Иностранные инвестиции и их назначение

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
Рассматривая данную тему, мы поставили перед собой несколько задач:
- проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
- исследовать особенности влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства;
- проанализировать содержание инвестиционной политики принимающего государства и средств ее осуществления;
- исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций России;
- исследовать особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;
- проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в России;
- обосновать приоритетные направления совершенствования государственной инвестиционной политики по привлечению иностранного капитала в экономику Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Иностранные инвестиции и их значение в экономике России в современных условиях.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

      Эффект  прямых иностранных инвестиций на экономическое развитие зависит от уровня квалификации рабочей силы в принимающей стране. Существует тесная взаимосвязь между прямыми иностранными инвестициями и уровнем образования занятых лиц. Прямые иностранные инвестиции — основной канал передачи технологии, а ее реализация требует соответствующего уровня подготовки местных кадров, которые могут эффективно работать с передовыми технологиями. Это, в свою очередь, определяет влияние зарубежных капиталовложений на трудовые ресурсы — на уровень занятости, на стоимость оплаты труда, а также на рост квалификации.

      Наряду  с положительными эффектами прямых иностранных инвестиций в частности и капитала в целом на экономическое развитие и рост экономики принимающей страны есть и потенциальные негативные эффекты [10. C.53]:

      - вытеснение национальных капиталов и компаний (эффект crowding out);

      - содействие оттоку капитала из  страны на основе трансфертного  ценообразования.

      1.3. Инвестиционная политика  принимающего государства  и средства ее осуществления 

      Инвестиционная  политика осуществляется в рамках национальной внешнеэкономической стратегии. Ее специфика зависит как от содержания и целей преобладающего направления внешнеторговой политики — импортной или экспортной политики, так и от соотношения между тенденциями внешнеторговой политики — между протекционизмом и либерализацией.

      Прямые  зарубежные инвестиции позитивно влияют на экономическое развитие принимающего государства, содействуя росту эффективности составляющих факторов экономического развития на основе реструктуризации экономики, развития инфраструктуры, содействия занятости местной рабочей силы, передачи технологий, управленческого опыта, права пользования торговой маркой материнской компании и др. У государства, принимающего прямые зарубежные инвестиции, нет явных причин ограничивать приток долгосрочного капитала в форме инвестиций. Но любое государство осуществляет регулирование притока иностранных инвестиций на основе разного рода мер, в том числе оказывая влияние на объем привлекаемых инвестиций, на их отраслевое распределение.

      При разработке национальной политики регулирования  инвестиционных потоков государство  учитывает их возможное негативное влияние. По мнению зарубежных аналитиков [16. C.39], следует выделить три момента:

      1) вложение иностранного капитала  в производство происходит одноразово, а вывоз прибыли — постоянно. Это ведет к выравниванию объема ранее ввезенного (в форме капиталовложений) и вывезенного капитала (в форме прибыли и доходов). Таким образом, осуществляется «старение» инвестиций. Однако далеко не всегда инвестор полностью вывозит полученную прибыль. Чтобы стимулировать реинвестирование полученной прибыли в принимающей стране, необходим стабильный и благоприятный инвестиционный климат,

      2) как известно, капитал (иностранный  или национальный) вкладывается в отрасли, обеспечивающие наиболее быструю и эффективную отдачу, что может привести к диспропорциональному развитию национальной экономики, если государство не будет регулировать направления капиталопотоков. Сказанное относится также к экологически грязным отраслям производства, переносимым из промышленно развитых стран в развивающиеся государства и в страны с переходной экономикой со сравнительно мягкими стандартами защиты окружающей среды;

      3) выделяют и психологический момент, а именно отрицательное отношение частнопредпринимательского сектора, отдельных граждан принимающей страны к владению иностранным капиталом прибыльными отраслями, компаниями, влиянием, которые они оказывают на определение стратегии развития той или иной отрасли экономики и др.

      Любое государство как институт власти выполняет активную роль в разработке и реализации политики привлечения  зарубежных инвестиций для [22. C.41]:

      - содействия экономическому росту  страны;

      - обеспечения экономического суверенитета и/или получения максимально возможных экономических преимуществ.

      Первая  цель требует установления более  высокого уровня иностранной собственности в уставном капитале фирмы и контроля в руках зарубежных собственников, например, в тех отраслях, привлечение капиталовложений в которые положительно влияет на рост производительности труда в принимающей стране. Напротив, вторая цель требует более высокого уровня национальной собственности и сохранения контроля над местными инвесторами.

      Государственная политика принимающей страны в отношении иностранного капитала включает в себя:

      - политику регулирования инвестиций  с целью получения максимума прибыли на единицу вложенного капитала. Краеугольный камень этой политики — наиболее эффективная отдача вложенного иностранного капитала;

      - политику стимулирования для  привлечения максимально возможного объема капитала. Здесь важнее обеспечить потенциально наибольший приток инвестиций, а не их эффективность.

      Как правило, государство как институт власти параллельно проводит оба направления — и политику регулирования и политику стимулирования иностранных капиталов. Но акцент делается на одно их этих направлений в зависимости от уровня экономического развития страны и лоббирования правительства интересами соответствующих групп населения.

      Е.В. Язовских на основе изучения теорий и  эффектов международного перемещения капитала, воздействия иностранных инвестиций на экономический рост стран-импортеров капитала, выделила следующие основные принципы государственной инвестиционной политики [23. C.11]:

      1. Импорт прямых иностранных инвестиций  увеличивается при повышении уровня таможенной защиты внутреннего товарного рынка страны и введения нетарифных барьеров.

