Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:47, курсовая работа
Цель работы - исследование состояния и факторов инвестиционной деятельности на протяжении всего периода проводимых в стране реформ и обоснование необходимости государственного регулирования инвестиционных процессов.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
описать сложившуюся в России инвестиционную ситуацию;
раскрыть сущность инвестиционной деятельности как объекта государственного регулирования;
обосновать необходимость государственного регулирования инвестиционных процессов.
Вместе с тем, применение ряда принципов позволяет существенно повысить эффективность этого метода. Во-первых, это четкая классификация бюджетных расходов на текущие эксплуатационные расходы и инвестиции и включение в бюджетное планирование всех инвестиций, финансируемых правительством. Во-вторых, разработка центральными экономическими ведомствами подробных едины правил по оценке инвестиционных проектов, профессиональная подготовка специалистов отраслевых ведомств и организаций отраслей социальной сферы, строгая экспертиза в центральных ведомствах. В-третьих, проведении конкурентных торгов на заключение контрактов на государственные закупки и жесткий контроль за реализацией инвестиционных проектов.
Нарушение перечисленных условий ведет к тому, что государственное инвестиционное хозяйство в условиях децентрализации составления инвестиционных бюджетов становится хаотичным и коррумпированным.
Существенный канал влияния государства на инвестиционную ситуацию в стране - инвестиции естественных монополий, как частных, так и государственных. В большинстве случаев государство, так или иначе, регулирует цену и объемы производства в этих отраслях. А эффективное регулирование цены требует оценки потребностей финансирования инвестиций и прогнозирования спроса. Поскольку спрос на услуги инфраструктуры определяется общеэкономическими условиями, целевые установки инвестиционной программы в отрасли инфраструктуры задаются стратегией экономического развития страны. Как правило, конкретные инвестиционные проекты в этих отраслях проходят экспертизу в правительственных органах и одобряются государством.
Даже те страны, которые устанавливают относительно либеральный режим для естественных монополий, много внимания уделяют координации решений частных предприятий в этих отраслях. Интересен в этом отношении пример США.8 Просчеты в планировании ввода в действие новых мощностей привели в ноябре 1965 г. к крупнейшей энергетической катастрофе мирного времени, когда весь северо-восточный регион Северной Америки оказался без электричества. Сбои в подаче энергии были связаны с перенапряжением действующих мощностей. Для предотвращения подобной ситуации в будущем был создан правительственный орган - Североамериканский совет по электроэнергии. На совет возложена задача подготовки прогноза потребления энергии на 10-летний срок в США и Канаде. Этот прогноз основывается на обработке прогнозов, составляемых частными энергетическими компаниями для обслуживаемых ими регионов. Компании обязаны предоставлять свои прогнозы в Совет, который обобщает их и публикует ежегодно детальные сценарные прогнозы. Частные компании, основываясь на этой информации, существенно повышают точность своих оценок и инвестиционных перспектив.
Учитывая набирающие силу процессы децентрализации экономики, стремление республик и крупных экономических регионов России к самостоятельности в формировании финансовой базы, расходовании собственных средств, потребуется, очевидно, делегирование части полномочий государства в сфере инвестиционной самостоятельности (в том числе по поддержке жизнеобеспечивающих отраслей) на региональный уровень. Регулирующая роль государства в этом случае могла бы состоять в разработке системы, стимулирующей переток инвестиций в наиболее предпочтительные конкретные отрасли, регионы и производства; в создании и поддержании благоприятного инвестиционного климата (мерами кредитной и налоговой политики) в "точках" народного хозяйства, особо значимых с позиций макроэкономической реструктуризации.
Одним из концептуальных положений государственной инвестиционной политики, сформулированным в Федеральной адресной инвестиционной программе на 2000г., является задача смещения акцентов в привлечении иностранных инвестиций в российскую экономику на федеральный уровень.
Это связано с тем, что при весьма скромных объемах пришедших в Россию в 90-е гг. прямых иностранных инвестиций ряд наших регионов со второй половины десятилетия успешно осваивает инструменты прямого привлечения инвесторов на свои территории. В этой связи принципиально важно, чем обусловлена поставленная Центром задача: стремлением вновь вернуть рычаги правления в свои руки или необходимостью на основе осмысления накопленного регионального опыта сформулировать новые, более действенные механизмы и инструменты государственной инвестиционной политики.
В начале десятилетия именно Центр выдвинул принцип децентрализации инвестиционного процесса, в том числе и в региональном плане. Минэкономики России с 1995 г. регулярно проводило методические семинары и совещания с субъектами РФ, оказывающие помощь в разработке программ привлечения инвестиций (включая иностранные) с учетом местных условий и опыта отечественного и международного инвестиционного сотрудничества.
Доля федерального бюджета в общем, объеме инвестиций за счет всех источников финансирования в экономику на протяжении последних лет сокращалась: в 1998 г. она составила 5,1%, по прогнозу на 2005 г. будет 3,6%.9
Инвестиционные расходы субъектов Федерации и местных бюджетов за эти годы держатся на уровне 10,4% всех инвестиций.
