Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 10:43, лекция
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по по "Международному праву".
9) Принцип нерушимости границ.
В Декларации не выделен (а в принципе неприменения силы). СБСЕ. Устав ООН его НЕ включает.
10) Принцип
уважения прав человека и
Государства и другие субъекты должны уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений для всех. ООН и СБСЕ, в Декларации НЕТ.
Соотношение принципа самоопределения народов и принципа территориальной целостности государства
В науке международного права по поводу соотношения между принципом самоопределения народов и принципом территориальной целостности государства сложились три основные точки зрения:
1) принцип территориальной
2) принцип самоопределения народов имеет приоритет по отношению к принципу территориальной целостности;
3) оба принципа обладают равной юридической силой.
http://www.regnum.ru/news/
Билет 15
К мирным средствам урегулирования международных споров п.1 ст.33 Устава ООН относит переговоры, обследования, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям. Устав также оставляет за сторонами-участницами спора право выбрать любой другой мирный способ разрешения спора.
Особое значение в деле мирного урегулирования международных споров имеют переговоры, т.к. без них вообще нельзя обойтись при мирном урегулировании.
Под непосредственными переговорами понимают двустороннее обсуждение спорных проблем, многосторонние встречи именуются конференциями и совещаниями.
Непосредственные переговоры – это не только средство урегулирования международных споров. Они могут проводиться не только по спорным вопросам, но и для обмена мнениями по какой-либо проблеме, для обмена информацией и т.п. Одной из разновидностей переговоров являются взаимные консультации.
Добрые услуги были предусмотрены Конвенциями 1899 и 1907гг. Их оказывает третье, не участвующие в споре, государство. Задача добрых услуг состоит в том, чтобы склонить спорящие стороны к непосредственным переговорам или другим мирным способам урегулирования спора. Государство, которое оказывает такие услуги не должно предлагать условий решения спора.
Добрые услуги могут оказываться несколькими государствами, а также международными организациями. Государства-участники спора вправе отклонить предложения третьих государств о добрых услугах.
Гаагские конвенции
Второе существенное отличие посредничества от добрых услуг это назначение посредника с согласием обоих сторон спора.
Существенную роль в мирном урегулировании спор играют следственные и согласительные комиссии. Ст.33 Устава ООН определяет задачу следственных комиссий – установить факты, относящиеся к предмету спора, выявить фактические данные. Задача согласительных комиссий шире – подготовка проекта мирного соглашения, примирение сторон. Комиссии создаются из граждан государств-участников спора на паритетных началах, хотя в них могут входить и граждане государств, которые не участвуют в споре.
Создание следственной комиссии не обязанность, а право государств.
Согласительная процедура разрешения международных споров возникла гораздо позже следственной. Дела в согласительной комиссии возбуждаются путём заявления либо обоих государств, либо одного из них. В заявления указывается предмет спора, а также просьба к комиссии предпринять все необходимые меры для разрешения спора.
Международный Суд является главным судебным органом ООН. Его основное назначение состоит в том, что он должен разрешать любые международные споры, которые будут переданы ему спорящими государствами. В пункте 1 статьи 33 Устава ООН перечислены мирные средства урегулирования международных споров, одним из которых является судебное разбирательство, а именно международный суд, функционирующий постоянно.
Билет 18
Международно-правовая ответственность – юридическая обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате совершенного правонарушения.
Международное правонарушение – деяние (действие или бездействие) субъекта международного права, нарушающее международные договоры или обычные нормы и наносящее другому субъекту, группе субъектов или всему международному сообществу материальный либо нематериальный ущерб.
Основания:
1) Юридические. Международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения. Договор, обычай, решение международных судов и арбитражей, резолюции международных организаций (например, ст. 24 и 25 Устава ООН устанавливают юридическую обязательность для всех членов ООН решений Совета Безопасности ООН), а также односторонние международно-правовые обязательства государств, устанавливающих юридически обязательные правила поведения для данного государств (в форме деклараций, заявлений, нот, выступлений должностных лиц и т.п.).
2) Фактические. Фактические основания есть то, за что наступает ответственность. В силу этого необходимо четко установить элементы международного правонарушения, которое и выступает в качестве фактического основания ответственности. КМП выделила два элемента правонарушения. Статья 3 проекта статей об ответственности «Элементы международно-противоправного деяния» гласит: «Международно-противоправное деяния государства налицо в том случае, когда а) какое-либо поведение, заключающееся в действии или бездействии, может, согласно международному праву, присваиваться государству и б) такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства этого государства».
