Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 02:05, автореферат
Цель диссертационного исследования состоит в разработке научных положений о природе и механизме реализации органами судебного конституционного контроля решений Европейского Суда в правопорядках государств – участников Конвенции, а также о значении конституционного правосудия для выполнения международных обязательств по Конвенции.
Для достижения обозначенной цели требуется решение следующих задач:
- анализ теоретико-правовых вопросов влияния решений Европейского Суда на национальные правовые системы, включая деятельность органов судебного конституционного контроля;
- изучение оснований и причин участия органов судебного конституционного контроля в процессе реализации решений Европейского Суда в государствах – участниках Конвенции;
- выявление исторически сложившейся взаимосвязи органов конституционного и конвенционного контроля, закономерностей и тенденций развития их взаимодействия;
- исследование механизма реализации решений Европейского Суда в рамках деятельности органов конституционного правосудия, включая изучение стадий процесса и различных элементов, характеризующих субъективную и объективную стороны соответствующего механизма (например, объекты, формы, способы такой реализации);
- установление факторов, влияющих на характер участия органов судебного конституционного контроля в процессе реализации решений Европейского Суда;
- выявление особенностей реализации решений Европейского Суда в практике национального конституционного правосудия на примере конкретных государств – участников Конвенции;
- анализ форм и правовых возможностей судебного конституционного контроля, наилучшим образом содействующих участию этих органов в выполнении конвенционных обязательств;
- определение направлений совершенствования правового регулирования международно-правового аспекта деятельности Конституционного Суда РФ.
Теоретическая значимость работы заключается в развитии научных знаний о природе и механизме участия органов судебного конституционного контроля в процессе выполнения конвенционных обязательств, а также о месте и значении конституционного правосудия в системе взаимодействия национального права и права Конвенции в различных государствах – участниках Конвенции.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты работы направлены на развитие законодательства в России. В частности, предлагается закрепить за Конституционным Судом РФ ряд полномочий: осуществление обязательной предварительной проверки конституционности особо значимых международных договоров Российской Федерации; определение того, являются ли те или иные принципы и нормы международного права непосредственно действующей частью российского права; оценка соответствия законов и иных нормативно-правовых актов общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека; разрешение вопроса о принятии мер общего характера, необходимых для реализации решения международного суда, юрисдикция которого обязательна для России, если оно не может быть реализовано иным образом.
Основные положения и выводы работы могут быть применены в правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти, в учебно-образовательном процессе, для повышения уровня правового просвещения законодателей и представителей судебной системы, лиц, специализирующихся на ведении дел по жалобам, поступающим в Конституционный Суд РФ и Европейский Суд. Обобщения и выводы данной работы могут быть включены в систему знаний, формирующих отечественную конституционную доктрину и использоваться для целей учебных курсов по конституционному праву России и конституционному праву зарубежных стран.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и практические рекомендации диссертации прошли обсуждение и были одобрены на кафедре конституционного права государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия».
Теоретические выводы исследования изложены в процессе выступлений на российских и международных научно-практических и теоретических конференциях (Международная научно-практическая конференция «Проблемы современного российского права» 4-5 мая 2007 г. (г. Челябинск); Всероссийская научно-практическая конференция «Государство, право, управление» 24 апреля 2008 г. (г. Москва); Общероссийская научно-практическая конференция «Современные вопросы юридической науки и практики» 14-15 ноября 2008 г. (г. Тамбов); Международная научно-теоретическая конференция «Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации» 4-6 декабря 2008 г. (г. Москва); Международная научно-теоретическая конференция «Гражданское общество и правовое государство как факторы модернизации российской правовой системы» 11-12 декабря 2009 г. (г. Санкт-Петербург), а также отражены в научных сборниках и периодических изданиях, среди которых журналы «Конституционное и муниципальное право», «Законность», «Российское правосудие», рекомендованные Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.
Результаты настоящего исследования были использованы при проведении занятий по курсам «Конституционное право России» и «Конституционное право зарубежных стран» в ГОУ ВПО «Российская академия правосудия».
Структура и содержание диссертации обусловлены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включая семь параграфов, два подпараграфа, и заключения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы диссертационной работы, раскрывается степень разработанности исследуемой проблемы, определяются цель и основные задачи, объект и предмет исследования, его методологическая база, показывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость, обозначаются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации результатов проведенного исследования.
