Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 07:50, курсовая работа
Целью дипломной работы является, раскрыть сущность налогового контроля, его принципы и пути совершенствования, на примере деятельности Налогового управления по Cарыаркинскому району города Астана.
Исходя из поставленной цели определены следующие задачи:
– дать понятие налоговой проверки;
– дать более подробное понятие видам налоговых проверок, а именно: документальная проверка, порядок осуществления тематической проверки;
– на конкретном примере проанализировать исполнение тематических проверок Налогового управления по Cарыаркинскому району города Астана
– изучить документы по проведению налоговых проверок;
Введение
1. Сущность и теоретические основы налогового контроля
1.1 Понятие налогового контроля, его признаки и формы
1.2 Виды и периодичность налоговых проверок
1.3 Налоговый контроль в странах ЕврАзЭС
2. Анализ проведения тематических проверок с учетом применения информационных систем (на базе Сарыаркинского налогового управления города Астана)
2.1. Особенности проведения налоговых проверок в ФРГ и Франции
2.2 Анализ информационной системы электронный контроль налогового аудита
2.3 Анализ поступлений налогов по Налоговому управлению района Сарыарка за период с 2006 по 2007 годы 2.4 Анализ деятельности Налогового управления по району Сарыарка при осуществление тематических проверок юридических лиц 3. Пути совершенствования проведения тематических проверок 3.1 Проблемы осуществления Налогового Контроля в Республики Казахстан
3.2 Пути совершенствования тематических проверок с применением информационных систем
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Для контроля за ходом выполнения налоговой проверки, на районном уровне возможно изменение и периодическое обновление различных атрибутов дела. При внесении очередного изменения в дело на районном уровне, данные пересылаются на областной уровень и заносятся в соответствующее дело. К таким изменениям относят:
· изменение статуса дела
· создание акта и формирование уведомления налогоплательщику
· процедура открытия и изменения текущего расчетного счета налогоплательщика, изменение статуса счета
· регистрация протоколов / постановлений по административным штрафам.
Система автоматизированного контроля за ходом исполнения дела, позволяет определить документы, по которым возможно превышение «критических» сроков рассмотрения, с целью своевременного предупреждения ответственных исполнителей из числа проверяющих, и специально назначенных для этой функции лиц, о наступлении «критических» сроков.
Обеспечение мониторинга за ходом исполнения дела позволяет реализовать просмотр дела на районном уровне и сортировку по различным атрибутам, например, по дате исполнения, типу, месту исполнения дела, статусу и т.п.
Работа специалистов налоговых органов с подсистемой ЭКНА начинается с момента формирования дела на проверку.
Дело содержит все документы,
сопровождающие налоговую проверку
с момента выписки предписания
до обжалования результатов
В соответствии с этим, работа в системе ЭКНА включает в себя следующие этапы:
· На каждую налоговую проверку создается дело. Первоначально делу присваивается статус «открыто».
· На основе данных, которые составляют неотъемлемые атрибуты дела, системой формируется предписание. После формирования предписания налогоплательщику и передачи дела на исполнение, дело приобретает статус «исполняется».
· После того, как дело передано для исполнения, исполнители могут приступить к непосредственному формированию акта. Системой генерируется доступная для редактирования форма акта налоговой проверки.
· Налоговая проверка завершается, формируется в окончательном варианте акт налоговой проверки. По результатам налоговой проверки происходит формирование уведомлений.
· Сформированное уведомление о доначисленных или уменьшенных суммах, а также о штрафных санкциях вручается налогоплательщику. В журнале отправки и контроля за исполнением уведомлений указывается дата отправки и вручения уведомления налогоплательщику. В дело заносится дата вручения уведомления. Делу в системе присваивается статус «исполнено».
· В момент внесения в систему даты вручения уведомления налогоплательщику, и закрытия операционного дня до этой даты, происходит автоматическое доначисление на лицевой счет налогоплательщика и дело приобретает статус «завершено». При формировании уведомления по акту налоговой проверки в текущий расчетный счет в ИС ЭКНА добавляется записи по каждому налогу, при формировании уведомлений по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика – данные записи дополняются корректирующими данными в разрезе видов налогов.
· В течение установленного срока налогоплательщик вправе обжаловать результаты налоговой проверки и действия (бездействие) должностных лиц органов налоговой службы. При этом начисленные по результатам проверки суммы налогов и штрафных санкций отражаются в лицевом счете налогоплательщика как отсроченные платежи, в гр. 19 лицевого счета «Отсрочка».
· По истечении установленного для подачи жалобы срока (в случае ее отсутствия) отсрочка прекращается и начисленные суммы доступны для взыскания. В случае, если налогоплательщиком жалоба подана в установленный срок инициируется отсрочка взыскания до вынесения окончательного решения по данной жалобе.
