Иностранные инвестиции и их назначение

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
Рассматривая данную тему, мы поставили перед собой несколько задач:
- проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
- исследовать особенности влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства;
- проанализировать содержание инвестиционной политики принимающего государства и средств ее осуществления;
- исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций России;
- исследовать особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;
- проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в России;
- обосновать приоритетные направления совершенствования государственной инвестиционной политики по привлечению иностранного капитала в экономику Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Иностранные инвестиции и их значение в экономике России в современных условиях.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

      Такое перераспределение инвестиционных потоков, очевидно, следует связывать, во-первых, со стремлением зарубежных вкладчиков к максимальному сохранению своих, оставляемых в России, капиталов. В частности, с желанием любыми путями вывести свои средства, вложенные в государственные ценные бумаги.

      Во-вторых, увеличение доли иностранного капитала, направляемого в прямые инвестиции, при одновременном сокращении прочего инвестирования, можно расценивать как нежелание инвесторов уходить с российского рынка капиталов, для чего они размещают свои капиталы в более надежные, чем спекулятивные, источники доходов. Не случайно в последнее время участились сообщения о приобретении зарубежными инвесторами крупных, в том числе контрольных, пакетов акций российских компаний.

      Кроме того, неоспоримым является тот факт, что в условиях затянувшихся негативных явлений, а также в виду малоэффективной деятельности отечественных собственников и менеджеров, ряд российских предприятий все больше делает ставку на привлечение иностранного капитала, вплоть до полного перехода в его собственность. Такие инициативы "снизу" не остаются незамеченными, что также создает дополнительные стимулы для роста прямых и портфельных инвестиций.

      На  существующем в Российской Федерации  общеэкономическом фоне трудно делать какие-либо, тем более оптимистичные прогнозы. Тем не менее, наметившуюся тенденцию постепенного ухода иностранного капитала из спекулятивного в реальный сектор, не принимать во внимание нельзя. 

      2.2. Оценка инвестиционного  климата в РФ 

      Эффективность практической реализации инвестиционной политики в современных условиях во многом определяет судьбы российской экономики, является важнейшим условием на пути успешного перехода страны к новому этапу — периоду устойчивого экономического роста.

      Политическая  стабильность обычно оценивается по степени устойчивости функционирующей политической системы, способности властей страны противостоять социально-политической напряженности в обществе и удерживать ее в определенных рамках, обеспечивать строгое соблюдение конституции и правопорядка, гарантировать неизменность провозглашенной стратегии рыночной ориентации.

      При оценке состояния инвестиционного  климата в той или иной стране большое значение на международном уровне придается условиям, которые обеспечиваются ее властями именно для иностранных инвесторов. Именно в этой сфере зачастую возникают коллизии между общепринятыми в мировой практике нормами и принципами инвестиционного сотрудничества и «правилами игры», укоренившимися в национальной инвестиционной политике. Чем шире спектр таких противоречий, тем менее благоприятным может оказаться инвестиционный климат, причем не только для иностранных, но и для своих, отечественных, инвесторов.

      Для России как страны с «переходной  экономикой» характерна незавершенность формирования конкретных условий функционирования рыночной экономики, в том числе и инвестиционного режима, адекватного современным критериям международного инвестиционного сотрудничества. Однако становление благоприятного инвестиционного климата в нашей стране не может быть сведено только к получению статуса страны с рыночной экономикой (который был присвоен России осенью 2002 г.), хотя соответствующая правовая база, безусловно, является его главной предпосылкой при условии, конечно, что вводимые в действие законы и иные нормативные правовые акты будут строго выполняться, чего до сих пор, к сожалению, далеко не всегда удается добиваться российским властям.

      Оценивая  российскую действительность с позиций необходимости создания в стране более благоприятного инвестиционного климата, следует признать, что комплекс подлежащих решению проблем в этой сфере сближает Россию скорее с развивающимися, чем с промышленно развитыми странами. Специфическая особенность состоит, например, в том, что в нашей стране пока еще не созданы основополагающие условия для существования единообразного инвестиционного климата для всего ее экономического пространства [8. С.33].

