Тематические проверки юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 07:50, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является, раскрыть сущность налогового контроля, его принципы и пути совершенствования, на примере деятельности Налогового управления по Cарыаркинскому району города Астана.
Исходя из поставленной цели определены следующие задачи:
– дать понятие налоговой проверки;
– дать более подробное понятие видам налоговых проверок, а именно: документальная проверка, порядок осуществления тематической проверки;
– на конкретном примере проанализировать исполнение тематических проверок Налогового управления по Cарыаркинскому району города Астана
– изучить документы по проведению налоговых проверок;

Содержание

Введение
1. Сущность и теоретические основы налогового контроля
1.1 Понятие налогового контроля, его признаки и формы
1.2 Виды и периодичность налоговых проверок
1.3 Налоговый контроль в странах ЕврАзЭС
2. Анализ проведения тематических проверок с учетом применения информационных систем (на базе Сарыаркинского налогового управления города Астана)
2.1. Особенности проведения налоговых проверок в ФРГ и Франции
2.2 Анализ информационной системы электронный контроль налогового аудита
2.3 Анализ поступлений налогов по Налоговому управлению района Сарыарка за период с 2006 по 2007 годы 2.4 Анализ деятельности Налогового управления по району Сарыарка при осуществление тематических проверок юридических лиц 3. Пути совершенствования проведения тематических проверок 3.1 Проблемы осуществления Налогового Контроля в Республики Казахстан
3.2 Пути совершенствования тематических проверок с применением информационных систем
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Министерство Образования и науки Республики Казахстан.docx

— 170.72 Кб (Скачать)

В соответствии с Положением о проведении финансовой проверки, утвержденным Минфином ФРГ по согласованию с Бундесратом ФРГ, налоговая  проверка проводится с целью установления и оценки обстоятельств дела, имеющих  существенное значение для налогообложения, а не для изыскания дополнительных налогов. При назначении и проведении проверки учитываются принципы соразмерности  средств, потраченных на проведение проверки, предполагаемым результатам  и наименьшего вмешательства  в дела предприятия.

Налоговый орган принимает  по собственному усмотрению решение  о назначении проверки, ее сроках и  объеме.

Работа налоговых органов  по проведению контрольных проверок организуется на основании планов контрольных  проверок, ежегодно и ежеквартально  утверждаемых руководителем налогового органа. Вышестоящие налоговые инстанции  практически не участвуют в составлении  указанных планов. Однако, им предоставлено  право самостоятельно проводить  проверки отдельных налогоплательщиков, которое обычно используется при  проверке наиболее крупных налогоплательщиков, имеющие разветвленную производственную структуру.

Заслуживает внимания действующая  в ФРГ система балльной оценки работы налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки. Балльный нормативный  показатель является средством для  осуществления служебного или специального надзора, главным образом со стороны  руководителей отделов налоговых  проверок.

Сущность балльной оценки состоит в следующем. В зависимости  от категории каждого проверенного предприятия, (исходя из классификации  на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности) налоговому инспектору засчитывается  определенное количество баллов от 1 до 8. При этом, за отчетный год каждый инспектор должен набрать, как минимум 34 балла, что является основанием для  руководства сделать вывод об его служебном соответствии. По истечении  финансового года руководитель отдела налоговых проверок делает заключение о том, имеются ли основания при  значительном отклонении результатов  работы конкретного налогового инспектора от нормативного показателя критически рассмотреть деятельность данного  налогового работника и принять  соответствующие организационные  меры. Кроме того, балльный норматив служит основой для составления  планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.

В распоряжении о назначении проверки указываются правовые основы ее проведения, виды налогов, подлежащих проверке, и отчетные периоды, охватываемые проверкой. К документу о назначении проверки прилагаются указания на основные права и обязанности налогоплательщика  при проведении проверки. Если в  процессе проверки работники налогового органа приходят к выводу о необходимости  контроля каких-либо дополнительных вопросов, то издается дополнительный документ о расширении круга проверяемых  вопросов, с которым должен быть ознакомлен налогоплательщик.

Сообщение о назначении проверки, предполагаемом сроке ее проведения с указанием фамилии проверяющих  доводится до сведения налогоплательщика  заблаговременно до начала проверки, если это не помешает последующей  проверке. Как правило, уведомление  о предстоящей проверке крупные  предприятия получают за 4 недели до ее начала, средние – 3 недели, малые  и мелкие предприятия – 1 неделю.

По ходатайству налогоплательщика  дата начала проверки может быть перенесена на другое время при наличии уважительных причин (болезнь налогоплательщика, его налогового консультанта или  сотрудника предприятия, присутствие  которого необходимо при проведении проверки, нарушение нормальной деятельности предприятия, вызванное реорганизацией или обстоятельствами непреодолимой  силы и т.д.). Ходатайство налогоплательщика  о переносе срока проверки может  быть удовлетворено и в случае возложения на него налоговым органом  обязанности выполнения подготовительных работ перед проведением проверки.

