Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
Рассматривая данную тему, мы поставили перед собой несколько задач:
- проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
- исследовать особенности влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства;
- проанализировать содержание инвестиционной политики принимающего государства и средств ее осуществления;
- исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций России;
- исследовать особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;
- проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в России;
- обосновать приоритетные направления совершенствования государственной инвестиционной политики по привлечению иностранного капитала в экономику Российской Федерации.
Эффект прямых иностранных инвестиций на экономическое развитие зависит от уровня квалификации рабочей силы в принимающей стране. Существует тесная взаимосвязь между прямыми иностранными инвестициями и уровнем образования занятых лиц. Прямые иностранные инвестиции — основной канал передачи технологии, а ее реализация требует соответствующего уровня подготовки местных кадров, которые могут эффективно работать с передовыми технологиями. Это, в свою очередь, определяет влияние зарубежных капиталовложений на трудовые ресурсы — на уровень занятости, на стоимость оплаты труда, а также на рост квалификации.
Наряду с положительными эффектами прямых иностранных инвестиций в частности и капитала в целом на экономическое развитие и рост экономики принимающей страны есть и потенциальные негативные эффекты [10. C.53]:
- вытеснение национальных капиталов и компаний (эффект crowding out);
-
содействие оттоку капитала из
страны на основе
1.3.
Инвестиционная политика
принимающего государства
и средства ее осуществления
Инвестиционная политика осуществляется в рамках национальной внешнеэкономической стратегии. Ее специфика зависит как от содержания и целей преобладающего направления внешнеторговой политики — импортной или экспортной политики, так и от соотношения между тенденциями внешнеторговой политики — между протекционизмом и либерализацией.
Прямые зарубежные инвестиции позитивно влияют на экономическое развитие принимающего государства, содействуя росту эффективности составляющих факторов экономического развития на основе реструктуризации экономики, развития инфраструктуры, содействия занятости местной рабочей силы, передачи технологий, управленческого опыта, права пользования торговой маркой материнской компании и др. У государства, принимающего прямые зарубежные инвестиции, нет явных причин ограничивать приток долгосрочного капитала в форме инвестиций. Но любое государство осуществляет регулирование притока иностранных инвестиций на основе разного рода мер, в том числе оказывая влияние на объем привлекаемых инвестиций, на их отраслевое распределение.
При разработке национальной политики регулирования инвестиционных потоков государство учитывает их возможное негативное влияние. По мнению зарубежных аналитиков [16. C.39], следует выделить три момента:
1)
вложение иностранного
2) как известно, капитал (иностранный или национальный) вкладывается в отрасли, обеспечивающие наиболее быструю и эффективную отдачу, что может привести к диспропорциональному развитию национальной экономики, если государство не будет регулировать направления капиталопотоков. Сказанное относится также к экологически грязным отраслям производства, переносимым из промышленно развитых стран в развивающиеся государства и в страны с переходной экономикой со сравнительно мягкими стандартами защиты окружающей среды;
3)
выделяют и психологический
Любое государство как институт власти выполняет активную роль в разработке и реализации политики привлечения зарубежных инвестиций для [22. C.41]:
-
содействия экономическому
- обеспечения экономического суверенитета и/или получения максимально возможных экономических преимуществ.
Первая цель требует установления более высокого уровня иностранной собственности в уставном капитале фирмы и контроля в руках зарубежных собственников, например, в тех отраслях, привлечение капиталовложений в которые положительно влияет на рост производительности труда в принимающей стране. Напротив, вторая цель требует более высокого уровня национальной собственности и сохранения контроля над местными инвесторами.
Государственная политика принимающей страны в отношении иностранного капитала включает в себя:
-
политику регулирования
- политику стимулирования для привлечения максимально возможного объема капитала. Здесь важнее обеспечить потенциально наибольший приток инвестиций, а не их эффективность.
Как правило, государство как институт власти параллельно проводит оба направления — и политику регулирования и политику стимулирования иностранных капиталов. Но акцент делается на одно их этих направлений в зависимости от уровня экономического развития страны и лоббирования правительства интересами соответствующих групп населения.
