Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:35, курс лекций
О значении римского права
Замечательная по красоте и яркости фраза, которой открывается книга выдающегося русского цивилиста И.А.Покровского «История римского права» («Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир» (1)), нуждается в уточнении: не римское право дважды завоевало мир, а два разных мира - античный и христианский успешно применяли к своим запросам это право.
Тема I. Введение в курс римского права
1. О значении римского права 5
2. Этнические, хозяйственный и духовные основы Рима 5
3. Очерк римской государственности 11
4. Последующее изменение государственности и судьба римского права 26
5. Периодизация истории римского права 28
6. Значение и этапы рецепции римского права 29
Используемая литература 34
Глоссарий 34
Вопросы для самоподготовки 35
Тема II. Предмет курса римского права
1. О значении понятий «право публичное» и «право частное» 36
2. Понятие цивильного права, права народов, естественного права 38
Глоссарий 43
Вопросы для самоподготовки 44
Тема III. Источники римского права
1. Понятие «источник права». Система источников римского права 44
2. Неписаное право (ius non scriptum) 45
3. Писаное право (ius scriptum) 46
4. Законодательство Юстиниана 58
Используемая литература 59
Глоссарий 59
Вопросы для самоподготовки 60
Тема IV. Римский гражданский процесс
1. Понятие «actio» 61
2. Форма гражданского процесса в Риме. Легисакционный процесс 62
3. Формулярный и экстраординарный процесс 65
4. Виды исков. Исковая давность 68
Используемая литература 70
Глоссарий 70
Вопросы для самоподготовки 71
Тема V. Лица
1. Введение 71
2. Правовое положение физических лиц 72
3. Правовое положение объединений (союзов) 82
Глоссарий 85
Тема VI. Регулирование семейно-правовых отношений
1. Понятие семьи, родства и свойства 87
2. Регулирование брачных отношений 89
3. Регулирование отношений между родителями и детьми 95
Используемая литература 98
Глоссарий 98
Вопросы для самоподготовки 98
Тема VII. Вещное право
1. Общие понятия 99
2. Владение 106
3. Право собственности 110
4. Права на чужую вещь 120
Используемая литература 127
Глоссарий 127
Вопросы для самоподготовки 128
Тема VIII. Общие положения обязательственного права
1. Общие понятия об обязательстве 129
2. Понятие договора и правила о заключении договоров 134
3. Прекращение обязательств 136
4. Ответственность за неисполнение обязательств 140
Используемая литература 142
Глоссарий 143
Вопросы для самоподготовки 143
Тема IX. Отдельные виды обязательств
1. Обязательства из договоров 144
2. Обязательства из деликтов 154
Используемая литература 156
Глоссарий 156
Вопросы для самоподготовки 157
Тема X. Наследственное право
1. Понятие наследственного правопреемства 157
2. Наследование по завещанию 158
3. Призвание к наследованию по закону (ab intestato) 160
4. Призвание к наследованию против завещания: необходимое
наследование 161
5. Легаты и фидеикомиссы 163
Глоссарий 163
Вопросы для самоподготовки 164
Совершенно выдающееся значение в этом ряду занимают законы Эбуция 149-126 гг. до Р.Х., которыми существенно обновлены способы судоговорения, а именно, введен так называемый формулярный - per formulas - процесс.
б) Постановления сената (senatusconsulta)
С падением республиканского строя в 27 году до Р.Х. совершенно прекращается деятельность народных собраний, хотя значение их как законодательных органов ограничивается еще ранее. Lex и plebescitum как нормативный акт, утвержденный собранием граждан, перестают приниматься. Любопытное обоснование этому приводится в Институциях (I.Кн.1.5): «...Когда римский народ достиг таких размеров, что сделалось трудным сзывать его воедино для принятия закона, то справедливо решено было совещаться вместо народа с сенатом».
Сенату приписывается роль преемника народного собрания и отсюда выводится непосредственная обязательная сила его постановлений, которые считаются как бы законом - legis vicem. О таком особом положении данного источника свидетельствует определение, приводимое Гаем (I.Кн.1.4): «Сенатское постановление есть то, что сенат повелевает и устанавливает; оно имеет силу закона, хотя это было спорно».
