Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 02:05, автореферат
Цель диссертационного исследования состоит в разработке научных положений о природе и механизме реализации органами судебного конституционного контроля решений Европейского Суда в правопорядках государств – участников Конвенции, а также о значении конституционного правосудия для выполнения международных обязательств по Конвенции.
Для достижения обозначенной цели требуется решение следующих задач:
- анализ теоретико-правовых вопросов влияния решений Европейского Суда на национальные правовые системы, включая деятельность органов судебного конституционного контроля;
- изучение оснований и причин участия органов судебного конституционного контроля в процессе реализации решений Европейского Суда в государствах – участниках Конвенции;
- выявление исторически сложившейся взаимосвязи органов конституционного и конвенционного контроля, закономерностей и тенденций развития их взаимодействия;
- исследование механизма реализации решений Европейского Суда в рамках деятельности органов конституционного правосудия, включая изучение стадий процесса и различных элементов, характеризующих субъективную и объективную стороны соответствующего механизма (например, объекты, формы, способы такой реализации);
- установление факторов, влияющих на характер участия органов судебного конституционного контроля в процессе реализации решений Европейского Суда;
- выявление особенностей реализации решений Европейского Суда в практике национального конституционного правосудия на примере конкретных государств – участников Конвенции;
- анализ форм и правовых возможностей судебного конституционного контроля, наилучшим образом содействующих участию этих органов в выполнении конвенционных обязательств;
- определение направлений совершенствования правового регулирования международно-правового аспекта деятельности Конституционного Суда РФ.
В названных трудах освещаются различные аспекты влияния права Конвенции на правовые системы договаривающихся сторон; анализируется значение Конвенции как конституционного инструмента воздействия на правовое развитие; делается акцент на особую роль конституционного правосудия в реализации решений Европейского Суда; раскрывается характер сотрудничества и противодействия органов конституционного и конвенционного контроля. Некоторые проблемы взаимодействия органов судебного конституционного контроля и Европейского Суда, рассматриваемые в зарубежных доктринальных источниках, фактически не исследовались или мало затрагивались отечественной правовой доктриной. Например, процесс конституционализации права Конвенции в национальных правовых системах; соотнесение концептуальных и институциональных свойств конституционного правосудия с чертами европейского правосудия по правам человека; значение согласованного функционирования соответствующих судов для защиты прав и свобод на европейском континенте.
Цель диссертационного исследования состоит в разработке научных положений о природе и механизме реализации органами судебного конституционного контроля решений Европейского Суда в правопорядках государств – участников Конвенции, а также о значении конституционного правосудия для выполнения международных обязательств по Конвенции.
Для достижения обозначенной
цели требуется решение следующих за
- анализ теоретико-правовых вопросов влияния решений Европейского Суда на национальные правовые системы, включая деятельность органов судебного конституционного контроля;
- изучение оснований и причин участия органов судебного конституционного контроля в процессе реализации решений Европейского Суда в государствах – участниках Конвенции;
- выявление исторически сложившейся взаимосвязи органов конституционного и конвенционного контроля, закономерностей и тенденций развития их взаимодействия;
- исследование механизма реализации решений Европейского Суда в рамках деятельности органов конституционного правосудия, включая изучение стадий процесса и различных элементов, характеризующих субъективную и объективную стороны соответствующего механизма (например, объекты, формы, способы такой реализации);
- установление факторов, влияющих на характер участия органов судебного конституционного контроля в процессе реализации решений Европейского Суда;
- выявление особенностей реализации решений Европейского Суда в практике национального конституционного правосудия на примере конкретных государств – участников Конвенции;
- анализ форм и правовых возможностей судебного конституционного контроля, наилучшим образом содействующих участию этих органов в выполнении конвенционных обязательств;
- определение направлений совершенствования правового регулирования международно-правового аспекта деятельности Конституционного Суда РФ.
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в процессе реализации решений Европейского Суда органами судебного конституционного контроля государств – участников Конвенции.
Предметом исследования являются природа и сущность участия органов судебного конституционного контроля в реализации решений Европейского Суда, особенности организации конституционно-судебной деятельности в государствах – членах Совета Европы при обеспечении влияния права Конвенции на национальные правовые системы.
