Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:47, курсовая работа
Цель работы - исследование состояния и факторов инвестиционной деятельности на протяжении всего периода проводимых в стране реформ и обоснование необходимости государственного регулирования инвестиционных процессов.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
описать сложившуюся в России инвестиционную ситуацию;
раскрыть сущность инвестиционной деятельности как объекта государственного регулирования;
обосновать необходимость государственного регулирования инвестиционных процессов.
Содержание
Актуальность темы исследования. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в России, процесс становления рыночных структур обусловливают необходимость изменения роли государства в экономике. Определение ориентиров развития общества, обеспечение устойчивых темпов экономического роста возможно на базе обновления форм и методов воздействия государства на экономику. Все это выдвигает на первый план задачу анализа сущности государственного регулирования и формирования новой концепции влияния государства на экономические процессы.
Значимость всестороннего исследования государственного регулирования инвестиционной деятельности определяется тем, что управление инвестициями является важнейшим средством структурного преобразования производственного и социального потенциала России, повышением его эффективности, проведения действенных антициклической и социальной политики. Углубление кризисных явлений, характеризующее современное экономическое состояние нашей страны, нашло концентрированное отображение в инвестиционной сфере. Актуальной задачей становится изучение и обоснование новых форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, соответствующих объективным законам рыночного хозяйства. Разработка новой концепции государственного регулирования инвестиционной активности во многом определяет возможность выхода страны из кризисного состояния.
В условиях продолжающегося кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение. Без резкого увеличения капиталовложений нельзя будет осуществить структурную перестройку производства, повысить его технический уровень, реализовать крупные социальные программы.
Именно
поэтому оживление
Объектом исследования является инвестиционная деятельность в России.
Предмет исследования – государственное регулирование инвестиционных процессов.
Цель работы - исследование состояния и факторов инвестиционной деятельности на протяжении всего периода проводимых в стране реформ и обоснование необходимости государственного регулирования инвестиционных процессов.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Курсовой
проект состоит из введения, трех разделов,
заключения и списка литературы.
Как показывает практика развития рыночных отношений, инновации служат главной движущей силой развития общественного производства и тесно взаимодействуют с инвестиционной деятельностью.
Инвестирование средств в инновационный сектор производства позволит повысить уровень общественного производства, улучшить качество продукции, способствует созданию социально-привлекательных рабочих мест с высоким уровнем оплаты. Новые технологии обеспечивают повышение доходов предприятия. Рост налоговых поступлений в казну государства позволит увеличить долю инвестируемых средств, направленных на социальную сферу (жилищное строительство, медицина, наука, образование). Повышение активизации деятельности социально-ориентированной политики государства способствует разрешению многих социальных проблем и установлению более гармоничного развития общества.
Функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства.
В условиях кризиса для России, инвестиции являются важнейшим средством структурного преобразования социального и производственного потенциала, подчинения его требованиям рынка.
Государственное управление инвестиционной сферой предполагает форму некоего «принуждения», без которого оно лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал перелив капитала исходя из государственных интересов, то любое вмешательство государства в инвестиционный процесс было бы излишним.
Поэтому государство должно соединить интересы общества, понимаемые, прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков.
В ситуации продолжающегося кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение, т.к. оживление инвестиционной деятельности - одно из условий выхода России из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития.
Государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, на стимулирование привлечения частного капитала как национального, так и иностранного, а так же поиск новых форм совместного (частного и государственного) инвестирования в перспективные проекты.
Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы.
Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.
Инвестиционная политика не может осуществляться сама по себе, в отрыве от социальной и экономической политики государства.
Реализация
инвестиционной политики по сути своей
направлена на улучшение социально-
Важной тактической формой управления инвестиционными потоками являются государственные финансовые ресурсы. Они призваны стимулировать развитие общественного производства или решение социальных проблем, возможно путем долевого участия государства в строительстве предприятий, подготовки площадок для строительства объектов производственной и социальной инфраструктуры с тем, чтобы сделать в дальнейшем регион привлекательным для частного инвестирования.
Кроме того, для повышения инвестиционной активности со стороны населения государство должно обеспечить высокий уровень жизни, социальную защищенность граждан, заботиться о благосостоянии нации. Эти меры также способствовали бы созданию благоприятного инвестиционного климата.
Источниками финансирования инвестиций на макроуровне являются валовые внутренние сбережения. Накопленные за год сбережения могут либо пойти на финансирование внутренних инвестиций, либо на финансирование инвестиций в других странах, т.е. быть вывезенными из страны в качестве капитала.