      На  микроуровне это проявляется  в том, что пока лишь только малая часть потенциальных объектов для инвестирования готова к эффективному освоению средств в силу неприемлемо низкого качества управления. Российская модель рыночного управления только начинает складываться, и это представляет собой реальное препятствие для нормального развития инвестиционного процесса с широким участием иностранного капитала.

      Более того, на региональном уровне существует отчетливо проявляющаяся дифференциация субъектов Федерации по инвестиционному климату. Львиная доля инвестиций (отечественных и иностранных) сосредоточена в регионах с высоким экономическим потенциалом и незначительным предпринимательским риском [9. С.21]. Это особенно характерно для иностранных инвесторов. Отечественные же инвесторы проявляют большую, чем иностранцы, готовность вкладывать свои капиталы и в регионы с высоким риском при наличии, однако, высокого инвестиционного потенциала.

      Таким образом, при характеристике инвестиционного климата в России, вероятно, еще достаточно долго придется считаться с существованием значительных различий в условиях инвестирования в зависимости от реальной социально-экономической обстановки в регионах и степени готовности отдельных предприятий и даже отраслей к эффективному использованию инвестиционных ресурсов.

      Представляет  интерес как сами иностранные  инвесторы оценивают инвестиционный климат в России. В начале марта 2005 г. действующих в нашей стране инвесторов просили оценить различные  экономические и политические факторы, влияющие на инвестиционный климат в России [24].

      Данные  рисунка 3 приложения 4 показывают, что макроэкономическая ситуация в России и доступность квалифицированного персонала были расценены позитивно. В числе факторов, оказывающих негативное воздействие, были названы коррупция, а также недостатки в процедурах лицензирования и администрирования, в правоприменении, в соблюдении законов и работе судебной системы, в обеспечении безопасности и защите прав частной собственности, в таможенном режиме. Деловая инфраструктура, политическая среда, существующий налоговый режим и инвестиционный климат в целом получили нейтральную оценку. 
 
 

      2.3 Основные факторы,  влияющие на инвестиционные  процессы в России 

      Анализ современной инвестиционной деятельности в России свидетельствует, что имеется целый ряд факторов, препятствующих активизации процесса инвестирования в российскую экономику, среди которых необходимо отметить следующие:

      1. Коррупция и беззаконие. Среди  зарубежных инвесторов особенно сильны сомнения относительно «власти закона» в России. Распространенность этого взгляда исключительно велика и имеет серьезные последствия. Представление о коррумпированном обществе, где преобладают преступники, для большинства инвесторов является главным препятствием для ведения бизнеса в стране. Большие западные компании чрезвычайно настороженно относятся к ситуациям, когда есть потребность в личной охране и необходимость в постоянном подкупе. Публичные компании, отчитывающиеся перед акционерами, не могут не учитывать подобный «фон», создаваемый средствами массовой информации западных стран.

      2. Политическая нестабильность. Как  отмечают, И.В. Рыжов и Е.Д. Сахончик, Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на Западе сегодня многие восхищаются, количество леденящих душу новостей уменьшается (события в Чечне, уже в основном, после избрания законного президента республики, не противодействуют этому), однако распространено мнение о том, что Владимир Путин единолично «держит страну в руках».

      Инвесторы постоянно отмечают недостаток надежной информации о России, и это расценивается как производное от «культуры скрытности». Впечатление секретности усиливает ощущение того, что в России есть многое, что следует скрывать в экономике, управлении, асоциальных условиях обычной жизни. Это подрывает доверие к России, тогда как фактор доверия очень важен для принятия решения о долговременной экономической вовлеченности в дела страны.

      Как показал опрос, при принятии решений об инвестициях в России зарубежные компании берут информацию из самых разных источников, однако не все из них считаются надежными. Самыми достоверными источниками информации респонденты-инвесторы назвали других частных иностранных инвесторов в России (51%), международные финансовые организации (50%), инвестиционные банки и аналитиков (41%), международные деловые и торговые организации (37%), посольства и торговые консульства (34%). Самыми недостоверными источниками информации опрошенные компании считают российских государственных чиновников и российские средства массовой информации: 35% и 29% соответственно [18. С.48].

