Шпаргалка по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 10:43, лекция

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по по "Международному праву".

Работа содержит 1 файл

ПРАВО.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

9) Принцип  нерушимости границ.

В Декларации не выделен (а в принципе неприменения силы). СБСЕ. Устав ООН  его НЕ включает.

10) Принцип  уважения прав человека и основных  свобод.

Государства и другие субъекты должны уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений для всех. ООН и СБСЕ, в Декларации НЕТ.

 

Соотношение принципа самоопределения  народов и принципа территориальной  целостности государства

В науке международного права по поводу соотношения между принципом самоопределения народов и принципом территориальной целостности государства сложились три основные точки зрения:

1) принцип территориальной целостности  имеет приоритет по отношению  к принципу самоопределения народов;

2) принцип самоопределения народов имеет приоритет по отношению к принципу территориальной целостности;

3) оба принципа обладают равной  юридической силой.

http://www.regnum.ru/news/941589.html

 

 

Билет 15

К мирным средствам урегулирования международных споров п.1 ст.33 Устава ООН относит переговоры, обследования, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям. Устав также оставляет за сторонами-участницами спора право выбрать любой другой мирный способ разрешения спора.

Особое значение в деле мирного  урегулирования международных споров имеют переговоры, т.к. без них  вообще нельзя обойтись при мирном урегулировании.

Под непосредственными переговорами понимают двустороннее обсуждение спорных проблем, многосторонние встречи именуются конференциями и совещаниями.

Непосредственные переговоры – это не только средство урегулирования международных споров. Они могут  проводиться не только по спорным  вопросам, но и для обмена мнениями по какой-либо проблеме, для обмена информацией и т.п. Одной из разновидностей переговоров являются взаимные консультации.

Добрые услуги были предусмотрены  Конвенциями 1899 и 1907гг. Их оказывает  третье, не участвующие в споре, государство. Задача добрых услуг состоит в том, чтобы склонить спорящие стороны к непосредственным переговорам или другим мирным способам урегулирования спора. Государство, которое оказывает такие услуги не должно предлагать условий решения спора.

Добрые услуги могут оказываться несколькими государствами, а также международными организациями. Государства-участники спора вправе отклонить предложения третьих государств о добрых услугах.

Гаагские конвенции предусматривают  и посредничество как способ мирного  урегулирования спора. Хотя они не проводят различия между посредничеством и добрыми услугами. В отличие от добрых услуг, посредник принимает активное участие в разрешении спора, предлагая пути решения конфликта, участвуя  переговорах, может предлагать изменить требования спорящих сторон, чтобы сблизить их. Хотя советы посредника не являются обязательными для стран-участниц спора, т.к. он является именно примирителем, а не судьёй.

Второе существенное отличие  посредничества от добрых услуг это  назначение посредника с согласием обоих сторон спора.

Существенную роль в мирном урегулировании спор играют следственные и согласительные комиссии. Ст.33 Устава ООН определяет задачу следственных комиссий – установить факты, относящиеся  к предмету спора, выявить фактические данные. Задача согласительных комиссий шире – подготовка проекта мирного соглашения, примирение сторон. Комиссии создаются из граждан государств-участников спора на паритетных началах, хотя в них могут входить и граждане государств, которые не участвуют в споре.

Создание следственной комиссии не обязанность, а право государств.

Согласительная процедура  разрешения международных споров возникла гораздо позже следственной. Дела в согласительной комиссии возбуждаются путём заявления либо обоих государств, либо одного из них. В заявления указывается предмет спора, а также просьба к комиссии предпринять все необходимые меры для разрешения спора.

Международный Суд является главным  судебным органом ООН. Его основное назначение состоит в том, что  он должен разрешать любые международные споры, которые будут переданы ему спорящими государствами. В пункте 1 статьи 33 Устава ООН перечислены мирные средства урегулирования международных споров, одним из которых является судебное разбирательство, а именно международный суд, функционирующий постоянно.

 

 

Билет 18

Международно-правовая ответственность – юридическая обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате совершенного правонарушения.

Международное правонарушение – деяние (действие или бездействие) субъекта международного права, нарушающее международные договоры или обычные нормы и наносящее другому субъекту, группе субъектов или всему международному сообществу материальный либо нематериальный ущерб.

Основания:

1) Юридические. Международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением.  Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения. Договор, обычай, решение международных судов и арбитражей, резолюции международных организаций (например, ст. 24 и 25 Устава ООН устанавливают юридическую обязательность для всех членов ООН решений Совета Безопасности ООН), а также односторонние  международно-правовые  обязательства государств, устанавливающих юридически обязательные правила поведения для данного государств (в форме деклараций, заявлений, нот, выступлений должностных лиц и т.п.).

2) Фактические. Фактические основания есть то, за что наступает ответственность.  В силу этого необходимо четко установить элементы международного правонарушения, которое и выступает в качестве фактического основания ответственности. КМП выделила два элемента правонарушения.  Статья 3 проекта статей об ответственности «Элементы международно-противоправного деяния» гласит: «Международно-противоправное деяния государства налицо в том случае, когда а) какое-либо поведение, заключающееся в действии или бездействии, может, согласно международному праву, присваиваться государству и б) такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства этого государства».

3) Процессуальные. Процедура рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности.  В одних случаях эта процедура детально регламентирована в международно-правовых актах, в других – ее выбор оставлен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности.

