Римское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:35, курс лекций

Описание работы

О значении римского права
Замечательная по красоте и яркости фраза, которой открывается книга выдающегося русского цивилиста И.А.Покровского «История римского права» («Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир» (1)), нуждается в уточнении: не римское право дважды завоевало мир, а два разных мира - античный и христианский успешно применяли к своим запросам это право.

Содержание

Тема I. Введение в курс римского права
1. О значении римского права 5
2. Этнические, хозяйственный и духовные основы Рима 5
3. Очерк римской государственности 11
4. Последующее изменение государственности и судьба римского права 26
5. Периодизация истории римского права 28
6. Значение и этапы рецепции римского права 29
Используемая литература 34
Глоссарий 34
Вопросы для самоподготовки 35

Тема II. Предмет курса римского права
1. О значении понятий «право публичное» и «право частное» 36
2. Понятие цивильного права, права народов, естественного права 38
Глоссарий 43
Вопросы для самоподготовки 44

Тема III. Источники римского права
1. Понятие «источник права». Система источников римского права 44
2. Неписаное право (ius non scriptum) 45
3. Писаное право (ius scriptum) 46
4. Законодательство Юстиниана 58
Используемая литература 59
Глоссарий 59
Вопросы для самоподготовки 60

Тема IV. Римский гражданский процесс
1. Понятие «actio» 61
2. Форма гражданского процесса в Риме. Легисакционный процесс 62
3. Формулярный и экстраординарный процесс 65
4. Виды исков. Исковая давность 68
Используемая литература 70
Глоссарий 70
Вопросы для самоподготовки 71

Тема V. Лица
1. Введение 71
2. Правовое положение физических лиц 72
3. Правовое положение объединений (союзов) 82
Глоссарий 85
Тема VI. Регулирование семейно-правовых отношений
1. Понятие семьи, родства и свойства 87
2. Регулирование брачных отношений 89
3. Регулирование отношений между родителями и детьми 95
Используемая литература 98
Глоссарий 98
Вопросы для самоподготовки 98

Тема VII. Вещное право
1. Общие понятия 99
2. Владение 106
3. Право собственности 110
4. Права на чужую вещь 120
Используемая литература 127
Глоссарий 127
Вопросы для самоподготовки 128

Тема VIII. Общие положения обязательственного права
1. Общие понятия об обязательстве 129
2. Понятие договора и правила о заключении договоров 134
3. Прекращение обязательств 136
4. Ответственность за неисполнение обязательств 140
Используемая литература 142
Глоссарий 143
Вопросы для самоподготовки 143

Тема IX. Отдельные виды обязательств
1. Обязательства из договоров 144
2. Обязательства из деликтов 154
Используемая литература 156
Глоссарий 156
Вопросы для самоподготовки 157

Тема X. Наследственное право
1. Понятие наследственного правопреемства 157
2. Наследование по завещанию 158
3. Призвание к наследованию по закону (ab intestato) 160
4. Призвание к наследованию против завещания: необходимое
наследование 161
5. Легаты и фидеикомиссы 163
Глоссарий 163
Вопросы для самоподготовки 164

Работа содержит 1 файл

Римское право.doc

— 322.84 Кб (Скачать)

В других областях государство предоставляет отдельным лицам свободу регулировать отношения по собственному усмотрению (тем самым освобождая их инициативу). При этом государство не вполне устраняется, а занимает позицию власти, охраняющей то, что будет установлено частными соглашениями. Оно делает это по-разному: может устанавливать правила (образцы) поведения, которые субъекты могут отменять или изменять к своей выгоде; может совершенно оставлять отношения не урегулированными, полагаясь на благоразумие субъектов оборота, но обещая защиту того, что будет ими согласовано.

Более всего такие начала регулирования применимы к имущественным (хозяйственным) отношениям между гражданами, к семейным отношениям, к урегулированию взаимных обид. Это область самостоятельности, свободы усмотрения отдельных субъектов, сфера юридической децентрализации, где все регулирование подчинено духу координации. Правила здесь носят не принудительный, властный, а восполняющий - диспозитивный (dispositivum) характер.