Формирование собственной инвестиционной политики было заметно интенсифицировано ростом социальной напряженности в регионах. Это обусловлено в первую очередь такими процессами, как сброс социальных расходов с федерального на региональные бюджеты без соответствующей доходной базы и значительным снижением жизненного уровня в большинстве регионов.
Что касается производственного сектора, то «запуск» инвестиционного процесса, создающего основу для устойчивого роста отечественного производства, может и должен начаться только с отраслей, ориентированных на конечный потребительский спрос, в первую очередь, как это ни парадоксально, с пищевой и легкой промышленности, т.е. именно с тех отраслей, которые испытывают наибольший спад производства.
Особое значение легкой и пищевой промышленности для стимулирования инвестиционной активности обусловлено следующим. Во-первых, эти отрасли имеют сильную «межотраслевую сцепку», в результате чего инвестиции в их развитие создают наибольший кумулятивный эффект, стимулируя спрос на продукцию смежных отраслей и формируя в них собственный инвестиционный потенциал. Во-вторых, благодаря наиболее низкой капиталоемкости и наименьшим срокам окупаемости капитальных вложений. В-третьих, для продукции этих отраслей характерен массовый и устойчивый спрос на внутреннем рынке. В-четвертых, большинство видов продукции легкой промышленности, в отличие от сложной бытовой техники, вполне конкурентоспособны не только на внутреннем, но и на многих зарубежных рынках,
Это
направление государственной
Приоритетным направлением инвестиционной политики на ближайшую перспективу должна стать и поддержка инвестиций в секторе малого и среднего предпринимательства. Объем инвестиций в этот сектор сегодня оценивается примерно в 7% всех вложений в основной капитал.10 Для этого не требуется крупных государственных средств.
Необходимы вложения в систему федеральных и региональных гарантийных фондов, причем каждый рубль, направленный на их создание, способен привлечь, как минимум, 3-4 рубля частных инвестиций, прежде всего за счет гарантированных банковских кредитов. При этом важно инвестиционный спрос, создаваемый при государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, ориентировать на отечественных производителей специализированного оборудования для малых форм бизнеса.
В высокотехнологичных отраслях обрабатывающего сектора названные приоритеты государственной инвестиционной политики должны иметь очаговый характер (на уровне отдельных производств и даже конкретных предприятий). Выявление таких «очагов» и их целевая поддержка остаются важнейшими задачами государства.
Руководители
коммерческой организации рассматривают
возможность финансирования крупномасштабного
инвестиционного проекта «
Таблица 1
Начальные инвестиционные затраты проекта «Альфа», тыс. руб.
Показатели | Начальный период инвестирования (01.01.1998 г.) | 01.01.1999 г. |
Капитальные затраты, | 1623,1 | 2761,4 |
в том числе: | ||
приобретение земельных |
1094 | |
строительство зданий и |
529,1 | 2188 |
приобретение машин и |
286,7 | |
приобретение прочих основных фондов | 286,7 | |
Прочие издержки, связанные с организацией предприятия, | 0 | 197,373 |
в том числе расходы: | ||
по проектно-изыскательским |
0 | 105,67 |
по рекламе | 56,21 | |
по подготовке кадров и другим статьям затрат | 35,493 | |
Инвестиции в собственный (чистый) оборотный капитал, | 0 | 33,8 |
в том числе: | ||
приобретение первоначально |
41,8 | |
страхование задержек по |
14 | |
получение краткосрочного |
22 | |
Итого начальных инвестиционных затрат | 1623,1 | 2992,573 |
В ходе анализа маркетинговых, технико-экономических и технологических особенностей реализации проекта было определено, что вновь организуемое предприятие выйдет на уровень запланированной мощности по выпуску и сбыту продукции только в течении третьего года реализации инвестиционного проекта. Ожидаемые значения показателей объема продаж и годовой величины операционных издержек представлены в аналитической таблице 2.
Таблица 2
Объем продаж и годовая величина операционных издержек
Показатель | К концу второго года реализации проекта (31.12.99) | К концу третьего года реализации проекта (31.12.2000) |
Годовой объем продаж, тыс. руб. | 1760 | 4065 |
Операционные издержки (без учета амортизации) за год, тыс. руб. | 1888,0 | 3186,0 |
По
результатам прогнозного
Данные предположения основаны на результатах маркетинговых исследований, трендового анализа соотношений оборотных активов, краткосрочных пассивов, объема продаж, уровня постоянных и переменных затрат, а также на параметрических характеристиках планируемого производства. Начиная со второго года реализации проекта, износ по основным фондам будет начисляться с использованием прямолинейного метода амортизации. На основании вышеизложенного расчет операционных денежных потоков рекомендуется осуществлять в аналитической таблице 3.
Для
определения ликвидационного
Информация о работе Государственное регулирование инвестиционных процессов