Базовое понятие курса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:10, лекция

Описание работы

Стоимость – это эквивалент объекта продукта или услуги, используемое для обмена и анализа. При обмене стоимость выступает как цена. Стоимость имеет денежное выражение.
Активы – это любая собственность, которая имеет стоимость. Могут сузществовать в трёх форма – ресурсы, инвестиции, капитал.
Ресурсы – это постоянно или временно(в течении планового периода) не используемые активы.

Работа содержит 1 файл

Конспект 3го курса Инновационный менеджмент Гусаков Борис Иванович.docx

— 102.40 Кб (Скачать)
  1. Сущность и классификация рисков
  2. Операции с рисками и оценка полезности риска

Начиная бизнес, инвестор надеется увеличить своё богатство(актив). В силу неопределённости будущего, он может как увеличить активы, так часть и депонировать.

Риск – это  возможность негативного(неблагоприятного или опасного) события возникающего в следствии неопределённости будущего. Выделяют 8 основных характеристик:

  1. Риск как явление
  2. Объект риска
  3. Субъект риска
  4. Мера риска
  5. Факторы риска
  6. Индикативные точки риска
  7. Кромки безопасности
  8. Зоны риска

Сущность и классификация рынка

Риск в инвестиционном проекте это возможность потери активов в результате наступления  негативного события.

Объект риска - активы которого могут быть потеряны при наступлении  негативного события.

В инвестиционной деятельности это может быть инвестиции, чистая дисконтированная стоимость. В текущей  деятельности объектами риска выступают  прибыль, доход, капитал.

Объектом риска по умолчанию  принято считать чистый доход.

Субъект риска - физическое или  юридическое лицо, для которого возникло негативное событие.  Одно негативное событие может отражаться на нескольких субъектах риска, но в разной степени. Например, банкротство для владельца  предприятия – опасное событие. Для банка, кредитующего предприятие  – это событие неблагоприятное.

Мера риска – это  оценка возможности негативного  события через качественное или  количественное выражение его вероятности.

Качественная оценка риска  определяется как логическая вероятность. Строится с помощью индукции, дедукции, анализа, синтеза и гипофиза.

Логическая вероятность  выражается вербально или балльно.

Количественная мера оценки - статическая вероятность. Она строится на обработке статистических или экспертных данных. Привлекается математический аппарат закона больших чисел и строится распределение плотности случае риска.

Пользоваться распределением неудобно, поэтому его заменяют математическим ожиданием.

Факторы риска – это  причины, вызывающие негативные явления.

Факторы риска часто не имеют стоимостной оценки. Тогда  мера риска задаётся в физическом выражении. Например, нарушение срока  поставки материалов задаётся в днях. Для интеграционной оценки их физическое выражение трансформируется в стоимостную оценку потерь дохода.

Индикативные точки(линии  риска) – это точки, отделяющие зоны с различным уровнем(вероятностью) риска. Кромка безопасности – это интервалы справа и слева от математического ожидания риска. Принимается в размере 0,15% от математического ожидания. При замене распределения вероятности на математическое ожидание, наличие кромок безопасности обеспечивает невыход ошибки при оценке риска за допустимые пределы.

Зоны риска это области  предпринимательской деятельности с повышенным уровнем риска. Они  отделяются от других зон индикативными  точками или линиями. Классификация  риска представляет собой систематизацию риска по дифференцируемым признакам.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форс-мажорные риски –  это риски непреодолимых препятствий. Они распространяются на широкую  сеть бизнеса и поэтому не страхуются. Страхуемые риски – они распространяются на ограниченное количество бизнесменов  и зависят от качества управления инвестиционным проектом.

Коммерческие риски: 1) специфические  отраслевые риски 2) риски высокотехнологичных  отраслей 3) информационные риски

Отраслевые риски обусловлены  проблемами качества сырья, размером альтернативных производств и изменения потребности населения.

 

Группа оперативных рисков включает - риски обусловлены низким уровнем менеджмента непосредственно на предприятии – это транспортные, торговые, организационные, имущественные и производственные риски.

