Понятие унификации права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 23:35, контрольная работа

Описание работы

Как известно, для международного частного права традиционным и даже основным являлось такое регулирование отношений с иностранным (международным) элементом, когда к ним применялось право того государства, к которому отсылала имеющаяся коллизионная норма. В целом ряде случаев коллизионно-правовой метод регулирования оказывался неэффективным, не разрешая имеющиеся проблемы юридического свойства, либо был попросту неприемлем. Поэтому в конце XIX в. для отношений в сфере международных связей началась разработка единых (единообразных) правовых норм, которые после принятия их заинтересованными государствами заменили бы разнопорядковые положения национального права и тем самым устранили бы отмеченные выше использования коллизионно-правового метода.

Работа содержит 1 файл

Понятие унификации права.docx

— 47.64 Кб (Скачать)

Возможна  и другая форма унификации: принятие рядом государств так называемых примерных законов или иных рекомендаций, выработанных специально созданными для этого органами или же в порядке заключения международного договора. Такой путь используется, например, скандинавскими странами, входящими в Северный Совет, который дает реко-мендации по вопросам сотрудничества данных стран, в том числе в области правовой унификации. В дальнейшем рекомендации воспринимаются актами внутреннего законодательства. Подобная форма унификации использовалась и социалистическими странами в рамках СЭВ, например, при принятии национальных положений о внешнеторговых арбитражах, в основе которых лежит одобренный Исполкомом СЭВ Единообразный регламент. 

Унификация  норм международного частного права  может достигаться также посредством  применения международных торговых обычаев, которые в отдельных  сферах международного общения получили широкое признание и использование. Наконец, созданию единого правового режима способствуют рекомендуемые международными организациями, национальными торговыми палатами, промышленными и торговыми ассоциациями примерные договоры и общие условия, которые отражают оправдавшую себя внешнеторговую практику. 

Полная  унификация в таких случаях не достигается, однако создается известное  единство в решении многих практически  важных правовых вопросов. 

В результате взаимодействия охарактеризованных выше форм унификации правовых норм, регулирующих внешнеэкономические связи, этот процесс  получил широкое развитие во всех регионах, прежде всего во всех взаимоотношениях социалистических государств. 

Унификация  норм международного частного права  позволяет решать ряд важных задач. Прежде всего, создается единообразное  регулирование гражданских правоотношений с иностранным элементом, в частности  внешнеторговых сделок. При этом принимаются  во внимание особенности международных  экономических связей, которые существенны  и нередко не учитываются нормами  внутреннего права. Новейшие виды внешнеторговых договоров в сфере специализации  и кооперирования, научно-технического сотрудничества внутренним правом практически  не регулируются, а в унифицированных  нормах международных договоров  получают необходимую регламентацию. 

Кроме того, в процессе унификации учитываются  интересы участников внешнеторгового  оборота, которые нередко различны, и вырабатываются унифицированные  нормы, приемлемые для широкого круга  стран. Наконец, унификация норм международного гражданского процесса усиливает охрану прав участников внешнеторгового оборота  и облегчает процессуальную деятельность суда и внешнеторгового арбитража  при разрешении возникающих споров. 

 

Глава 5.Особенности применения унифицированных норм. Толкование.

 

В международном  частном праве международные  договоры имеют большое значение, но их правила будут применяться  к субъектам отношений - гражданам  и юридическим лицам - не непосредственно, а после того, как это будет  в определенной форме санкционировано  государством. Нормы, первоначально  сформулированные в качестве правил международного договора, затем трансформируются в нормы внутреннего законодательства. Таким образом, эти нормы становятся гражданско-правовыми, поскольку их назначение - регулировать отношения  гражданско-правового характера, но в то же время их следует рассматривать  как составную часть содержания международно-правовых обязательств государства. И, в конечном счете, указанные нормы  начинают регулировать отношения субъектов  из разных государств - участников международного договора. 

Унифицированные нормы международных договоров  с точки зрения процедуры принятия носят международно-правовой характер, что выражается в порядке их разработки, одобрения и пересмотра как части  международного договора, создающего международно-правовые обязательства  для принявших его государств. Однако по содержанию такие нормы  являются гражданско-правовыми, так  как направлены на регулирование  имущественных (реже - неимущественных) отношений между организациями  и гражданами с иностранным элементом, или же гражданско-процессуальными, если затрагивают вопросы гражданского процесса, возникающие в условиях международного обращения. 

