Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 10:26, реферат
В течение ХХ века наряду с такими крупными правовыми семьями как романно-германская и англо-саксонская активно развивалась третья – социалистическая правовая семья. После распада в 1991 году Советского Союза большинство исследователей, сошлись в мысли о том, что социалистическая правовая семья стала историей. Однако НПА, принятые в советские времена, сохранились и являются неотъемлемой частью современного Российского законодательства. Более того, за свое относительно недолгое существование социалистическое право успело повлиять на законодательство европейских стран. Я считаю, что именно поэтому данная тема актуальна и по сей день. Кроме того социалистическое право продолжает являться основой законодательства ряда стран Азии, Африки, а также Кубы. И для лучшего понимания современной ситуации в правовом поле этих государств необходимо понимание основ социалистического права.
В декабре 1919 г. Наркомюст принял Руководящие начала по уголовному праву РСФСР – первая попытка обобщить практику судов и трибуналов. Руководящие начала дают общее определение права и уголовного права в классовой фразеологии. Так, «задача советского уголовного права - посредством репрессий охранять систему общественных отношений, соответствующую интересам трудящихся масс»13. Основные принципы Руководящих начал соответствовали представлениям о преступлении и наказании, сложившимся в Новое время в гражданском обществе. Так, преступление определялось как нарушение общественных отношений, а наказание как мера, посредством которой власть защищает необходимый порядок общественных отношений. Т.е. цель наказания определялась как охрана общества от будущих возможных преступлений как данного лица, так и других лиц, т.е. как задача общего предупреждения преступлений. При определении меры наказания суд должен был оценивать опасность для общества личности преступника, а не только совершенного им деяния. Таким образом, с самого начала советского уголовного права допускалась возможность превентивных наказаний - до совершения преступлений.
Все уголовное право неявно делилось на два раздела. Существовали «обычные» преступления, в отношении которых можно было применять гуманные методы воспитания и исправления, и «контрреволюционные» преступления, которые следовало подавлять самыми крайними мерами. Таким образом уже спервых лет начала формироваться категория «государственных преступлений».
Существовала и «классовая» дискриминация преступников: общие преступления может совершить даже пролетарий и крестьянин, а государственные – «классовый враг», который мог быть и замаскировавшимся под рабочего.
С учетом этих категорий строились система судов и процесс. Перечислялись обстоятельства, которые должен был учитывать суд. Например, ревтрибунал выяснял: принадлежит ли преступник к имущему классу, имело ли преступление целью восстановление, сохранение или приобретение какой-либо привилегии, связанной с собственностью, - или оно совершено неимущим в состоянии голода и нужды и т.п.
Уголовная ответственность наступала с 14 лет. В специальном разделе давались примерные виды наказаний: внушение, общественное порицание, возмещение причиненного ущерба, объявление врагом революции или народа, принудительные работы, лишение свободы на определенный срок или на неопределенный срок до наступления известного события, объявление вне закона, расстрел (по приговору лишь ревтрибунала) и др. Предусматривалось условное осуждение совершивших преступление впервые при тяжелом стечении обстоятельств его жизни. Следует также отметить, что советское уголовное право с самого начала включило принудительные работы в число важнейших видов наказания. Декрет от 23 июля 1918 г. установил, что лишение свободы всегда предполагает принудительные работы.
В области земельного права следует отметить Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию (1919 г.) в соответствии с ним вся земля определялась в качестве единого государственного фонда.
Реформированию подверглась и судебная система. Слом старой судебной системы начался по инициативе местных Советов. Стихийно возникавшие судебные органы носили достаточно многообразный характер: революционные, народные, мировые, суды народной совести, административные суды и др. В своих решениях все они руководствовались «революционным правосознанием», «революционной совестью» и обычаями. Первым государственным актом, положившим начало формированию единой судебной системы стал Декрет о суде №1, который упразднил все дореволюционные судебные органы. Была ликвидирована прокуратура, адвокатура и институт судебных следователей. Взамен создавались местные коллегиальные суды, состоящие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Подсудность местных судов была ограничена кругом менее важных гражданских и уголовных дел. Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли выступать любые лица. Предварительное следствие осуществляли сами судьи. Одновременно учреждались революционные трибуналы для борьбы против контрреволюционных сил, в компетенцию которых входила борьба с контрреволюцией, мародерством, саботажем и т.д. В следующих декретах о суде расширялась компетенция местных судов.
