Иностранные инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 01:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Общеизвестно, что иностранные инвестиции сыграли ключевую роль в экономическом подъеме независимого Казахстана, что во многом стало результатом эффективной инвестиционной политики республики. Между тем в рамках курса на форсированное индустриально-инновационное развитие главным вызовом для нашей страны сегодня становится перераспределение притока прямых иностранных инвестиций из добывающих в обрабатывающие секторы экономики. В современных условиях Республика Казахстан прокладывает свой путь к новому уровню развития через модернизацию

Работа содержит 1 файл

Иностранные инвестиции.docx

— 163.64 Кб (Скачать)

3. Прекращение контракта. Это право принимающей страны в одностороннем порядке экспроприировать (национализировать) собственность иностранного инвестора (филиал транснациональной  корпорации (ТНК)) при условии соблюдения действующего законодательства. В Африке развитие местной экономики началось после национализации иностранных предприятий. В начале 1970-х гг. в Чили были национализированы предприятия по добыче меди. Во Франции открытие луна-парка «Диснейленд» рассматривалось как «американизация» французской культуры. Эта часть правила устраивает лишь принимающие страны. Поэтому, чтобы защитить интересы иностранных инвесторов, были приняты условия выплаты компенсации. Подчеркивалось, что компенсация должна быть нормальной, что означает необходимость выплатить справедливую рыночную стоимость предприятия.

4. Урегулирование разногласий,  споров. Спор в большинстве случаев решается судом принимающей страны на основе национального законодательства либо беспристрастным и независимым арбитражем на основе Международной конвенции по урегулированию инвестиционных споров, членами которой являются около 120 стран мира. Немаловажно, что они подчиняются решению суда.

 

1.2 Роль иностранных  инвестиций в  индустриально - инновационном развитии экономики Казахстана

 

В рамках диверсификации экономики  в Казахстане успешно реализуется  Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР). В соответствии с этой стратегической инициативой по всей стране модернизируются старые и открываются новые предприятия и производства. В настоящее время создана полноценная основа для реализации программы индустриального обновления экономики, приняты и внесены изменения более чем в 50 законов, утверждены 23 отраслевые и функциональные программы, а также программы развития территорий. Одним из основных приоритетов является привлечение крупных иностранных инвесторов с капиталом, компетенциями и технологиями. В результате всех этих мер Казахстан сегодня занимает лидирующую позицию в СНГ по инвестиционной привлекательности, так за 2,5 года приток прямых инвестиций в обрабатывающий сектор вырос на 59%, а в добывающей отрасли сократился на 17%, что свидетельствует об изменении структуры инвестиционных потоков [10, с. 2].  

ГПФИИР закладывает в Казахстане необходимую производственную и  инфраструктурную базу для успешной индустриализации Казахстана и последующего перехода к постиндустриальному  обществу, в котором будет преобладать  экономика «информации и знаний». Развитые страны смогли перейти к  постиндустриальному развитию, имея долгую историю развитого капитализма  и индустриального общества

Реализовав поставленные в ГПФИИР задачи, Казахстан сможет перейти  к производству продукции новых  переделов, сконцентрировав ресурсы  на ограниченном количестве стратегически  важных приоритетов индустриализации до 2020 года. В странах с рыночной экономикой основная задача государственной  политики - это точный выбор приоритетных отраслей и сфер экономики, а также  инструментов и механизмов стимулирования в них дополнительных потоков  инвестиций. Так, к примеру, успешно  осуществили реструктуризацию и  диверсификацию экономики Япония, Финляндия, Ирландия, Китай, Южная Корея и  Индия.

Во многих странах мира, достигших  успеха в экономическом развитии и в модернизации общества, принимались  так называемые стратегические или  плановые программы развития на долгосрочную перспективу. В Индии введено 40%-е ограничение на иностранные инвестиции в проект. Исключения делаются для отраслей, являющихся приоритетными с точки зрения привлечения новых технологий.

В Китае были созданы благоприятные условия для иностранных инвесторов, а основные инвестиции поступают в особые экономические зоны. Предприятиям, как правило, предоставляются налоговые каникулы, они освобождаются от налогов на импорт сырья и компонентов, от налога на производство (акцизов). В результате в Китай в последние годы поступают ежегодно до 50 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций, и он вышел по этому показателю на второе место в мире (после США).

