Иностранные инвестиции и их назначение

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
Рассматривая данную тему, мы поставили перед собой несколько задач:
- проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
- исследовать особенности влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства;
- проанализировать содержание инвестиционной политики принимающего государства и средств ее осуществления;
- исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций России;
- исследовать особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;
- проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в России;
- обосновать приоритетные направления совершенствования государственной инвестиционной политики по привлечению иностранного капитала в экономику Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Иностранные инвестиции и их значение в экономике России в современных условиях.doc

— 311.00 Кб (Скачать)
 

      Потенциал России рассматривается не так четко, как ее проблемы. Это происходит как по причине драматизации указанных выше проблем в западных средствах массовой информации, так и из-за недостатка объективной информации о российской экономике. Есть общий интерес к России и общее ощущение, что такая огромная страна должна обладать большим потенциалом.

      Некоторые компании делают переоценку возможностей России каждые несколько лет и находят ситуацию в стране интересной, но не более того - на уровне драмы. Для инвестиций же необходимы свидетельства фундаментальных перемен в стране и заслуживающие, доверия позитивные истории об ее развивающемся бизнесе.

      В целом главными привлекательными факторами российского рынка для иностранных инвесторов являются [19. С.12]:

      • очевидный масштаб страны и ее рынка (население, ресурсы, площадь);

      •  распространенное мнение о высокой  образованности населения;

      •  представление о выдающихся навыках  и талантах в определенных отраслях науки и инжиниринга, основанное на достижениях в производстве оружия, аэрокосмической сфере;

      •  природные ресурсы, которые рассматриваются как неоднозначное благо, поскольку они в собственности монополистов, с которыми трудно вести бизнес, а, кроме того, пример других стран (Саудовская Аравия, Венесуэла, Ирак) показывает, что изобилие ресурсов может препятствовать развитию предпринимательства;

      •  «нераскрытые секреты» - убеждение, что существуют открытия, разработки, новые технологии и какие-то новые направления бизнеса, которые таинственным образом еще не сообщили окружающему миру о своем существовании. Существуют, мол, и предприниматели-самородки, которых произвела на свет выдающаяся российская культура и которым западные инвесторы могли бы оказать поддержку.

      Эти выводы подтверждают и результаты опроса инвесторов, проведенного в марте 2005 г. (рисунок 4 приложения 5). Два основных преимущества инвестирования в Россию - это объем российского рынка (88%) и ускорение темпов роста российской экономики (77%). Участники опроса считают также высокое качество и низкую стоимость рабочей силы (55%), макроэкономическую стабильность (46%) и общую политическую стабильность (40%) важными преимуществами при инвестировании в Россию.

      Что касается такого фактора, как ускорение  темпов роста российской экономики, на наш взгляд, прямых инвесторов не столько волнует, насколько вырос внутренний валовый продукт - на 2% или на 4 - 7%, им скорее важно, что дочерние компании крупных западных транснациональных корпораций в России развиваются очень быстро, минимум, в 5 раз быстрее, чем в Европе.

      Сегодня можно говорить и о стремительном  улучшении корпоративного управления в России. Изначально плохое корпоративное управление стало в России экстремальной проблемой и являлось главным барьером для инвестиций в страну. Но сейчас корпоративное управление в России стремительно улучшается как нигде в мире, и уже сейчас оно не хуже, а в ряде случаев - гораздо лучше, чем в Китае, Латинской Америке и Индии.

      Необходимо  принять во внимание, что Россия - не только самая богатая природными ресурсами страна, но и страна, где многие ресурсы находятся в частной собственности, поэтому инвесторы могут прийти в Россию и заключить соглашения с частным бизнесом. Квалифицированные и готовые к инновациям люди, не требующие чрезмерно высоких зарплат, - еще один привлекательный момент.  
 

      Глава 3. Меры по улучшению  инвестиционного  климата в России 

      Снижение   административных  барьеров  и   дебюрократизация экономики. Снижение административных барьеров для входа на рынок и создание равных конкурентных условий повысит уровень рыночной конкуренции, даст толчок развитию малого и среднего бизнеса, позволит рыночными методами перераспределить трудовые ресурсы из неэффективных предприятий в более эффективные и востребованные секторы экономики.

      Система регистрации юридических лиц. Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц", федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях". Указанные законопроекты основаны на принципе единообразия и идее "одного окна" и предусматривают единый порядок регистрации юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы и сферы экономической активности, а также принципы ведения единого государственного реестра юридических лиц.

      Принцип     "одного     окна"     при     регулировании     инвестиционной деятельности. Законодательные инициативы Правительства Российской Федерации включают разработку ряда законопроектов, направленных на закрепление гарантий прав при осуществлении инвестиционной деятельности, установление четких и понятных принципов осуществления государственной поддержки инвестициям. Законопроекты, также предусматривают устранение необоснованных административных барьеров, повышение эффективности, согласованности и ответственности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отвечающих за выполнение согласующих, стимулирующих, защитных и непосредственно инвестиционных функций при регулировании инвестиционной деятельности на территории страны.

      В сфере регулирования рынка земли  и недвижимости предусматривается: Законодательно урегулировать процедуру землеустройства, в частности, сформировать земельные участки в качестве объектов недвижимости, что обеспечит защиту прав на землю и будет способствовать вовлечению земли в гражданский оборот. Утверждены Правила кадастрового деления территории Российской Федерации и Правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам. Подготовлены предложения о порядке передачи владельцам зданий и предприятий в собственность земельных участков, на которых они расположены.