Изучению в данном курсе подлежат те правовые институты, которые выработаны в области «юридической децентрализации»: регулирование отношений по поводу вещей, договоров, частных правонарушений, семейных и наследственных отношений.

При этом надо понимать, что нет ни одной области общественных отношений, где исключительно применялись бы только принудительные или только дозволительные методы воздействия: в одних преимущество имеют одни, в других - другие. Эти методы призваны дополнять друг друга, для образования устойчивого и разумного правопорядка: общество, в котором действует только принуждение обращается в невыносимую тиранию; общество, где процветает частный произвол стремится к саморазрушению.

Под влиянием объективных условий (состояние экономики, ведение войны и пр.) и субъективных, а также мировоззренческих факторов соотношение принудительного и дозволительного начал при регулировании общественных отношений может меняться.

На заре истории, когда доминирует общее (род, племя, народ) принуждение оказывается основным регулятором. Выделение частной собственности, а с ней - частного интереса и его носителя - индивида, развивает стремление к индивидуальной свободе. Регламентация поведения при условии сохранения этой свободы требует применения иных начал. На месте сообщества родов, появляется сообщество граждан, а вместе с тем и гражданское право, для которого главным инструментом регулирования становится метод дозволительности.

 

 

2. Понятие цивильного права, права народов, естественного права

Однако, римскому праву не было знакомо такое единое обозначение правовой отрасли, которое свойственно современности - гражданское право. Та область правового воздействия, для которой характерно было преимущественное применение дозволительных методов регулирования, включала в себя три части, как это следует из Дигест (Д.1.I.1.2.) (равным образом - из Институций): «Частное право делится на три части, ибо составляется или из естественных предписаний (ius naturale), или из (предписаний) народов (ius gentium), или из (предписаний) цивильных(ius civile)».

Таким образом, правильное понимание предмета римского права, предполагает рассмотрение указанных выше трех составляющих частного права. При этом необходимо помнить об органической взаимосвязи этих категорий (Д.1.I.6.): «Цивильное право не отделяется всецело от естественного права или от права народов и не во всем придерживается его; если мы что-либо прибавляем к общему праву или что-нибудь из него исключаем, то мы создаем собственное, то есть цивильное право».

В последнем фрагменте цивильное право определяется как собственное, национальное право римского народа, римской общины. Такое представление о национальном праве распространяется на все народы, входящие в круг цивилизованного общения древнего мира. Это подтверждается высказыванием Гая (Д.1.I.9): «Все народы, которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим для всех людей. Ибо то право, которое каждый народ установил для себя, является собственным правом государства и называется цивильным правом, как бы собственным правом самого государства».

Уяснение содержания римского цивильного права в его многовековом развитии в условиях единой и самостоятельной государственности раскрывает процесс превращения узко-национального права одной из латинских общин в право огромного государства, по содержанию своему являющемуся мировым, универсальным правом.

Первоначально, цивильное право являлось правом только прирожденных граждан Рима; им не могла пользоваться большая часть населения города. С этой точки зрения, римское цивильное право было сугубо национальным. Оно включало всю совокупность правил, регулирующих светские и сакральные отношения (ius и fas); предусматривало кару за преступления и упорядочивало отношения по владению землей, рабами, прочим имуществом. Оно отличалось крайним формализмом, монолитностью (неотдефиренцированностью институтов) и простотой. Это естественное следствие простоты, неразвитости экономической жизни общины, простоты общественных отношений. Кроме этого, характерными чертами формирования и применения цивильного права в древности выступали сакрально-народный характер правотворчества и особый порядок судопроизводства - легисакционный процесс (per legis actionem), в котором община (государство) не играла активной роли, предоставляя гражданам как формулировать исковые требования, так и выносить судебные решения.

