Понятие унификации права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 23:35, контрольная работа

Описание работы

Как известно, для международного частного права традиционным и даже основным являлось такое регулирование отношений с иностранным (международным) элементом, когда к ним применялось право того государства, к которому отсылала имеющаяся коллизионная норма. В целом ряде случаев коллизионно-правовой метод регулирования оказывался неэффективным, не разрешая имеющиеся проблемы юридического свойства, либо был попросту неприемлем. Поэтому в конце XIX в. для отношений в сфере международных связей началась разработка единых (единообразных) правовых норм, которые после принятия их заинтересованными государствами заменили бы разнопорядковые положения национального права и тем самым устранили бы отмеченные выше использования коллизионно-правового метода.

Работа содержит 1 файл

Понятие унификации права.docx

— 47.64 Кб (Скачать)

Сущность  материально-правового способа заключается  в создании специальных норм гражданско-правового  характера, которые должны непосредственно  применяться, минуя коллизионную стадию

Преимущества  этого метода и можно сформулировать следующим образом:

1) материально-правовые  нормы, создаваемые при использовании  этого метода, по своему содержанию  призваны непосредственно регулировать гражданско-правовые отношения с иностранным элементом, тот "международный фактический состав", о котором говорилось выше. Тем самым создается большая адекватность регулирования, чем при использовании коллизионного метода, поскольку коллизионная норма отсылает общим образом к праву какого-то государства, а нормы этого права, как правило, за очень редким исключением, формировались как нормы общего характера, призванные регулировать все гражданско-правовые, семейные и иные отношения без учета специфики "международного фактического состава". Иными словами, при материально-правовом методе всегда применяется специальное регулирование, а при коллизионном - общее регулирование;

2) использование  этого метода создает гораздо большую определенность для участников соответствующих отношений, поскольку им, а также соответствующим органам, которые будут применять эти нормы, они (т.е. материально-правовые нормы) всегда известны заранее; метод прямого реулирования при создании материально-правовых норм, содержащихся в международных договорах, дает еще одно дополнительное преимущество. Оно позволяет в большей степени, чем при использовании коллизионного метода, избегнуть односторонности при создании правового регулирования, т.к. отношения, выходящие за рамки одного государства, фактически призвано в большинстве случаев регулировать в одностороннем порядке какого-либо государства. 

Повышение роли материально-правовых норм международных  соглашений непосредственно связано  с развитием процессов интернационализации  хозяйственной жизни. Создание единообразных  материально-правовых норм, регулирующих торговые, производственные, научно-технические, транспортные и иные связи между  организациями и фирмами различных  государств, вызывается не только потребностью в устранении различий во внутреннем праве государств - различий, осложняющих  это регулирование, но и тем обстоятельством, что внутреннее право нередко  оказывается "не приспособленным" для регулирования этих отношений. 

Тенденция возрастания роли материально-правового  метода регулирования особое значение получила в отношениях между Советским  Союзом и другими странами - членами  Совета Экономической Взаимопомощи. Между странами - членами СЭВ в  период существования этой организации  вопросы международного частного права  в области экономических и  научно-технических связей решались преимущественно на основе материально-правового  регулирования, играющего в этой области ведущую (по сравнению с  коллизионным методом) роль. 

Единообразные правовые нормы позволяли осуществлять специальное регулирование отношений  в названной области, не обособляясь  в "наднациональное" или "надгосударственное" право. Практика разработки и применения Общих условий поставок СЭВ и  других аналогичных Общих условий  показала преимущества этого метода регулирования. Цель данных документов состояла в создании унифицированных материально-правовых норм. 

В современных  условиях многие страны идут по пути расширения сферы применения унифицированных  материально-правовых норм, но унификация не может охватывать все вопросы, она не может быть беспредельной. Кроме того, в ряде случаев более  эффективным и в этой области  является применение коллизионного  метода. При регулировании же отношений  с участием граждан применяются, как правило, коллизионный метод. Однако при этом могут использоваться унифицированные  коллизионные нормы, содержащиеся в  договорах о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, а  также в других соглашениях. 