      Зашита  прав собственников и инвесторов. В области защиты прав собственников и инвесторов наметились обнадеживающие сдвиги, как со стороны государственного подхода к этой проблеме, так и в вопросе заинтересованности собственников и менеджеров в повышении капитализации компаний, нормализации отношений между собой и с владельцами внешнего капитала. Это можно расценивать как появление в российском частном секторе действительно эффективных собственников, заинтересованных в реализации долгосрочных экономических проектов, выстраивании стабильных легальных связей со своими контрагентами, развитии своего бизнеса и его интеграции в мировую экономику.

      Решается  задача защиты прав на интеллектуальную собственность, что необходимо для обеспечения благоприятных условий для активизации инновационной деятельности.

      Совершенствование корпоративного управления. Корпоративное право должно быть дополнено нормами, регламентирующими процедуры слияния и поглощения, процедуры выделения и разделения хозяйственных обществ в тех случаях, когда в результате этого формируются юридические лица с доминирующим собственником, механизмы интеграции (создания холдингов, финансово-промышленных групп и иных интегрированных бизнес-групп).

      Налоговая реформа. Налоговая реформа (2001 года) затрагивает либерализацию  амортизационной    политики,    снимает   ряд   существующих ограничений при отнесении на затраты отдельных расходов, связанных с извлечением прибыли и в значительной степени приближает порядок налогообложения доходов и расходов к порядку, установленному международными правилами бухгалтерского учета.

      Переход на международные стандарты учета. Осуществление комплекса мероприятий по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с принципами, содержащимися в международных стандартах финансовой отчетности, является в настоящее время одним из важнейших направлений деятельности Правительства Российской Федерации и требует внесения изменений в действующее законодательство.

      Таможенное  регулирование и администрирование. В настоящее время формируется перечень прогрессивного технологического оборудования, в отношении которого предусматривается снижение действующих ставок ввозных таможенных пошлин вплоть до нулевого значения. Кроме того, принято Постановление Правительства Российской Федерации "Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации".

      Развитие  концессионных форм инвестирования. Совет Федерации одобрил Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон о соглашениях о разделе продукции". Закон предлагает в дополнение к существующему новый порядок разделения произведенной продукции между государством и инвестором. Этим законом вводится более простой механизм, предусматривающий замену всех налогов и платежей "прямым разделом" продукции, в соответствии с заключенным соглашением между государством и инвестором.

      Реформирование  банковской системы России. Укрепление финансового положения банков стимулирует их постепенный разворот в сторону кредитования реального сектора экономики. Очевидно, что общие экономические показатели, а также участие банковского сектора в кредитовании реальной экономики ниже, чем в развитых и в большинстве развивающихся стран. Однако вряд ли корректно подходить к нашей банковской системе с мерками не только США, Англии или Японии, но и Чехии, где иностранный капитал владеет 80% банковской системы. Если же взять более близкие примеры — Украину, Казахстан, то у них показатели соотношения капитала и кредитов с ВВП такие же, как и в России, что позволяет сделать вывод: развитие банковской системы соответствует экономическим и правовым реалиям.

      Развитие  рынка капиталов и внутреннего  инвестиционного потенциала. В сфере развития фондового рынка разрабатываются нормативно-правовые акты, предусматривающие усиление административной и уголовной ответственности участников фондового рынка за нарушения законодательства, а также руководителей организаций за нарушения прав инвесторов и акционеров. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      В результате проведенного исследования можно обобщить ряд выводов. Значение иностранных инвестиций для российской экономики обусловлено целым  рядом факторов, среди которых  особо выделяют:

      - возможность дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов;

      - получение доступа к новейшим технологиям и технике, передовым методам организации производства путем вложения иностранного капитала в инновационные проекты.

      Вопрос  об иностранных инвестициях в  России, особенно прямых, с первых шагов перехода к рыночной экономике превратился в «дежурную тему», а сами иностранные финансовые вливания считаются чуть ли не основным рычагом реализации экономических планов правительства, включая удвоение внутреннего валового продукта.

      Объем прямых иностранных инвестиций в  России в 2005-ом году составил 13072 млн. долларов, в 2006-ом – 13678 млн. долларов, а в 2007-ом – 27797 млн. долларов. Основными источниками-инвесторами иностранных инвестиций в экономику России являются Великобритания и Кипр. 
В настоящее время в России, происходит увеличение притока иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей российской экономики. Вывоз капитала по-прежнему во много раз превышает его ввоз. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности.

      Увеличение  доли прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных капиталовложений идущих в Россию и повышение эффективности инвестиционной деятельности должны стать одними из важнейших направлений корректировки современных экономических реформ проводимых в России. Это обусловлено совокупностью причин, главная из которых заключается в том, что без увеличения объемов прямых иностранных инвестиций Россия не в состоянии самостоятельно осуществить подъем национальной экономики, а следовательно, и переломить негативные тенденции в социальной сфере. Повышение инвестиционной активности на всех уровнях экономики – главное условие решения этих задач.

      Итак, можно сформулировать ряд направлений, способствующих активизации деятельности по привлечению капиталовложений на российские предприятия, заинтересованности иностранных инвесторов.

      Во-первых, России следует активизировать контакты и коммуникации с западным бизнесом, создать климат прозрачности, «умерить гордыню», демонстрировать реальную готовность к экономическому партнерству посредством конкретной программы по привлечению капитала в национальное хозяйство. Есть много прецедентов осуществления подобных программ. Чтобы заслужить доверие, такая программа должна информировать о реальности, а не пытаться исказить ее. Западный бизнес привык к использованию маркетинговых приемов, поэтому он воспринимает подобные программы как знак того, что страна действительно хочет сотрудничать в бизнесе.

Информация о работе Иностранные инвестиции и их назначение