Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:35, курс лекций
О значении римского права
Замечательная по красоте и яркости фраза, которой открывается книга выдающегося русского цивилиста И.А.Покровского «История римского права» («Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир» (1)), нуждается в уточнении: не римское право дважды завоевало мир, а два разных мира - античный и христианский успешно применяли к своим запросам это право.
Тема I. Введение в курс римского права
1. О значении римского права 5
2. Этнические, хозяйственный и духовные основы Рима 5
3. Очерк римской государственности 11
4. Последующее изменение государственности и судьба римского права 26
5. Периодизация истории римского права 28
6. Значение и этапы рецепции римского права 29
Используемая литература 34
Глоссарий 34
Вопросы для самоподготовки 35
Тема II. Предмет курса римского права
1. О значении понятий «право публичное» и «право частное» 36
2. Понятие цивильного права, права народов, естественного права 38
Глоссарий 43
Вопросы для самоподготовки 44
Тема III. Источники римского права
1. Понятие «источник права». Система источников римского права 44
2. Неписаное право (ius non scriptum) 45
3. Писаное право (ius scriptum) 46
4. Законодательство Юстиниана 58
Используемая литература 59
Глоссарий 59
Вопросы для самоподготовки 60
Тема IV. Римский гражданский процесс
1. Понятие «actio» 61
2. Форма гражданского процесса в Риме. Легисакционный процесс 62
3. Формулярный и экстраординарный процесс 65
4. Виды исков. Исковая давность 68
Используемая литература 70
Глоссарий 70
Вопросы для самоподготовки 71
Тема V. Лица
1. Введение 71
2. Правовое положение физических лиц 72
3. Правовое положение объединений (союзов) 82
Глоссарий 85
Тема VI. Регулирование семейно-правовых отношений
1. Понятие семьи, родства и свойства 87
2. Регулирование брачных отношений 89
3. Регулирование отношений между родителями и детьми 95
Используемая литература 98
Глоссарий 98
Вопросы для самоподготовки 98
Тема VII. Вещное право
1. Общие понятия 99
2. Владение 106
3. Право собственности 110
4. Права на чужую вещь 120
Используемая литература 127
Глоссарий 127
Вопросы для самоподготовки 128
Тема VIII. Общие положения обязательственного права
1. Общие понятия об обязательстве 129
2. Понятие договора и правила о заключении договоров 134
3. Прекращение обязательств 136
4. Ответственность за неисполнение обязательств 140
Используемая литература 142
Глоссарий 143
Вопросы для самоподготовки 143
Тема IX. Отдельные виды обязательств
1. Обязательства из договоров 144
2. Обязательства из деликтов 154
Используемая литература 156
Глоссарий 156
Вопросы для самоподготовки 157
Тема X. Наследственное право
1. Понятие наследственного правопреемства 157
2. Наследование по завещанию 158
3. Призвание к наследованию по закону (ab intestato) 160
4. Призвание к наследованию против завещания: необходимое
наследование 161
5. Легаты и фидеикомиссы 163
Глоссарий 163
Вопросы для самоподготовки 164
В Европе начинается мощный культурный процесс, который получил название рецепция римского права. Под этим разумеется восприятие, заимствование права одной эпохи и одного народа другими народами и в другую эпоху.
Процесс этот начинается систематическим изучением римского правового наследия. В конце XI в. в Болоньи возникает школа, возглавляемая Иернерием (который был судьей, преподавателем риторики и диалектики, преподавателем права). Активность его учеников и последователей (Bulgarus, Martinis, Jacobus, Hugo) привлекала в школу множество слушателей со всех уголков Европы, которые разносили по ней знания о римском праве.
Содержанием деятельности болонской школы было углубленное изучение источников римского права, главным образом, Дигест - центральной части обширного законодательства Юстиниана. При этом само преподавание было направлено на воспитание уважения к закону, позитивному праву (ius positivum). Ведь на практике в этот период суды вольно обращались с правовыми нормами, решая споры скорее на основании субъективного представления, чем на строгом следовании духу и букве закона; господствовала свобода судейского усмотрения. Таким образом утверждалось важное правовое начало законности, подчеркивалась значимость позитивного права, законодательства для правильного разрешения юридических конфликтов в обществе.
