Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 01:46, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Общеизвестно, что иностранные инвестиции сыграли ключевую роль в экономическом подъеме независимого Казахстана, что во многом стало результатом эффективной инвестиционной политики республики. Между тем в рамках курса на форсированное индустриально-инновационное развитие главным вызовом для нашей страны сегодня становится перераспределение притока прямых иностранных инвестиций из добывающих в обрабатывающие секторы экономики. В современных условиях Республика Казахстан прокладывает свой путь к новому уровню развития через модернизацию
Поэтому, на наш взгляд, тут необходимо ориентироваться на инвестирование за счет внутренних накоплений страны и селективное за счет иностранных инвестиций. Тем более что экономика республики подошла к уровню развития, когда внутренний инвестиционный потенциал может на равных конкурировать с внешним капиталом.
2.2 Анализ динамики привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Казахстан
Развитие экономики республики Казахстан сопровождается интенсивным проникновением иностранных инвестиций. При этом приток иностранных прямых инвестиций в Республику Казахстан имеет тенденцию неуклонного повышения.
В ходе исследований нами установлено, что в процессе иностранного инвестирования экономики страны четко проявились следующие особенности:
1) неуклонный рост привлекаемых инвестиций, согласно данным Национального Банка Республики Казахстан с 1993 по 2011 год в экономику Казахстана привлечено 146 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций (рисунок 2), из них 39 % или 56,4 млрд. долларов привлечено только за последние три года (2009 г. – 18 430 млн. долл. США, 2010 г. - 18 144 млн. долл., 2011 г. - 19 850 млн. долл.)
Рисунок 2. Валовый приток ПИИ в Казахстан в 1993 – 2011 годы, млрд. долларов США
Примечание – источник Национальный банк РК.
В 2011 году объем ПИИ составил почти $ 20 млрд. Казахстан является реципиентом свыше 80% внешних инвестиций в регион Центральной Азии [17, с. 63]. При этом компании стран Европейского союза вложили 45%, или $70 млрд., из Соединенных Штатов привлечено около 15%, или $24 млрд. прямых инвестиций. Сокращение прямых инвестиций в 2009 году обусловлено снижением поступлений по акционерному капиталу, тогда как реинвестированная прибыль и другой капитал (входящий в состав межфирменной задолженности) показывают устойчивую тенденцию к росту.
Валовый приток иностранных прямых инвестиций (ИПИ) в 2011 году составил 19,9 млрд. долл. США. Его рост относительно 2010 года на 2,4 млрд. долл. США преимущественно связан с увеличением акционерного капитала банков с иностранным участием и предприятий небанковского сектора (таблица 2).
Таблица 2. Валовый приток иностранных
инвестиций в Казахстан за период с 2009
г. по 2011 г., млн. долл. США
Год |
Поступило (2+5+6) |
в том числе: | ||||
Прямые инвес-тиции |
из них: |
|||||
от иностранных прямых инвесторов |
от зарубежных отделений и дочерних компаний |
Портфе-льные инвес-тиции |
Торго-вые кредиты и ссуды | |||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2009 |
62 818 |
20 191 |
18 429 |
1 762 |
3 787 |
38841 |
2010 |
76 085 |
20 085 |
17 353 |
2 732 |
20 571 |
35 429 |
2011 |
71 885 |
21 333 |
19 850 |
1 382 |
8 322 |
43 330 |
Примечание – источник [17, с,71] |
2) Наличие различных типов и видов иностранного капитала различной динамикой и соотношения привлекаемых инвестиций по основным его формам. Так, в Казахстан привлечены были средства в виде ПИИ, кредитов и займов (рисунок 3)
Рисунок 3 - Структура валового притока иностранных инвестиций в Казахстан за 2011 год
Примечание - составлено автором на основе источника [17, с. 60]
По своей структуре привлеченный поток капитала специфичен и соотношение привлекаемых инвестиций по основным формам были различными: прямые - 37,13%, портфельные – 12,6 %, другие формы - 25,6 %.
По своей структуре привлеченный поток капитала специфичен и соотношение привлекаемых инвестиций по основным формам были различными: прямые - 29 %, портфельные – 12,6 %, другие формы – 28,7 %.
