Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:47, диссертация
Целью диссертационной работы является выявление современных проблем миграции в Российской Федерации и рассмотрение предложений по совершенствованию управления миграционными потоками.
Для достижения поставленной цели планируется решить ряд следующий задач:
изучить историко-теоретические аспекты миграции;
раскрыть проблемы миграции и ее современное состояние;
оценить миграционные процессы в России и в Ставропольском крае;
рассмотреть концептуальные и законодательные вопросы управления миграционными процессами в России.
разработать предложения по совершенствованию миграционной политики в Ставропольском каре;
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Проблемы миграции и ее современное состояние………………………………….9
1.1. Исторические основы миграционных процессов…………………………...9
1.2. Теоретические аспекты проблемы миграции……………………………...16
1.3. Миграционная политика и процессы в зарубежных странах и бывших
советских республик……………………………………………………………..21
2. Анализ состояния миграции и миграционных проблем на примере Ставропольского края…………………………………………………………………...28
2.1. Миграционные процессы в современной России…………………………..28
2.2. Общая социально-экономическая характеристика
Ставропольского края…………………………………………………………….37
2.3. Современные миграционные процессы в Ставропольском крае…………50
3. Совершенствование управления миграцией в Cтавропольском крае и
Российской Федерации в целом………………………………………………………...59
3.1. Анализ состояния современной миграционной политики и
предложения по ее совершенствованию……………………………………….59
3.2. Государственный программно-целевой подход по содействию
добровольного переселения в Российской Федерации
соотечественников: содержание и оценка перспектив реализации……………77
3.3 Анализ миграционной политики в Ставропольском крае и
совершенствование ее законодательных основ…………………………………85
Заключение……………………………………………………………………………….94
Глоссарий……………………………………………………………………………….102
Список использованных источников………………………………………………….108
Приложения……………………………………………………………………………..114
На Ставропольский край ежегодно приходится до 10 процентов общего миграционного прироста России, при этом проживает здесь около 2 процентов ее населения.
В структуре миграционного прироста Ставропольского края определяющим является Северо-Кавказский регион. Так, доля Чеченской Республики, Республики Северная Осетия - Алания, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Дагестан в нем составила 55 процентов.
В Ставропольском крае (с 1 июля 1992 года) официально было зарегистрировано 78,4 тыс. вынужденных переселенцев, или 10 процентов всего миграционного потока России. По причине истечения срока действия статуса вынужденного переселенца с регистрационного учета в Ставропольском крае снято 54,2 тыс. человек, общая численность имеющих статус вынужденного переселенца в крае составляет 24,2 тыс. человек.
Из общего количества 58 процентов мигрантов прибыло из Чеченской Республики, 28 % - из Казахстана, 9 % - из Узбекистана, 10 % - из Азербайджана. Из общей численности вынужденных переселенцев более 5 тыс. человек (22 %) составляют дети в возрасте до 16 лет и 7,5 тыс. человек (31 %) - старше трудоспособного возраста.
По национальному составу удельный вес русского населения составляет 81,7 % от общего числа вынужденных переселенцев, 5,3 % - армяне, 3,8 % - ногайцы, По уровню образования 12,5 % мигрантов имеют высшее образование, 30,6 % - незаконченное высшее и среднее специальное, 56,9 % - среднее. Только 38,4 % переселенцев имеют работу, 29,4 % - пенсионеры, 27,9 % находятся на иждивении.
В 2008 году вынужденные переселенцы расселялись в основном в г. Буденновске и Буденновском районе, г. Георгиевске и Георгиевском районе, г. Ставрополе, г. Невинномыске, в районах: Кочубеевском, Кировском, Нефтекумском, Шпаковском.
Действия Правительства
края, направленные на улучшение социально-
Анализ сильных и слабых сторон Ставропольского края, а также угроз и возможностей, определяемых внешними факторами показал следующее.
Сильные стороны (внутренние факторы) рассматриваются как конкурентные преимущества, на базе которых может быть основана долгосрочная стратегия устойчивого развития экономики и социальной сферы Ставропольского края.
Слабые стороны - это те действующие факторы, которые снижают эффективность проводимой органами государственной власти Ставропольского края экономической и социальной политики.
Угрозы - это
те отрицательные факторы, которые
реально могут затормозить
Оценка возможностей Ставропольского края имеет, в основном, положительный вектор, определяемый, в частности, политикой федерального центра и складывающейся конъюнктурой межрегиональных рынков Российской Федерации.
Сильные стороны (внутренние факторы):
1. Выгодное географическое
положение для продвижения
2. Благоприятные
почвенно-климатические
3. Значительные
запасы нефти, газа, минеральных
вод, нерудных материалов, позволяющие
создавать новые производственн
4. Концентрация
крупнейших на Северном
5. Развитая сеть
транспортных коммуникаций. Высокая
плотность автомобильных дорог
(коэффициент плотности
6. Наличие на территории края уникального особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод обеспечивает конкурентную базу для развития санаторно-курортных и туристических услуг.
7. Развитие услуг
связи и современной
8. Достаточный
уровень концентрации
Слабые стороны (внутренние факторы):
1. Производственная
плотность значительно ниже
2. Низкая инвестиционная привлекательность края для проведения активных структурных преобразований в экономике.
3. Низкая степень
освоения отдельных видов
4. Ухудшение качества сельскохозяйственных земель.
5. Концентрация
производственных мощностей осн
6. Высокая степень
износа основных фондов
7. Неразвитость
и отсутствие некоторых
8. Относительно низкий уровень квалификации рабочей силы.
9. Деформированная
структура внешнеторгового
10. Низкий уровень менеджмента для обеспечения высоких темпов роста конкурентоспособности организаций.