Во всех странах при диверсификации структуры экономики государством осуществлялся выбор приоритетных отраслей, в которые и направлялись инвестиции и которым предоставлялись  налоговые и иные льготы.

Запущен национальный инвестиционный веб-сайт на 12 языках с подробной  информацией для инвесторов о  Казахстане. Уже зафиксировано более 58 000 посетителей из 150 стран мира. Проведенные исследования выявили 20 стран – источников инвестиций и 140 компаний – мировых технологических  лидеров.

Важным финансовым инструментом привлечения  в страну инвестиций являются фонды  прямых инвестиций, которые стали  в последние годы создаваться  в Казахстане. Прямые инвестиции –  это наиболее гибкий вид финансирования развития бизнеса. Фонды прямых инвестиций, в отличие от портфельных инвесторов, вкладывают деньги непосредственно  в реальные активы и способствуют улучшению эффективности бизнеса [5, с. 1].

Резюмируя первую главу можно  прийти к  следующему: выводу, привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику является стратегическим ориентиром экономической политики государства. Такой подход совпадает с позицией ОБСЕ в вопросах экономического развития, которая отмечает, что «сегодня, в условиях глобализации, экономический рост и создание новых рабочих мест в развивающихся странах и странах с переходной экономикой определяются двумя основными факторами – ПИИ и развитием малого и среднего предпринимательства. Иностранные инвестиции представляют собой крупнейший источник внешнего финансирования для развивающихся стран» [12].

 

 

2.  АНАЛИЗ  ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Инструменты  и механизм реализации инвестиционной  политики в Республике Казахстан

 

Важнейшим направлением государственной  политики является достижение благоприятного инвестиционного климата в стране и дальнейшее стимулирование  притока иностранных инвестиций в экономику. Казахстан сегодня занимает лидирующее положение по объему привлекаемых иностранных инвестиций на душу населения среди стран СНГ. 

Признанием улучшения  экономического положения Казахстана и инвестиционного климата в  стране стало неоднократное повышение  кредитных рейтингов страны ведущими международными рейтинговыми агентствами.

Казахстан сегодня является первой из стран СНГ, которой присвоен инвестиционный рейтинг агентством Moody"s Investors Service [14, с.4].

В настоящее время государственная  политика в сфере привлечения  иностранных инвестиций определяется Стратегией индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы и приоритетными  задачами, поставленными в соответствии с данным документом перед государственными органами республики.  Согласно данной стратегии предполагаемые объемы непосредственных затрат инвестиционного характера на реализацию Стратегии составят 1,2 млрд. долл. США в год.

Республика Казахстан  обладает богатейшими ресурсами  полезных ископаемых, обширными сельскохозяйственными  угодьями, квалифицированными кадрами, а также значительным промышленным потенциалом, но для их дальнейшего  эффективного использования не хватает денежных средств. На сегодняшний день ни Правительство Казахстана, ни внутренние инвесторы не в силах обеспечить полностью необходимый объем инвестиций в те или иные отрасли народного хозяйства. В связи с чем, возникает необходимость в привлечении иностранных инвестиций, особенно в такие стратегически важные отрасли экономики как топливно-энергетическая или минерально-сырьевая.

Рассмотрим основные действия Казахстана по реализации направлений по стимулированию притока инвестиций:

    • Налоговое стимулирование. Сокращены корпоративный

подоходный налог с 30% до 20%, налог на добавленную стоимость - с 13% до 12%. Имеются более 35 международных  соглашений об избежании двойного налогообложения, которые имеют превалирующую  силу над Налоговым кодексом.

    • В настоящее время на территории Казахстана создано и

действует 9 специальных  экономических зон (СЭЗ). На территории СЭЗ освобождаются от уплаты земельного налога, корпоративного подоходного  налога и налога на имущество. Кроме  того, участники СЭЗ освобождаются  и от оплаты таможенных пошлин.

    • Снижение административных барьеров. Снижается

административная нагрузка на бизнес. Правительством проводится работа по сокращению ряда видов разрешительных документов, например, 21 видов лицензирования, 41 подвидов и 39 подподвидов (из 108 видов, 178 подвидов и 258 подподвидов) деятельности.