3) Процессуальные. Процедура рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности. В одних случаях эта процедура детально регламентирована в международно-правовых актах, в других – ее выбор оставлен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности.
Билет 19
Виды:
1) Политическая. Возникает из факта нарушения нормы международного права, охраняющей интересы другого субъекта (например, нарушения неприкосновенности дипломатического представительства). Она возникает даже в том случае, если нарушение права не повлекло материального ущерба или иных негативных последствий. Сочетается с материальной ответственностью.
1. Санкции. Принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю. Могут быть применены МО, группой государств или отдельными государствами. Примеры: временное ограничение суверенитета, отторжение части территории, послевоенная оккупация, демилитаризация, сокращение вооружений и сил. Санкции Применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления.
2. Реторсии. Принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого. Может быть только ответом одного государства на недружественные действия другого с целью восстановления прав. К реторсиям относятся: отзыв посла из государства, выдворение из страны дипломатов, запрещение въезда в странувизитов делегаций и т.д.
3. Репрессалии (невооружённые). Правомерные принудительные действия одного государства против другого в ответ на неправомерные действия с целью восстановления права. Должны быть соразмерными ущербу. Могут выражаться в разрыве или приостановлении дипотношений, введении эмбарго на товары и т.д. Должны быть прекращены по получении удовлетворения. запрещены вооружённые репрессалии.
4. Сатисфакция. Предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причинённый его чести и достоинству. Может быть: официальное принесение извинения, выражение сожаления или сочувствия, оказания почестей флагу потерпевшего. Может потребоваться только в тех случаях, когда реституция или компенсация не возместили полностью.
5. Ресторация. Восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта.
2) Материальная. Возникает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба.
1. Репарации. Возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объём и вид уточняются на основе международных договоров. Обычно сумма репараций меньше ущерба.
2. Реституция. Восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Одна из форм – возвращение вывезенного с территории противника имущества.
- Субституция. – Разновидность. Замена неправомерно уничтоженного или повреждённого имущества, зданий, транспортных средств, личного имущества, и т.д. другим имуществом.
3. Компенсация. Компенсация охватывает ущерб, включая упущенную выгоду.
Билет 21
Международная правосубъектность – совокупность характерных черт, определяющих юридический статус субъектов МП.
Любой субъект МП обладает:
Правоспособность – субъекта МП иметь субъективные права и юридические обязанности.
Дееспособность – осуществление субъектами МП самостоятельно своих прав и обязанностей.
Деликтоспособность – способность нести юридическую ответственность за совершённые правонарушения.
Виды субъектов:
1) По юридической природе
- первичные (государства)
- вторичные (
- государственно-подобные
2) По охвату правосубъектности:
- универсальные (гос-ва, государственно-подобные образования)
- ограниченные (МО, физические лица)
3) По отраслевому признаку – круг субъектов будет отличаться в зависимости от конкретной отрасли МП.
4) По времени действия*
- постоянные (государства)
- временные (нация, борющаяся за освобождение)
Билет 22
Государство – страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства.
Наиболее важные признаки государства:
1) Суверенитет – присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в М отношениях. Таким свойством обладают только государства с момента их возникновения. М/д правосубъектность государства не зависит от волеизъявления других субъектов.
2) Территория. Закрепляется и гарантируется общепризнанными нормами и принципами м/д права.
3) Население.
4) Власть. Государство является носителем организованной суверенной власти.
Государства выступают в МО как суверенные образования, над которыми нет какой бы то ни было власти, способной предписывать им юридически обязательные правила поведения. Нормы МП создаются соглашениями гос-в на основе соблюдения суверенитета. Дальше бла-бла из основных принципов права (что должно каждое гос-во).
В качестве субъектов государства могут выступать как унитарные и федеративные, конфедерации.
Билет 23
Согласно Венской конвенции
о праве договоров между
М/д правосубъектность
Объём правосубъектности неодинаков.
В каждом конкретном случае правомочия
организации устанавливаются
Один из главных атрибутов правосубъект
Черты правосубъектности МО:
1) Признание качества
международной личности со
2) Наличие обособленных прав и обязанностей. Организации обладают такими правами и обязанностями, которые отличны от прав и обязанностей государств и могут быть осуществлены на М уровне.
3) Право на свободное выполнение своих функций. Каждая МО имеет свой учредительный акт и прочие документы, формирующие внутреннее право организации.
4) Право на заключение договоров.
5) Участие в создании норм международного права.
6) Право обладать привилегиями и иммунитетами. Они закрепляются в учредительных актах.
7) Право на обеспечение выполнения норм м/д права. Основными средствами являются институты международного контроля и ответственности.