Правовое регулирование международного конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 20:12, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является анализ путей и методов урегулирования международных конфликтов, на примере конфликта России и Грузии. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- изучить теоретические подходы исследования международного конфликта;
- проанализировать сущность международного конфликта;
- выявить основные механизмы разрешения международного конфликта;
- рассмотреть основные подходы к изучению особенностей международных конфликтов;
-выявить проблемы управления современным международным конфликтом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1 Теоретико-правовые подходы к исследованию международно-политического конфликта………………………....….……………………………9
1.1 Международно-правовое понятие конфликта………………......……..9
1.2 Основные международно-правовые подходы к изучению особенностей международных конфликтов………………………………………………………27
2 Проблемы правового регулирования международных конфликтов…44
2.1 Современный международный конфликт: проблемы управления…..44
2.2 Роль России в урегулировании международных конфликтов……...63
3 Российско-Грузинский конфликт………………………………………..75
3.1 История развития конфликта…………………………………………75
3.2 Нарастание напряженности……………..……………………………80
3.3 Потери сторон и жертвы войны……………………………………...88
Заключение………………………………………………………………….91
Список использованной литературы……………………………………..96

Работа содержит 1 файл

диплом Досаева.doc

— 422.00 Кб (Скачать)

 10 августа. Произошло российско-грузинское военно-морское столкновение.

 11 августа. По утверждению сотрудника МВД Южной Осетии, был сбит грузинский Су-25 атаковавший позиции 58-ой армии. Российские войска подошли к городу Сенаки и отступили после того, как ликвидировали возможность обстрелов с военной базы.

 12 августа. На рабочей встрече в Кремле с министром обороны и начальником, Президент России Дмитрий Медведев заявил, что «на основе доклада принял решение о завершении операции по принуждению Грузии к миру»: «Безопасность наших миротворческих сил и гражданского населения восстановлена. Агрессор наказан и понес значительные потери. Его вооружённые силы дезорганизованы. При возникновении очагов сопротивления и иных агрессивных наступлений принимать решения об уничтожении».

После этого во время визита в Москву председателя ЕС президента Франции Н. Саркози, в ходе встречи с президентом России Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным, были согласованы шесть принципов мирного урегулирования (План Медведева - Саркози)

  1. Не прибегать к использованию силы.
  2. Окончательно прекратить все военные действия.
  3. Свободный доступ к гуманитарной помощи.
  4. Вооружённые силы Грузии возвращаются в места их постоянной дислокации.
  5. Вооружённые силы РФ выводятся на линию, предшествующую началу боевых действий.
  6. Начало международного обсуждения о вопросах будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности.

 После этого президент Саркози посетил Тбилиси, где провёл встречу с президентом Грузии Михаилом Саакашвили.

 13 августа Грузия приняла план урегулирования конфликта, но с оговорками. Так, по просьбе грузинского президента был убран пункт о начале обсуждения будущего статуса Южной Осетии и Абхазии. После внесения изменений Саакашвили объявил, что подписывается под планом урегулирования и принимает условия прекращения огня в зоне грузино-осетинского конфликта.

 По мнению Саркози, «текст из шести пунктов не может ответить на все вопросы. Он не решает окончательно проблему».

 16 августа. Президент России Дмитрий Медведев поставил подпись под планом по мирному урегулирования грузино-осетинского конфликта. До этого документ подписали руководители непризнанных государств Южная Осетия и Абхазия, а также президент Грузии Михаил Саакашвили. Подписание этого документа сторонами конфликта окончательно обозначило завершение военных действий.

 В конце 2008 года ситуация в зоне конфликта оставалась напряжённой. Приходили сообщения о взрывах и обстрелах с человеческими жертвами в районе грузино-осетинского конфликта. Аналогичные сведения приходили и с грузино-абхазской границы.

 

 

3.3 Потери сторон и жертвы войны

 

          13 августа в России, Южной Осетии и Грузии был объявлен траур по погибшим в ходе конфликта.

 К вечеру 8 августа появились предварительные данные о жертвах: как заявил в интервью информагентству «Интерфакс» президент непризнанной республики, жертвами нападения грузинских войск на Южную Осетию стали свыше 1400 человек. Утром 9 августа официальный представитель южноосетинского правительства сообщила о 1600 погибших. Вечером 9 августа посол России в Грузии заявил, что погибло не менее 2000 жителей Цхинвали (около 3 % населения Южной Осетии).