    • Работа с инвесторами. Комитет по инвестициям выступает

единым координирующим органом по работе с инвесторами. Он работает по принципу «первого адреса обращения» и «единого консультанта», т.е. в его функции входят представление интересов инвесторов при взаимодействии с государственными органами для получения необходимых документов и

разрешений.

    • Развитие государственно-частного партнерства (ГЧП). В

настоящее время Казахстан  придает большое значение развитию государственно - частного партнерства и заинтересован в привлечении инвесторов к реализации проектов ГЧП. Участие частных инвестиций позволит расширить сферы предпринимательской деятельности, привлечь опыт, квалификацию и технологии частного сектора в традиционную сферу ответственности государства [20, с. 5].

В 2011 г. страна по привлечению  прямых иностранных инвестиций (ПИИ) заняла семнадцатую позицию в  мировой экономике, пятую – в  Азии, вторую – в СНГ после  России и длительное время лидирует в Центральной Азии (таблица 2).

Таблица 2  -  Позиции  Республики Казахстан по объему ВВП

Годы

1992

1995

2000

2005

2010

2011

2015*

А

1

2

3

4

5

6

7

В центральной Азии

1

1

 

1

1

1

1

В СНГ

3

3

3

3

3

2

2

В Азии

   

20

18

18

17

16

В Европе

   

24

23

23

21

21

В мире

   

62

57

51

49

42

Примечание: * - прогноз, источник – [13].


 

Международное рейтинговое  агентство Standard&Poor’s (Париж) в 2012 г. повысило долгосрочный суверенный кредитный  рейтинг Республики Казахстан с  уровня «ВВВ» до «ВВВ+». Наше государство  по этому долгосрочному рейтингу достигло уровня «ВВВ+» впервые в  своей рейтинговой истории. Рейтинг поддерживается благодаря стабильному финансовому и внешнему балансу страны, большим запасам природных ресурсов и потокам ПИИ (прямые иностранные инвестиции).

Всемирный экономический  форум (World Economic Forum, ВЭФ) присвоил Казахстану 51-ю строчку в ежегодном рейтинге конкурентоспособности мировых  экономик. В этом рейтинге рассматривались экономические показатели 144 стран. Россия и Китай заняли 67-е и 29-е места соответственно. В рейтинге глобальной конкурентоспособности-2011–2012 Казахстан занимал 72-е место. В рейтинге  «легкость ведения бизнеса» составленном Всемирным банком в 2011 году Казахстан занял 58 место среди 183 стран мира.

Этот успех Казахстана закономерен,  он говорит о том, что задачи, поставленные Главой нашего государства Нурсултаном Назарбаевым, о вхождении в число 50 конкурентоспособных стран мира, оказались вполне реальными и достижимыми. Разработанные и принятые комплексные меры дали свои позитивные результаты. Однако ситуация в мировой экономике остается напряженной, конкуренция усиливается. Казахстану, опираясь на свои успехи, необходимо наращивать усилия в создании экономики будущего.

На наш взгляд, чтобы  обеспечить устойчивый рост в экономической  деятельности Казахстана и в дальнейшей перспективе, а также улучшить ее качественные параметры, нужно применять  новые подходы в инвестиционной политике на всех уровнях. Оживление  в экономической деятельности страны уже само по себе дает надежду на будущее, которое является основной составляющей инвестиционного климата. Государство должно воздействовать на его улучшение принятием на себя части рисков, а также активизации  в реализации институциональных  реформ.

В области регулирования  иностранных инвестиций государство  должно решать проблему проникновения  иностранного капитала в те отрасли, которые представляют национальную безопасность. С другой стороны, приток иностранного капитала необходим для  развития промышленности и обеспечения  условий экономического роста. Отчасти  превалирующий объем прямых иностранных  инвестиций служит тревожным сигналом, поскольку указывает на то, что  национальная экономика не обладает конкурентоспособным сектором, ее предприятия не могут защитить свои позиции на рынке против иностранных фирм. Здесь важна регулирующая роль государства, которая через систему протекционистских мер предоставляет равные условия отечественным и иностранным инвесторам.

Информация о работе Иностранные инвестиции