Преподавание состояло в чтении и комментировании (толковании) древних источников. Толкования надписывались прямо в тексте источника, на полях и между строк; подобные толкования носили название глоссы. От него получили наименование и сами деятели первоначального периода рецепции римского права - глоссаторы.
Творческая работа глоссаторов занимала период до XIII в., когда последний видный представитель этого направления Accursius издает собрание глосс - Clossa Ordinaria (около 1250 г.), которое оказало большое влияние как на правовую теорию, так и на практику: это сочинение использовалось в судах наравне с законами.
Изложенное позволяет утверждать, что наиболее существенными чертами деятельности глоссаторов были:
— углубленное изучение источников римского права;
— утверждение значимости позитивного права;
— установление важности принципа законности.
Со второй половины XIII в. на смену глоссаторам приходят комментаторы (или постглоссаторы). Среди них называют француза Ravanis, испанца Lulus, которые были философами и богословами, что и отразилось в характере этого направления. Деятельность комментаторов отличалась применением при изучении права дедуктивного метода, то есть выведением из общих принципов права некоторых частных положений (правил, правовых норм).
В своей работе комментаторы пользовались не столько источниками древнего римского права, сколько комментариями своих предшественников - глоссаторов. Но комментируя глоссы, они старались внести в правовой материал логическую упорядоченность, свести многочисленные, часто казуистические правила к некоторым общим понятиям, категориям, а затем из этих общих понятий логически (дедуктивно) вывести новые частные понятия, применимые к конкретному жизненному отношению.
Таким образом, деятельность постглоссаторов оказалась первым опытом философского познания права. Следовательно их усилиями было положено основание европейской юриспруденции как науки, как теории права. В этом - очевидная заслуга комментаторов по сравнению с их предшественниками.
К тому же, убеждение комментаторов в существовании универсальных принципов права, возрождало интерес к обнаружению всеобщего критерия справедливости позитивного права, к естественному праву ( ius naturale).
Несмотря на указанные характеристики, в деятельности комментаторов преобладали практические тенденции: они стремились привести римские юридические конструкции в связь с правовыми взглядами и потребностями современного им общества. Руководствуясь идеями ius naturale, постглоссаторы приспособляли римское право к потребностям и условиям реальной жизни, оказывая огромную практическую услугу своему времени. Эта работа перерабатывала общемировое право античности в общее право (lex generalis) нового европейского мира.
В Италии римское право приобретает значение главного источника уже в конце XII в.; во Франции с XIII в. оно распространяется на юг страны (pays du droit ecrit), но и на севере, где доминирует droit cutumier римское право применяется в качестве субсидиарного источника; в разрозненных германских государствах с XV в., (после падения суда шеффенов) именно римское право становится общим правом.
Однако повсюду юристы ставят перед собой задачу уяснить и изложить те римские правовые конструкции, которые действуют в настоящее время и в том виде, в каком они действуют; разрабатывают то право, которое должно применяться в судах. Особенно интенсивно такая работа осуществляется в германских государствах, где постепенно, к XII в. вырабатывается так называемое современное римское право, получившее название usus modernus pandectarum.
Таким образом, главными достижениями деятельности направления постглоссаторов можно назвать:
— выработку основ европейской теории права;
— постановку задачи обнаружения критерия справедливости позитивного права;
— разработку основ общего (универсального) права стран средневековой Европы.
К началу XVI в. эта деятельность утрачивает творческий характер, прекращается второй этап рецепции римского права.