· По результатам обжалования в вышестоящем налоговом органе, уполномоченном государственном органе или суде, после вынесения решения и предоставлении отчета по результатам проверки, налогоплательщику вручается сформированное системой уведомление. В дело заносится дата вручения уведомления. [17]
Общая концепция действий
со стороны пользователей системы
ЭКНА, которым предоставлены в
соответствии с занимаемой должностью
и функциональными
Таблица №3. Концепция действий системы ЭКНА
№ |
Действие |
Инициатор действия |
Содержание действия |
1. |
Создание дела |
Начальник отдела аудита |
Заполнение всех необходимых атрибутов дела на налоговую проверку, назначение исполнителей дела, видов проверяемых налогов или вопросов проверки и т.д. |
2. |
Формирование предварительного предписания |
Начальник отдела аудита |
Данная процедура доступна из режима создания дел. Предварительное предписание необходимо согласовать с руководством НК, в случае необходимости, внести необходимые изменения в атрибуты дел. |
3. |
Формирование окончательного предписания и отправка дела на исполнение |
Начальник отдела аудита |
Данная процедура
доступна из режима создания дел. После
формирования окончательного предписания
основные атрибуты дела (кроме списка
исполнителей, даты регистрации в
Ц(Д) ПСиИ и контрольной даты) становятся
недоступны для редактирования. При
этом система автоматически |
4. |
Заполнение акта налоговой проверки |
Ответственный исполнитель |
Акт будет доступен для модификации в режиме «Журнал регистрации актов налоговых проверок». Остальные исполнители, указанные в предписании, а также начальник отдела аудита и руководитель НК могут открывать форму акта для просмотра (исключением является рейдовая проверка – здесь акт доступен для модификации всем работникам НК, указанным в предписании на налоговую проверку. Кроме того, последующие акты рейдовой проверки автоматически не формируются, а создаются исполнителями через отдельный пункт меню «Акт рейдовой проверки»). |
5. |
Отправка предварительного акта на контроль к начальнику отдела |
Ответственный исполнитель |
После окончания работы с актом, ответственный исполнитель отправляет предварительный вариант акта на контроль к начальнику отдела аудита. Ответственный исполнитель не может самостоятельно отправить акт в НК МФ. Данная операция позволяет разграничить степень ответственности между исполнителем и руководством НК. |
6. |
Отправка акта на доработку |
Начальник отдела аудита или руководитель НК |
После просмотра предварительного варианта акта можно отправить акт на доработку к ответственному исполнителю. |
7. |
Отправка акта в НК МФ |
Руководитель НК |
В результате данной
операции на вышестоящих уровнях
в журнале актов налоговых
проверок становится доступным для
просмотра предварительный |
8. |
Формирование уведомления налогоплательщику |
Система ЭКНА |
По результатам
налоговой проверки автоматически
формируется уведомление |
9. |
Вручение уведомления |
Специалист НК |
В журнале отправки и контроля за исполнением уведомлений уведомление обрабатывается с указанием даты его вручения. |
10 |
Доначисления на лицевой счет |
Система ЭКНА |
В момент вручения уведомления суммы начислений по акту проверки автоматически начисляются на лицевой счет налогоплательщика, и параллельно отражаются в графе «отсрочки». В случае, если налогоплательщик не обжалует результаты налоговой проверки в течении установленного законодательством срока, отсрочка прекращает свое действие и доначисленные суммы по результатам проверки становятся доступны для взыскания. При этом акту автоматически присваивается статус «обработан». |
11 |
Обработка жалоб налогоплательщиков |
Специалист НК |
В случае несогласия
с начисленной суммой налогоплательщик
вправе подать жалобу в вышестоящий
налоговый орган и в |
Таким образом, автоматизация
процесса планирования контрольной
работы в системе ЭКНА позволит сделать
более эффективной деятельность
обыкновенных рядовых налоговых
специалистов при проведении контрольных
мероприятий, посредством формирования
рейтинга работников налогового аудита
с целью выработки рекомендаций
по обновлению и укреплению кадрового
состава, что соответственно повлечет
за собой повышение качества проведения
налоговых проверок и снижения доли
обжалования результатов
2.3 Анализ поступлений
налогов по Налоговому
Налоговая система является представителем государства и отстаивает интересы государственной казны. Оттого, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всей экономики страны. За счет налогов выплачиваются пенсии и пособия пожилым людям и детям, заработная плата врачам, учителям и работникам культуры, обеспечиваются обороноспособность страны. Другого пути получения доходов, кроме сборов налогов государство пока еще не открыло, поэтому обязанность граждан Казахстана по уплате налогов закреплена в главном законодательном акте страны – Конституции Республики Казахстан.
В силу презумпции добросовестности налогоплательщика, закрепленной в Налоговом кодексе Республики Казахстан, он должен самостоятельно определять и исполнять свои налоговые обязательства перед государством.