Фактически сенат был только проводником воли принцепса, так как инициатива вынесения постановлений принадлежала ему. Его предложения - orationes - вносились на обсуждение и всегда беспрекословно утверждались.
Еще до установления принципата постановления сената играли важную роль в регулировании отношений Рима с иностранными государствами, например, во II в. до Р.Х. при установлении протектората над греческими государствами, азиатскими территориями, при урегулировании отношений с Египтом Птолемеев.
В I в. принимается ряд постановлений, регулирующих частные отношения, главным образом в области наследования, обязательственного права.
Но уже со II в. постановления сената перестают приниматься в качестве самостоятельной формы права. Укрепление единоличной власти проявляется, в частности, в том, что нормативное значение связывается с предварительными речами принцепсов в сенате (oratio principis), которые приобретают силу закона.
в) Императорские постановления (constitutiones principum, leges)
Таким образом складывается новая форма законодательства - единоличные распоряжения (конституции) принцепсов - constitutiones principum, так как утвердилось правило: что угодно императору, то имеет силу закона. Об этом недвусмысленно свидетельствуют Институции (I.Кн.1.6): «Но то, что решил император, имеет силу закона, так как по закону, ...который издан относительно власти императора, народ уступил ему и перенес на него всю свою власть и силу. Отсюда ясно, что все, что бы император ни постановил посредством послания при разборе дела или что бы не предписал он эдиктом, - все это считается законом. Вот это и есть то, что называется конституциями».
Из приведенного определения следует, что постановления могли носить разный характер: некоторые - общего применения, другие - в виде решений отдельных вопросов. В целом, применялись четыре разновидности подобных указов: эдикты (общие распоряжения); декреты (императорские решения судебных споров); рескрипты (императорские ответы на запросы частных и должностных лиц в случае сомнений, возникающих при толковании и применении норм права); мандаты (инструкции императора чиновникам по различным вопросам судопроизводства и управления государственными делами).
В эпоху абсолютной монархии императорские конституции под общим наименованием leges стали единственной формой законодательства.
Б. Право магистратов (ius honorarium), преторское право (ius praetorium)
Историки утверждают, что в характере римлян было изменять, не отменяя, то есть строить новое, не разрушая старое. Эта национальная черта ярко проявилась именно при выработке ius honorarium - самобытной системы источников права, которая явилась результатом исполнения обязанностей по управлению внутренними делами государства курульными магистратами (консулами, преторами, эдилами).
Напомним, что претор осуществлял охрану гражданского мира и порядка (custodia urbis), иными словами, руководил судопроизводством в Риме; с 367 г. до Р.Х. избирался городской претор (praetor urbanus), с 242 г. до Р.Х. также и претор по делам иностранцев (praetor perigrinus). Курульные эдилы ведали надзором за порядком в городе (cura urbis), что выражалось в обеспечении правильного снабжения города продовольствием - cura annonae (отсюда - надзор за рынками) и в надзоре за играми и зрелищами (cura ludorum).
Развитие цивильного права (изменение, приспособление древних принципов к новым обстоятельствам) происходило двумя путями: посредством интерпретационной (interpretatio) деятельности особой жреческой коллегии - понтификов, в последующем - юристов, знатоков права и - посредством правоприменительной практики преторов и эдилов.
Технически последняя деятельность заключалась в том, что претор выслушивал запросы (требования) граждан о защите нарушенных интересов, не предусмотренных в законах XII таблиц и мог издать приказ (interdictae), которым запрещал то или другое правонарушение.
Из этой практики юридического признания новых интересов, выросла традиция издавать edictum (указ для определенного случая); однородность возникавших проблем вела к тому, что преторы, вступая в должность, опубликовывали как бы программу защиты интересов и нарушенных прав граждан на срок действия своих полномочий - эдикт постоянный (edictum perpetuum).