Средняя продолжительность  контрольных проверок составляет:

– на крупном предприятии – 25–30 дней;

– на среднем предприятии – 15 дней;

– на малом и мелком предприятиях – 6–8 дней.

Проверка среднего, малого или мелкого предприятия осуществляется, как правило, силами одного проверяющего, в то время как крупного – группой  из двух или трех человек.

Во время проверки налоговый  инспектор обязан устанавливать  обстоятельства, имеющие существенное значение для исчисления и уплаты налогов. При этом, налогоплательщик должен ставиться в известность  в процессе проверки обо всех выявленных обстоятельствах дела и вероятных  последствиях, если тем самым не наносится ущерб цели и ходу проверки.

Налогоплательщик должен оказывать содействие проверяющим  при установлении обстоятельств  дела, имеющих существенное значение для налогообложения. В частности, он обязан давать справки, предъявлять  бухгалтерскую отчетность, журналы, деловую документацию и иные документы, давать пояснения. Если плательщик или  названные им лица не в состоянии  сообщить необходимые сведения или  если этих сведений недостаточно для  выяснения существа вопроса, то проверяющий  имеет право обратиться за необходимой  информацией к другим сотрудникам  предприятия.

По итогам налоговой проверки составляется акт, в котором отражаются выявленные в процессе проверки факты, имеющие существенное значение для  налогообложения физических и юридических  лиц, а также внесенные изменения  в размер причитающихся к уплате налогов. При отсутствии выявленных нарушений, а также внесения каких-либо изменений в размер налоговых  обязательств вместо составления отчета о проверке достаточно направить  налогоплательщику уведомление  о невыявлении нарушений в  процессе проведенной проверки.

Налоговый орган по ходатайству  налогоплательщика может, перед  тем как подписывать, направить  ему акт проверки, давая тем  самым возможность выразить свою позицию по поводу его содержания в приемлемый срок.

По окончании налоговой  проверки проводится собеседование  с налогоплательщиком (его представителем), за исключением случаев, когда по результатам проверки размеры налоговых  обязательств остаются без изменений, либо при отказе налогоплательщика  от участия в собеседовании. На заключительном собеседовании обсуждаются спорные  обстоятельства дела, а также дается правовая оценка фактов, выявленных в  ходе проверки, и их последствия.

Французское и немецкое налоговое  законодательство, как и отечественное, предусматривает несколько видов  налоговых проверок. Некоторые из них, например камеральные, во многом сходны с нашими. Однако есть и такие, аналогов которым Налоговый кодекс не содержит. Например, диагностический обзор.

Диагностический обзор во Франции проводится в отношении  малого бизнеса. Цель такой проверки – оценка рисков и достоверности  данных в учетных документах налогоплательщика. Под риском в данном случае следует  понимать возможность того, что налогоплательщик совершил правонарушение. Диагностические  обзоры включают анализ учетных документов налогоплательщика. При этом особое внимание обращают на учет денежных потоков.

Весь диагностический  обзор занимает, как правило, от двух до пяти дней. Если инспектор решит, что степень риска недостаточна для назначения более доскональной проверки, процедура обзора завершается.

Налогоплательщик, в отношении  которого проводится диагностический  обзор, в полном объеме пользуется правами, которые предусмотрены в случае полной налоговой проверки. В частности, инспектор должен заблаговременно  письменно уведомить налогоплательщика  о своем посещении и о предполагаемом объеме проверки.

Кстати, единственный случай, когда французское законодательство допускает проверку учетных документов налогоплательщика без предварительного уведомления, – это контроль счетов-фактур. Здесь инспектор вправе проверять  все документы, сопровождающие сделку купли-продажи. Кроме того, он может  расследовать все аспекты процедуры  выставления налогоплательщиком счетов-фактур. Проверка может затрагивать вопросы  как формы, так и содержания сделки. [10]

Разумеется, во Франции есть аналог нашим документальным проверкам. Но порядок их проведения значительно  отличается. Своего рода прологом к  такой проверке деятельности налогоплательщика  является так называемое «наблюдение  на месте». Суть его в том, что  налоговый инспектор выезжает на территорию налогоплательщика без  предварительного уведомления. При  этом он ограничивается исключительно  теми фактами, которые непосредственно  наблюдает. Такие проверки часто  применяются для выявления случаев  использования нелегальной рабочей  силы.

Свои наблюдения налоговый  инспектор включает в официальный  отчет. Если результаты наблюдений свидетельствуют, что необходима, например, проверка учетных документов организации, инспектор  должен известить об этом налогоплательщика.

Процесс налоговой проверки состоит из трех этапов: подготовка и планирование; исполнение и вынесение  суждения; завершение.