10 июля 1918 г. была принята первая советская Конституция, закрепившая новую форму государства и права. Она закрепила политическую основу государства. Было сказано, что в России осуществлена диктатура пролетариата в форме Республики Советов.
Новая экономическая политика — нэп (1921—1928 гг.).
После окончания гражданской войны и интервенции перед новой властью встала задача восстановления страны и строительства доселе не существовавшего нового государственного строя. Право должно было способствовать восстановлению разрушенного войнами хозяйства, гарантии сохранности союза рабочего класса и крестьянства, укреплению Советского государства и законности. Период между 1921 и 1928 – годы нэпа остались в памяти населения как годы бурного экономического развития, с одной стороны, и определенный отход от марксистского наследия, с другой.
В системе права в период НЭПа парадоксальным образом сочетались два противоположных процесса: с одной стороны, отмена чрезвычайных норм и классового подхода с упором на законность, а, с другой, усиление репрессивного механизма для предотвращения «государственных» преступлений.
Важную роль в дискуссиях по юридическим вопросам в период НЭПа занимала концепция «социалистической законности», возникшая в 1921-1922 гг. Она была идеологической основой для перехода от «революционного правосознания» к нормальной правовой системе со стабильными юридическими гарантиями, без которых были невозможен НЭП. В результате резко возросла роль прокурора как стража социалистической законности.
В период между 1922 – 1924 гг. было систематизировано более 4 тыс. существовавших к тому времени нормативных актов. В результате проведенной работы были приняты: Уголовный кодекс РСФСР (1июня 1922г.), Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (25 мая 1922 г., а обновлен 15 февраля 1923г.), Земельный кодекс РСФСР (1 декабря 1923г.), Кодекс законов О труде РСФСР и Гражданский кодекс РСФСР (1января 1923г.), Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР (1 сентября 1923г.), Лесной кодекс РСФСР (июль 1923г.). Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (1924 г.). Были разработаны также Таможенный кодекс, устав железных дорог. Проводилась систематизация и других отраслей законодательства: велись работы над Административным кодексом РСФСР, но он не был принят. Кодексы РСФСР служили образцом для союзных республик, в которых были затем приняты аналогичные кодексы.
ГК состоял из четырех разделов: общая часть, вещное право, обязательственное право, наследственное право. ГК был одним из самых больших кодексов не только по количеству статей (435), но и по кругу регулируемых отношений. В ГК утверждалось, что гражданские права охраняются законом (вне зависимости от пола, расы, национальности, вероисповедания и происхождения). Каждый гражданин РСФСР и союзных республик имел право свободно передвигаться и селиться на территории РСФСР, избирать не воспрещенные законом занятия и профессии, приобретать и отчуждать имущество (с ограничениями, указанными в законе), совершать сделки и вступать в обязательства, организовывать промышленные и торговые предприятия с соблюдением всех постановлений, регулировавших промышленную и торговую деятельность и охранявших применение труда. Дееспособность в полном объеме наступала по достижении 18-летнего возраста.
Кодексом предусматривалась - государственная, кооперативная и частная собственность. Земля, недра, леса, горы, железные дороги, их передвижной состав и летательные аппараты являлись исключительно собственностью государства. На правах частной собственности могли быть: строения, торговые предприятия, предприятия промышленные с числом рабочих не выше установленного законом, предметы хозяйства и домашнего обихода и т.д.
Кодекс определял порядок, условия и формы заключения договорных обязательств и последствия их нарушения. Разрешались договоры займа с ограничением взимаемых процентов не свыше 6% годовых. Сделки, явно наносящие ущерб государству, признавались недействительными.
В 1923 г. ВЦИК принимает Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (1923 г.), согласно которому процесс основывался на началах гласности и публичности, с делопроизводством на языке большинства населения данного района.