Многолетнее накопление норм, встречавшихся в постоянном эдикте, породило практику использования переносящегося эдикта (edictum tralaticium), то есть такого, в котором вновь заступающий в должность магистрат использовал правила, сформулированные его предшественниками. Таким образом из административной практики преторов постепенно выросла совокупность норм, закрепленных в edictum tralaticium, не известных квиритскому праву - ius praetorium.
Аналогично создавалась и совокупность норм в практике регулирования сделок на рабских и иных рынках - ius aedilicium. Соединение преторского права и права эдилов и дало Риму то, что получило наименование право магистратов (ius honorarium). О его значении и происхождении названия говорится в Институциях (I.Кн.1.7): «Эдикты преторов имеют в сфере права также немалое значение. Мы обыкновенно даже называем эти эдикты почетным правом, потому что значение этому праву дали мужи, занимающие почетные должности, т.е. магистраты. И курульные эдилы издавали по поводу некоторых вопросов эдикт, который составляет часть почетного права».
Какова же юридическая природа права магистратов и как оно соотносится с правом цивильным?
Прежде всего, эдикты магистратов не являются законами. Это акты исполнительной, административной власти. По своей юридической силе они должны стоять ниже законов, составляющих квиритское право. Но с течением времени система норм, составляющих право магистратов, сталкивалась с нормами права квиритского, вытесняла часть их из практического применения, тесно переплеталась с другими, и в результате образовалось явление, известное под именем дуализм римского права.
Это означало, что в одной и той же области правового регулирования действовали одновременно две системы норм разного происхождения и разной юридической природы: нормы квиритского права и нормы права магистратов; при этом последние, несмотря на свою более низкую юридическую природу, превалировали над первыми. Как и почему это происходило? Рассмотрим этот процесс на примере преторского права.
Претор не вправе был отменить закон (право квиритское) и не мог отнять предоставляемых законом прав даже в тех случаях, когда действие старого квиритского закона было явно несправедливым. Однако ему были предоставлены чисто административные полномочия, которые позволяли - для конкретного случая - как бы приостановить действие закона, отстранить его, сделать недействующим (sine effectu) в данный момент.
Имелось в виду, что квиритский закон не отменялся совсем, считалось, что он в целом сохраняет свою силу, но фактически, в данном случае он не применялся; вместо него применялось новое, более справедливое правило. Ясно, что когда это новое правило закреплялось в эдикте переносящемся, норма квиритского права, не будучи формально отмененной, исчезала из правоприменения, становилась голым квиритским правом (nudum ius Quiritum); ее место занимала норма преторского права.
В результате реформы процессуального права во II в. до Р.Х., когда законами Эбуция был введен формулярный процесс, значительно увеличились возможности претора влиять на формирование новых правовых норм вне рамок правильной законодательной процедуры.
В соответствии с указанной реформой, претор получил право составлять формулу - письменное указание судье, в котором предписывалось удовлетворить иск или отказать в иске при обнаружении в том числе и таких обстоятельств, которые не учитывались правом квиритским. Вследствие этого возник прямой контроль претора за цивильными исками в тех случаях, когда становилось очевидным, что основанное на квиритском праве требование несправедливо (сумма денег обещана под влиянием насилия или обмана, сделка заключена под влиянием заблуждения и пр.). В подобных случаях претор осуществлял denegatio actionum (парализовал иск).
Кроме того, наряду с системой цивильных исков (actiones civiles) возникает система преторских исков (actiones praetoria), которыми претор предоставлял защиту таких интересов, которые не предусматривались квиритским правом. Посредством интердиктов претор давал иск и тем самым создавал новое право. Ведь в соответствии с принципом квиритского права, защита интересов возможна только тогда, когда она предусмотрена законом в форме иска (actio): субъективное право защищается, потому что законом предусмотрен иск. Преторское право действует по иному принципу: предоставляется иск, потому что налицо нарушение субъективного права.
Итак, в основе преторского иска лежало некое фактическое отношение, а не указание квиритского закона, factum, а не ius, но такое отношение, которое делает справедливым требование истца, хотя оно и не основано на положениях квиритского права. Это отношение (факт, обстоятельство) и указывается в формуле претора, как основание для положительного решения спора; при этом судье предлагается исследовать в судебном заседании наличие или отсутствие этого отношения.