Будучи чисто национальным правом граждан римской общины, оно носило еще название квиритское право - ius quiritis, так как сами граждане назывались квиритами. ((I.Кн.1. II.2) «Цивильное, однако, право получает название от каждого государства; например, право Афинское; поэтому, если кто захочет назвать законы Солона или Дракона цивильным правом Афинского народа, то он не ошибется. Таким образом, право которым пользуется римский народ, мы называем цивильным правом римлян, или право, которым пользуются квириты, называем квиритским, а называются римляне квиритами от Квирина»).

Установление в 510 г. до Р.Х. республиканского строя, последующее подчинение Риму других латинских общин, распространение власти на всю Италию, способствовали расшатыванию старого патриархального строя общественных отношений, вытеснению натурального хозяйства товарным производством. Сложившееся в древности цивильное право перестало соответствовать возникшим более сложным и разнообразным отношениям.

Победа над Карфагеном в борьбе за первенство на западе средиземноморского бассейна поставила Рим в центр мировой торговли. Последующее завоевание Греции, приобретение провинций в Малой Азии, в Африке открыли простор для развития античного способа производства. Громадные латифундии, на которых использовался дешевый рабский труд, повсеместно вытесняли индивидуальные крестьянские хозяйства; натуральная замкнутость сменилась интенсивным торговым оборотом, который вышел за пределы государства. Все это вместе взятое, а также влияние новых идей, привнесенных греческой философией и культурой в целом, правовым опытом других народов, ломало прежние представления римлян о праве.

К концу республиканского периода экономические, политические и мировоззренческие факторы делают древнее национальное право непригодным для регулирования общественных отношений в новых условиях. Требуется более универсальное право, способное удовлетворить интересы всех включенных в мировую державу народов, лишенное всяких местных и национальных особенностей.

Выдающееся значение для разработки такого права имело право народов - ius gentium. Ульпиан определял его следующим образом (Д.1.I.4): «Право народов - это то, которым пользуются народы человечества». Далее в Дигестах, в фрагменте, принадлежащем Гермогениану, раскрывается содержание этого права (Д.1.I.5): «Этим правом народов введена война, разделение народов, основание царств, разделение имуществ, установление границ полей, построение зданий, торговля, купли и продажи, наймы, обязательства, за исключением тех, которые введены цивильным правом». Наконец, важную характеристику сущности этого права находим во фрагменте, принадлежащем Гаю (Д.1.I.9): «...то же право, которое естественный разум установил между всеми людьми, соблюдается у всех одинаково и называется правом народов, как бы тем правом, которым пользуются все народы».

Из приведенных высказываний следует, что право народов - это не право отдельной нации или группы наций, тем более, не международное право. Это то право, которое достаточно единообразно складывается у всех наций под влиянием единообразных задач при регулировании естественных (установленных «естественным разумом») отношений. Это то право, которое будучи уже выработанным одной нацией, может быть применено и другой. Иными словами, это универсальные начала и категории, тот правовой опыт, который может быть востребован каждой нацией, находящейся на соответствующей ступени хозяйственного и общественного развития.

В этой универсальности проявляется связь права народов с цивильным правом и правом естественным: построенное на всеобщем основании естественного развития, оно обогащает национальное право.

Заслугой Рима явилось то, что именно его правовая система включила в себя эти универсальные начала с такой полнотой и последовательностью, каких не знали иные национальные правовые системы античности.

Внедрение права народов в римскую правовую систему происходило посредством деятельности особой магистратуры, специально образованной для руководства судопроизводством в период межобщинных распрей (367 г. до Р.Х.) - претуры. С 242 г. до Р.Х. для улаживания дел многочисленных иноземцев (перегринов), которые все больше наполняли Рим, стал избираться претор по делам перегринов (praetor peregrinus).

При рассмотрении споров между ними этот магистрат не мог пользоваться нормами квиритского права, поэтому использовал те правила, принципы, которые действовали в греческих государствах, в Азии, в Египте и т.д.; кроме того, учитывались правила международного торгового оборота, сложившиеся за многие века морской и караванной торговли.

Таким образом в Риме действовали две системы права: право цивильное - только для римских граждан и право народов - только для перегринов. При этом многие принципы и категории последнего, как наиболее эффективные в той экономической системе, которая сложилась в государстве, посредством практической деятельности преторов (через их эдикты, систему преторских исков) перешли в цивильное право, наполнив его новым, более совершенным содержанием.