      3. Проблемы с государством напрямую  связаны с неэтичным поведением властей, «дырами» в законодательстве, излишним администрированием. Национальная особенность российской коррупции состоит в том, что высшие эшелоны власти как представляет себе большинство западных инвесторов, честные, зато процветает неправедное чиновничество среднего уровня. Бороться с этим очень сложно из-за неэффективной судебной системы.

      4. Сырьевая зависимость экономики  ограничивает инвестиции в отрасли, ориентированные на внутренний рынок, он представляется весьма неустойчивым. Поэтому стоит мировой конъюнктуре нефтяного рынка ухудшиться, рост экономики прекратится, она станет непривлекательной для инвестиций.

      5. Недоверие к банковской системе и ее неэффективность. Одна из главных претензий зарубежных инвесторов состоит в том, что российские банки непонятны, непрозрачны и не внушают доверия не то что иностранцам - даже собственному населению и клиентам. Кроме того, они так и не стали институтами финансирования экономики, их ресурсы слишком малы и дороги.

      6. Неудовлетворительная инфраструктура. Банковская система представляется неразвитой, а налоговая система - неустойчивой. Транспортные компании и коммунальная инфраструктура также имеют плохую репутацию (например, «Аэрофлот»). Информация о происходящих переменах в этих сферах вызывает сомнения.

      7. Неразвитое корпоративное управление. Широко распространено мнение, что любой российский партнер по приобретению или совместному предприятию должен быть тщательно изучен на предмет криминальных связей, достоверности любой финансовой информации о нем, характера его связей с правительством, местными властями, партнерами и конкурентами.

      8. Низкий уровень бизнес-культуры  в отношениях с инвесторами. Существует мнение, что российское правительство очень мало делает для того, чтобы информировать и привлекать западных инвесторов. Считается также, что история страны советского периода создала массовую антипатию к капитализму вообще, здесь нет приверженности ценностям предпринимательства и динамичных частных предпринимателей.

      9. Неуверенность в том, что российский  бизнес заинтересован в западных инвестициях. Россия довольно часто производит у западных инвесторов впечатление страны, которая не допустит иностранцев в свои самые прибыльные в данный момент отрасли, например, связанные с добычей нефти и газа. Западный банковский бизнес чувствует, что если в чем-то он будет лучше российского, то его могут «попросить».

      10. Недоверие к русскому бизнесу в целом. В России много предпринимателей, которые, посмотрев в свое время на компанию «ЮКОС», тоже захотели в десять раз увеличить капитализацию. Однако, как показали последующие события, делами не последних лиц нефтяного гиганта почти сразу же заинтересовалась Генеральная прокуратура Российской Федерации. «Бизнесмены же для увеличения степени капитализации поступают слишком просто - приглашают пару независимых директоров, нанимают западного аудитора, нанимают финансового директора-иностранца, чтобы он ездил на Roadshow и разговаривал с инвесторами. Но это все нельзя считать настоящими изменениями в корпоративном управлении. Возможно, что в ближайшие год-два западные портфельные инвесторы купят акции какой-нибудь российской компании, которая на самом деле выведет активы, и в итоге, когда это все откроется, цена акций упадет. Сегодня они слишком много думают о потенциале и недостаточно - о рисках, о чем свидетельствует опрос иностранных предпринимателей в России (таблица 2.2). 

       Таблица 2.2 

      Риски для инвесторов, оцененные по пятибалльной шкале западными топ - менеджерами, работающими в России (5 - самый  высокий уровень риска, 1 - самый низкий) 

Риск Балл
Произвол  бюрократии и коррумпированиость 4,3
Неэтичная конкуренция: использование лазеек в законах, применение связей с чиновниками, черный PR 3,8
Риск  потери собственности, возможность  лишиться своих активов, иногда даже на формально законном основании 3,7
Менеджеры, игнорирующие права инвесторов 2.8
Непрозрачные  финансы 2.5
Риск  смены законодательства, способный принести вред бизнесу 1,8
Неэффективный менеджмент, недостаток знаний, устаревшие методы управления 1,8

Информация о работе Иностранные инвестиции и их назначение