Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 01:46, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Общеизвестно, что иностранные инвестиции сыграли ключевую роль в экономическом подъеме независимого Казахстана, что во многом стало результатом эффективной инвестиционной политики республики. Между тем в рамках курса на форсированное индустриально-инновационное развитие главным вызовом для нашей страны сегодня становится перераспределение притока прямых иностранных инвестиций из добывающих в обрабатывающие секторы экономики. В современных условиях Республика Казахстан прокладывает свой путь к новому уровню развития через модернизацию
3. Прекращение контракта. Это право принимающей страны в одностороннем порядке экспроприировать (национализировать) собственность иностранного инвестора (филиал транснациональной корпорации (ТНК)) при условии соблюдения действующего законодательства. В Африке развитие местной экономики началось после национализации иностранных предприятий. В начале 1970-х гг. в Чили были национализированы предприятия по добыче меди. Во Франции открытие луна-парка «Диснейленд» рассматривалось как «американизация» французской культуры. Эта часть правила устраивает лишь принимающие страны. Поэтому, чтобы защитить интересы иностранных инвесторов, были приняты условия выплаты компенсации. Подчеркивалось, что компенсация должна быть нормальной, что означает необходимость выплатить справедливую рыночную стоимость предприятия.
4. Урегулирование разногласий, споров. Спор в большинстве случаев решается судом принимающей страны на основе национального законодательства либо беспристрастным и независимым арбитражем на основе Международной конвенции по урегулированию инвестиционных споров, членами которой являются около 120 стран мира. Немаловажно, что они подчиняются решению суда.
1.2 Роль иностранных инвестиций в индустриально - инновационном развитии экономики Казахстана
В рамках диверсификации экономики
в Казахстане успешно реализуется
Государственная программа
ГПФИИР закладывает в
Реализовав поставленные в ГПФИИР задачи, Казахстан сможет перейти к производству продукции новых переделов, сконцентрировав ресурсы на ограниченном количестве стратегически важных приоритетов индустриализации до 2020 года. В странах с рыночной экономикой основная задача государственной политики - это точный выбор приоритетных отраслей и сфер экономики, а также инструментов и механизмов стимулирования в них дополнительных потоков инвестиций. Так, к примеру, успешно осуществили реструктуризацию и диверсификацию экономики Япония, Финляндия, Ирландия, Китай, Южная Корея и Индия.
Во многих странах мира, достигших успеха в экономическом развитии и в модернизации общества, принимались так называемые стратегические или плановые программы развития на долгосрочную перспективу. В Индии введено 40%-е ограничение на иностранные инвестиции в проект. Исключения делаются для отраслей, являющихся приоритетными с точки зрения привлечения новых технологий.
В Китае были созданы благоприятные условия для иностранных инвесторов, а основные инвестиции поступают в особые экономические зоны. Предприятиям, как правило, предоставляются налоговые каникулы, они освобождаются от налогов на импорт сырья и компонентов, от налога на производство (акцизов). В результате в Китай в последние годы поступают ежегодно до 50 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций, и он вышел по этому показателю на второе место в мире (после США).
Во всех странах при диверсификации
структуры экономики
Запущен национальный инвестиционный веб-сайт на 12 языках с подробной информацией для инвесторов о Казахстане. Уже зафиксировано более 58 000 посетителей из 150 стран мира. Проведенные исследования выявили 20 стран – источников инвестиций и 140 компаний – мировых технологических лидеров.
Важным финансовым инструментом привлечения в страну инвестиций являются фонды прямых инвестиций, которые стали в последние годы создаваться в Казахстане. Прямые инвестиции – это наиболее гибкий вид финансирования развития бизнеса. Фонды прямых инвестиций, в отличие от портфельных инвесторов, вкладывают деньги непосредственно в реальные активы и способствуют улучшению эффективности бизнеса [5, с. 1].
Резюмируя первую главу можно прийти к следующему: выводу, привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику является стратегическим ориентиром экономической политики государства. Такой подход совпадает с позицией ОБСЕ в вопросах экономического развития, которая отмечает, что «сегодня, в условиях глобализации, экономический рост и создание новых рабочих мест в развивающихся странах и странах с переходной экономикой определяются двумя основными факторами – ПИИ и развитием малого и среднего предпринимательства. Иностранные инвестиции представляют собой крупнейший источник внешнего финансирования для развивающихся стран» [12].
2. АНАЛИЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Инструменты
и механизм реализации
Важнейшим направлением государственной
политики является достижение благоприятного
инвестиционного климата в
Признанием улучшения экономического положения Казахстана и инвестиционного климата в стране стало неоднократное повышение кредитных рейтингов страны ведущими международными рейтинговыми агентствами.
