Правовой статус представительств государств при международных организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:58, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное исследование правового статуса представительств государств при международных организациях.
В соответствии с обозначенной целью в данной работе представлено научное решение следующих задач:
- изучить формирование института представительств государств при международных организациях представительств,
- проанализировать международно-правовое регулирование статуса представительств государств при международных организациях,

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 365.50 Кб (Скачать)
ify">  Венская конвенция 1975 года, также достаточно четко регламентирует привилегии и иммунитеты членов семьи дипломатических представителей, административно-технический персонал и домашних работников дипломатических представителей.

    Члены семьи главы представительства, живущие вместе с ним, и члены семьи сотрудника дипломатического персонала представительства, живущие вместе с ним,  пользуются,  если они не являются гражданами государства пребывания  или   не   проживают   в   нем   постоянно, привилегиями и иммунитетами так же как и глава представительства, за исключением некоторых обстоятельств.

    Члены    административно-технического    персонала представительства и члены их семей,  живущие вместе с ними, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно,  пользуются привилегиями  и  иммунитетами, как и представители.

    Члены   обслуживающего   персонала   представительства,   не являющиеся гражданами государства пребывания или  не  проживающие  в нем   постоянно,   пользуются   иммунитетом  в  отношении  действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей,  и  освобождаются от  налогов,  сборов и пошлин на заработок,  получаемый ими по своей службе.                  Частные  домашние  работники  сотрудников представительства, если они  не  являются  гражданами  государства  пребывания  или  не проживают в нем постоянно, освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок,  получаемый ими по своей службе.  В других  отношениях они  могут  пользоваться  привилегиями  и  иммунитетами только в той мере,  в  какой  это  допускает   государство   пребывания.   Однако государство пребывания должно осуществлять свою юрисдикцию над этими лицами  так,   чтобы   не   вмешиваться   ненадлежащим   образом   в осуществление функций представительства.54

     Время действия  привилегий и иммунитетов определяется не формальным началом и концом дипломатической миссии (вручением верительных и отзывных грамот), а моментом пересечения границ государства пребывания при прибытии и при отъезде. Некоторые международники (Гейкинг. Xотхорн) считают, что в период между прибытием и началом миссии или между концом её и отъездом дипломатический иммунитет предоставляется лишь на основании международной вежливости, но на практике это положение соблюдается всюду. На территории третьих государств дипломаты бесспорно пользуются только личной неприкосновенностью.    Другие привилегии могут быть предоставлены им в порядке международной вежливости, и, следовательно, их предоставление зависит от позиции данного государства.

    Срок действия привилегии и иммунитетов по венской Конвенции 1975, дает следующее определение срока действия  привилегий и иммунитетов: каждое лицо,  имеющее  право  на  привилегии  и  иммунитеты, пользуется  ими  с  момента вступления его на территорию государства пребывания при следовании для занятия своего поста или, если оно уже находится на этой территории, с того момента, когда о его назначении сообщается  государству  пребывания  Организацией   или   посылающим государством.

    Если   функции   лица,    пользующегося    привилегиями    и иммунитетами,  заканчиваются,  его  привилегии  и  иммунитеты обычно прекращаются  в  тот  момент,   когда   оно   оставляет   территорию государства  пребывания,  или по истечении разумного срока для того, чтобы это сделать.  Однако в отношении действий,  совершенных  таким лицом  при  выполнении  своих  функций сотрудника представительства, иммунитет продолжает существовать.

     В случае смерти сотрудника представительства члены его семьи продолжают пользоваться привилегиями и иммунитетами,  на которые они имеют право,  до истечения разумного срока для оставления территории государства пребывания.