      2. Объем привлечения иностранного  капитала возрастает в страны  с высокой емкостью внутреннего  рынка и значительным экономическим  потенциалом (ресурсно-сырьевой, трудовой, производственный, инновационный, институциональный, инфраструктурный, финансовый, потребительский).

      3. Импорт зарубежного капитала  увеличивается в страны с более  благоприятным инвестиционным климатом и низким инвестиционным риском (экономический, финансовый, политический, социальный, экологический, криминальный, законодательный).

      4. Транснациональные корпорации осуществляют  прямые инвестиции, перемещают в страну-реципиент капитала новые технологии, ноу-хау, менеджмент, корпоративную культуру и благодаря этому меняют отраслевую структуру экономики в стране-реципиенте капитала, экономят время и ресурсы для развития новых отраслей. При этом эволюция отраслевой структуры инвестиций определяется переходом от простых отраслей к более сложным.

      5. Динамика иностранных инвестиций  объективно базируется на фазах жизненного цикла товара в международной торговле. На первом этапе иностранная продукция ввозится в страну, на втором этапе жизненного цикла с ростом внутреннего спроса на товар организуется отечественное производство. На третьем этапе страна становится производителем и экспортером данного товара, а в последующем – экспортером капитала.

      6. Наибольшая эффективность экономического  развития обеспечивается привлечением иностранного капитала в экспортно-ориентированные отрасли экономики и импортозамещающие производства, сферу услуг.

      7. Принцип экономической безопасности  предполагает законодательно установленные ограничения на деятельность иностранных инвесторов и жесткий контроль за использованием национальных ресурсов. Государство обязано ограничивать деятельность иностранных компаний, приобретающих акции отечественных предприятий с единственной целью вывоза прибыли, не способствующих росту экономического потенциала страны.

      8. Эффективная государственная политика привлечения инвесторов основана на создании в стране OLI-преимуществ: а) О-преимущества владения собственностью для иностранных инвесторов (Ownership advantages); б) L-преимущества географического размещения зарубежного производства (Location advantages); в) I-преимущества - степень интернализации компании (Internalization advantages). Принцип OLI-преимущества отражает мотивы зарубежных инвестиций.

      9. Принцип зависимости иностранных  и внутренних инвестиций означает, что увеличение притока иностранного капитала происходит, как правило, в условиях роста внутренних инвестиций. Создание благоприятного инвестиционного климата для отечественных предприятий является приоритетной задачей государственной инвестиционной политики, имеющей своим косвенным результатом рост зарубежных инвестиций.

      Таким образом, продуманная политика привлечения  иностранного капитала – самый прямой и достаточно эффективный рычаг  ускорения социально-экономического развития страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2. Иностранные инвестиции в Российской Федерации 

      2.1. Анализ структуры и динамики инвестиций 

      Приступая к анализу динамики и структуры  поступления иностранных инвестиций в Россию, необходимо отметить, что в общем объеме доля прочих инвестиций не всегда превалировала над другими их видами: прямыми, и портфельными.

      Как известно, перспективы привлечения  иностранных инвестиций в экономику  той или иной страны зависят, наряду с прочими факторами, от наличия у нее тех или иных конкурентных преимуществ. Россия несомненно обладает ими, хотя в ходе рыночных реформ ряд их был утрачен. Это относится прежде всего к внутренним ценам, приблизившимся к мировым, стагнирующей промышленной базе, эрозии научно-квалификационного потенциала. Иностранцев отпугивает российская политическая и правовая нестабильность, суровый налоговый климат, усиление криминальных тенденций в обществе. 

      Таблица 2.1

      Объем иностранных инвестиций в экономику  России, млн. долл. США [17. C.216]

Год Прямые Портфельные Прочие Всего
2005 13072 453 40126 53651
2006 13678 3182 38249 55109
2007 27797 4194 88950 120941
 

      Данные  таблицы 2.1 и рисунка 1 из приложения 1 показывают, что общий объем иностранных инвестиций в экономику России ежегодно растет. Наибольший рост иностранных инвестиций произошел в 2006-2007 гг. В 2007 г. в экономику России поступило 102941 млн. долларов иностранных инвестиций.

      Из  таблицы 1 и рисунка 2 приложения 2 видно, что  основные страны-инвесторы – Великобритания, Кипр, Нидерланды, Люксембург, Франция. На долю этих стран приходится 69,4% от общего объема накопленных иностранных инвестиций.

      Оффшорная зона Кипр является одной из главных стран-инвесторов России. Ее доля в объеме накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику на конец 2007 года равнялась 17,1%, при этом Кипр занимает второе место в структуре накопленных инвестиций. Эти данные позволяют говорить о том, что значительная часть инвестиций из-за рубежа не совсем иностранные, поскольку имеют российское происхождение. По этой причине они обладают некоторыми преимуществами (прежде всего, в сфере защиты капиталов), и потому привлекаются на условиях более благоприятных, чем остальные иностранные инвестиции.

      Следует отметить, что за 2005 - 2007 годы происходили  существенные структурные изменения привлекаемого иностранного капитала. Из таблицы 2 приложения 3 объем иностранных инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по различным видам инвестиций в первом полугодии 2005 года соотношение между прямыми, портфельными и прочими инвестициями выглядело как 24,4 %, 0,8 % и 74,8 %. А в конце 2006 года это соотношение выглядело уже следующим образом: прямые инвестиции составили 24,8 %, портфельные – 5,8 %, прочие – 69,4 %, та же тенденция наблюдалась и далее: в 2007 году соответственно 29,0%; 3,5% и 73,5%.

Информация о работе Иностранные инвестиции и их назначение