Валовые внутренние инвестиции состоят из инвестиций в основной капитал (обычно 70-80% валовых инвестиций), инвестиций в жилищное строительство (15-25% валовых инвестиций) и из прироста запасов (не больше 3%, обычно около 1% инвестиций).1 Последняя величина может быть и отрицательной, если запасы уменьшаются. Запасы - элемент инвестиций, который может быть вынужденным, - например, при спаде фирмы могут накапливать запасы непроданной продукции, что будет зачитываться в макроэкономической статистике как инвестиции. Заметим, что решения об инвестициях принимают два разных типа экономических субъектов: фирмы и домашние хозяйства. Кроме того, часть инвестиций может осуществляться государством. Сбережения не следует отождествлять со сбережениями домашних хозяйств, что означает, что сумма инвестиций фирм в основной капитал и в запасы плюс инвестиции домашних хозяйств в жилищное строительство плюс государственные инвестиции равны сумме частных сбережений фирм и домашних хозяйств, государственных сбережений (профицита государственного бюджета) и вывоза капитала.
Спрос на инвестиции и предложение сбережений определяются различными факторами. Одним из ключевых в определении величины частных инвестиций является ставка процента. В целом же условия спроса на основной капитал задаются ожиданиями будущего спроса, на жилье - демографической ситуацией и уровнем доходов, на запасы - объемом производства. Для частных сбережений ключевыми факторами оказываются уровень доходов (как текущий, так и ожидаемый в будущем), и возрастной состав населения. Таким образом, и сбережения, и инвестиции во многом зависят от такого субъективного фактора, как ожидания. Поэтому инвестиции оказываются наиболее неустойчивой, порой «беспричинно» изменяющейся составной частью совокупного спроса и подвержены сильным циклическим колебаниям.
Существование тесной причинно-следственной связи между инвестициями и экономическим ростом общепризнанно. Тем не менее, существуют различные точки зрения на то, каковы должны быть направления государственного регулирования инвестиционного процесса.
Согласно одной из точек зрения, инвестиции - главный «мотор» экономического роста: чем больше страна накопляет, тем выше темпы роста ее экономики. Так считают сторонники монетаристской концепции государственного регулирования рыночной экономикой. Согласно же кейнсианской модели, цепочка причинно - следственных связей направлена как раз в обратную сторону: высокий спрос ведет к росту производства, что заставляет фирмы делать инвестиции; чем выше доходы, тем больше страна сберегает, и, следовательно, может инвестировать.
Эти два подхода диаметрально расходятся в рекомендациях относительно того, как государство может способствовать накоплению капитала экономики. Сторонники первого подхода уверяют, что следует всячески поощрять сбережения и ограничивать потребление, сторонники второго, напротив, говорят о том, что надо всячески способствовать увеличению спроса, в том числе потребительского, который и «вытянет» за собой экономику, и, следовательно, инвестиции.
Эффективность использования той или иной модели в применении к инвестиционной деятельности, зависит от многих, перечисленных выше макроэкономических параметров. И, как показывает опыт, эффективность регулирования в условиях рыночной экономики определяется также сложившейся и ожидаемой конъюнктурой инвестиционных рынков. Конъюнктура инвестиционных рынков зависит от многих факторов, среди которых важнейшее место занимают темпы инфляции, что является индикатором уровня сбалансированности экономики.
Что касается России, то согласно одному из мнений, на нынешнем этапе социально-политического развития страны необходимо в полной мере использовать мультипликатор Кейнса.2 Согласно этой точки зрения неправомерным считается вывод о том, что в нормальной рыночной экономике источником капиталовложении служат сбережения, и отсюда утверждается, что чем больше сбережений, тем больше инвестиции (монетаризм). Соответственно важнейшая задача – увеличение нормы сбережений для повышения уровня инвестиционной активности.
Сторонники кейнсианской концепции настаивают на следующем. Чем выше склонность к потреблению, тем больше мультипликатор, т.е. тем больше увеличение национального дохода обеспечивается первоначальным приростом инвестиций. Поэтому скорейшее преодоление экономического кризиса предполагает рост потребления, ибо возрастающий потребительский спрос индуцирует рост спроса во всей воспроизводственной цепочке, включая и инвестиционный спрос.
Информация о работе Государственное регулирование инвестиционных процессов