Длительное применение претором подобных методов приспособления принципов цивильного права к новым общественно-экономическим условиям с целью достижения всякий раз более справедливого и сообразного с духом этого права результата, привело к решительному обогащению римской правовой системы новыми нормами, категориями, институтами.
Вот лишь немногие примеры конструкций преторского права.
Д.4.III.: О злом умысле (De dolo malo).1.(Ульпиан). Этим эдиктом претор выступает против двуличных и злоумышленных людей, которые вредят другим каким-либо лукавством: коварство первых не должно приносить им пользы, а простота вторых не должна приносить им вреда. § 1. Слова эдикта таковы: «В отношении того, о чем будет заявлено, как о совершенном по злому умыслу...я дам иск.» § 2. Злой умысел Сервий определяет так: это есть некоторая хитрость для введения другого в обман, когда притворная видимость - одно, а делается другое... Лабеон так определяет злой умысел: это есть лукавство, обман, хитрость, совершенные для того, чтобы обойти, обмануть, опутать другого...»
Д.4. II: О том, что совершено вследствие страха (Quod metus causa gestium erit). 1. (Ульпиан). Претор говорит: «Я не признаю действительным того, что совершено под влиянием страха»... Страх - беспокойство ума вследствие наличной или будущей опасности... 6. (Гай) Мы утверждаем, что этот эдикт распространяется не на страх пустого человека, но на страх, который может испытать в силу достаточных оснований и в высокой степени твердый человек. 7. (Ульпиан) Поэтому если какой-либо трус напрасно испугался чего-либо, что в действительности отсутствует, то он в силу этого эдикта не восстанавливается в первоначальное положение...
Д.3.V: О ведении дел (De negotiis gestis). 3. (Ульпиан) Претор говорит: «Если кто-либо будет вести дела другого или вести дела, оставшиеся после чьей-либо смерти, я дам ему на этом основании иск». 2. (Гай) Если кто-либо вел дела отсутствующего, хотя бы этот отсутствующий и не знал об этом, и понес расходы с пользой для дела или принял на себя перед другим лицом обязательства, связанные с делами отсутствующего, то он имеет на этом основании иск. Итак в этом случае для обеих сторон возникает иск, который называется иском из ведения дел. И, конечно, справедливо, чтобы он сам дал отчет и нес за это ответственность, если он совершил что-либо ненадлежащим образом и удержал для себя что-либо из этих сделок. С другой стороны, так же справедливо, если он вел дела с пользой, дать ему то, что в силу ведения (чужих) дел он утратил или утратит.
Преторское право (более широко - право магистратов) - продукт республиканской эпохи, явилось «живым голосом цивильного права». Вызванный его действием дуализм права «открывал римлянам возможность ...следовать за изменяющимися условиями жизни и за нарождающимися потребностями. Имея право в каждом конкретном случае отступить от нормы ... устарелого закона и решить так, как того требуют новые условия и новые воззрения, претор...подготовлял наилучшее разрешение возникавших юридических проблем, являясь в каждый момент выразителем растущего народного правосознания». (7) Благодаря творческой деятельности магистратов в республиканский период были заложены основы нового, универсального права. Естественно, с падением республики, угасанием значения ее институтов, преторское правотворчество делается все менее интенсивным. Возникает потребность обобщения того нормативного материала, который был выработан в течение веков.
По распоряжению принцепса Адриана в период с 125 по 128 год юристом Сальвием Юлианом производится систематизация соответствующего материала. Сенат принимает подготовленный им проект в качестве Постоянного эдикта. Он становится неизменяемым и обязательным для применения всеми должностными лицами, то есть приобретает и формально силу закона. По существу, создание Постоянного эдикта - это вторая, после принятия законов XII таблиц кодификация римского права. Но в отличие от первой, она явилась систематизацией норм права магистратов (преторского права), а не норм квиритского права.