Последующее развитие европейской юриспруденции связывают с проникновением в нее гуманистического направления. Это было естественным проявлением возрождения общего интереса к классической литературе и в целом к классическому искусству. Под влиянием этого в юриспруденции возникает стремление оторваться от произвольных явлений - глосс и комментариев и обратиться к первоисточникам. Изучение первоисточников осуществлялось в сопоставлении с той живой действительностью, которая их создавала и была отражена в античной истории, литературе, искусстве. Таким образом деятели гуманистического направления подошли к Corpus Iupis Civilis с тех позиций, которые были чужды глоссаторам и комментаторам - с позиций истории и филологии. Стали появляться первые сообщения об истории римского права; началось очищение первоначальных текстов от многочисленных средневековых искажений. Кроме того, изменилась и методика преподавания права: вместо чтения и комментирования Corpus (чем по преимуществу занимались глоссаторы и комментаторы) стало вводится систематическое изложение права по определенному плану, близкому плану юстиниановых Институций.
Гуманистическое направление породило воззрение, что право есть живой организм, тесно связанный с жизнью той исторической среды, которою и для регулирования которой он вызван к действительности. Таким образом, гуманизм пробудил те идеи, которые в XIX в. были разработаны исторической школой права.
В XVII - XVIII вв. правоведы вновь устремляют внимание на обнаружение конечного критерия права: происходит оживление идей естественного права; возникает естественно-правовая школа права. В ней идеи римского ius naturale получают новое обоснование: философия права ставится в связь с общей философией и право выводится из природы человека и общества. Такие мыслители, как Гуго Гроций, Гоббс, Джон Локк, Лейбниц, Ж.-Ж. Руссо пытались определить разумные свойства этой природы и, вместе с тем, разумные, абсолютные начала (принципы) права.
Эти разумные начала под именем естественное право получают приоритет над нормами позитивного права, которые исторически сложились в обществе и управляют им. Естественное право, как воплощение самого разума, противопоставляются неразумному и несправедливому правопорядку Европы XVIII в. с ее устарелыми, как полагали, политическими институтами, неравенством сословий, бесправием простых людей. Сложилось убеждение, что стоит только предоставить человеческому разуму свободу, он устроит общественные отношения наилучшим образом.
Великая Французская революция явилось опытом такого переустройства общественных отношений на началах разума, как они высказывались в доктрине естественного права. Крушение Французской революции оказалось одновременно и крушением идей естественного права. Оказалось, что позитивное право не так легко уходит из жизни, что замена исторически сложившегося правопорядка чрезвычайно болезненна; с другой стороны, недостаточно провозгласить абсолютные разумные начала, чтобы они утвердились в жизни в качестве норм поведения людей.
Реальность подорвала саму веру в абсолютные начала. Вновь возобладали идеи позитивного права. Зародилась историческая школа права, главная идея которой такова: право не есть продукт того или иного произвольного творчества, хотя бы и одухотворенного абсолютными началами разума; оно есть результат развития народного духа, раскрывающегося в истории народа в тесной связи с его религией и культурой. Право глубоко национально и, чтобы постигнуть его, необходимо изучать его исторически.
Даже приведенное краткое изложение обнаруживает, что рецепция римского права - это длительный и многогранный процесс усвоения правового наследия эпохи античности европейскими народами, в котором нормы позитивного права древности приспосабливались к реалиям новой эпохи; происходили теоретическая обработка правового материала и философское обобщение разнообразных проявлений права.
К тому же, в XIX в. осуществляются великие кодификации гражданского права: принятие гражданского кодекса Франции в 1804 г., Германского гражданского уложения в 1896 г., последующие кодификации гражданского права в романских и германских странах на основании этих образцов, дальнейшее распространение заложенных в них идей и категорий посредством кодификаций в странах Латинской Америки, Северной Африки, Ближнего и Дальнего Востока.
Тема II. ПРЕДМЕТ КУРСА РИМСКОГО ПРАВА
1. О значении понятий «право публичное» и «право частное»
Книга первая Дигест Юстиниана открывается Титулом I. «О правосудии и праве», который начинается высказыванием Ульпиана: “Изучающему право надо прежде всего узнать откуда произошло слово «право» (ius). Право получило свое название от «правосудия» (iustitia), ибо согласно превосходному определению Цельса, право есть наука о добром и справедливом (iuris est ars boni et equi)”.
