Реализация решений Европейского Суда по правам человека органами судебного конституционного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 02:05, автореферат

Описание работы

Цель диссертационного исследования состоит в разработке научных положений о природе и механизме реализации органами судебного конституционного контроля решений Европейского Суда в правопорядках государств – участников Конвенции, а также о значении конституционного правосудия для выполнения международных обязательств по Конвенции.
Для достижения обозначенной цели требуется решение следующих задач:
- анализ теоретико-правовых вопросов влияния решений Европейского Суда на национальные правовые системы, включая деятельность органов судебного конституционного контроля;
- изучение оснований и причин участия органов судебного конституционного контроля в процессе реализации решений Европейского Суда в государствах – участниках Конвенции;
- выявление исторически сложившейся взаимосвязи органов конституционного и конвенционного контроля, закономерностей и тенденций развития их взаимодействия;
- исследование механизма реализации решений Европейского Суда в рамках деятельности органов конституционного правосудия, включая изучение стадий процесса и различных элементов, характеризующих субъективную и объективную стороны соответствующего механизма (например, объекты, формы, способы такой реализации);
- установление факторов, влияющих на характер участия органов судебного конституционного контроля в процессе реализации решений Европейского Суда;
- выявление особенностей реализации решений Европейского Суда в практике национального конституционного правосудия на примере конкретных государств – участников Конвенции;
- анализ форм и правовых возможностей судебного конституционного контроля, наилучшим образом содействующих участию этих органов в выполнении конвенционных обязательств;
- определение направлений совершенствования правового регулирования международно-правового аспекта деятельности Конституционного Суда РФ.

Работа содержит 1 файл

avtoref-perchatkina.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

В названных трудах освещаются различные аспекты влияния права Конвенции на правовые системы договаривающихся сторон; анализируется значение Конвенции как конституционного инструмента воздействия на правовое развитие; делается акцент на особую роль конституционного правосудия в реализации решений Европейского Суда; раскрывается характер сотрудничества и противодействия органов конституционного и конвенционного контроля. Некоторые проблемы взаимодействия органов судебного конституционного контроля и Европейского Суда, рассматриваемые в зарубежных доктринальных источниках, фактически не исследовались или мало затрагивались отечественной правовой доктриной. Например, процесс конституционализации права Конвенции в национальных правовых системах; соотнесение концептуальных и институциональных свойств конституционного правосудия с чертами европейского правосудия по правам человека; значение согласованного функционирования соответствующих судов для защиты прав и свобод на европейском континенте.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке научных положений о природе и механизме реализации органами судебного конституционного контроля решений Европейского Суда в правопорядках государств – участников Конвенции, а также о значении конституционного правосудия для выполнения международных обязательств по Конвенции.

Для достижения обозначенной цели требуется решение следующих задач:

-    анализ теоретико-правовых вопросов влияния решений Европейского Суда на национальные правовые системы, включая деятельность органов судебного конституционного контроля;

- изучение оснований и причин участия органов судебного конституционного контроля в процессе реализации решений Европейского Суда в государствах – участниках Конвенции;

- выявление исторически сложившейся взаимосвязи органов конституционного и конвенционного контроля, закономерностей и тенденций развития их взаимодействия;

-   исследование механизма реализации решений Европейского Суда в рамках деятельности органов конституционного правосудия, включая изучение стадий процесса и различных элементов, характеризующих субъективную и объективную стороны соответствующего механизма (например, объекты, формы, способы такой реализации);

-  установление факторов, влияющих на характер участия органов судебного конституционного контроля в процессе реализации решений Европейского Суда;

-   выявление особенностей реализации решений Европейского Суда в практике национального конституционного правосудия на примере конкретных государств – участников Конвенции;

-   анализ форм и правовых возможностей судебного конституционного контроля, наилучшим образом содействующих участию этих органов в выполнении конвенционных обязательств;

-    определение направлений совершенствования правового регулирования международно-правового аспекта деятельности Конституционного Суда РФ.

Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в процессе реализации решений Европейского Суда органами судебного конституционного контроля государств – участников Конвенции.

Предметом исследования являются природа и сущность участия органов судебного конституционного контроля в реализации решений Европейского Суда, особенности организации конституционно-судебной деятельности в государствах – членах Совета Европы при обеспечении влияния права Конвенции на национальные правовые системы.