Для того, чтобы унифицированные нормы, выраженные в международном договоре, создающем обязательства только для заключивших его государств, получили внутригосударственное действие и стали обязательными также для организаций и граждан стран - участников договора, необходима особая юридическая процедура - включение унифицированных норм в состав национального права. Такая процедура именуется трансформацией.

Согласно  ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"2 положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.

Фактически  Закон закрепил широко признанное деление  договорных положений на самоисполнимые и несамоисполнимые. К первым отнесены положения договоров, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, и только в этом смысле они действуют "непосредственно". Ко вторым отнесены положения, для осуществления которых необходимо издать конкретизирующие их правовые акты и потому они не могут применяться непосредственно. Например, в соглашении о сотрудничестве в области экологии одно из положений обязывает стороны ежемесячно обмениваться отчетами о состоянии атмосферы. Это - самоисполнимое правило. А положение, обязывающее стороны принимать все необходимые меры для охраны окружающей среды, таковым не является.

Возникает вопрос о соотношении договора и  изданного для его осуществления  правового акта. Применяющий право  орган руководствуется правовым актом, который представляет собой  официальное понимание государством своих международных обязательств. Лишь в случае явного расхождения  применяются правила договора. Будучи включенными в правовую систему  страны, международные нормы не утрачивают своей связи с международно-правовой системой. Они должны пониматься в  свете иных международных норм и  толковаться по правилам международного права. В соответствии с последним  определяется действие норм во времени  и пространстве.

Таким образом, международное право непосредственно  применяется только к государствам; таков механизм его действия. Что  же касается непосредственного применения к физическим лицам, то оно возможно в исключительных случаях на основе договора между государствами, которые  создают в этих целях соответствующий  механизм. Примером может служить  Устав Международного военного трибунала  в Нюрнберге.

Возможность прямого применения норм международного права предусмотрена и Конституцией РФ (ч. 3 ст. 46). Закреплено право каждого  обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, но для этого должны иметься соответствующий  договор РФ и быть исчерпаны все  имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты.

По юридико-техническим  признакам унифицированные нормы  однородны с соответствующими нормами  материального и процессуального  национального права и используют аналогичные правовые понятия и  юридические конструкции. Однако в  процессе международно-правовой унификации могут создаваться новые нормы  и даже новые правовые институты, отражающие особенности внешнеэкономических  связей и не известные национальному  праву. 

Особенность унифицированных норм проявляется  в том, что после трансформации  и включения в состав внутреннего  права они сохраняют в нем  определенную обособленность и автономию: их толкование и применение не может  осуществляться посредством обращения  к правовым концепциям той системы  права, в рамках которой они действуют, поскольку это привело бы к  различному пониманию унифицированных  норм в отдельных странах. Применение унифицированных норм должно учитывать происхождение и назначение таких норм - создать единообразие в правовом регулировании. 

По правовой силе унифицированные материальные нормы, как и нормы внутреннего  права, могут быть обязательны для  участников соответствующих отношений (императивные нормы) или же допускать соглашение сторон об отходе от предписаний унифицированной нормы (диспозитивные нормы). От некоторых унифицированных норм стороны могут отступать только при определенных условиях, например при специфике заключаемого договора. Такие нормы получили наименование относительно императивных. 

Правовая  сила унифицированных норм определяется международным договором и зависит  от назначения таких норм, а также  возможности достижения в данной области достаточно широкой и  стабильной унификации, приемлемой для  всех участников данного договора. 

Унифицированные процессуальные нормы, относящиеся  к деятельности судов, по общему правилу, носят императивный характер, что  отражает особенности судебной деятельности, которой присущи властные начала. Что касается унифицированных процессуальных норм о внешнеторговом арбитраже, то многие такие нормы являются диспозитивными, поскольку арбитраж в сфере внешнеэкономических  связей в большинстве случаев  основывается на соглашении спорящих сторон и им представляется возможность определять условия арбитражного разбирательства. 