Ранее налоговая служба находилась
в составе горфинотдела. Только в
90-е годы налоговики поменяли статус,
согласно приказу Министерство Финансов
Казахской ССР от 16 марта 1990 года
в городе Целинограде была образована
городская государственная
Второй Закон Республики Казахстан от 12 июня 2001 года №210–2 о введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежей в бюджет» (с изменениями, внесенными Законами Республики Казахстан от 05 июля 2001 года №223–2; также от 24 декабря 2001 года №276–2; от 15 января 2002 года №279–2; от 21 марта 2002 года №310–2; от 23 ноября 2002 года №358–2; также от 29 ноября 2003 года №500–2). В настоящее время с 1 января 2009 года введен в действия новый налоговый Кодекс. Его основные нововведения вытекают из приоритетов, обозначенных в Послании Главы государства от 6 февраля 2008 года и базируется на трех основных целевых критериях:
– снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики;
– снижение административных барьеров;
– повышение эффективности налогового администрирования.
Несмотря на чрезвычайно
сжатые сроки разработки нового налогового
кодекса, необходимо отметить, что он
существенно приближает налоговую
систему Казахстана к мировой
практике, несет в себе большой
инвестиционный потенциал, позволяет
построить траспарентную
Так, с целью снижения общей
налоговой нагрузки новый Налоговый
кодекс предусматривает
Новый налоговый кодекс предусматривает ликвидацию обязанности по расчету и уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу для малого и среднего бизнеса.
Таким образом, созданная в Республике Казахстан прогрессивная налоговая система, ориентированная на стимулирование реального роста производства и экономики в целом, на обеспечение снижения дефицита государственного бюджета, подвергнется реформированию с целью усиления стимулирующей и легализующей роли. [4]
Для достижения цели данной дипломной работы мною был проанализирован Налоговой Комитет по Сарыаркинскому району. Исходя из данных объекта исследования, необходимо выделить следующие показатели: количество предприятий состоящих на учете в Налоговом Комитете по Сарыаркинскому району, количество действующих предприятий, количество бездействующих предприятий, количество предприятий обанкротившиеся за 2005–2006 годы как видно из таблицы 2.1.
Таблица №4. Количество налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговом периоде за период 2006–2007 гг.
Наименование |
Физические лица |
Юридические лица | ||||
2006 год |
2007 год |
Темп роста |
2006 год |
2007 год |
Темп Роста | |
Всего зарегистрированных |
6663 |
8665 |
130% |
8390 |
10390 |
124% |
Действующие предприятия |
4268 |
5681 |
133% |
7012 |
8819 |
126% |
Бездействующие предприятия |
2393 |
2979 |
124% |
1327 |
1412 |
106% |
Обанкротившиеся Предприятия |
2 |
5 |
250% |
51 |
59 |
115% |
На основании данных таблицы
за период с 1 января 2006 года по 1 января
2007 года был произведен анализ поступлений
налогов (см. приложение А). Из чего следует,
что самый наибольший удельный вес,
произведенный за 2007 год, занимает налог
на добавленную стоимость, а самый
низкий это корпоративный подоходный
налог с юридических лиц
Недоимка – это начисленные
не уплаченные в срок суммы налогов
и других обязательных платежей в
бюджет. Согласно Налоговому Кодексу
Республики Казахстан одна из мер
погашение недоимки является вручение
уведомлений о мерах
Таблица №5. Удельный вес врученных уведомлений по Налоговому Комитету района Сарыарка за период с 2006 года по 2007 год
Виды уведомлений |
2006 год |
2007 год | ||
Количество уведомлений |
Удельный вес |
Количество Уведомлений |
Удельный Вес | |
О мерах принудительного взыскания |
5641 |
37% |
5582 |
29% |
Об устранение нарушений налогового законодательства |
4271 |
28% |
5548 |
29% |
О мерах по обеспечению невыполненного в срок налогового обязательства |
3549 |
23% |
3895 |
21% |
Общее число зарегистрированных налогоплательщиков |
15053 |
19055 |
За период с 2006 года по 2007 год по Налоговому департаменту района Сарыарка общее количество уведомлений составило 29860, что можно увидеть в таблице 2.2.
Кроме того, необходимо отметить
следующие особенности в
С начала 2007 года выставлено
222 распоряжения о приостановлении
расходных операций по банковским счетам
152 налогоплательщиков. В связи с
полным погашением с начала 2007 года
восстановлены расходные
Исходя из данных 2007 года в течение всего года выставлено 528 распоряжений о приостановлении расходных операций по банковским счетам 374 налогоплательщикам на сумму – 284087,3 тысяч тенге, и отозвано 449 инкассовых распоряжений по 102 предприятиям на сумму – 114625,0 тысяч тенге, в том числе в декабре 35 инкассовых распоряжений по 10 предприятиям на сумму – 10831,7 тысяч тенге.