Глава первая «Природа и формы взаимодействия Европейского Суда по правам человека и органов судебного конституционного контроля» состоит из трех параграфов и посвящена анализу общих вопросов влияния принятых международных обязательств по Конвенции на национальные правовые системы и значения судебного конституционного контроля для этого процесса. В данной главе реализация конституционными судами решений Европейского Суда рассматривается, прежде всего, как форма взаимодействия органов конвенционного и конституционного контроля, что позволяет комплексно проанализировать сущностные стороны процесса участия органов конституционного правосудия в выполнении конвенционных обязательств.
В первом параграфе «Теоретико-правовые основы влияния решений Европейского Суда по правам человека на национальные правовые системы, включая деятельность органов судебного конституционного контроля» рассматриваются основные аспекты влияния решений Европейского Суда на национальные правовые системы и их имплементации в национальное право. Подробно исследуются такие направления имплементации права Конвенции, как определение правового положения Конвенции и решений Европейского Суда и организационно-исполнительская деятельность, связанная с выполнением требований указанных актов. Обосновывается ценность судебного конституционного контроля для решения названных вопросов. Выделяется группа факторов, оказывающих влияние на участие конституционных судов в реализации решений Европейского Суда, связанные с особенностями конституционно-правовой системы. В параграфе предлагается анализировать не только комплекс прямых, но и обратных связей между конституционными судами и Европейским Судом для исследования их взаимодействия, определения природы их отношений и характера взаимосвязи.
Во втором параграфе «Развитие взаимодействия Европейского Суда по правам человека и органов судебного конституционного контроля» рассматриваются отношения Европейского Суда с органами конституционного правосудия в историко-правовом контексте. Подчеркивается, что становление и развитие отношений между конституционными судами и Европейским Судом во многом обусловлено развитием концептуальных, институционально-правовых основ их взаимодействия, вызванных социально-политическими причинами, складывающихся в процессе исторического развития конституционализма на европейском континенте. Процесс их формирования предлагается разделить на следующие исторические этапы. Первый этап (период после окончания Первой мировой войны) связан с концептуальным обоснованием необходимости существования специальных судебных институтов, содержанием деятельности которых является конституционный контроль, а также их постепенным созданием. При этом их фактические задачи тогда исчерпывались исключительно вопросами охраны иерархии конституционно-правовых актов, в том числе, в соотношении их с актами международного права. Тем самым обозначались концептуальные и институционально-правовые предпосылки для будущего участия органов судебного конституционного контроля в процессе взаимодействия с наднациональным механизмом защиты основных прав. Второй этап (период после Второй мировой войны) характеризуется осознанием необходимости развития судебной защиты основных прав и свобод и ограничения государственной власти, что получает оформление как на наднациональном уровне в виде создания судебного механизма в рамках межгосударственной организации Совет Европы, так и на национальном уровне, прежде всего, в конституционно-судебной деятельности. В связи с общим объектом судебной защиты и постепенным расширением этими органами сферы совместной деятельности становится все более необходимым соотнесение ими своей практики с практикой друг друга. Третий этап (период с 1980х годов XX века и до настоящего времени) связан со значительным увеличением числа государств – участников Конвенции и реформированием судебного механизма Конвенции. Европейский Суд сближается по своим характеристикам с органом конституционной юрисдикции, усложняется вопрос соотношения национального (конституционного) права и права Конвенции. Все более укрепляются правозащитные начала конституционного правосудия в связи с развитием процедуры конституционной жалобы, во многом сравнимой со способом защиты основных прав и свобод в форме жалобы в Европейский Суд. Такое сближение концептуальных и институционально-правовых основ деятельности органов конституционного и конвенционного контроля вызывает более активное и тесное их взаимодействие, сопровождаемое учащением между ними конфликтных ситуаций.
В третьем параграфе «Основания и формы взаимодействия Европейского Суда по правам человека и органов судебного конституционного контроля» внимание уделяется вопросам оснований и форм взаимодействия органов конституционного и конвенционного контроля, характеру их взаимосвязи, причинам активного сотрудничества и конфликтов между ними.