      В случае смерти сотрудника представительства, который не был гражданином государства пребывания или не проживал в нем  постоянно, или  члена его семьи,  жившего вместе с ним,  государство пребывания разрешает вывоз движимого имущества умершего,  за исключением  всего того   имущества,   которое   приобретено   в   пределах  территории государства пребывания и вывоз которого был запрещен ко времени  его смерти.   Различные  виды  налогов  на  наследство  не  взимаются  с движимого  имущества,   находящегося   в   государстве   пребывания, исключительно  в  силу  пребывания  здесь  умершего  как  сотрудника представительства или члена семьи сотрудника представительства.55

    После выше перечисленного, можно сделать такие выводы: первым общепризнанным условием для нормальной деятельности дипломатических представительств за границей – это неприкосновенность территории и помещения данного представительства и дипломатический иммунитет для личного дипломатического состава представительства. Это правовое положение дипломатического представительства общепризнанно в международном праве, и нарушения неприкосновенности помещения представительства и дипломатического иммунитета являются очень серьезными нарушениями международного права и суверенных прав государств.

    Поэтому государства реагируют обычно достаточно резко на такие нарушения. Тем не менее, факты нарушения дипломатического иммунитета, к сожалению, имеют место и по сей день, особенно против социалистических государств, и прежде всего против Советского Союза. Все правительства государств, на территории которых имеют место эти нарушения, отдают себе отчет в недопустимости такого рода фактов и обычно тотчас же выражают сожаление, правительству пострадавшего государства, заявляя, что они примут меры к расследованию и наказанию виновных, ибо они понимают, что если они этого не сделают, то может встать вопрос об отъезде данного представительства из страны пребывания и разрыве дипломатических отношений. Без сохранения неприкосновенности помещений и соблюдения дипломатического иммунитета ни одно представительство не может нормально функционировать.

 

4.2.  Привилегии и иммунитеты дипломатического персонала при международных организациях

     Личная неприкосновенность является фундаментальным принципом и основой группы привилегий и иммунитетов дипломатического персонала представительств. Она выражается прежде всего в том, что дипломаты не могут быть подвергнуты аресту или задержанию в какой-либо форме. Иммунитет от уголовной юрисдикции страны пребывания у них абсолютный. В этом и состоит основное отличие личной неприкосновенности дипломатов от известного всем современным государствам конституционного принципа неприкосновенности личности, при котором арест или задержание все же возможны при строгом соблюдении предусмотренных законом оснований. 
У дипломатов действует иное положение.

     Как отмечают Джон Вуд и Жан Серре, "неприкосновенность дипломатического агента гарантирует ему защиту в любых обстоятельствах... Даже если он занимается деятельностью, затрагивающей достоинство главы государства, при котором он аккредитован, к нему не могут быть применены меры, которые бы нанесли ущерб ему лично. Однако государство имеет в своем распоряжении средства защиты собственных интересов, такие, как требование отзыва дипломатического агента или его выдворение"56
  Последнее замечание, отражающее общепризнанное в доктрине и практике государств положение, вполне очевидно и едва ли нуждается в комментариях.

    Гораздо важнее было бы упомянуть о том, что государство пребывания вправе при определенных условиях использовать и такие средства защиты своих интересов, как временное задержание иностранного дипломата для предотвращения или ликвидации вредных последствий готовящегося или уже совершенного им серьезного нарушения законов и правил страны пребывания. 
       Привилегии и иммунитеты организаций и их персонала определяются уставами организаций, многосторонними конвенциями и двусторонними соглашениями со страной пребывания. Немалую роль играют и обычные нормы международного права. Согласно Уставу ООН Организация пользуется на территории своих членов такими привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для достижения ее целей.

    В 1946 г. Генеральная Ассамблея приняла Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН. Согласно Конвенции имущество ООН пользуется иммунитетом от судебного вмешательства, однако возможен отказ от него в отдельных случаях. Пользуются неприкосновенностью помещения и архивы. Собственность ООН освобождается от налогов и от таможенных сборов. Организация пользуется всеми видами связи.

  Аналогичными иммунитетами и привилегиями обладают специализированные учреждения ООН и другие международные организации.