Материально-правовые нормы внутреннего законодательства, о которых идет речь, предназначены  исключительно для регулирования  отношений с "внешним элементом", "международного фактического состава", для регулирования которых не пригодны нормы общего характера. Речь идет, таким образом, о специальном  регулировании, о нормах в рамках внутреннего законодательства, специально рассчитанных на регулирование этих отношений. Законодатель вместо того, чтобы избрать метод косвенного регулирования, что характерно для  международного частного права вообще, то есть вместо того, чтобы предусмотреть  коллизионные нормы, создает систему  правовых норм, которые предназначены  для регулирования тех случаев, которые не относятся к "внутригосударственной" жизни. 

По пути создания таких норм активно идут некоторые страны. В Чехо-Словакии и КНР были приняты специальные законы о международных хозяйственных договорах. Если в Чехо-Словакии в сомам тексте закона от 14 декабря 1963 года о правоотношениях в международном торговом обороте (Кодекс международной торговли) было предусмотрено, что он подлежит применению в случае, если на основании коллизионной нормы или в силу избранного сторонами права принадлежит применению право Чехо-Словакии, то в КНР соответствующий закон применяется ко всем договорным отношениям субъектов права этой стороны с иностранными лицами. Если в Чехо-Словакии одной из основных причин создания такого закона было то обстоятельство, что в этой стране были сформированы две отрасли законодательства (гражданское и хозяйственное), приняты хозяйственный и гражданский кодексы и необходимо было создать третью систему норм для правоотношений, не подпадающих под действие ни гражданского, ни хозяйственного кодекса, то в КНР этот момент не имеет значения. 

В развивающихся  странах были изданы инвестиционные кодексы и принято иное законодательство об иностранных инвестициях - законодательство о передаче технологии, специально рассчитанное на отношения с международным, или иностранным элементом. В  соответствии с концепцией публичного порядка, принятой в этих странах, от положений этого законодательства стороны не могут отступить, они  не могут и исключить его применение путем выбора права в конкретном договоре между сторонами. 

В настоящее  время имеется большое число  международных договоров, содержащих унифицированные материальные нормы  об основных институтах в области  внешнеэкономических связей: договорах  купли-продажи, перевозках, векселе, изобретательских и авторских прав. Многие из таких  международных договоров получили широкое признание, а некоторые  стали универсальными.

Активную  работу в области унификации норм международного частного права ведет  Комиссия ООН по праву международной  торговли (ЮНСИТРАЛ). В рамках ООН  вопросами материально-правовой унификации занимаются, кроме того, ЮНКТАД, а  также региональные органы, в частности  Европейская экономическая комиссия, уделяющая особое внимание проблематике транспорта. 

Унификация  норм международного частного права  входит в задачи многих специализированных международных организаций: в области  транспорта - Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Центрального бюро в Берне (железнодорожные перевозки), Международной морской организации (ИМО) и Международного морского комитета; в области изобретательского и авторского права –

Всемирной организации интеллектуальной собственности. Проекты ряда международных договоров по вопросам унификации были подготовлены Международным институтом по унификации частного права в Риме (УНИДРУА) - международной межправительственной организацией, объединяющей более 50 стран. Программы международных организаций предусматривают дальнейшее расширение работ по унификации норм международного частного права, а также изучение возможностей ее осуществления в новых областях (общие положения договорного права, договор аренды - лизинг и др.). 

Международные договоры, содержащие унифицированные  нормы, являются результатом многолетней  подготовительной работы, завершаемой  на Дипломатических конференциях, где  международный договор принимается. Подготовка таких международных  договоров обычно начинается с разработки необходимых обоснований и сравнительного обзора норм национального права  основных правовых систем, а также  положений уже имеющихся в  данной области международных договоров. 

Многие  унифицированные нормы международных  договоров - результат компромисса  и баланса интересов отдельных  групп стран. В некоторых областях международного частного права, например, семейном и наследственном, различия национальных правовых систем столь существенны, что выработка по этим вопросам широкого круга унифицированных материальных норм пока невозможна.

