Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 10:26, реферат
В течение ХХ века наряду с такими крупными правовыми семьями как романно-германская и англо-саксонская активно развивалась третья – социалистическая правовая семья. После распада в 1991 году Советского Союза большинство исследователей, сошлись в мысли о том, что социалистическая правовая семья стала историей. Однако НПА, принятые в советские времена, сохранились и являются неотъемлемой частью современного Российского законодательства. Более того, за свое относительно недолгое существование социалистическое право успело повлиять на законодательство европейских стран. Я считаю, что именно поэтому данная тема актуальна и по сей день. Кроме того социалистическое право продолжает являться основой законодательства ряда стран Азии, Африки, а также Кубы. И для лучшего понимания современной ситуации в правовом поле этих государств необходимо понимание основ социалистического права.
Законы 1949 г., предусматривавшие воссоздание правовой системы, исходили из советской модели. На Верховный суд возлагалось руководство всеми новыми судами; была создана прокуратура, призванная утвердить принцип социалистической законности. В 1950-1951 гг. изданы крупные законы: о браке, профсоюзах, об аграрной реформе, о судебной организации и др. Кодификационная комиссия приступила к подготовке кодексов.
Однако уже в 1952-1953 гг. принцип законности, и так утверждавшийся с трудом, был подвергнут нападкам: критиковались отделение права от политики, независимость судей, юридический формализм, принцип непридания закону обратной силы, давность, принцип "нет наказания без закона". Тем не менее, от советской модели не отказывались, и принцип социалистической законности должен был в итоге восторжествовать. Эту тенденцию подтвердила Конституция 1954 г., построенная по типу советской Конституции 1936 г. В том же году были реорганизованы суды и прокуратура. Постановление 1954 г. содержало гарантии против ареста и задержания.
После разрыва дружеских отношений с СССР в 1960 г. руководство КНР попыталось отойти от советской модели права как "ревизионистской". В рамках этого курса в КНР попытались ввести рабочее самоуправление на предприятиях, полностью отказаться от принципа оплаты по труду и любых других форм материального стимулирования. В период "культурной революции" 1964-1973 гг., сопровождавшейся военными действиями, массовыми репрессиями и погромами, вся система правопорядка была дезорганизована. Законодательство практически перестало применяться, в стране царил хаос.
Начиная с 1979 г. в КНР происходит коренное изменение политического курса. С целью модернизации страны руководство КПК отказалось от идей обострения классовой борьбы и полного огосударствления экономической жизни. В сельском хозяйстве крестьянам была предоставлена большая свобода; им стали больше платить за обязательные поставки государству, разрешили продавать часть продукции на свободном рынке. Сходные реформы были проведены и в промышленности, где допустили деятельность малых и средних частных предприятий. Для развития экономики были приняты меры по привлечению иностранных инвестиций, в частности, в 1979 г. издан Закон о совместных предприятиях, образованы четыре свободные экономические зоны. Начали восстанавливаться режим законности и нормальная деятельность судебно-правоохранительной системы. Начиная с 1979 г. были заново или даже впервые в истории КНР кодифицированы основные отрасли права (в частности, в 1979 г. принят первый в КНР единый Уголовный кодекс и УПК, в 1986 г. "Общие положения гражданского права", в 1994 г. кодифицировано трудовое законодательство).
По мере накопления правоприменительного опыта и формирования новых общественных потребностей происходит постепенная замена ранее принятых законов новыми, более соответствующими международным стандартам редакциями (в 1996 г. - новая редакция УПК, в 1997 г. - УК). В результате почти 20-летнего периода реформ в КНР сложилась система законодательства, сочетающая в себе как марксистские принципы советского социалистического права, так и некоторые начала романо-германской правовой семьи в экономической сфере.
Ещё одним ярким примером развития социалистического права в Азии является Вьетнам. Уже в колониальное время территория Вьетнама была разделена на 3 зоны: северную, центральную и южную, в которых действовало различное законодательство. Южный Вьетнам, названный Кохинхином, получил статус колонии и полностью подчинялся французскому законодательству. Как следствие этого, в Южном Вьетнаме оно действовало в соответствии с декретами Президента Франции, которые требовали для своего применения санкции Генерал-губернатора Индокитая. Статус колонии и соответственно аналогичный правовой режим имели также три города на севере страны: Ханой, Хайфон и Турань.
Центральный
Вьетнам, или Аннам, был французским
протекторатом и формально
В Южном Вьетнаме действовали также приказ от 16 марта 1910 г., установивший правила гражданской и торговой процедуры, Уголовный кодекс 1912 г.; постановления (decrets) от 16 февраля 1921 г. и от 18 декабря 1906 г., содержавшие нормы торгового права и уголовной процедуры. Центральный Вьетнам (Аннам) имел значительно более полные кодексы: Гражданский, принятый по частям в 1936-1939 гг.; Кодекс гражданского и торгового процесса 1912 г.; Уголовный кодекс 1933 г.; Уголовно-процессуальный кодекс и Торговый кодекс 1942 г. В Северном Вьетнаме в 1931 г. был принят Гражданский кодекс. Он содержал и право коммерческих компаний.
После победы над французскими колонизаторами в 1954 г. Вьетнам обрел независимость. Но его территория была разделена (по 17-й параллели) на две части: Северную и Южную. Политическое и правовое развитие этих частей пошло различными путями. На севере, в Демократической Республике Вьетнам, практически все колониальное законодательство было заменено новым, отражающим требования народно-демократической революции и (с начала 1960-х гг.) социалистических преобразований. Основы правовой системы социалистического типа были закреплены в Конституции ДРВ 1959 г. В качестве образца использовалось главным образом советское право.
