Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:47, диссертация
Целью диссертационной работы является выявление современных проблем миграции в Российской Федерации и рассмотрение предложений по совершенствованию управления миграционными потоками.
Для достижения поставленной цели планируется решить ряд следующий задач:
изучить историко-теоретические аспекты миграции;
раскрыть проблемы миграции и ее современное состояние;
оценить миграционные процессы в России и в Ставропольском крае;
рассмотреть концептуальные и законодательные вопросы управления миграционными процессами в России.
разработать предложения по совершенствованию миграционной политики в Ставропольском каре;
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Проблемы миграции и ее современное состояние………………………………….9
1.1. Исторические основы миграционных процессов…………………………...9
1.2. Теоретические аспекты проблемы миграции……………………………...16
1.3. Миграционная политика и процессы в зарубежных странах и бывших
советских республик……………………………………………………………..21
2. Анализ состояния миграции и миграционных проблем на примере Ставропольского края…………………………………………………………………...28
2.1. Миграционные процессы в современной России…………………………..28
2.2. Общая социально-экономическая характеристика
Ставропольского края…………………………………………………………….37
2.3. Современные миграционные процессы в Ставропольском крае…………50
3. Совершенствование управления миграцией в Cтавропольском крае и
Российской Федерации в целом………………………………………………………...59
3.1. Анализ состояния современной миграционной политики и
предложения по ее совершенствованию……………………………………….59
3.2. Государственный программно-целевой подход по содействию
добровольного переселения в Российской Федерации
соотечественников: содержание и оценка перспектив реализации……………77
3.3 Анализ миграционной политики в Ставропольском крае и
совершенствование ее законодательных основ…………………………………85
Заключение……………………………………………………………………………….94
Глоссарий……………………………………………………………………………….102
Список использованных источников………………………………………………….108
Приложения……………………………………………………………………………..114
Положениями пп. 1 п. 6 ст. 12 и п. 3 ст. 13 Закона, согласно которым лицо, осужденное за совершение преступления на территории Российской Федерации, лишается временного убежища или подлежит выдворению (депортации) после отбытия наказания с территории РФ, не согласуется с конституционными принципами равенства всех перед законом и судом и гарантией государства равенства прав миграция свобод человека и гражданина независимо от их правового положения (ст. 19 Конституции РФ). Осуждение лица за совершение преступления не может служить основанием для лишения его временного убежища или депортации с территории России. За совершение лицом уголовного преступления действующим уголовным законодательством не предусматривается такой вид наказания, как выдворение из страны. В ст. 44 Уголовного кодекса РФ дан исчерпывающий перечень видов наказания.
Статья 42 Конвенции о статусе беженцев специально запрещает оговорки к ст. 1 Конвенции. В пп. «d» п. 1 ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. указано: «оговорка означает односторонне заявление в любой формулировке и под любым наименованием, сделанное государством при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединения к нему, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договоров в их применении к данному государству». Таким образом, в ст. 1, 2, 3, 9 Федерального закона «О беженцах» содержатся формулировки, частично исключающие или частично изменяющие юридический смысл ст. 1 Конвенции о статусе беженцев.
Статья 19 Федерального закона «О вынужденных переселенцах», носит декларативный характер, поскольку ответственность за нарушение положений указанных законов не предусмотрена действующим административным и уголовным законодательством.
Законодательство, обеспечивающее государственное регулирование миграционных процессов на территории Российской Федерации имеет ряд пробелов и недоработок.
Полную несостоятельность показала попытка решить все многообразие проблем миграции внесением дополнений и изменений в законы Российской Федерации «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Законы не являются актами прямого действия, а предполагают принятие целой серии нормативных правовых актов, конкретизирующих их содержание. В частности Федеральный закон «О беженцах» предусматривает издание 11 подзаконных актов. С момента вступления в силу этого Закона прошло почти шесть лет, а до настоящего времени Правительством Российской Федерации принято только 7 нормативных правовых актов, другие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации не приведены в соответствие с законом «О беженцах». Аналогичная ситуация с законом «О вынужденных переселенцах».
Таким образом, миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России.
Реализация миграционной политики обеспечивается путем взаимодействия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ. Основана государственная миграционная политика на нормах международного права, положениях Конституции РФ, федеральных законах и нормативных правовых актах.
Миграционная проблематика затрагивает интересы государства, российского общества и многомиллионных масс населения внутри страны и за её пределами и сопряжена с угрозами национальной безопасности.
В последние
годы федеральными и региональными
органами государственной власти приняты
меры по совершенствованию
Вместе с
тем современное состояние
В этом убеждают результаты анализа современного состояния и прогнозирования тенденций развития миграционных процессов.