  1. Транспортные риски бывают двух видов – «карго» и «каско».
  2. Торговые риски – задержка платежей, отказ от платежей, неплатёжеспособность покупателя, недопоставка товара и ошибка маркетинга.
  3. Организационные риски связаны с потерей дохода – подбор неквалифицированных сотрудников, злоупотребление сотрудниками, недостаточно компетентные сотрудники
  4. Имущественные риски – риски потери имущества в следствии кражи, диверсии, вымогательства и производственных аварий
  5. Производственные риски – остановка производства при непоставке, поставки некачественных материалов.
  6. Финансовые риски – потери финансовых ресурсов, риск инфляционный, дефляционный, валютный и риск ликвидности.

Валютный риск – изменение  курсов валюты. Риск ликвидности –  это потеря активов в следствии  невозможности своевременно расплатиться по обязательствам. Риск изменения  спроса – это риск, обусловленный  переориентацией на товары другого  качества в следствии изменении  дохода или менталитета покупателя.

Операции с рисками

  1. Операции с рисками включают определение величины единичных рисков.
  2. Интеграция единичных страхуемых рисков общие.
  3. Интеграция форсмажёрного и страхуемого риска.
  4. Профилактика Страхуемых единичных рисков.
  5. Диверсификация страхуемых единичных рисков.

Определение величины страхуемого  риска проихводится двумя методами. При наличии статистической информации – методом Монте Карло, при отсутствии – методом экспертных оценок.

…Исходит из того, что  все единичные риски являются случайными, независимыми величинами, распределёнными по нормальному  закону. Тогда общий риск также  будет случайной независимой  величиной, распределённый по нормальному  закону.

Риск интегральный будет  равняться = Риск форсмажёрный + Риск страхуемый

В нормальной экономике чистый доход делится следующим образом  – чистая прибыль 30%, амортизация  – 70%. Люди готовы потерять прибыль, но не готовы потерять собственные активы.

Если интегральный риск выше нормального, то производят профилактику единичных рисков. Профилактика полностью  не уничтожает риск, но снижает его  плотность.

Профилактика снижает единичный риск в три раза. Математическое ожидание бета-распределений будет равняться = …

Профилактике подвергаются более существенные риски. Если после профилактики риск оказывается повышенным, производится диверсификация наиболее существенных рисков, которые не подлежат профилактике.

В инвестиционном проекте  диверсификация рисков производится в  основном за счёт привлечения нескольких инвесторов. После диверсификации остаётся бета-распределение …

Для профилактики и диверсификации риска необходимы единовременные и  текущие затраты. Профилактика диверсификации риска определяется по стандартной методике. При этом в качестве дохода выступает ожидаемое снижение потерь от диверсификации и профилактике риска.

Функция полезности риска  – риск может признаваться полезным, если NPV проекта покрывает возможные  потери, вызванные риском. Методика полезности риска основана на шкалировании суждения активных бизнесменов. В основе шкалирования – эксперимент, имеющий несколько возможных исходов. И выявлена тенденция присущая руководителю поведения.

Бизнесмен готов рисковать  если сумма прибыли от совокупности проекта в рискованной и безрисковой ситуации остаётся одинаковой. Имеется конечное множество лотерейных билетов с разной степенью выигрыша.

Тема: Cвод проекта(swot)

  1. Сущность SWOT
  2. Оценка финансового успеха проекта
  3. Оценка целесообразности реализации проекта

Сущность SWOT

SWOT – это тест силы, слабости и возможности реализации и опасности при реализации проекта.

SWOT – качественная оценка проекта, используемая во всех сферах деятельности.

SWOT позволяет на начальной стадии отсечь явно неперспективые проекта. Он представляет возможность оценки эффективности проекта в действующей экономической коньюктуре. При этом учитывается – 1) уровень квалификации 2) уровень управления производством 3) способность производства к трансформации и реализации своего потенциала.

Оценка финансового успеха проекта

По уровню финансового  успеха, все проекты делятся на 4 группы. Все группы имеют успех. В трёх группах выделено 10 моделей.

Термин «модель» - сочетание  факторов, независимых от объекта, реализующего проект, но приводящих к конкретному  результату.