Методологическую основу настоящей работы составляют общенаучные способы и приемы исследования социально-правовых явлений, которые включают, в частности, диалектический метод, анализ и синтез, дедукцию и индукцию. Кроме того, в исследовании применяются частнонаучные методы познания правовых явлений, в числе которых, прежде всего, такие методы как историко-правовой, системный метод, при этом в качестве основного выступает сравнительно-правовой метод исследования, позволивший проанализировать и сделать обобщения по практике реализации решений Европейского Суда конституционными судами в правопорядках ряда государств – участников Конвенции.

Нормативно-правовой основой исследования является конституционное и обычное законодательство ряда государств – участников Конвенции, которым регулируются основы соотношения национального и международного права, значение судебного конституционного контроля для взаимодействия национального и международного права.

Эмпирическую основу исследования составили результаты анализа решений (извлечений из решений) органов конституционного контроля государств «традиционной» демократии, содержащих обращения к праву Конвенции: Германии,  Австрии,  Испании,  Франции,  Бельгии,  Италии, Португалии. Кроме того, в исследовании приводятся примеры из аналогичной практики конституционных судов государств посткоммунистической демократии, в частности, Словакии, Чехии, Хорватии, Украины, Армении. Отдельный параграф работы посвящен анализу опыта реализации решений Европейского Суда в практике Конституционного Суда Российской Федерации.

Научная новизна  исследования заключается в том, что впервые в отечественном правоведении осуществлен специальный сравнительно-правовой анализ вопросов участия органов судебного конституционного контроля различных государств – членов Совета Европы в реализации решений Европейского Суда и предложено научное концептуально оформленное понимание природы и сущности такого международно-правового аспекта конституционно-судебной деятельности. При этом в работе обосновано значение каждой из форм конституционного контроля и существующих в рамках этих форм возможностей для обеспечения конституционными судами влияния права Конвенции на национальные правовые системы.

В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения и выводы, обладающие научной новизной:

  1. Под реализацией решений Европейского Суда органами судебного конституционного контроля в узком (собственном) смысле понимается процесс непосредственного выполнения ими требований, вытекающих из соответствующих судебных актов, в целях разрешения конкретного конституционно-правового спора; в широком смысле – оказание влияния на выполнение указанных требований в национальном правопорядке органами правотворчества и правоприменения.

Обосновывается, что конституционные  суды, как правило, играют важную или решающую роль в осуществлении конвенционных обязательств на внутригосударственном уровне стран – членов Совета Европы. Реализацию ими решений Европейского Суда следует рассматривать в качестве самостоятельного направления имплементации права Конвенции как процесса выполнения международных обязательств договаривающимися сторонами.

  1. Для участия органов судебного конституционного контроля государств – участников Конвенции в процессе реализации решений Европейского Суда имеет значение различие полномочий, осуществляемых ими в рамках абстрактного и конкретного конституционного контроля и выражающих предназначение каждой из форм конституционно-судебной деятельности, – осуществление нормоконтроля для обеспечения стабильности иерархии конституционно-правовых актов или непосредственная защита основных прав человека.

В государствах, где развит институт конституционной защиты, к  которому существует прямой доступ граждан, и под конституционный контроль подпадает широкий круг действий и решений органов публичной власти, конституционное правосудие служит эффективным средством защиты прав для целей статьи 13 Конвенции, содействуя утверждению субсидиарного (дополняющего) характера судебного механизма Конвенции.

Сочетание форм конституционно-судебной деятельности, в рамках которых проявляются такие возможности как осуществление конституционного контроля законодательных и иных нормативно-правовых актов, толкование конституции, разрешение жалоб индивидов на нарушение их основных прав и свобод актами правоприменения, позволяют конституционным судам решать различные задачи в сфере выполнения конвенционных обязательств:

- реагировать  на  нарушения   Конвенции, установленные Европейским   Судом, в частности, обеспечивая  прямое действие его решений  вопреки законодательству или судебной практике;

- способствовать предупреждению  нарушений Конвенции, прежде всего,  при осуществлении непосредственной  защиты основных прав от неправомерных  актов органов публичной власти;

- определять юридическое значение  права Конвенции в национальной правовой системе, включая форму и степень обязательности решений Европейского Суда для внутригосударственной правовой системы, соотношение права Конвенции с источниками национального конституционно-правового регулирования;

- содействовать достижению баланса между национальными суверенными интересами и выполнением конвенционных обязательств с целью обеспечения функционирования национального права таким образом, чтобы оно не только не расходилось с требованиями Конвенции и решений Европейского Суда, но и содействовало их осуществлению.

