиций в регионе), Гонконг (16), Саудовская Аравия (11,7), Индия (11,4), Сингапур (5,6 процента). Основными инвестиционными донорами являются Гонконг (29,6 процента от общего оттока прямых иностранных инвестиций в регионе), Китай (27,2), Индия (4,9), Кувейт (4,9), Южная Корея (3,4 процента).

Таким образом, процесс государственной  поддержки прямых инвестиций в РК, а также взаимодействие государства  с различными субъектами экономики  выглядит следующим образом: проведение правовой реформы (в рамках которой  ожидается принятие еще ряда законов  помимо существующих, а также дальнейшее совершенствование уже существующих законодательных актов); облегчение бремени налогообложения (предоставление льгот и преференций); предоставление государственных гарантий; административная реформа, направленная на четкое определение функций государственного управления и преодоление бюрократизма; поддержание макроэкономической стабилизации (жесткий контроль со стороны государства денежно-кредитной политики, темпов инфляции, приверженность государства политике экономических реформ); организационное оформление иностранного и отечественного корпоративного капитала в лице транснациональных и национальных компаний, акционерных обществ и финансово-промышленных групп, составляющих сегодня стержень экономики и тесное сотрудничество

В структуре притока иностранных инвестиций на протяжении последних лет, за исключением 2009 года, наблюдается постепенное снижение доли горнодобывающей промышленности за счет роста доли обрабатывающей промышленности и финансового сектора. В целом, картина соответствует политике государства в направлении диверсификации экономики. Однако вследствие мирового экономического кризиса инвесторы стали проявлять консервативность в оценке рисков, что привело к росту спроса на безрисковые активы, что в случае Казахстана подразумевает активы горнодобывающей промышленности. Это привело к тому, что в 2009 году доля этого сектора в валовых прямых иностранных инвестициях резко возросла.

В этих условиях дальнейшая диверсификация и привлечение новых  инвестиций в Казахстан будет  основываться на улучшении бизнес-климата. Как отмечается в работах Бюро по экономическому развитию и охране окружающей среды ОБСЕ, основными  составляющими бизнес-климата являются макроэкономические условия, степень  развитости инфраструктуры, качество управления и наличие институтов. На текущий момент успешно пройдены очередные шаги в направлении  улучшения экономических условий: стабилизирована финансовая система  после потрясений, вызванных мировым  кризисом, а с 2009 года введен в действие новый Налоговый Кодекс, предусматривающий наряду с другими налогами, снижение корпоративного подоходного налога с 30% до 20% в 2009, а сроки переноса убытков для предприятий малого и среднего бизнеса продлены с 3 до 10 лет.

Также продолжается поддержка  малого и среднего бизнеса, выделяются средства для предоставления кредитных  ресурсов субъектам малого и среднего бизнеса по сниженной ставке. Одновременно проводится работа по развитию и запуску  новых инфраструктурных проектов, крупнейшим из которых является транспортный коридор  «Западный Китай – Западный Казахстан». Результативность инвестиционного  процесса зависит не только от объемов  инвестиций, но и от их эффективности. Для их снижения необходимо осуществить меры, предусматривающие развитие рыночной инфраструктуры (маркетинг, консалтинг, проектное финансирование, мониторинг инвестиционных проектов, система информации и т.д.); регулирование цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий (услуги железнодорожного транспорта, связи, электроснабжения, арендная плата за производственные помещения, особенно для малого бизнеса); защита собственности и личности инвестора от криминогенной среды и другие.

Рассмотрев с различных  сторон факторы, сдерживающие поток  инвестиций в нашей стране, можно  предложить несколько решений этих наболевших проблем.

Привлечение инвестиций (как  иностранных, так и национальных) в экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционной потребности в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков как защита имущественных интересов отечественных и иностранных инвесторов в Казахстане. Следует определить общие принципы страхования инвестиций: перечень страховых случаев невозврата целевых средств в зависимости от причин, повлекших за собой невозможность их возврата, при наступлении которых возникает обязанность страховщика по возмещению инвестору нанесенного его интересам ущерба; размеры страхового взноса; порядок заключения страховых договоров. В Указе Президента РК, имеющем силу закона, "О страховании" от 03.10.95 г. отмечается, что иностранные инвесторы производят страхование рисков, связанных с осуществляемой ими в республике деятельности, в страховых организациях республики.

Особое внимание следует обратить на развитие рынка ценных бумаг, без которого дальнейшее развитие инвестиционного процесса невозможно. Как показывает анализ, инвестиции в большинстве хозяйствующих субъектов могли бы значительно оживиться, если бы они (не акционеры) активно работали на фондовом рынке. Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когда значительная часть отечественных предприятий приватизирована, неизбежно будет идти преимущественно путем продажи иностранному инвестору акций акционерных обществ, владеющих предприятиями. Поэтому создание вторичного рынка ценных бумаг - актуальнейшая проблема.

Необходимо предусмотреть  дальнейшую дифференциацию импортного тарифа, и, в частности, ставок пошлин на машины и оборудование. Необходимо значительно облегчить импорт тех  машин, которые не производятся в  Казахстане, но которые способствуют быстрому научно-техническому росту  экономики.