Е.В. Язовских на основе изучения теорий и эффектов международного перемещения капитала, воздействия иностранных инвестиций на экономический рост стран-импортеров капитала, выделила следующие основные принципы государственной инвестиционной политики [23. C.11]:
1.
Импорт прямых иностранных
2.
Объем привлечения
3.
Импорт зарубежного капитала
увеличивается в страны с
4.
Транснациональные корпорации
5.
Динамика иностранных
6.
Наибольшая эффективность
7.
Принцип экономической
8. Эффективная государственная политика привлечения инвесторов основана на создании в стране OLI-преимуществ: а) О-преимущества владения собственностью для иностранных инвесторов (Ownership advantages); б) L-преимущества географического размещения зарубежного производства (Location advantages); в) I-преимущества - степень интернализации компании (Internalization advantages). Принцип OLI-преимущества отражает мотивы зарубежных инвестиций.
9.
Принцип зависимости
Таким
образом, продуманная политика привлечения
иностранного капитала – самый прямой
и достаточно эффективный рычаг
ускорения социально-
Глава
2. Иностранные инвестиции
в Российской Федерации
2.1.
Анализ структуры и
динамики инвестиций
Приступая к анализу динамики и структуры поступления иностранных инвестиций в Россию, необходимо отметить, что в общем объеме доля прочих инвестиций не всегда превалировала над другими их видами: прямыми, и портфельными.
Как
известно, перспективы привлечения
иностранных инвестиций в экономику
той или иной страны зависят, наряду
с прочими факторами, от наличия
у нее тех или иных конкурентных преимуществ.
Россия несомненно обладает ими, хотя
в ходе рыночных реформ ряд их был утрачен.
Это относится прежде всего к внутренним
ценам, приблизившимся к мировым, стагнирующей
промышленной базе, эрозии научно-квалификационного
потенциала. Иностранцев отпугивает российская
политическая и правовая нестабильность,
суровый налоговый климат, усиление криминальных
тенденций в обществе.
Таблица 2.1
Год | Прямые | Портфельные | Прочие | Всего |
2005 | 13072 | 453 | 40126 | 53651 |
2006 | 13678 | 3182 | 38249 | 55109 |
2007 | 27797 | 4194 | 88950 | 120941 |
Данные таблицы 2.1 и рисунка 1 из приложения 1 показывают, что общий объем иностранных инвестиций в экономику России ежегодно растет. Наибольший рост иностранных инвестиций произошел в 2006-2007 гг. В 2007 г. в экономику России поступило 102941 млн. долларов иностранных инвестиций.
Из таблицы 1 и рисунка 2 приложения 2 видно, что основные страны-инвесторы – Великобритания, Кипр, Нидерланды, Люксембург, Франция. На долю этих стран приходится 69,4% от общего объема накопленных иностранных инвестиций.
Оффшорная зона Кипр является одной из главных стран-инвесторов России. Ее доля в объеме накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику на конец 2007 года равнялась 17,1%, при этом Кипр занимает второе место в структуре накопленных инвестиций. Эти данные позволяют говорить о том, что значительная часть инвестиций из-за рубежа не совсем иностранные, поскольку имеют российское происхождение. По этой причине они обладают некоторыми преимуществами (прежде всего, в сфере защиты капиталов), и потому привлекаются на условиях более благоприятных, чем остальные иностранные инвестиции.
Следует отметить, что за 2005 - 2007 годы происходили существенные структурные изменения привлекаемого иностранного капитала. Из таблицы 2 приложения 3 объем иностранных инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по различным видам инвестиций в первом полугодии 2005 года соотношение между прямыми, портфельными и прочими инвестициями выглядело как 24,4 %, 0,8 % и 74,8 %. А в конце 2006 года это соотношение выглядело уже следующим образом: прямые инвестиции составили 24,8 %, портфельные – 5,8 %, прочие – 69,4 %, та же тенденция наблюдалась и далее: в 2007 году соответственно 29,0%; 3,5% и 73,5%.