Казахстан сегодня является первой из стран СНГ, которой присвоен инвестиционный рейтинг агентством Moody"s Investors Service [14, с.4].
В настоящее время
Республика Казахстан
обладает богатейшими ресурсами
полезных ископаемых, обширными
Рассмотрим основные действия Казахстана по реализации направлений по стимулированию притока инвестиций:
подоходный налог с 30% до 20%, налог на добавленную стоимость - с 13% до 12%. Имеются более 35 международных соглашений об избежании двойного налогообложения, которые имеют превалирующую силу над Налоговым кодексом.
действует 9 специальных экономических зон (СЭЗ). На территории СЭЗ освобождаются от уплаты земельного налога, корпоративного подоходного налога и налога на имущество. Кроме того, участники СЭЗ освобождаются и от оплаты таможенных пошлин.
административная нагрузка на бизнес. Правительством проводится работа по сокращению ряда видов разрешительных документов, например, 21 видов лицензирования, 41 подвидов и 39 подподвидов (из 108 видов, 178 подвидов и 258 подподвидов) деятельности.
единым координирующим органом по работе с инвесторами. Он работает по принципу «первого адреса обращения» и «единого консультанта», т.е. в его функции входят представление интересов инвесторов при взаимодействии с государственными органами для получения необходимых документов и
разрешений.
настоящее время Казахстан придает большое значение развитию государственно - частного партнерства и заинтересован в привлечении инвесторов к реализации проектов ГЧП. Участие частных инвестиций позволит расширить сферы предпринимательской деятельности, привлечь опыт, квалификацию и технологии частного сектора в традиционную сферу ответственности государства [20, с. 5].
В 2011 г. страна по привлечению прямых иностранных инвестиций (ПИИ) заняла семнадцатую позицию в мировой экономике, пятую – в Азии, вторую – в СНГ после России и длительное время лидирует в Центральной Азии (таблица 2).
Таблица 2 - Позиции Республики Казахстан по объему ВВП
Годы |
1992 |
1995 |
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
2015* |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
В центральной Азии |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 | |
В СНГ |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
В Азии |
20 |
18 |
18 |
17 |
16 | ||
В Европе |
24 |
23 |
23 |
21 |
21 | ||
В мире |
62 |
57 |
51 |
49 |
42 | ||
Примечание: * - прогноз, источник – [13]. |
Международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s (Париж) в 2012 г. повысило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Республики Казахстан с уровня «ВВВ» до «ВВВ+». Наше государство по этому долгосрочному рейтингу достигло уровня «ВВВ+» впервые в своей рейтинговой истории. Рейтинг поддерживается благодаря стабильному финансовому и внешнему балансу страны, большим запасам природных ресурсов и потокам ПИИ (прямые иностранные инвестиции).
Всемирный экономический
форум (World Economic Forum, ВЭФ) присвоил Казахстану
51-ю строчку в ежегодном
Этот успех Казахстана закономерен, он говорит о том, что задачи, поставленные Главой нашего государства Нурсултаном Назарбаевым, о вхождении в число 50 конкурентоспособных стран мира, оказались вполне реальными и достижимыми. Разработанные и принятые комплексные меры дали свои позитивные результаты. Однако ситуация в мировой экономике остается напряженной, конкуренция усиливается. Казахстану, опираясь на свои успехи, необходимо наращивать усилия в создании экономики будущего.
На наш взгляд, чтобы обеспечить устойчивый рост в экономической деятельности Казахстана и в дальнейшей перспективе, а также улучшить ее качественные параметры, нужно применять новые подходы в инвестиционной политике на всех уровнях. Оживление в экономической деятельности страны уже само по себе дает надежду на будущее, которое является основной составляющей инвестиционного климата. Государство должно воздействовать на его улучшение принятием на себя части рисков, а также активизации в реализации институциональных реформ.
В области регулирования иностранных инвестиций государство должно решать проблему проникновения иностранного капитала в те отрасли, которые представляют национальную безопасность. С другой стороны, приток иностранного капитала необходим для развития промышленности и обеспечения условий экономического роста. Отчасти превалирующий объем прямых иностранных инвестиций служит тревожным сигналом, поскольку указывает на то, что национальная экономика не обладает конкурентоспособным сектором, ее предприятия не могут защитить свои позиции на рынке против иностранных фирм. Здесь важна регулирующая роль государства, которая через систему протекционистских мер предоставляет равные условия отечественным и иностранным инвесторам.