  1. Органы конституционного правосудия государств – участников Конвенции обеспечивают реализацию решений Европейского Суда путем непосредственного обращения к этим актам при разрешении конкретного дела на основании факта участия государства в международных обязательствах и признания принципа прямого действия Конвенции и решений Европейского Суда. При отсутствии специального правового регулирования осуществление конституционными судами реализации решений Европейского Суда связано с самостоятельным определением ими меры своей ответственности за участие в этом процессе, поскольку международные обязательства, порождая правоотношения между государствами как субъектами международного права, не вызывают прямой обязанности конституционных судов как национальных органов обеспечивать их выполнение.
  2. Органы судебного конституционного контроля реализуют решения Европейского Суда, вынесенные против соответствующих государств – участников Конвенции, правовые последствия которых вытекают из статьи 46 Конвенции, а также другие решения Европейского Суда – в связи с содержанием в них правовых позиций, имеющих прецедентно-обязывающее значение. Под правовыми позициями Европейского Суда следует понимать общие концептуальные выводы, содержащиеся в мотивировочной части его решения, являющиеся результатом толкования Европейским Судом Конвенции в процессе рассмотрения жалоб на нарушение гарантированных ею прав и свобод, ориентированные на многократное применение и имеющие устойчивый характер. Кроме того, конституционные суды в рамках своей деятельности непосредственно обращаются к автономным правовым понятиям, принципам права, выводимых Европейским Судом и имеющих самостоятельное значение в мотивировочной части его решения.
  3. Выполнение органами судебного конституционного контроля требований, вытекающих из решений Европейского Суда, опосредовано применением разнообразных форм и способов их реализации. К формам реализации решений Европейского Суда относятся участие конституционных судов в их исполнении в связи с принятием мер индивидуального или общего характера для исправления нарушений Конвенции, констатируемых Европейским Судом, и предотвращения дальнейших нарушений, а также использование и соблюдение ими решений Европейского Суда в части содержащихся в них правовых позиций для решения вопроса о конституционности акта органа публичной власти, выявления конституционного смысла этого акта, разъяснения смысла и значения конституционного текста.

Выделены способы реализации конституционными судами решений Европейского Суда по критерию формального обращения к ним: 1) явное применение – обращение к нормам Конвенции в истолковании Европейского Суда, но без ссылок на решения Европейского Суда,  или учет Конвенции и решений Европейского Суда в тексте своего решения; 2) неявное применение – восприятие смысла толкования конкретных норм, принципов и институтов, заложенных в Конвенции и решениях Европейского Суда, и аргументация с их помощью своих выводов без приведения конкретных ссылок на Конвенцию и (или) решения Европейского Суда.

Предложено также классифицировать способы реализации с учетом применения Конвенции и решений Европейского Суда во взаимосвязи с конституционно-правовыми актами следующим образом: применение Конвенции в истолковании Европейского Суда совместно с такими актами при их взаимосоответствии; приоритетное применение Конвенции и решений Европейского Суда при их расхождении с конституционно-правовыми актами. Иногда возможно автономное применение права Конвенции, в частности, когда осуществление конституционного контроля происходит только через оценку соответствия национальных правовых актов Конвенции, а не конституции.