Наличие унифицированных норм еще не обеспечивает единообразное их понимание и  применение в отдельных странах, принявших международный договор, устанавливающий такие унифицированные  предписания. Дело в том, что применяют  унифицированные нормы лица, находящиеся  под влиянием национальных правовых концепций, которые могут иметь  существенные различия. Для единообразного применения унифицированных норм должно быть обеспечено единое их толкование. В этих целях многие международные  договоры предусматривают формулу, согласно которой при толковании и применении унифицированных норм надлежит учитывать их международный  характер и необходимость достижения единообразия.

Несмотря  на развитие процесса унификации, некоторые  области международного частного права  остаются этим процессом пока еще  слабо затронутыми. Сказанное относится, прежде всего, к проблематике дееспособности граждан и юридических лиц, общим положениям обязательного права, наследственному и семейному праву, где имеются исторически обусловленные различия в праве отдельных стран, создающие трудности для правовой унификации.

Кроме того, даже заключение по вопросам унификации широких по содержанию международных  договоров не позволяет охватить унифицированными нормами все стороны  регулируемых отношений. Всегда остается поле для пробелов, возникают новые  вопросы, и они могут разрешаться  только путем обращения к правилам национального права, определяемого  при помощи коллизионных норм.

Выше  был сделан вывод о том, что  унификация – это процесс, направленный на устранение различий в праве разных стран. В этом свете гармонизация – это процесс, направленный на уменьшение различий в праве разных стран. Таково, на наш взгляд, разграничение этих понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Унификацией занимается в настоящее время  ряд авторитетных международных  организаций (ЮНСИТРАЛ, ЮНКТАД, ВОИС, ЮНЕСКО, Гааконференции по международному частному праву, УНИДРУА и т.д.). Это связано с тем, что унификация может быть как универсальной, так и носить более узкий, региональный характер.

Основной  правовой формой достижения унификации в международном частном праве  было и остается заключение международных  договоров, содержащих унифицированные  нормы об институтах, используемых при установлении международных  экономических и культурных связей. Другая правовая форма унификации заключается в принятии рядом государств примерных (типовых) законов, выработанных специально созданными для этого органами или же в порядке заключения международного договора. Унификация норм в международном частном праве также может достигаться посредством применения международных торговых обычаев и обыкновений.

При помощи унификации в международном частном  праве создается единообразие регулирования  частноправовых отношений с иностранным (международным) элементом. При этом принимаются во внимание особенности  международных экономических связей, которые существенно и нередко  не учитываются нормами внутреннего  права. Новейшие виды внешнеторговых сделок внутренним правом фактически не регулируются, а в унифицированных нормах международных  договоров получают необходимую  регламентацию. Кроме того, в процессе унификации учитываются интересы участников внешнеторгового оборота, которые  нередко различны, и вырабатываются унифицированные нормы, применимые для широкого круга стран. Наконец, унификация норм международного частного права увеличивает охрану прав участников внешнеторгового оборота и обеспечивает процессуальную деятельность суда и  арбитража при разрешении возникающих  споров.

Список  литературы.

 

  1. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" // Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 21 июля 1995 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 29, ст. 2757
  2. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 2003. – 546 с.
  3. Лунц Л.А., Марышева Н.И., Садиков О.Н. Международное частное право. М., 1984. 421 с.
  4. Любавина Н.А. Унификация внешнеторгового обязательства в международном частом праве // Актуальные проблемы политики и права: Межвузовский сборник научных статей. – Выпуск 6. – Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2003. – С. 157–162 (0,5 п.л.)
  5. Марченко, М.Н. Курс сравнительного правоведения. – М.:Городец-издат, 2002. – 221 с.
  6. Международное частное право: современная практика: Сборник статей / Под ред. М.М. Богуславского, А.Г. Светланова; РАН. Ин-т государства и права. – М.: ТОН – Остьжье, 2000. – 304 с.
  7. Павлова Н.Г. Курс лекций по сравнительному правоведению. – М., 2005. – 357 с.
  8. Проблемы международного частного права: Сборник статей / Под ред. Н.И. Марышевой: Ин-т законодат. и сравнит. правоведения при Правительстве РФ. – М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, 2000. – 216 с.
  9. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). – М., 2005. – 270 с.
  10. Усенко Е.Т. Интеграция как всемирно-исторический процесс // Курс международного права. Т. 7. М., 1993. С. 5–27.

Информация о работе Понятие унификации права