Обязательное условие  для жизнеспособности – 7 факторов, присущих для РБ:

  1. Дизайн выпускаемого изделия должен находиться на мировом уровне, т.к. 70% продукции – на экспорт
  2. Конструкторская документация соответствует мировым стандартам ИСО9000
  3. Технология имеет международный сертификат и прозрачна
  4. Определены рынки сбыта – внутренний и внешний, определено вторичное использование;
  5. Расценены возможности потребителя по расчёту за товар: твёрдая валюта, мягкая валюты, бартер.  Для РБ рекомендуется свободна конвертируемая валюта(больше 50%), неконвертируемая(мягкая) – 20-30%; бартер – менее 30%. Это обусловлено тем, что энергоносители приходится покупать по валюте.
  6. Уточнены источники сырья и комплектующих, соответствующих мировым стандартам;
  7. Проработаны источники и формы финансирования проекта.

Реализация этих условий  позволяет на качественном уровне провести профилактику риска. Для каждой из 10 жизнеспособных моделей присваивается  балл финансового успеха от 0 до 3х.

0баллов – если не соблюдено хотя бы одно из обязательных условий.

1балл – вероятность финансового успеха положительная(первая модель: товар для стран СНГ и РБ, вторая модель: товар для развивающихся стран, богатых сырьевыми ресурсами).

2балла – вероятность финансового успеха хорошая(третья модель: производство импортозамещающей продукции по лицензии - мы уверены что технология и конструкция на мировом уровне;  четвёртая модель – производство нового ассортимента продукции за счёт валютных кредитов; мы уверены что валютный кредит без проверки не дадут; пятая модель – производство продукции для иностранных заказчиков по субподряду – мы уверены что иностранные заказчики обеспечат доведение технологии и конструкции до мирового уровня; шестая модель – экспорт валюты по предварительным заказам)

3балла – производство  продукции на экспорт за свободно-конвертируемую  валюту по предварительным заказам;  может браться из-за дешевизны(седьмая  модель – экспорт дешёвой продукции  за валюту; восьмая модель –  экспорт за валюту новой сложной  продукции; девятая модель –  создание совместного производства  с потребителями развитых стран;  десятая модель – экспорт технических  услуг и ноу-хау за валюту).

Оценка целесообразности реализации проекта

Оценка важности предприятия, проекта для общества косвенно позволяет  определить, насколько проект будет  поддерживаться.

Важность проекта для  предприятия зависит от удельного  веса продукции проекта в общем  объёме производства. При доле продукции 3-5% устанавливается 1 балл.

За каждый следующий процент  устанавливается 0,1 балл. Максимальный балл – 3(при доле проекта 25% в объёме продукции); при удельном весе проекта  больше 25% предприятие постепенно превращается в монопроизводителя – это снижает его финансовую устойчивость. Монопроизводитель очень уязвим, поэтому за каждый последующий процент после 25% снижение на 0,05балла.

Снижение баллов не производится для естественных монополистов. Важность продукции для общества оценивается  уровнем покупателя. 1 балл назначается, если заменяется аналогичная отечественная  продукция и покупатель – резидент РБ; 2 балла – если заменяется продукция, приобретаемая в СНГ; 3 балла –  если продукция предназначена для  иностранных потребителей или заменяется продукцией из разных стран.

Суммарный балл определяется по формуле: ∑Б = Ф* (Бвп + Бво)

Где Ф – балл финансового  успеха, Бвп – балл важности для предприятия и Бво – балл важности для общества.

Бво может рассчитывается как средневзвешенное, если товар идёт в СНГ или РБ: 0≤Б≤18

Проект проходит тест в  зависимости от серийности производства. В массовом производстве необходимо набрать 12 баллов. В крупносерийном – 10 баллов. В серийном – 9 баллов. В  мелкосерийном либо единичном – 7 баллов.

Тема: Коммерческий анализ проекта

КАП ставит задачу определить цену на продукцию и поступления  в бюджет.

Рассчитывается несколько  цен несколькими методами:

1. Цена затратная: Ц  = С + Пр(прибыль) + Н(налог)

Цена затратная рассчитывается С*(1+αпр) + Н, где С – себестоимость, αпр – максимально допутсимая прибыль на данный вид услуг или продукции.

2. Цена рыночная – это  действующая на рынке; рассчитывается  по основным ценообразующим факторам(m изделия): m * Km

(Cматериалы + Cкомплектующие) * K + НДС.

Из двух цен выбирается меньшая. На новые продукты или услуги назначается цена полезности, предусматривающая использование Паретто-эффективности;

Информация о работе Базовое понятие курса