Таблица 3. Система обязательств в инвестиционной позиции Казахстана, млн. долл. США
Обязатель- ства |
Прямые инвестиции в Казахстан |
Портфельные инвестиции |
Производные финансовые инструменты |
Другие инвестиции | |
2008 |
131 628 |
59 035 |
7 078 |
936 |
64 580 |
2009 |
140 156 |
71 846 |
8 522 |
589 |
59 199 |
2010 |
152 778,5 |
82 723,3 |
23 782,5 |
373,8 |
45 898,9 |
2011 |
163 527,5 |
95 544,4 |
21 045,0 |
362,4 |
46 575,7 |
I полугодие 2012 |
172 210,1 |
101 657,6 |
20 842,1 |
235,9 |
49 474,6 |
Примечание: составлено автором по данным Национального Банка Республики Казахстан |
3)Что касается страновых инвестиционных позиций, то здесь Казахстан продолжает оставаться «чистым кредитором» по отношению к странам СНГ. По другим странам наибольшая положительная инвестиционная позиция сформировалась по отношению к США, Германии, Италии, Швейцарии, Австралии, Испании (преимущественно за счет размещения в их инструменты активов НФК и НБРК), а наибольшая отрицательная – по отношению к Нидерландам, Великобритании, Китаю, Франции, международным организациям.
Таблица 4 - Объемы привлеченных ПИИ в Республику Казахстан по странам-инвесторам
Анализ объемов привлеченных ПИИ по странам-инвесторам представлен в рисунке 4 , согласно которому видно, что основной объем ПИИ (78,5 % всех ПИИ за период 1993-2011 гг.) поступил из развитых стран таких, как Нидерланды (25%), США (16,5%), Великобритания (8,0%), Франция (6%), Италия (4,0%), Канада (3,3%), Швейцария (3,1%). Общее число стран, инвестировавших в экономику Казахстана, превышает список в более чем 116 государств.
Рисунок 4. Структура стран по объемам привлеченных ПИИ в Республику Казахстан с 1993 по 2011 годы
Примечание: источник [17, с 65].
Анализ объемов привлеченных ПИИ по странам-инвесторам представлен в рисунке, согласно которому видно, что основной объем ПИИ по-прежнему поступает из развитых стран таких как: Нидерланды (35%), США (10%), Великобритания (8,0%), Франция (5,0%), Италия (4,0%), Канада (3,0%), Швейцария (2,0%). Кроме того, крупными странами-инвесторами в экономику Казахстана являются Россия (5,0 %), Китай (5,0%), а также существенен вклад инвестиционного капитала, поступившего из оффшорных зон (Виргинские острова – 4,0 %). Доли остальных стран не значительны и составляют не более 20,0 %.
Таблица 5 – Состав валового
притока иностранных прямых инвестиций
в Республику Казахстан по видам экономической
деятельности, млн. долл. США
Наименование вида деятельности |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Изменение |
Темп роста, в % |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Сельское хозяйство, охота, лесоводство и рыболовство |
58,1 |
13,0 |
3,8 |
-54,3 |
-93% |
Горнодобывающая промышленность |
4540,6 |
3602,1 |
3509,6 |
-1031,0 |
-23% |
Обрабатывающая промышленность |
1444,6 |
2051,2 |
2868,3 |
1423,7 |
99% |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
-513,5 |
101,5 |
116,1 |
629,6 |
-123% |
Строительство |
242,3 |
621,1 |
369,9 |
127,6 |
53% |
Торговля; ремонт автомобилей
и изделий домашнего |
1064,0 |
1107,6 |
1340,5 |
276,5 |
26% |
Гостиницы и рестораны |
80,2 |
17,7 |
18,7 |
-61,5 |
-77% |
Транспорт и связь |
168,4 |
444,8 |
352,7 |
184,3 |
109% |
Финансовая деятельность |
614,6 |
287,7 |
401,7 |
-212,9 |
-35% |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги предприятиям |
10691,4 |
8768,4 |
10760,4 |
69,0 |
1% |
Образование, здравоохранение и социальные услуги |
4,3 |
63,0 |
14,5 |
10,2 |
237% |
Деятельность профессиональных организации, ассоциаций и объединений |
33,9 |
275,4 |
94,4 |
60,5 |
178% |
ИТОГО |
19 017 |
18 144 |
19 850 |
1422,0 |
7,7% |
Примечание: источник [17, с. 63] |
Из представленных данных
в таблице 5, следует отметить, что
валовый приток ПИИ в сельское
хозяйство, лесоводство и рыболовство
уменьшилось в 2011 году на 93% . Прямые
иностранные инвестиции имеют отрицательную
тенденцию и в деятельности производства
и распределения
Рисунок 6. Валовый приток ПИИ в Республику Казахстан по приоритетным видам экономической деятельности
Примечание: источник Национальный Банк Республики Казахстан
Из рисунка 6, видим, что валовый приток прямых иностранных инвестиций в операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги предприятиям с 2007 года увеличивался с 6 до 10,6 млрд. долл. США в 2009 г., в 2010 году снижение до 8,8 млрд. долл. США, что связано с результатами мирового финансового кризиса. Горнодобывающая промышленность занимает вторую позицию по объемам привлеченных прямых иностранных инвестиций. В 2010-2011 году наблюдается спад инвестиций в вышеназванную деятельность с 5,4 млрд. долл. США до 3,5 млрд. долл. США в 2011 году.