Рост  роли и числа международных организаций  потребовал кодификации норм, относящихся  к статусу постоянных представительств государств при организациях, а также делегаций государств и наблюдателей в международных органах. Кодификация была осуществлена Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Конвенция пока не вступила в силу, главным образом из-за сопротивления государств, на территории которых расположены организации. СССР, Белоруссия и Украина ратифицировали Конвенцию в 1978 г.

  Несмотря  на то, что Конвенция не вступила в силу, она представляет авторитетный источник для понимания содержания дипломатического права международных организаций. Другим источником являются двусторонние соглашения организаций с государствами их пребывания57.

  Конвенция определяет функции постоянных представительств:

  1. представительство государства при организации, что включает поддержание связи, ведение переговоров, обеспечение участия своего государства в деятельности организации, защиту интересов своего государства в деятельности организации;
  2. информационная функция — состоит в выяснении осуществляемой в организации деятельности и сообщении об этом своему правительству;
  3. функция содействия осуществлению целей и принципов организации путем сотрудничества с ней и в ее рамках.

  Очевидна  близость функций постоянных представительств и дипломатических представительств в государствах. Тем не менее, в их статусе есть и различия. Они касаются, прежде всего, порядка учреждения представительств и назначения их персонала. Вопрос об учреждении представительства или миссии наблюдателей решается без участия принимающего государства58. Направляющее государство не нуждается в получении агремана для главы представительства. Оно по своему усмотрению назначает и весь персонал. Верительные грамоты вручаются главному должностному лицу организации. Привилегии и иммунитеты аналогичны дипломатическим.

   Особенности правового статуса должностных лиц и служащих международных организаций рассмотрим на примере Организации Объединенных Наций.

   В основе привилегий и иммунитетов должностных лиц международных организаций лежит теория функциональной необходимости. Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН устанавливает, что должностные лица ООН пользуются следующими привилегиями и иммунитетами: они не подлежат судебной ответственности за сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц; они освобождаются от обложения налогами окладов и вознаграждений, выплачиваемых им Объединенными Нациями, от государственных служебных повинностей, а также вместе с женами и родственниками, находящимися на их иждивении, от ограничений по въезду в страну и от регистрации в качестве иностранцев. Они пользуются теми же привилегиями в отношении обмена валюты, которые предоставляются должностным лицам соответствующего ранга, входящим в состав дипломатических миссий, аккредитованных при соответствующем правительстве, а также вместе со своими женами и родственниками, состоящими на их иждивении, такими же льготами по репатриации, какими пользуются дипломатические представители во время международных кризисов; имеют право ввозить беспошлинно свою мебель и имущество при первоначальном занятии должности в соответствующей стране.

     Круг лиц, которые пользуются перечисленными привилегиями и иммунитетами, определяется Генсеком ООН. Об этом сообщается правительствам всех стран - членов ООН, поскольку эти привилегии и иммунитеты должны предоставляться должностным лицам ООН на территориях всех стран — участниц конвенции.

    Эксперты ООН, выезжающие в командировки по поручению Объединенных Наций, пользуются во время командировок более широкими привилегиями и иммунитетами, чем должностные лица ООН в ее штаб-квартире. Им, в частности, предоставляются: иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на их личный багаж; всякого рода судебно-процессуальный иммунитет в отношении всего сказанного или написанного ими и совершенного ими при исполнении служебных обязанностей; неприкосновенность всех бумаг и документов; право пользоваться шифром и получать корреспонденцию посредством курьеров или вализ для сношений с Объединенными Нациями; те же льготы в отношении ограничений на обмен денег, какие предоставляются сотрудникам дипломатических представительств, находящимся во временных служебных командировках; те же иммунитеты и льготы в отношении их личного багажа, какие предоставляются дипломатическим представителям.

Информация о работе Правовой статус представительств государств при международных организациях