Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 10:26, реферат
В течение ХХ века наряду с такими крупными правовыми семьями как романно-германская и англо-саксонская активно развивалась третья – социалистическая правовая семья. После распада в 1991 году Советского Союза большинство исследователей, сошлись в мысли о том, что социалистическая правовая семья стала историей. Однако НПА, принятые в советские времена, сохранились и являются неотъемлемой частью современного Российского законодательства. Более того, за свое относительно недолгое существование социалистическое право успело повлиять на законодательство европейских стран. Я считаю, что именно поэтому данная тема актуальна и по сей день. Кроме того социалистическое право продолжает являться основой законодательства ряда стран Азии, Африки, а также Кубы. И для лучшего понимания современной ситуации в правовом поле этих государств необходимо понимание основ социалистического права.
Дискуссии по уголовному праву в середине 20-х годов носят на себе следы «последействия» идеологической доктрины. В ранний период советского права идея «классовых судов против буржуазии» почти не оказала никакого влияния на судебную практику (саму идею выяснять на суде классовую принадлежность преступника Ленин назвал «величайшей глупостью»). Суды просто поддерживали порядок и закон против любых нарушителей. В УК 1922 г. принцип классового суда не упоминается. Но в 1924 г. видные юристы подняли вопрос о применении классового подхода при назначении наказаний. В результате Верховный Суд РСФСР 29 июня 1925 г. издал инструкцию со специальным предостережением против классовой дискриминации в уголовном судопроизводстве.
22
ноября 1926 г. ВЦИК принял новый
Уголовный кодекс РСФСР,
Исправительно-трудовое право. Первым нормативным документом был декрет Наркомюста «О лишении свободы как о мере наказания и о порядке отбывания такового». В нем заложен основной принцип, что приговор к лишению свободы всегда предполагает принудительные работы (хотя на срок до трех месяцев они возможны и без лишения свободы).
СНК РСФСР 28 ноября 1921 г. принял декрет «Об использований труда заключенных в местах лишения свободы и отбывающих принудительные работы без лишения свободы». 16 октября 1924 г. ВЦИК утвердил Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (ИТК), который регулировал организацию и режим содержания осужденных. В Кодексе отмечалось, что вместо тюрем нужно усовершенствовать и максимально развивать сеть трудовых сельскохозяйственных, ремесленных и фабричных колоний и переходных исправительно-трудовых домов, устраиваемых преимущественно вне городов. В особую категорию выделялись профессиональные преступники и нетрудящиеся, совершившие преступления вследствие своих «классовых привычек», которые содержались в условиях более строгого режима.
ИТК не содержал никаких упоминаний о местах заключения, находившихся под контролем ОГПУ. Между тем в ведении ОГПУ находились как самые суровые места заключения, так и самые гуманные – «рабочие коммуны» для молодых правонарушителей, которые действовали по принципу «открытой тюрьмы». Интересно, что в течение 20-х гг. в местах заключения ОГПУ еще поддерживалась старая традиция уважительного отношения к политическим заключенным из числа оппозиции (заключение в предназначенный для политических концлагерь считалось более легким наказанием). С обострением противоречий внутри партии это положение изменилось.
Третий период (1928—1936 гг.) К концу 20-х гг., основные задачи, возлагавшиеся на НЭП были решены, происходит отход от НЭПа. Сталинское руководство перешло к форсированному строительству социализма.
В 30-е гг. право было, с одной стороны, инструментом, а, с другой, продуктом превращения советского общества в тоталитарное. Для этого периода был характерен отказ от марксистского отмирания права. Конституция 1936 г. определила в качестве основного источника права - закон, принимать который мог только Верховный Совет. Все остальные акты были подзаконными. Но сам закон был представлен как орудие государства, в результате любая жестокость и произвол государства выглядели правовыми.