Северовьетнамское
законодательство развивалось крайне
хаотично, важнейшие отрасли права
(включая уголовное и
После 1954 г. действие всех иностранных актов было отменено, разработаны собственные ГК, ГПК, Торговый и Семейный кодексы. Падение сайгонского режима в 1975 г. и провозглашение единой Социалистической Республики Вьетнам в 1976 г. позволили провести унификацию правовой системы страны на социалистических принципах.
В 1986 г. во Вьетнаме был провозглашен курс на переход к рыночным отношениям в рамках социалистической системы. Отказ от многих прежних идеологических догм потребовал существенной перестройки всей правовой системы Республики, которая фактически была создана заново. В 1992 г. принята новая Конституция, а в 1995 г. - первый общевьетнамский Гражданский кодекс, закрепившие новые экономические устои СРВ.
Нынешнее политическое руководство страны, проводя курс на дальнейшее углубление реформ в экономической сфере, в то же время решительно выступает против политического плюрализма, который, по его мнению, не способствует поддержанию стабильности как условию продолжения крупномасштабных экономических преобразований. Правительство ориентируется на дальнейшее развитие рыночных отношений при сохранении регулирующей роли государства и мощного госсектора, многоукладности в социально-экономической жизни.
Таким образом, несмотря на весьма радикальные реформы, во Вьетнаме сохранились основные черты социалистической правовой системы, монопольное руководство Коммунистической партии, официальный характер марксистско-ленинской идеологии, приоритет социалистической (общенародной и коллективной) собственности, а также общественных и государственных интересов над частными. Основной источник права - законы и другие нормативные акты. Иерархию нормативных правовых актов составляют Конституция, законы и постановления Национального собрания, указы (декреты) и постановления Постоянного комитета Национального собрания, приказы (ордонансы) и решения Президента Республики, решения и директивы Правительства, подзаконные акты министерств и ведомств, местных органов власти.
В западном полушарии оплотом социалистического права поистине является Куба, несмотря на то, что она сохранила традиции испанского наследия и отдельные черты англо-американского права.
До завоевания независимости Куба в течение почти четырех веков была колонией Испании и имела преимущественно испанское право. В этот период на Кубе сложилась довольно полная правовая система, которая сохранилась с незначительными изменениями вплоть до революции 1959 г. Королевскими декретами на Кубе были введены в действие (с незначительными изменениями) испанские кодексы. Испанский ГК 1888 г. был утвержден в этой колонии в 1889 г., ГПК Испании 1881 г. - в 1885 г. Куба являлась страной с дуалистической системой частного права. Наряду с Гражданским кодексом там действовал испанский Коммерческий, или Торговый, кодекс 1886 г. УПК Испании 1882 г. начал действовать на острове в 1889 г.
Право независимой Кубы стало складываться в ходе освободительной войны. Так, 28 июля 1896 г. национально-освободительной армией был введен Военно-процессуальный закон Кубинской Республики, а также ряд военных уголовных законов. После провозглашения независимости испанские законы не были отменены и продолжали действовать до замены новыми актами.
В досоциалистический период Куба была одним из крупнейших в Латинской Америке центров правовой мысли. В стране имелся относительно многочисленный класс хорошо подготовленных и высокопрофессиональных юристов. Один из них, Санчес де Бустаманте-и-Сирвен (1865-1951), прославился как автор крупнейшей региональной кодификации международного частного права, известной как Кодекс Бустаманте (1925 г.). Многими новаторскими идеями отличался принятый в 1935 г. Кодекс социальной защиты (УК) Кубы.
Новый период в развитии кубинской правовой системы начался после победы революции 1959 г. и провозглашения курса на социалистические реформы в стране (1961 г.). Новое правительство во главе с Ф. Кастро приступило к созданию первого в Западном полушарии социалистического государства. Революционные власти не стремились к немедленному и полному упразднению прежней правовой системы. Действующее после революции право представляло собой сложное переплетение старых и новых нормативных актов. Так, использовались (с многочисленными поправками) Кодекс социальной защиты 1935 г., УПК 1882 г., Военный процессуальный кодекс 1896 г. и др.
В
1970-хгг. после долгого
Итогом процесса создания нового законодательства явилась первая кубинская Конституция, одобренная на референдуме в 1976 г. Отражая общую для социалистических конституций тенденцию расширения пределов конституционного регулирования, Основной Закон охватывает своими установлениями все основные стороны жизни кубинского общества. Его политической основой Конституция провозгласила власть трудящегося народа, опирающуюся на прочный союз рабочего класса с крестьянством и другими слоями трудящихся города и деревни под руководством рабочего класса и его передового отряда - Коммунистической партии Кубы.
В 1980-е гг. приняты Трудовой кодекс (1984), новый Гражданский кодекс (1987), новая редакция Уголовного кодекса (1987). В 1982 г. вступил в силу Общий закон о жилище, устанавливающий порядок его распределения, управления жилищным фондом, обеспечения его сохранности.
Для
социалистического периода
В числе основных элементов, сохраняющейся на Кубе социалистической правовой системы, следует назвать концепцию "социалистической законности", однопартийную политическую систему советского типа, приоритет государственных и общественных интересов над частными, привилегированное положение общенародной собственности и ведущую роль государства в экономике, партийное руководство судами и правоохранительной системой в целом.
Основными источниками права Кубы являются законодательные и другие нормативные акты, иерархия которых включает Конституцию, законы Национальной Ассамблеи, декреты-законы Государственного совета, декреты и постановления Совета министров, правила и инструкции Верховного народного суда, подзаконные акты центральных органов государственного управления.
На сегодняшний день социалистическая правовая семья потеряла многих своих членов. Из одного из великих, социалистическое право стало превращаться в памятник истории. Началось это после распада Союза и других социалистических стран.