Методологическую основу настоящей работы составляют общенаучные способы и приемы исследования социально-правовых явлений, которые включают, в частности, диалектический метод, анализ и синтез, дедукцию и индукцию. Кроме того, в исследовании применяются частнонаучные методы познания правовых явлений, в числе которых, прежде всего, такие методы как историко-правовой, системный метод, при этом в качестве основного выступает сравнительно-правовой метод исследования, позволивший проанализировать и сделать обобщения по практике реализации решений Европейского Суда конституционными судами в правопорядках ряда государств – участников Конвенции.
Нормативно-правовой основой исследования является конституционное и обычное законодательство ряда государств – участников Конвенции, которым регулируются основы соотношения национального и международного права, значение судебного конституционного контроля для взаимодействия национального и международного права.
Эмпирическую основу исследования составили результаты анализа решений (извлечений из решений) органов конституционного контроля государств «традиционной» демократии, содержащих обращения к праву Конвенции: Германии, Австрии, Испании, Франции, Бельгии, Италии, Португалии. Кроме того, в исследовании приводятся примеры из аналогичной практики конституционных судов государств посткоммунистической демократии, в частности, Словакии, Чехии, Хорватии, Украины, Армении. Отдельный параграф работы посвящен анализу опыта реализации решений Европейского Суда в практике Конституционного Суда Российской Федерации.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественном правоведении осуществлен специальный сравнительно-правовой анализ вопросов участия органов судебного конституционного контроля различных государств – членов Совета Европы в реализации решений Европейского Суда и предложено научное концептуально оформленное понимание природы и сущности такого международно-правового аспекта конституционно-судебной деятельности. При этом в работе обосновано значение каждой из форм конституционного контроля и существующих в рамках этих форм возможностей для обеспечения конституционными судами влияния права Конвенции на национальные правовые системы.
В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения и выводы, обладающие научной новизной:
Обосновывается, что конституционные суды, как правило, играют важную или решающую роль в осуществлении конвенционных обязательств на внутригосударственном уровне стран – членов Совета Европы. Реализацию ими решений Европейского Суда следует рассматривать в качестве самостоятельного направления имплементации права Конвенции как процесса выполнения международных обязательств договаривающимися сторонами.
В государствах, где развит институт конституционной защиты, к которому существует прямой доступ граждан, и под конституционный контроль подпадает широкий круг действий и решений органов публичной власти, конституционное правосудие служит эффективным средством защиты прав для целей статьи 13 Конвенции, содействуя утверждению субсидиарного (дополняющего) характера судебного механизма Конвенции.
Сочетание форм конституционно-судебной деятельности, в рамках которых проявляются такие возможности как осуществление конституционного контроля законодательных и иных нормативно-правовых актов, толкование конституции, разрешение жалоб индивидов на нарушение их основных прав и свобод актами правоприменения, позволяют конституционным судам решать различные задачи в сфере выполнения конвенционных обязательств:
- реагировать на нарушения
Конвенции, установленные
- способствовать предупреждению
нарушений Конвенции, прежде
- определять юридическое
- содействовать достижению баланса между национальными суверенными интересами и выполнением конвенционных обязательств с целью обеспечения функционирования национального права таким образом, чтобы оно не только не расходилось с требованиями Конвенции и решений Европейского Суда, но и содействовало их осуществлению.
Выделены способы реализации конституционными судами решений Европейского Суда по критерию формального обращения к ним: 1) явное применение – обращение к нормам Конвенции в истолковании Европейского Суда, но без ссылок на решения Европейского Суда, или учет Конвенции и решений Европейского Суда в тексте своего решения; 2) неявное применение – восприятие смысла толкования конкретных норм, принципов и институтов, заложенных в Конвенции и решениях Европейского Суда, и аргументация с их помощью своих выводов без приведения конкретных ссылок на Конвенцию и (или) решения Европейского Суда.
Предложено также классифицировать способы реализации с учетом применения Конвенции и решений Европейского Суда во взаимосвязи с конституционно-правовыми актами следующим образом: применение Конвенции в истолковании Европейского Суда совместно с такими актами при их взаимосоответствии; приоритетное применение Конвенции и решений Европейского Суда при их расхождении с конституционно-правовыми актами. Иногда возможно автономное применение права Конвенции, в частности, когда осуществление конституционного контроля происходит только через оценку соответствия национальных правовых актов Конвенции, а не конституции.