По мнению Чибиряева, принятые в то время правовые нормы необходимо понимать в контексте подготовки к войне. Изменения в праве в 30-х гг. были направлены на укрепление всех систем жизнеустройства с целью обеспечения быстрой мобилизации ресурсов для вывода страны на необходимый уровень обороноспособности.
В сфере гражданского права главной была задача укрепления и защиты социалистической собственности, создания условий для хорошей работы народного хозяйства. Постепенно усиливались административные формы регулирования поставок продукции, в противовес договорным гражданско-правовым.
В сфере семейного права акцент делался на создание норм права, направленных на укрепление семьи, защиту интересов детей и здоровья матери. В Конституции СССР 1936 г. подчеркивалось равноправие женщины и мужчины. Важное значение приобрел институт патроната.
27 июня 1936 г. постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах», которое было подкреплено крупными бюджетными ассигнованиями. Срочные меры по укреплению семьи потребовались из-за снижения рождаемости при переходе масс трудящихся к городскому образу жизни демографической катастрофы, вызванной голодом 1933 г.
Повышалась оплата развода (каждый последующий - вдвое дороже). Заявление о взыскании алиментов теперь мог подать не только один из родителей, но и прокурор, профсоюз, органы ЗАГСа, органы охраны материнства и детства. Устанавливались размеры алиментов: 1/4 заработка - на одного ребенка, '/з - на двоих, 1/2 - на троих и более детей. Неплатеж алиментов влек лишение свободы на срок до 2 лет.
Трудовое право. Конституция 1936 г. гарантировала право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности, закрепив и обязанность трудиться. С октября 1930 г. в связи с ликвидацией безработицы прекращалась выплата пособий по безработице.
Трудовое право тех лет усилило поощрение добросовестных работников и ужесточило нажим на лодырей, прогульщиков и разгильдяев. Были введены разные нормы страхового обеспечения по болезни в зависимости от стажа работы на данном предприятии.
В 1940 г. была повышена обязательная мера труда. Был установлен 8-часовой рабочий день, за исключением профессий с вредными условиями труда. Предприятия и учреждения были переведены с пятидневной на шестидневную рабочую неделю. В условиях нарастания военной опасности 26 июля 1940 г. было запрещено самовольное увольнение рабочих и служащих с предприятий и учреждений.
Колхозное и земельное право решали задачи укрепления колхозов и их правового статуса. Первый этап коллективизации, на основе «Примерного устава сельскохозяйственной артели» привел к тяжелейшим последствиям. В 1935 г. был принят новый «Примерный устав». На его основе колхозы должны были выработать, обсудить и утвердить свой устав.
Примерный устав 1935 г. в разделе «О земле» отмечал, что земля - общенародная государственная собственность, закрепляется за артелью в бессрочное пользование и не подлежит ни купле-продаже, ни сдаче в аренду. Устанавливались размеры приусадебного участка: от 1/4 до 1/2 га, кое-где доходя до 1 га. Раздел «О средствах производства» определял, что подлежит обобществлению при вступлении в колхоз, а что остается в личном пользовании колхозного двора (включая скот). Раздел «О членстве» устанавливал, что в члены артели не принимались кулаки и лица, лишенные избирательных прав, - за исключением бывших кулаков, которые в течение трех лет честной работой доказали свою лояльность. Исключение из артели могло быть произведено только по решению общего собрания. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1938 г. запретило проведение «чисток» колхозов под каким бы то ни было предлогом.