Важное условие, необходимое  для частных капиталовложений (как  отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор  догм и правил, сформулированных таким  образом, чтобы потенциальные инвесторы  могли понимать и предвидеть, что  эти правила будут применяться  к их деятельности.

Среди мер общего характера  в качестве первоочередных следует  назвать:

достижения национального  согласия между различными властными  структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими  общественными организациями;

радикализация борьбы с преступностью;

торможение инфляции всеми  известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и  стимулирования производства;

мобилизация свободных средств  предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

предоставление налоговых  льгот банкам, отечественным и  иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы  полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности.

В числе мер по активизации  инвестиционного климата необходимо отметить:

усовершенствование законов о концессиях и свободных экономических зонах;

создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую  и конкурентную сеть государственных  институтов, коммерческих банков и  страховых компаний, страхующих иностранный  капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом  актуальных для Казахстана проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок “под ключ”;

создание национальной системы мониторинга инвестиционного климата в Казахстане;

разработка и принятие программы укрепления курса тенге  и перехода его к полной конвертируемости.

Подводя итоги  третьей  главы, отметим, что актуальность приоритетного направления вложения иностранных инвестиций определяется не только не достаточной  проработанностью указанной проблемы, но и тем, что для иностранных инвесторов существует круг привлекательных в инвестиционном отношении отраслей, прежде всего добывающих нефть, черные и цветные металлы. В то же время основные приоритеты в развитии промышленности отдаются в настоящее время обрабатывающей промышленности. Именно поэтому важнейшим условием повышения эффективности инвестиций становится создание условий, стимулирующих поток инвестиций в те сектора экономики, которые являются приоритетными для республики и организовать этих инвестици. Для привлечения иностранных инвесторов и упорядочивания порядка привлечения иностранных инвестиций и контроля за их использованием требуется улучшение организационной работы, устранения бюрократизма, а также создания единых требований к проектам, которым предоставляются государственные льготы. С этой целью в Казахстане подготовлены типовые положения, которые определяют соответствие проектов приоритетным направлениям развития экономики в рамках промышленной политики и предоставление льгот по упрощенной процедуре.

 

Заключение

На основе проведенного научного исследования по иностранным инвестициям, привлекаемым для  модернизации казахстанской  экономики нами сделаны следующие  выводы:

  1. Важнейшим условием устойчивого развития национальной экономики является динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности.  Эффективность использования инвестиций во многом определяют результаты хозяйствования на различных уровнях экономической системы, состояние, перспективы развития и конкурентоспособность национальной экономики.
  2. С 1993-го по 2011 год в отечественную экономику было привлечено 146,6 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций. Примечательно, что в период глобального финансового кризиса, когда мировые потоки иностранных инвестиций сократились практически в 2 раза, Казахстан, напротив, резко нарастил их поступление.    Привлечение иностранных   инвестиций в реальный сектор  экономики является одним  из  важнейших  факторов развития отечественных  предприятий,  отраслей и, в  конечном счете, национальной экономики, повышения    конкурентоспособности    на  мировых   рынках.
  3. Для оживления инвестиционной активности необходима система неотложных мер государственного регулирования, которая должна включать:

- содействие со стороны   государства развитию рынка   ценных  бумаг  и созданию  эффективной системы трансформации  сбережений в инвестиции;

- особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков как защита имущественных интересов отечественных и иностранных инвесторов в Казахстане.

  1. При этом система мер по стимулированию притока иностранных инвестиций должна включать в себя:

- разработку администрациями  областей Казахстана региональных  программ привлечения зарубежных  и отечественных инвестиций с  выделением наиболее важных и  социально значимых проектов;

- широкое ознакомление  с программами и их исполнением  местных деловых кругов, а также  зарубежных банков и бизнесменов  с принятием действенных мер   по   усилению   их   позитивных   направлений;   проведение   ежегодных региональных    конференций    в    целях    стимулирования    отечественных    и иностранных  инвестиций;

- разработка исполнительными  органами местной власти планов  мероприятий по активному привлечению  ПИИ в обрабатывающие отрасли  промышленности, обеспечение ими  мониторинга по выполнению этих планов.

  1. Реализация перечисленных мер по повышению эффективности процесса иностранного  инвестирования будет способствовать принципам защиты национальной экономики в связи с притоком иностранных инвестиций. Речь идет о нейтрализации отрицательных побочных эффектов неизбежного процесса, о снабжении инвестиционного механизма системой безопасности.
  2. Проведенное исследование показало, что республика лишь со временем приобретёт способность активно и результативно проводить прединвестиционную работу по привлечению и использованию иностранных инвестиций, поскольку в настоящее время сказывается нехватка внутренних ресурсов, недостаточность практического опыта и специалистов, не удовлетворяющее современным требованиям инфраструктурное обеспечение инвестиционной деятельности, недостаточное внимание и оценка роли иностранных инвесторов.  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Долгосрочная стратегия развития Казахстана "Казахстан - 2030

1. Закон Республики Казахстан  от 8 января 2003 года № 373-II «Об инвестициях»

2. Государственная программа  по форсированному индустриально-инновационному  развитию Республики Казахстан  на 2010-2014 годы, утвержденный Постановлением  Правительства Республики Казахстан  от 14 апреля 2010 года № 302

Информация о работе Иностранные инвестиции