11 августа официальный представитель МИД РФ Борис Малахов сообщил, что по уточнённым данным в зоне конфликта погибли примерно 1600 мирных граждан.

  Представители международной правозащитной организации Human Rights Watch во Владикавказе поставили под сомнение заявления осетинских властей о числе погибших (они говорят, что погибло 44 человека). И значительная часть погибших жителей Южной Осетии составили вооружённые ополченцы, которых нельзя учитывать в качестве жертв среди гражданского населения.

Однако, по мнению правозащитника, директора Московского бюро по правам человека, Human Rights Watch значительно занижает цифры погибших. 29 августа комиссар по правам человека Совета Европы также высказался в сторону того, что цифры Human Rights Watch занижены.

 16 августа министр внутренних дел Южной Осетии заявил, что окончательная цифра погибших пока неясна, но уже ясно, что погибло более 2100 человек.

 Итоговые официальные данные были сообщены 20 августа – всего в ходе конфликта Южная Осетия потеряла 1492 человека погибшим.

 

    По предварительной информации заместителя начальника Генштаба ВС РФ, на 13 августа потери российских военнослужащих насчитывали 74 человека погибшими, 19 пропавшими без вести, 171 ранеными.

 Министерство обороны РФ 12 августа заявило, что военнослужащие срочной службы не участвуют в боевых действиях в Южной Осетии, боевые задачи выполняют только контрактники. Но представитель Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба ВС РФ сообщил, что в боевых действиях всё же участвовало незначительное количество военнослужащих срочной службы.

 Новые данные были обнародованы 3 сентября главным военным прокурором РФ; согласно им, потери российских военнослужащих составили 71 человека погибшими и 340 – ранеными. В списке погибших российских военных российского агентства Регнум на одну фамилию больше, чем в официальных цифрах.

  По состоянию на середину 2009 года официальная информация о потерях российских вооружённых сил в ходе конфликта остаётся противоречивой. Причины такого рода расхождений и противоречий неизвестны.

По данным Грузии, Россия существенно занизила свои потери. Так 12 августа президент Саакашвили заявил, что ВС Грузии уничтожили 400 российских солдат.

10 августа источник в грузинском правительстве сообщил, что на этот момент с начала конфликта погибло 130 граждан страны, ещё 1165 ранено. В это число входят и военные, и мирные жители, погибшие на территории Грузии в результате российских авианалётов.

         По данным России, Грузия значительно занижала и скрывала свои военные потери. Так, журналисты российской газеты «Коммерсантъ», находившиеся в Тбилиси 11 августа, цитировали неназванного офицера грузинской армии, по словам которого его подразделение только в госпиталь в Гори доставило почти 200 убитых грузинских солдат и офицеров из Южной Осетии.

          19 августа была обнародована следующая официальная статистика потерь:

Министерство обороны — 133 погибших, 70 пропавших без вести, 1199 раненых; Министерство внутренних дел — 13 погибших, 209 раненых; Гражданское население — 69 погибших, 61 раненый.

  Итого: погибло 215, пропало без вести 70 и ранено 1469 граждан страны.

  Грузия официально опубликовала поимённые списки погибших.

Список погибших – официальный поимённый список опубликован 25 сентября на английском языке. По мере поступления новой информации списки уточняются. Таким образом, общее число убитых согласно официальным спискам погибших, равно 397, при этом 62 смерти официально не подтверждены. Данные о части убитых не могут быть перепроверены из-за отсутствия возможности грузинским официальным лицам работать на территории, контролируемой де-факто властями ЮО и российскими военными.

 

Заключение

 

Начавшийся распад прежней  системы международных отношений, а также основанного на ней миропорядка поставил множество сложных вопросов перед  учеными, экспертами и государственными деятелями. Под сомнением оказались все прошлые завоевания теоретической мысли и сложившиеся за полвека стереотипы международно-политической практики. Возникла настоятельная необходимость переосмысления базовых понятий науки. Это коснулось, прежде всего, такого исходного понятия, как «международные отношения», так как от понимания того смысла, который в него вкладывается, зависит и международная деятельность политиков. С другой стороны, подобное переосмысление потребовало признания изменения роли государства и влияния других нетрадиционных участников международных отношений. Международные отношения издавна занимали существенное место в жизни любого государства, общества и отдельного человека.