Устав
определял порядок
Конституция
СССР 1936 г. закрепила объекты колхозно-
Начиная с 1940 г. обязательные поставки зерна начали исчислять не с плана посевов, а с каждого гектара пашни, закрепленной за колхозами, а поставки молока - не по поголовью коров, а с земельной площади, закрепленной за колхозами. С 1941 г. велись попытки преодолеть «уравниловку» в оплате труда колхозников с помощью дополнительных вознаграждений за перевыполнение плана по урожайности или продуктивности
Уголовное право. Конституция СССР 1936 г. и Закон о судоустройстве 1938 г. демократизировали уголовный процесс, утвердив гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону, обеспечение обвиняемому права на защиту, участие в составе суда народных заседателей, ведение судопроизводства на языке союзной, автономной республики или автономной области и т.д. В то же время было ужесточены меры наказания: в 1931 г. была установлена уголовная ответственность за порчу или поломку принадлежавших колхозам, совхозам и МТС тракторов и сельхозмашин. В 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», которое возвело расхитителей в ранг врагов народа, приравнивало хищения к государственным преступлениям, предполагало суровые репрессии и ограниченный выбор у суда мер наказания. Постановление не содержало градаций размеров похищенного, и его проведение в жизнь часто сопровождалось произволом.
Уголовное право. В 1934 г. появилась статья об измене Родине, в 1937 г. за особо опасные государственные преступления - шпионаж, вредительство, диверсию повышался срок наказания с 10 до 25 лет лишения свободы. В 1940 г. был признан преступлением выпуск продукции недоброкачественной, некомплектной или с нарушением стандартов. 10 августа вышел Указ Президиума ВС СССР «Об уголовной ответственности за мелкие кражи на производстве», по которому мелкие кражи наказывались лишением свободы сроком на один год. Ранее была установлена уголовная ответственность с 12-летнего возраста за тяжкие преступления (убийства, насилия и увечья). За все остальные преступления уголовная ответственность наступала с 14 лет (к несовершеннолетним не применялась высшая мера). В уголовном порядке преследовались вовлечение несовершеннолетних к участию в преступлениях, понуждение их к занятию проституцией, спекуляцией, нищенством.
В начале 30-х гг. произошел всплеск уголовной преступности: убийств, разбоев, грабежей и злостного хулиганства. С этим велась борьба мерами административного права (паспортный режим) и ужесточением обычного уголовного права. Но т.к. меры не достигли цели государство пошло на внесудебные репрессии: созданы милицейские «тройки», для рассмотрения дел рецидивистов и неработающих лиц, связанных с преступной средой. Применяемые ими репрессии были в большой мере превентивными - они не столько наказывали индивидуального преступника, сколько разрушали преступную среду, что несовместимо с нормами правового государства.
Некоторые не подлежавшие опубликованию акты открыто противоречили Конституции СССР, например, постановление СНК и ЦК ВКП(б) «О порядке согласования арестов» (1935 г.): установило, что на аресты руководителей предприятий и специалистов требовалось разрешение соответствующего наркома, что нарушало конституционный принцип равенства граждан перед законом.
Социалистическое право в период Великой Отечественной Войны В сфере гражданского права сужалось применение гражданско-правовых договоров и возрастала роль административно-правовых, плановых заданий, целевого назначения. Расширялись права государства в отношении некоторых объектов права личной собственности.
Семейное право было уточнено с целью укрепления института брака, поощрения многодетных семей, повышения рождаемости, усиления заботы о сиротах. С 1 октября 1941 г. был введен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. Беременным выдавались дополнительные пайки. В 1943 г. были уточнены нормы об опеке и усыновлении (усыновляемых разрешалось записывать как собственных детей, с фамилией и отчеством усыновителей). В связи с гибелью большого числа граждан был расширен круг наследников: в него были включены трудоспособные родители, братья и сестры.
Трудовое право. Для обеспечения работы предприятий и замены ушедших на фронт работников вводились чрезвычайные меры. Указ Президиума ВС СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» предоставил право военным властям привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда работ. Указом от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» директорам предприятий было дано право устанавливать с разрешения СНК СССР сверхурочные работы до 3 часов в день (кроме беременных женщин, начиная с шестого месяца, и кормящих матерей). Оплата сверхурочных работ производилась в полуторном размере. Отменялись отпуска (кроме, как по болезни, беременности и родам, работникам в возрасте до 16 лет), они заменялись денежной компенсацией, которая переводилась в сберкассы как замороженные на время войны вклады.