На фоне прогрессирующего сокращения численности коренного населения страны прогнозируется дальнейшее усиление демографического давления на Россию со стороны государств с избыточным населением, в первую очередь Китая. Значительный и практически нерегулируемый миграционный приток из государств - участников СНГ уже испытывают промышленно развитые центральные и южные регионы России.
Наиболее сложная
миграционная обстановка складывается
в Южном федеральном округе. Значительную
миграционную нагрузку испытывают Краснодарский
и Ставропольский края, Волгоградская
и Ростовская области. Так, миграционный
прирост населения
В условиях дефицита рабочей силы и невозможности его полной компенсации за счет внутренней миграции и естественного прироста населения существует объективная необходимость в восполнении трудовых ресурсов.
Несмотря на принимаемые меры, сохраняется неблагоприятная динамика незаконной иммиграции в страну. Существующая система контроля за въездом в Российскую Федерацию, выездом из неё и пребыванием иностранных граждан на её территории не позволяет эффективно регулировать иммиграционный процесс, располагать объективными данными о количестве иностранных граждан, реально находящихся в стране. Государственная статистика в этой сфере не обеспечивает необходимой достоверности данных.
Между тем количество
иностранных граждан, проследовавших
через Государственную границу
РФ, исчисляется десятками
Следовательно, необходимо оперативное решение вопросов по межгосударственному регулированию процесса внешней трудовой миграции, связанному с формированием Единого экономического пространства и Евразийского экономического сообщества. Большое значение для борьбы с незаконной миграцией имеет расширение географии международных договоров Российской Федерации о реадмиссии. Особенно актуальным это представляется в свете требований, предъявляемых Евросоюзом к Российской Федерации, в обмен на достижение договоренностей по упрощению визовых формальностей и введению в перспективе безвизового режима с государствами ЕС межгосударственному регулированию процесса внешней трудовой миграции, связанному с формированием Единого экономического пространства и Евразийского экономического сообщества. Большое значение для борьбы с незаконной миграцией имеет расширение географии международных договоров Российской Федерации о . Особенно актуальным это представляется в свете требований, предъявляемых Евросоюзом к Российской Федерации, в обмен на достижение договоренностей по упрощению визовых формальностей и введению в перспективе безвизового режима с государствами ЕС.
Практические меры в миграционной сфере органами государственной власти осуществляются ненадлежащим образом:
На сегодняшний день реализация государственной миграционной политики на федеральном и региональном уровнях осуществляется без её увязки с демографической политикой России при неудовлетворительном ресурсном обеспечении нескольких разобщённых программ и планов.
Одна из них
связана с решением проблемы государственной
поддержки вынужденных
За последние 2 года наведён порядок в учёте внутриперемещённых лиц. Снято с учёта свыше 110 тыс. человек, что позволило сэкономить около 2 млрд. руб. из средств федерального бюджета, выделявшихся на их содержание. Только в Чеченской Республике подразделениями ФМС России проверено по учётам более 150 тыс. человек, обратившихся за получением компенсации за утраченное жильё и имущество. Выявлено 12627 незаконных обращений, что позволило сэкономить более 4,4 млрд. руб. Работа в этом направлении продолжается.
Едва обозначается поддержка добровольной миграции в Россию из государств - участников СНГ, хотя некоторые субъекты федерации, органы государственной власти и организации прилагают определённые усилия. Так, с 6-часовым вещанием в сутки работает радиостанция «Содружество», функционирует Интернет-сайт ФМС России, ряд программ в поддержку соотечественников принят Правительством Москвы, Центром стратегических исследований в миграционной сфере в Приволжском федеральном округе.
К сожалению, на государственном уровне до сих пор не разработаны схемы оптимального расселения потенциальных мигрантов из числа соотечественников и иностранных граждан, мы не знаем их общего количества и потребностей в них рынка труда.
Вывод очевиден:
без федеральной целевой
Отсутствие
скоординированной
Далека от совершенства система квотирования. Так, заявляемые большинством субъектов РФ квоты на приглашение иностранных граждан для трудовой деятельности нередко занижаются и существенно расходятся с реальной ситуацией на рынке труда. Регионы не имеют чёткого представления о требуемом количестве трудящихся-мигрантов, что не позволяет оценить потребности страны в целом в иностранной рабочей силе. Очевидно, что прошлогодняя квота в 213 тыс. человек и нынешняя, на 1000 человек её превысившая, не соответствуют реальным потребностям страны в трудовых ресурсах.
Информация о работе Современные проблемы миграции в Российской Федерации