Подчеркивается, что с учетом отсутствия правовых оснований, прямо вызывающих необходимость взаимодействия Европейского Суда и органов конституционного контроля, соответствующий процесс во многом зависит от предрасположенности этих органов к сближению и намерению установить тесные связи друг с другом. Выделяются общие (схожие) характеристики в содержании и деятельности Европейского Суда и органов судебного конституционного контроля, содействующие развитию высокого уровня понимания ими сущности друг друга и заинтересованности в осуществлении взаимодействия, основанного на сотрудничестве. Процесс взаимодействия Европейского Суда и органов судебного конституционного контроля рассматривается как принятие системы мер, связанных с обеспечением реализации одной судебной практики с помощью другой, что выражает собой формы взаимодействия. Наиболее распространенной формой взаимодействия обозначается принятие обеспечительных мер органами конституционной юрисдикции, связанных с реализацией решений Европейского Суда. При этом также подробно освещаются вопросы обращения Европейского Суда к решениям органов судебного конституционного контроля. Такое обращение может выражаться в ссылке на указанные решения как на источник национального права и как на фактическое обстоятельство в деле, а также в оценке деятельности конституционного суда, которая, в конечном счете, является предметом жалобы, подаваемой в Европейский Суд. Кроме того, проведено исследование возможных типов ситуаций, складывающихся в процессе взаимодействия конституционных судов и Европейского Суда – сотрудничество указанных органов, гарантией которого является согласие их с решениями и выводами друг друга, и конфликты. Последнее связано с несогласием конституционных судов с выводами Европейского Суда, что возможно как при рассмотрении ими схожих по своей сути дел, так и в ситуациях прямых столкновений между ними, обусловленных пересечением юрисдикций соответствующих органов. При этом определяются формы выражения таких конфликтов и пути реагирования на них.
Глава вторая «Механизм реализации решений Европейского Суда по правам человека органами судебного конституционного контроля в национальных правопорядках» состоит из четырех параграфов, в рамках которых дается анализ механизма реализации решений Европейского Суда органами судебного конституционного контроля.
В первом параграфе «Понятие и содержание механизма реализации решений Европейского Суда по правам человека органами судебного конституционного контроля» комплексно проработаны теоретические вопросы механизма реализации решений Европейского Суда органами судебного конституционного контроля. Под механизмом реализации конституционными судами решений Европейского Суда предлагается понимать систему последовательно взаимодействующих элементов и стадий выполнения требований, вытекающих из права Конвенции, в рамках деятельности органов конституционного правосудия. Анализ механизма реализации решений Европейского Суда позволяет исследовать как процесс соответствующей деятельности, так и его результат, а также обозначить все особенности и противоречия, существующие в рамках такого механизма. Диссертантом определяются стадии процесса реализации решений Европейского Суда: 1) восприятие Конвенции и практики Европейского Суда, выражающее целостное отношение конституционного суда к праву Конвенции; 2) восприятие конституционным судом информации о решениях Европейского Суда при рассмотрении и разрешении конкретного дела; 3) определение средств реализации решений Европейского Суда при разрешении конституционно-правового спора; 4) наступление результата реализации решений Европейского Суда, выражающее практическое достижение поставленной цели.
Кроме того, в рамках параграфа определяются элементы механизма реализации решений Европейского Суда, классифицируемые на две группы. Первую группу составляют элементы, отражающие субъективную, внутреннюю сторону механизма реализации, в частности, идет речь о факторах, оказывающих влияние на отношение конституционных судов к праву Конвенции и их готовность участвовать в такой реализации решений Европейского Суда. Вторая группа элементов выражает объективную, внешнюю сторону механизма реализации решений Европейского Суда. Так, исследуются решения Европейского Суда как основные объекты деятельности конституционных судов при участии их в выполнении обязательств по Конвенции. Непосредственным объектом соответствующей деятельности органов судебного конституционного контроля, как правило, является не решение Европейского Суда в целом, а его отдельные элементы, имеющие самостоятельное значение для разрешения дела (правовые позиции, автономные правовые понятия, принципы права). Выделены формы и способы участия органов судебного конституционного контроля в процессе реализации решений Европейского Суда, связанных с непосредственным выполнением вытекающих из них требований. При этом отмечено, что привлечение права Конвенции содействует разрешению конституционно-правового спора следующим образом: служит цели основной или дополнительной аргументации итогового вывода конституционного суда, «подстраховки» его собственных позиций по делу, подтверждения соответствия конституционно-правовых актов международным обязательствам по Конвенции. Отдельное внимание обращено на иные случаи влияния конституционных судов на выполнение требований, вытекающих из права Конвенции. В тексте обозначены формы конституционно-судебной деятельности и правовые возможности, с помощью которых конституционные суды осуществляют реализацию решений Европейского Суда. Отмечено, что широкий спектр правовых возможностей, который образуется в результате сбалансированного сочетания форм конституционно-судебной деятельности, подчеркивает особую ценность участия органов конституционного правосудия среди других органов в процессе реализации решений Европейского Суда.