Валовый приток ИПИ в Казахстан составил за отчетный 2011 год 19 850 млн. долл. США (17 353 млрд. долл. США в базовом периоде). По основным отраслям инвестирования вложение ИПИ в проведение геологической разведки и изысканий увеличилось на 3,9%, а в добычу сырой нефти и природного газа – снизилось на 34,4% (в том числе в связи с сокращением реинвестиций вследствие распределения доходов предыдущих периодов). Все вышесказанное говорит, об эффективной работе в привлечении иностранных инвестиций Правительства Республики Казахстан.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА
3.1 Приоритетные направления вложения иностранного капитала в экономику Казахстана
Глобальный финансово-
Существенным
фактором реформирования МСК является
наличие в Казахстане мощного потенциала
по производству сельхозпродукции и возможности
их экспортирования, прежде всего зерновых
культур, на центрально-азиатский рынок
сбыта.
Одним из приоритетов
долгосрочной стратегии развития Казахстана
становится развитие транспортной инфраструктуры.
Это строительство нефтепроводов, магистральных
трасс, железных дорог, морских и речных
терминалов, аэропортов. Иначе говоря
- это построение развитой сети коммуникаций.
Развитость образовательного
уровня населения Казахстана всегда
была отличительным признаком его
интеллектуального потенциала. Этот
фактор представляет собой импульсивную
основу конкурентоспособности республики.
Уже давно считалось, что наиболее эффективными
инвестициями являются те, которые направлены
в формирование кадрового потенциала
и развитие личности.
Эффективное и разумное использование
в управлении инвестиционной деятельностью
приведенными выше принципами, а также
максимальный учет потенциальных возможностей
страны, создадут благоприятную и привлекательную
атмосферу для привлечения как иностранных,
так и отечественных инвестиций.
Для полновесных вливаний негосударственного капитала в несырьевой сектор экономики согласно Национального плана по привлечению инвестиций, развитию СЭЗ и стимулированию экспорта, утвержденный 23 декабря 2011 года постановлением Правительства РК предполагается работа по четырем основным направлениям. В рамках первого будет улучшена работа так называемой «входной группы» – тех государственных органов, с которыми в первую очередь сталкивается иностранный бизнес. Комплекс мер включает введение безвизового режима со странами ОЭСР, сокращение перечня необходимых для получения визы документов, обучение сотрудников таможенных и пограничных служб английскому языку и нормам деловой этики, а также увеличение количества гостиниц, через которые будет осуществляться регистрация паспортов иностранцев.
По второму направлению предполагается построить системную работу с иностранными инвесторами с привлечением государственных органов на всех уровнях: загранучреждений Казахстана, центральных исполнительных органов и представителей бизнес-сообщества, входящих в межправительственные комиссии и деловые советы, а также на региональном уровне – путем создания специализированных институтов по обслуживанию инвесторов в регионах.
Согласно следующему направлению национального плана в Казахстане впервые вводятся целевые индикаторы по прямым иностранным инвестициям и экспорту обработанной продукции для загранучреждений РК и местных исполнительных органов. При разработке индикаторов учитывался опыт таких стран, как США, Германия, Канада, Малайзия. В рамках четвертого направления – совершенствование законодательства. Предусмотрено изучение мирового опыта по стимулированию инвестиций, гарантированию стабильности законодательства и предоставления особых условий для стратегически важных, высокотехнологичных или крупных проектов, а также производств в регионах, отстающих по уровню социально-экономического развития. Запланировано предоставление инвестиционных преференций инвесторам в соответствии с нормами Закона Казахстана «Об инвестициях». Также будут созданы сети центров обслуживания инвесторов в регионах, планируется запуск пилотного проекта, предусматривающего в одностороннем порядке безвизовый режим со странами ОЭСР на летний период. Предусматривается переход на новый уровень развития СЭЗ с учетом норм нового закона о СЭЗ (частная структура управления, дополнительные налоговые льготы, предоставление услуг инвесторам по принципу «одного окна»). Продолжится совершенствование законодательства по вопросам регулирования индустриальных зон, а также актуализация республиканской и региональных карт индустриализации; реализация проектного офиса по сопровождению проектов Карты индустриализации, в том числе с момента их ввода и до выхода на проектную мощность. В планах – дальнейшее совершенствование международной договорно-правовой базы в области поощрения и взаимной защиты инвестиций и продвижение инвестиционных возможностей Казахстана путем проведения бизнес-форумов и поиска потенциальных инвесторов. В целом принимаемые государством меры являются важнейшим инструментом в привлечении инвестиций и будут в дальнейшем способствовать улучшению инвестиционного имиджа страны.