 

 

 

Глава 3. Внешнеэкономические отношения - основная область развития унификации права.

 

Специфика правового регулирования в области  международного частного права определяется тем, что государство принимает  специальное законодательство по вопросам внешних экономических связей, нормы  которого не сливаются с другими  нормами внутренней системы права, а носят обособленный характер. Эти  нормы приняты исключительно  для регулирования отношений  с иностранным элементом. 

Наиболее  целесообразным является заключение соглашений направленных на унификацию правового  регулирования отношений между  хозяйственными организациями различных  стран, в которых установление единообразных  материально-правовых норм дополняется  унифицирован-ными коллизионными нормами, отсылающими к национальному законода-тельству, подлежащему применению по вопросам, не урегулированными такими нормами. Материально-правовая унификация должна касаться основных вопросов регулирования в сочетании с другими методами регулирования, в том числе с решением в тех же международных соглашениях относительно менее важных вопросов путем установления унифицированных коллизионных норм. 

Наряду  с выработкой унифицированных материальных норм путем заключения заинтересованными  сторонами соответствующих международных  договоров в международной практике последних лет широко применяется  разработка единых условий рекомендательного  характера, облегчающих заключение внешнеторговых сделок. Правовая процедура  подготовки таких рекомендательных норм различна. 

Широкую известность и применение получили общие условия договоров внешнеторговой купли-продажи, подготовленные в конце 50-х - начале 60-х гг. группой экспертов  в рамках Европейской экономической  комиссии ООН. Эти общие условия составлены применительно к основным группам внешнеторговых товаров и содержат наиболее существенные условия их поставки, отражающие особенности данной группы товаров. 

Другой  формой выработки единых рекомендательных правил для внешнеторговых сделок является заключение соглашений между соответствующими учреждениями, прежде всего торговыми  палатами. 

Наконец, сложилась практика выработки единых рекомендательных норм в рамках международных  организаций. Примерные договоры широко распространены в области торгового  мореплавания. Международные неправительственные  организации - Балтийская и международная  морская конференция (БИМКО) и Международная  ассоциация судовладельцев (ИНСА) выпустили  большое число проформ договоров  на фрахтование судов, образцы агентских  соглашений и других договоров, используемых в мореплавании. 

Унифицированные нормы рекомендательного характера  используются также применительно  к институту внешнеторгового  арбитража. В рамках ряда международных  организаций за последние годы выработаны регламенты международного торгового арбитража. Такие регламенты подготовлены ЮНСИТРАЛ, Европейской экономической комиссией ООН, Экономической комиссией ООН для Азии и Дальнего Востока. 

В отличие  от унифицированных норм, установленных  международными договорами и обязательных для применения, все названные  единообразные правила носят, во-первых, рекомендательный характер и могут  изменяться в заключаемых внешнеторговых сделках и, во-вторых, имеют ограниченную сферу действия, так как направлены на унификацию только диспозитивных, но не императивных норм национального  права, изменять которые может международный  договор, но не внешнеторговая сделка. Перед нами - более простой прием правового регулирования, не обеспечивающий широкую унификацию, но способствующий ее достижению. Единые нормы рекомендательного характера могут быть восприняты международным договором и тогда получат обязательную силу. 

Глава 4. Универсальная и региональная унификация.

 

По своим  задачам унификация может быть универсальной, т.е. предназначаться для всех стран  мира, или же носить более узкий, региональный, характер, т.е. иметь в  виду взаимоотношения граждан и  юридических лиц определенной группы стран, например Европы, Латинской Америки  и др. Унификацией занимается в  настоящее время ряд авторитетных международных организаций.

Основной  правовой формой достижения унификации в области МЧП является заключение международных договоров, содержащих унифицированные нормы об институтах, используемых при установлении международных экономических и культурных связей. Правда, некоторые из этих договоров собрали пока не большой круг участников или вообще не вступили в силу. Однако постепенно число их участников расширяется, а их положения воспринимаются внутренним правом и тех стран, которые к таким договорам не присоединились. 

Информация о работе Понятие унификации права