Наиболее приемлемая форма урегулирования международного конфликта - это достижение баланса  интересов его сторон, что позволяет  в конечном счете устранить саму причину конфликта. В случае если подобного баланса достичь не удалось, мало того, интересы одной из сторон вследствие военного поражения подавлены, то конфликт переходит в латентную форму, которая в любой момент может при благоприятных внутренних и международных условия снова возродить конфликт.

С точки зрения теории международных отношений международный  конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или  нескольких сторон – народов, государств или группы государств, – концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономические, социально-классовые, политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы [44, с.153].

 Международные конфликты,  таким образом, являются разновидностью  международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречий интересов. Разумеется, международный конфликт – это особое, а не рутинное политическое отношение, поскольку оно означает и объективно и субъективно разрешение разнородных конкретных противоречий и порождаемых ими проблема конфликтной форме и в ходе своего развития может порождать международные кризисы и вооруженную борьбу государств.

Обострение российско-грузинских отношений, инспирированное режимом  М. Саакашвили, с неизбежностью актуализировало проблему самопровозглашённых и всё ещё непризнанных государств на территории бывшей Грузинской Советской Социалистической Республики - Республики Южная Осетия и Республики Абхазия.  После завершения военных действий противостояние сторон приобрело преимущественно политический и дипломатический характер, в значительной мере перейдя в сферу международной политики.

Предотвращение международных и межгосударственных конфликтов имеет ряд особенностей. Они заключаются в следующем:

- поскольку непротиворечивого общества не бывает, трудно искусственно создать условия для бесконфликтного общественного развития;

- основные усилия по предотвращению конфликтов должны быть направлены на бесконфликтное решение проблем, возникающих в результате объективных противоречий;

- предотвращение подразумевает максимальное снижение негативных последствий потенциальных конфликтов;

- основные усилия по предотвращению межгосударственных конфликтов направляются на исключение вооруженного насилия.

В свете сказанного становится понятно, что в наши дни резко возрастает объективная необходимость в теоретическом осмыслении международных отношений, в анализе происходящих здесь изменений и их последствий.

Анализ проблем и путей решения международных конфликтов на примере России и Грузии позволяет нам обозначить предложения по совершенствованию международного права в этой области:

1. На наш взгляд  следует выработать единую систему норм и правил на международном уровне, регламентирующих международные отношения в сфере регулирования международных конфликтов.

2. Строгое соблюдение всеми странами и народами принципа мирного сосуществования. Главное в содержании этого принципа - признание всеми субъектами международных отношений права каждого народа на свободный выбор пути развития и недопустимости его навязывания любому государству и обществу, а также признание объективно существующей многовариантности общественного развития.

3. Снижение уровня военного противостояния - непрерывное, последовательное и равномерное сокращение вооружений, прежде всего оружия массового поражения. Это одно из важнейших направлений в предотвращении конфликтов с применением вооруженных сил, снижении их разрушительных последствий. Разоружение может стать основой более интенсивного социально-экономического прогресса, который поднимет международную безопасность на более высокий уровень, улучшит условия жизни людей, снизив, таким образом, и опасность внутриполитических конфликтов. Во-первых, разоружение должно быть взаимное, равномерное и равноценное для всех конкурирующих сторон. Во-вторых, недопустимость монополии одной из сторон в разработке нового оружия, в том числе имеющего оборонительный характер. В-третьих, в современных условиях, когда невозможен абсолютный контроль за процессами разоружения и разработкой нового оружия, необходимо развитие доверия и сотрудничества в этих областях.

4. Усиление роли международных межправительственных организаций, таких, как ООН и другие, в области правового регулирования взаимоотношений между странами. Главная задача этих организаций в контексте рассматриваемой проблемы - возглавить строительство системы международной региональной и всеобщей безопасности. Важную роль в предотвращении межгосударственных конфликтов могут сыграть объединенные вооруженные силы ООН. История показывает, что коллективные усилия государств, даже относящихся к различным социально-политическим системам, почти всегда были плодотворными. Яркий пример -- антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны. Совместные акции государств по выполнению решения ООН позволили блокировать агрессивные действия Ирака по отношению к Кувейту.

Информация о работе Правовое регулирование международного конфликта