11. Дотационность бюджета Ставропольского края.
12. Высокий уровень бедности населения и высокая степень дифференциации уровня его доходов.
Потенциальные возможности (внешние факторы):
1. Проводимая в Российской Федерации налоговая политика позволяет:
снизить налоговое
бремя на товаропроизводителей и
создать условия для
дебюрократизировать экономику, создать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, выровнять условия конкуренции.
2. Реформа системы
межбюджетных отношений
3. Постоянное
повышение жизненного уровня
и покупательской способности
населения России является допо
Угрозы (внешние факторы):
1. Географическая
близость к зонам политической
нестабильности в регионах
2. Снижение объемов инвестиций, поступающих из-за пределов территории края.
3. Недостаточный
уровень государственного
4. Неэффективность
существующего механизма
5. Неразвитость фондового рынка и высокая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в сравнении со средней рентабельностью основных отраслей экономики края.
6. Наметившаяся
за последние два года
7. Проводимая
крупными финансово-
8. Неблагоприятная
конъюнктура российского рынка
для развития тонкорунного
2.3. Современные миграционные процессы в Ставропольском крае
Северо-Кавказский регион и в том числе Ставропольский край, с его благоприятными природно-климатическими условиями, плодородными землями и обширными пастбищами, всегда притягивал к себе мигрантов из разных уголков бывшего Советского Союза. Но за последние годы, прошедшие с момента распада СССР, миграционные процессы в регионе претерпели существенные изменения. В первой половине 90-х годов Северный Кавказ испытал на себе сильное влияние стрессовых миграций, которые едва не превратили его в зону бедствия: из 7 миллионов человек - ежегодных участников миграционного процесса в России - десятая часть пришлась на этот регион.
В числе беженцев, устремившихся на Северный Кавказ в последние годы, есть и те, кто спасались от землетрясения в Армении, и те, кто бежали из зон боев и от этнических чисток в Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии, даже Таджикистане. А этнические распри внутри самой России (осетино-ингушский конфликт, войны в Чечне и в Дагестане) добавили к ним новые, еще более мощные потоки вынужденных переселенцев. Даже без учета последней (1999 года) волны мигрантов из Чечни, среди лиц, осевших в более или менее «мирных» районах Северного Кавказа, больше половины - это российские граждане, в основном выходцы из «своих», северокавказских республик.
Как ни в каком другом районе России, на Северном Кавказе остро стоит проблема обустройства вынужденных переселенцев. К началу 1997 года численность зарегистрированных беженцев и вынужденных мигрантов достигла здесь 200 тыс. человек, что составляет почти шестую часть от их общей численности в России. Две трети этого потока приходилось на хоть и граничащие с зонами конфликтов, но все-таки относительно спокойные «русские» регионы - Краснодарский и Ставропольский края, Ростовскую область. И более 40 % всех мигрантов, принятых краями и областью в 1997 году, осели именно в Ставрополье.
Ставрополье активно принимает переселенцев из разных регионов страны, в частности, из районов Крайнего Севера. Но тон в формировании контингента новоприбывших жителей края задают все-таки стрессовые миграции. Ставрополье давно уже стало, по сути, «прифронтовым» регионом на южных рубежах России, непосредственно граничащим с мятежной Чечней и неспокойными Ингушетией, Дагестаном, Северной Осетией и Карачаево-Черкесией. Именно оттуда и осуществляется в край массовая миграция. Это обстоятельство повлияло на многие стороны социально-экономической и демографической ситуации в крае.
Основным регионом исхода вынужденных мигрантов в Ставропольский край была и остается Чеченская республика - оттуда прибыли более 60 % общего числа беженцев и вынужденных переселенцев. Расселение вынужденных мигрантов в крае осуществляется в основном в районах, приближенных к краевому центру, в крупных городах или в их пригородах. Наименее привлекательными для мигрантов являются засушливые граничащие с Чечней восточные районы края, на их территории осело лишь 5 % всех прибывших в край. Даже постоянное население из Нефтекумского, Курского и Степновского районов под воздействием все той же «чеченской угрозы» перетекает во внутренние районы края. То есть фактически в Ставрополье на границе с Чечней - задолго до нынешней военной операции федеральных властей - начал стихийно формироваться «санитарный кордон».
Незначительна - по официальной статистике - доля вынужденных мигрантов и в районе Кавказских Минеральных Вод. Однако здесь сложно получить прописку, поэтому многие реально прибывшие сюда просто не регистрируются.
Больше половины прибывших в край вынужденных мигрантов (58 %) осели в сельской местности. Хотя в некоторых районах, центрами которых являются малые города, наблюдалась и противоположная картина: там большая часть мигрантов расселялась в городах. Объясняется это главным образом тем, что по прибытии первых переселенцев местные власти в одних районах края активно регулировали их расселение, направляя прибывших в села, а в других районах пустили этот процесс на самотек, и здесь многие мигранты осели в городах. Позже эта тенденция расселения - по разным типам населенных пунктов в разных районах - закрепилась, так как последующие волны мигрантов оседали преимущественно там, где уже проживали их родственники и знакомые.
Основу миграционного потока составляют русские – 80 %. Однако интенсивность притока представителей ряда других национальностей (в сравнении с их долей в населении края) гораздо выше, причем «иноязычные» мигранты стремятся селиться компактно. В результате внутри края выделилась зона с повышенной долей армян и греков (территория Кавказских Минеральных Вод), зона с повышенным удельным весом северокавказских народов (восточные и юго-восточные районы), а также уникальный по этническому составу Нефтекумский район, где русских меньше половины, зато необычно высока концентрация тюркских (ногайцев, туркмен) и кавказских народов.
Информация о работе Современные проблемы миграции в Российской Федерации