Это творческое заимствование происходило на протяжении длительной эпохи, с III в. до Р.Х. по III в., когда осуществлялась решительная переработка квиритского права под воздействием права народов, продуктивное взаимодействие древнего национального права и правового опыта античных народов средиземноморья.

Внешними признаками этих перемен выступают следующие характеристики римской правовой системы: главное место в нормотворчестве занимает преторское право (ius praetorium, более широко - ius honorarium), в котором сплавляются нормы национального права и права народов; выдающееся значение приобретает творческая деятельность светских знатоков права (prudentes), своими толкованиями создающих новые нормы на основе универсальных начал права народов - юриспруденция; в области судопроизводства происходит решительная перемена - древний легисакционный процесс заменяется формулярным процессом (per formulas), которым устанавливается возможность для широкого практического применения новых правовых воззрений.

Одновременно стиралась резкая грань между римскими гражданами и неримлянами, между квиритами и перегринами. Все большее число свободных жителей громадного государства приобретали права римского гражданства. Тем самым уменьшалась формальная сфера применения права народов. Наконец, в 212 году в соответствии с эдиктом императора Каракаллы все свободное население империи приобретает права римского гражданства. После этого, имущественные отношения любых субъектов в стране подпадают под юрисдикцию цивильного права. Однако это вовсе не означает, что система ius gentium умерла бесследно: за многовековой период взаимодействия двух систем, содержание права народов перешло в национальное право Рима, вытеснив из него все устаревшие и негодные нормы и понятия.

Цивильное право и право народов - системы позитивного права, то, что определяется как право в объективном смысле. Третья составляющая частного права - право естественное (ius naturale) таковым не является.

Ульпиан следующим образом определяет его (Д.1.I.3): «Естественное право - это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относится сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же порождение детей, сюда же воспитание; мы видим, что животные, даже дикие, обладают знанием этого права».

Естественное право римляне понимали как некий высший закон, как состояние порядка в природе и обществе. Законы (иные акты людей), устанавливаемое людьми позитивное право, не должны нарушать этот всеобщий порядок. Нарушение этого порядка, следовательно ius naturale, порождает бесправие, произвол, беззаконие (параномию). Напротив, соответствие человеческих установлений естественному праву порождает справедливость (aequitas), которая и является целью права.

Такое понимание права соответствует следующему высказыванию Павла (Д.1.I.11.): «...право означает то, что всегда является справедливым и добрым - каково естественное право».

Следовательно то, что не порождает справедливость, не имеет ценности права.

Философская конструкция справедливости являлась основанием для правотворческой деятельности преторов и юристов, которые в своих эдиктах и комментариях отстраняли закон, уже не соответствующий понятию aequitas и, таким образом, создавали новое, более совершенное право.

Таким образом, естественное право должно пониматься не как система норм, как позитивное право, а как философское обоснование постоянного совершенствования позитивного права применительно к реальной действительности.

Более того, представления о естественном праве выражают отношение римлян к праву как явлению по природе своей нравственному: omne ius hominum causa constitutum est.

Восприятие права как нравственного явления подтверждается достижениями римской юриспруденции. При разборе дела юристы интерпретировали существующие правовые нормы в духе их соответствия требованиям естественного права и справедливости и в случае коллизии зачастую изменяли старую норму с учетом новых представлений о справедливости и справедливом праве (aequum ius). Подобная правопреобразующая (и нередко правообразующая) интерпретация юристов мотивировалась поисками такой формулировки предписания, которую бы дал в изменившихся условиях сам справедливый законодатель. Принятие правовой практикой новой интерпретации (прежде всего в силу ее аргументированности и авторитетности ее автора) означало признание ее содержания в качестве новой нормы, а именно нормы ius civile. Правопреобразующая деятельность юристов обеспечивала взаимосвязь различных источников римского права и содействовала сочетанию стабильности и гибкости в дальнейшем его развитии и обновлении.

Информация о работе Римское право