 

Билет 19

Виды:

1) Политическая. Возникает из факта нарушения нормы международного права, охраняющей интересы другого субъекта (например, нарушения неприкосновенности дипломатического представительства). Она возникает даже в том случае, если нарушение права не повлекло материального ущерба или иных негативных последствий. Сочетается с материальной ответственностью.

1. Санкции. Принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю. Могут быть применены МО, группой государств или отдельными государствами. Примеры: временное ограничение суверенитета, отторжение части территории, послевоенная оккупация, демилитаризация, сокращение вооружений и сил.  Санкции Применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления.

2. Реторсии. Принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого. Может быть только ответом одного государства на недружественные действия другого с целью восстановления прав. К реторсиям относятся: отзыв посла из государства, выдворение из страны дипломатов, запрещение въезда в странувизитов делегаций и т.д.

3. Репрессалии (невооружённые). Правомерные принудительные действия одного государства против другого в ответ на неправомерные действия с целью восстановления права. Должны быть соразмерными ущербу. Могут выражаться в разрыве или приостановлении дипотношений, введении эмбарго на товары и т.д. Должны быть прекращены по получении удовлетворения. запрещены вооружённые репрессалии.

4. Сатисфакция. Предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причинённый его чести и достоинству. Может быть: официальное принесение извинения, выражение сожаления или сочувствия, оказания почестей флагу потерпевшего. Может потребоваться только в тех случаях, когда реституция или компенсация не возместили полностью.

5. Ресторация. Восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта.

2) Материальная. Возникает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба.

1. Репарации. Возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объём и вид уточняются на основе международных договоров. Обычно сумма репараций меньше ущерба.

2. Реституция. Восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Одна из форм – возвращение вывезенного с территории противника имущества.

- Субституция. – Разновидность. Замена неправомерно уничтоженного или повреждённого имущества, зданий, транспортных средств, личного имущества, и т.д. другим имуществом.

3. Компенсация. Компенсация охватывает ущерб, включая упущенную выгоду.

 

Билет 21

Международная правосубъектность – совокупность характерных черт, определяющих юридический статус субъектов МП.

Любой субъект МП обладает:

Правоспособность – субъекта МП иметь субъективные права и юридические обязанности.

Дееспособность – осуществление субъектами МП самостоятельно своих прав и обязанностей.

Деликтоспособность – способность нести юридическую ответственность за совершённые правонарушения.

Виды субъектов:

1) По юридической природе

- первичные (государства)

- вторичные (межправительственные  организации)

- государственно-подобные образования  (особые исторически сложившиеся политически-территориальные единицы с относительно самостоятельным М-правовым статусом, в основе лежит М акт – вольные города, Ватикан).

2) По охвату правосубъектности:

- универсальные (гос-ва, государственно-подобные  образования)

- ограниченные (МО, физические лица)

3) По отраслевому признаку – круг субъектов будет отличаться в зависимости от конкретной отрасли МП.

4) По времени действия*

- постоянные (государства)

- временные (нация, борющаяся  за освобождение)

Билет 22

Государство – страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства.

Наиболее важные признаки государства:

1) Суверенитет – присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в М отношениях. Таким свойством обладают только государства с момента их возникновения. М/д правосубъектность государства не зависит от волеизъявления других субъектов.

2) Территория. Закрепляется и гарантируется общепризнанными нормами и принципами м/д права.

3) Население.

4) Власть. Государство является носителем организованной суверенной власти.

Государства выступают в МО как  суверенные образования, над которыми нет какой бы то ни было власти, способной  предписывать им юридически обязательные правила поведения. Нормы МП создаются  соглашениями гос-в на основе соблюдения суверенитета. Дальше бла-бла из основных принципов права (что должно каждое гос-во).

В качестве субъектов государства  могут выступать как унитарные  и федеративные, конфедерации.

 

Билет 23

Согласно Венской конвенции  о праве договоров между государствами  и МО или между МО 1986, МО являются субъектами МП. Является субъектом потому, что государства согласились наделить её соответствующими правами и обязанностями, которые чётко определены в учредительных актах и полностью соответствуют принципам международного права.

М/д правосубъектность межправительственной организации проявляется в её правовом положении, в объёме тех  прав и обязанностей, которыми государства  наделяют организацию. Учредительные  акты многих МО содержат положения  об их правосубъектности. Впрочем, это необязательно, и, имея хотя бы 1 орган, МО становится правосубъектной (считают некоторые учёные). 

Объём правосубъектности неодинаков. В каждом конкретном случае правомочия организации устанавливаются отдельно.

Один из главных атрибутов правосубъектности МО – наличие собственной воли.

Черты правосубъектности  МО:

1) Признание качества  международной личности со стороны  субъектов м/д права.Члены и МО обязуются уважать права и обязанности данной МО и т.д.

2) Наличие обособленных  прав и обязанностей. Организации обладают такими правами и обязанностями, которые отличны от прав и обязанностей государств и могут быть осуществлены на М уровне.

3) Право на свободное  выполнение своих функций. Каждая МО имеет свой учредительный акт и прочие документы, формирующие внутреннее право организации.

4) Право на заключение  договоров.

5) Участие в создании  норм международного права.

6) Право обладать привилегиями  и иммунитетами. Они закрепляются в учредительных актах.

7) Право на обеспечение  выполнения норм м/д права. Основными средствами являются институты международного контроля и ответственности.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"