Ниже (Д.1.I.10) приводится следующее определение Ульпиана: «Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право. 1. Предписания права суть следующие: жить честно, не чинить вред другому, каждому воздавать то, что ему принадлежит. 2. Правосудие есть познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом».
В приведенных фрагментах обращает на себя внимание постоянная взаимная связь понятий «право», «правосудие», «справедливость». Это может свидетельствовать о целостности, синкретичности восприятия римскими юристами как III, так и VI веков основополагающих правовых явлений. Можно предположить, что для них право - это единая система правил, создаваемая и действующая для достижения справедливости.
В последующем в буржуазной науке сложилось убеждение, что римскому праву было свойственно внутреннее деление его в зависимости от охраняемых интересов на право частное и право публичное; в обоснование этого убеждения ссылаются неизменно на высказывание Ульпиана. Однако в Дигестах нет такого высказывания. Слова Ульпиана таковы (Д.1.I.1.2.): «Изучение права распадается на две части: публичное и частное. Публичное право, которое относится к положению римского государства, частное, которое (относится) к пользе отдельных лиц; существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении». С этим совершенно согласно и положение четвертого фрагмента Титула I Институций Юстиниана: «В этом учении две части: учение о праве публичном и праве частном».
Таким образом, нет оснований считать, что римское право распадалось на частное и публичное. Право выступало в органическом единстве. Это естественно, так как не может быть «публичных» и «частных» добра и справедливости: они либо есть и охраняются всеми мерами публичной власти, либо их нет и тогда то, что обозначают термином «право» таковым не является. Кроме того, для римлян единство права основывалось на древнем убеждении, что действительное право исходит из единого источника, носителя верховной власти - суверена, то есть римского народа.
Тем не менее, необходимо понять, по каким признакам, по каким основаниям может быть разграничено «учение о праве».
Право может по-разному воздействовать на волю людей: либо принудительно, либо дозволительно. Там, где необходимо единообразное и неукоснительное исполнение правового предписания, то есть, где воля субъекта встречается с волей общины (государства), необходимы принудительные меры воздействия. Там, где встречаются воли индивидов, принудительность со стороны государства вряд ли нужна. Такое осознание различия методов воздействия на поведение людей возникло в глубокой древности.
Уже в эпоху царей разрешение общественных конфликтов могло происходить в рамках государственного или частного судебного процессов, в зависимости от того, возбуждал ли его царь (как воплощение и олицетворение государства) по собственному почину, или по просьбе частного лица. Первый вид процесса возникал, если было нарушено общественное спокойствие (в случае государственной измены или сообщничества с неприятелем; при насильственном сопротивлении властям, злостном убийстве, а также поджигательстве, оскорблении девичьей и женской чести, мужеложстве, лжесвидетельстве, ночном хищении, порче жатвы заклинаниями, перемещение межевых знаков). Рассматривал подобные дела сам царь; позже они были поручены “следователям по делам об убийствах” (questores parricidii). Наказанием за подобные преступления была как правило, смертная казнь (т.е. воздействие на личность нарушителя).
В иных случаях, когда нарушались права отдельных лиц (в том числе и такими деяниями, как кража, грабеж, избиение), государство вступалось только по просьбе обиженного, который приглашал обидчика предстать вместе с ним перед царем или приводил его силой. Обычно дело завершалось мировым соглашением и выплатой удовлетворения (poena), хотя должник или вор могли, по решению власти, перейти во владение жалобщика.
Из приведенного сравнения двух способов разрешения общественных конфликтов можно сделать следующие выводы.
Право, как совокупность общеобязательных норм (позитивное право, право в объективном смысле) регулирует общественные отношения по-разному: некоторые отношения регулируются принудительно, так что отдельные лица по своему усмотрению не вправе отменять или изменять соответствующие предписания, ибо они исходят из единой воли - государства. Так обстоит дело в области конституционного устройства государства, сбора податей с населения, охраны границ. Это - область юридической централизации; в ней все регулирование проникнуто духом субординации (подчиненности), принципом власти (imperium); действующие в ней правовые нормы носят императивный, то есть абсолютно повелительный характер.