Инспектор начинает проверку с изучения дела налогоплательщика. В деле обычно содержатся как постоянные данные, так и текущие. К постоянным относятся учредительные документы, отчеты о предыдущих налоговых проверках, заявления, отчеты об имущественном  положении и компенсации убытков. В категорию текущих включаются документы, длительное хранение которых  маловероятно. Например, налоговые  декларации, выписки, корреспонденция.

Если речь идет о компании, которой владеют или которую  контролируют несколько частных  лиц, инспектор изучает материалы, касающиеся этих лиц. Дополнительно  может быть получена информация из других налоговых инспекций и  ведомств. В частности, данные о налоговых  платежах (наличие задолженности) или  налоговых спорах (жалобы или апелляции) и данные имущественного реестра.

На этом этапе проверки инспектор получает сведения о банковских счетах налогоплательщика – копии  банковских выписок. Кроме того, он учитывает информацию более общего характера, такую как данные по тому сектору экономики, который представляет налогоплательщик. Ценность этой информации в том, что она позволяет сформировать представление о финансовых результатах  деятельности аналогичных налогоплательщиков.

После этого инспектор  делает ряд аналитических обзоров. Результаты обзоров и проверок могут  раскрыть те вопросы, на которые следует  обратить особое внимание. Выявляются потенциальные риски, каждый из которых  оценивается в индивидуальном порядке.

Результатом подготовительных работ является план налоговой проверки. Его основная задача – оценка выявленных рисков. Общий план проверки в обязательном порядке обсуждается с руководителем  группы, который к этому времени  обычно уже знаком с материалами  дела. В общий план, как правило, включают информацию о компании, виды налогов для проверки, данные по соответствующему сектору экономики, риски и план действий. При необходимости  в него вносят изменения или уточнения.

Затем налогоплательщику  направляют письменное уведомление  о предстоящей проверке. Сделать  это необходимо за 10 дней до планируемой  даты начала проверки. В уведомлении  указывают место и время начала проверки, период, охваченный проверкой, и перечень учетных документов, которые  необходимо предоставить проверяющим. А также сообщают имя налогового инспектора, который будет проводить  проверку.

Следует обратить внимание на следующие важные нюансы. В уведомлении  оговаривают, что проверяемый налогоплательщик вправе привлечь специалиста-консультанта. Кроме того, там должны быть указаны  имена лиц, к которым налогоплательщик может обратиться в случае каких-либо разногласий или иных затруднений  в ходе проверки. При отсутствии в уведомлении данной информации результаты проверки теряют законную силу.

К уведомлению о проверке прилагается буклет с разъяснениями  по поводу процедуры ее проведения, выпускаемый специально для налогоплательщиков. В нем подробно рассмотрен порядок  проведения проверки, причем особый акцент сделан на правах налогоплательщика.

Следующий шаг – предварительный  визит инспектора к налогоплательщику. В течение нескольких дней инспектор  занимается сбором информации о компании на ее территории. Особое внимание он уделяет  следующим вопросам:

– организационная структура налогоплательщика;

– осуществляемые виды деятельности; сведения о поставщиках и покупателях;

– организация учета и система внутреннего контроля.

На этом этапе оговариваются  все практические вопросы. Это касается как помещений, где может работать инспектор и куда он вправе заходить в ходе проверки, так и возможности  вмешательства в процесс проверки независимого консультанта. [8]

Затем, завершив сбор информации, инспектор, как правило, несколько  дней работает в своем офисе. За это  время он анализирует имеющуюся  информацию и при необходимости  собирает дополнительную. Любые изменения  в плане действий прежде всего  обсуждаются с руководителем  группы. Последний выносит решение  относительно адекватности плана и  дает инспектору рекомендации по его  реализации.

Первый шаг на этом этапе  – проверка данных налоговой декларации на их соответствие с учетной документацией  налогоплательщика. Связующим звеном служат годовые бухгалтерские отчеты. Обычно любые расхождения в сумме  прибыли, указанной в бухгалтерских  отчетах и декларации, подлежат особому  рассмотрению на более позднем этапе  проверки. Этот вопрос регулируется специальными положениями налогового законодательства. На данном этапе проверки инспектор  должен удостовериться, что весь процесс  от занесения счетов в бухгалтерские  книги до подготовки отчета о прибылях и убытках охвачен системой внутреннего  контроля. Тогда же инспектор знакомится с информацией об аудиторских  проверках.

В ходе проверки инспектор  обычно обсуждает некоторые вопросы  с налогоплательщиком. Налоговое  законодательство Франции не содержит норм, регламентирующих такие беседы, и права и обязанности сторон формально нигде не закреплены. Однако на практике устоялись определенные правила. Так, например, если инспектору потребуется объяснение или обоснование  по тем или иным статьям, он должен подать запрос в письменном виде.

Информация о работе Тематические проверки юридических лиц