  1. Надлежащая и эффективная реализация органами судебного конституционного контроля решений Европейского Суда предполагает их корректное применение (комплексный учет всех элементов его судебной практики применительно к конкретному делу) и разрешение спора на основе согласования собственных выводов с этими решениями в целях достижения совместимости или, по крайней мере, разумного компромисса с ними. Ненадлежащая реализация решений Европейского Суда имеет место в случае их некорректного применения: при обращении к правовой позиции Европейского Суда, не подлежащей применению; игнорирования его правовой позиции, имеющей значение для конкретного дела; искажения смысла положений Конвенции, выявленного Европейским Судом. Вместе с тем корректное применение конституционным судом решений Европейского Суда не гарантирует эффективного выполнения их требований в рамках конституционно-судебной деятельности (в случае если итоговая позиция конституционного суда не согласуется с ними).
  2. Органы судебного конституционного контроля одновременно с обеспечением непосредственного выполнения требований права Конвенции также оказывают влияние на их осуществление во внутригосударственной деятельности в целом, поскольку демонстрируют на собственном примере механизм реализации решений Европейского Суда и интегрируют элементы его судебной практики в правопорядок государства. Кроме того, важным проявлением влияния судов на выполнение конвенционных обязательств является определение ими юридической силы Конвенции, решений Европейского Суда и содержащихся в них правовых позиций в национальном правопорядке, решение общих вопросов соотношения международных и национальных (конституционных) норм.
  3. Обеспечение органами конституционного правосудия реализации решений Европейского Суда находится под влиянием взаимосвязанных факторов объективного и субъективного характера, сочетание которых предопределяет специфику их участия в выполнении конвенционных обязательств в каждом государстве – участнике Конвенции. К числу объективных факторов относятся принадлежность национальной правовой системы к конкретной правовой семье, господствующий в государстве подход к соотношению национальных и международных норм, характер интегрированности национального права в международную правовую систему, политико-правовые традиции, специфика конституционно-судебного устройства, степень институциональной и функциональной автономности судов и другие особенности организации конституционно-правовой системы. В числе факторов субъективного характера преобладает отношение конституционного суда к отдельным решениям Европейского Суда, основанное на согласии или несогласии с ними. Последнее преимущественно обусловлено конфликтным потенциалом этих решений, в которых выражена негативная оценка материального или процессуального аспекта конституционно-судебной деятельности, либо которые расходятся с национальными традициями социокультурного развития.
  4. Социально-политические преобразования на территории государств – участников Конвенции, обусловленное ими развитие и постепенное сближение концептуальных основ и институционально-правовых механизмов в деятельности органов конвенционного и конституционного контроля стали важнейшими факторами развития их взаимодействия, основанного на сотрудничестве. Исторически сложившиеся общие (схожие) характеристики в содержании и деятельности соответствующих органов выражены, прежде всего, в следующем: 1) общая направленность (предназначение) судов, связанная с защитой основных прав человека, гарантированных Конвенцией и совпадающих по существу с конституционными правами, и с ограничением, сдерживанием государственной власти; 2) схожие функциональные особенности в деятельности этих органов, построенной на сочетании элементов абстрактного и конкретного контроля правовых актов; 3) схожие юридические свойства решений органов конвенционного и конституционного контроля, в частности, двуединая природа этих актов, проявляющих себя как казуальные решения конкретных дел и как акты толкования, выраженные в качестве правовых позиций.
  5. В российской конституционно-судебной практике наблюдаются процессы, соответствующие общим тенденциям участия органов судебного конституционного контроля государств – членов Совета Европы в выполнении конвенционных обязательств. Конституционный Суд РФ разнонаправленно обеспечивает реализацию решений Европейского Суда, прежде всего, применяя их вместе с Конвенцией в качестве критерия разрешения конституционно-правового спора или обращаясь к ним для подтверждения собственных выводов. Признавая влияние Конвенции на определение содержания конституционных прав и свобод и содействуя рассмотрению последних во взаимосвязи с нормами Конвенции в истолковании Европейского Суда, Конституционный Суд РФ способствует приданию Конвенции наряду с другими международными договорами в сфере прав и свобод человека конституционного значения. Вырабатывая специальные правовые позиции, Конституционный Суд РФ содействует достижению правовой определенности в вопросе о юридической силе решений Европейского Суда посредством: признания в качестве неотъемлемого элемента правового статуса решений Европейского Суда, вынесенных против России, наличия правовых последствий, в первую очередь, направленных на прекращение нарушений Конвенции и устранение их последствий; оценки правовых позиций Европейского Суда, в том числе содержащихся в решениях, вынесенных в отношении других государств – участников Конвенции, в качестве составной части национальной правовой системы (при их соответствии общепризнанным принципам и нормам международного права); установления требования об обязательном учете правовых позиций Европейского Суда во внутригосударственной деятельности.

Информация о работе Реализация решений Европейского Суда по правам человека органами судебного конституционного контроля