Семейное право получило дальнейшее развитие в Кодексе законов о браке, семье и опеке РСФСР (1926 г.) Характерно, что был узаконен фактический брак. Достаточными условиями для его признания были совместное проживание, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей. Устанавливался единый минимальный возраст вступающих в брак - 18 лет. Местным исполкомам было предоставлено право в исключительных случаях снижать брачный возраст женщины, но не более чем на один год. Признавалось совместным (общим) имущество супругов, нажитое в браке. Кодекс дал право суду выносить решения об отбирании детей до 14 лету родителей и передаче их органам опеки и попечительства. Кодекс разрешил усыновление несовершеннолетних.
Трудовое право. Кодекс законов о труде (КЗоТ) РСФСР 1922 г. принципиально отличался от КЗоТ 1918 г. От методов принуждения в регулировании трудовых отношений государство переходит к методам свободного найма рабочей силы с заключением добровольного трудового договора. Кодекс допускал в исключительных случаях (борьба со стихийными бедствиями, недостаток в рабочей силе для выполнения важнейших государственных заданий) привлечение граждан к труду в порядке трудовой повинности по специальным постановлениям СНК.
В Кодексе 1922 г. появились положения о коллективных договорах: соглашение, заключаемое между профсоюзом как представителем рабочих и служащих и нанимателем.
КЗоТ 1922 г. вместо социального обеспечения вновь вводил социальное страхование. Социальное страхование предусматривало: оказание лечебной помощи, выдачу пособий при временной нетрудоспособности и дополнительных пособий (на кормление ребенка, погребение), выдачу пособий по безработице, инвалидности членам семей трудящихся в случае смерти кормильца.
За 1928-1932 гг. был осуществлен переход с 8-часового рабочего дня к 7-часовому без уменьшения зарплаты.
Земельное право. Земельный кодекс РСФСР 1922 г. подтвердил, что право частной собственности на землю, недра, воды и леса в пределах РСФСР «отменено навсегда». Запрещалась покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли. Такие сделки признавались недействительными, а виновные наказывались в уголовном порядке.
Право на пользование землей для ведения сельского хозяйства имели все граждане РСФСР, желавшие обрабатывать ее своим трудом. Землю крестьяне получали в бессрочное пользование. Однако, в 1925 г. бывшие помещики были лишены права землепользования в своих прежних имениях.
Уголовное право. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. сводил все виды преступлений в рамки одного законодательного права и передавал их в компетенцию одних судов (в 1923 г. ревтрибуналы были ликвидированы). УК состоял из Общей части и Особенной части.
Задачей УК была объявлена правовая защита государства трудящихся от преступлений и общественно опасных элементов путем применения к нарушителям наказания или других мер социальной защиты. К уголовной ответственности привлекались лица с 14 лет. К несовершеннолетним (от 14 до 16 лет) могли быть применены меры педагогического воздействия.
Преступлением признавалось всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожавшее основам советского строя и правопорядку. Целью наказания и других мер социальной защиты являлось общее предупреждение новых нарушений как со стороны нарушителя, так и других неустойчивых элементов общества. По некоторым статьям предусматривалась высшая мера наказания - расстрел. Так, смертная казнь, которая до этого рассматривалась в советском праве как чрезвычайная мера возмездия, теперь вводилась в обычную практику уголовного права (ссылка на ее временный характер была устранена в 1923 г.).
УК РСФСР 1922 г. допускал применение аналогии. В Кодексе она была представлена так: “В случае отсутствия в УК прямых указаний на отдельные виды преступлений наказания или меры социальной защиты применяются согласно статьям УК, предусматривающим наиболее сходные по важности и роду преступления с соблюдением правил Общей части сего Кодекса”.
УК
РСФСР 1922 г. закрепил разделение между
обычными и «государственными» преступлениями.
Само понятие «государственное преступление»
впервые появилось в официальном правовом
акте. В Особенной части УК на первом месте
перечислены наиболее опасные государственные
преступления-
УК 1922 г. возрождает ряд методов царской юстиции: превентивная административная высылка (на срок до трех лет), решение о которой выносится не судом, а Особой комиссией. Вскоре эти превентивные меры дополняются внесудебными карательными: ГПУ получает право назначать наказания вплоть до расстрела «за бандитизм и вооруженный грабеж», а Особая комиссия - заключать за антисоветскую деятельность в концлагерь на срок до 3 лет.