Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 17:06, курсовая работа
Целью данной работы является изучение источников международного права, в частности основного из них- международного договора, образующего правовую основу межгосударственных отношений и являющегося частью правовой системы существующих в мире государств, в том числе Российской Федерации.
Введение 2
1. Понятие и виды источников международного права. 3
2. Международный договор- основной источник международного права.
2.1 Понятие и виды международных договоров. 10
2.2 Заключение и исполнение международных договоров. 13
2.3 Действие международных договоров. 17
2.4 Соблюдение, применение и толкование международного договора. 18
2.5 Прекращение и приостановление действия
международного договора. 21
3.Заключение , исполнение и прекращение международных договоров
Российской Федерацией. 23
Заключение. 29
Список использованной литературы. 31
ФЗ « О международных договорах российской Федерации» перечисляет шесть наиболее употребляемых способов выражения согласия на обязательность договора, но могут быть и другие, о которых условятся стороны. Однако в российской практике до настоящего времени случаев использования таких способов не встречалось. Из перечисленных в Законе способов наиболее распространенным является подписание. При этом различают подписание как способ выражения согласия на обязательность договора и подписание под условием последующей ратификации, принятия, утверждения или одобрения. Подписание под условием ратификации и т.п. следует отличать от парафирования. В первом случае речь идет именно о подписании, а во втором- об установлении аутентичности, об окончательном согласовании выработанного на переговорах текста. Но это согласие с текстом не эквивалентно согласию на обязательность договора. После парафирования не принято вносить в текст какие-либо поправки. Хотя в практике это иногда и делается, но по понятным причинам вызывает неудовольствие у партнера по переговорам.
В указанном законе содержится перечень международных договоров, подлежащих обязательной ратификации. Это договоры по вопросам прав и свобод человека и гражданина, территориального разграничения, основ межгосударственных отношений, обороноспособности, разоружения и контроля над вооружениями, обеспечения мира и безопасности, мирные договоры и договоры о коллективной безопасности, а также договоры об участии в международных объединениях, если предусматривается передача им осуществления части полномочий РФ или юридическая обязательность решений их органов для РФ. Предложения о ратификации международных договоров РФ рассматривает Государственная Дума и принимает соответствующие решения. Принятые Государственной Думой федеральные законы о ратификации международных договоров РФ подлежат в соответствии с Конституцией РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Принятый Федеральным Собранием РФ федеральный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президентом РФ подписывается ратификационная грамота, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел РФ, после чего производится обмен ратификационными грамотами и сдача грамот о ратификации международных договоров РФ на хранение депозитариям.
Достаточно широкое распространение в российской договорной практике получило временное применение международного договора. До вступления ФЗ « О международных договорах Российской Федерации» в силу , она основывалась на ст. 25 Венской конвенции. Статья 23 указанного закона призвана упорядочить эту практику: она вводит дополнительные требования по сравнению с Венской конвенцией. Из смысла указанной статьи вытекает, что временно применяться могут договоры, вступление которых в силу требует выполнения определенных внутригосударственных процедур, занимающих, возможно, длительное время (ратификация, утверждение и т.п.). В то же время подписавшие договор государства могут быть заинтересованы в его скорейшем введении в действие.
Согласно положениям Конституции РФ и Федерального конституционного закона « О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994 г. Конституционный Суд РФ « …разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации… не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации…»17. Не вступившие в силу для Российской Федерации международные договора, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции РФ , не подлежат введению в действие и применению .
Международные договоры вступают в силу для Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом « О международных договорах Российской Федерации» и в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между договаривающимися сторонами. Официальные сообщения МИД РФ о вступлении в силу международных договоров Российской Федерации, заключенных от имени РФ и от имени Правительства РФ, опубликовываются в Собрании законодательства РФ и в Бюллетене международных договоров. Международные договоры РФ межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены такие договоры, в официальных изданиях этих органов.
При подписании, ратификации, утверждении, принятии международных договоров РФ или присоединении к ним могут быть сделаны оговорки, которые могут быть сняты в любое время (если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное) в том же порядке, в каком они были сделаны. Принятие сделанной другим договаривающимся государством оговорки к международному договору РФ или возражение против нее осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принимающим решение о согласии на обязательность для РФ международного договора.
Единая государственная система регистрации и учета международных договоров РФ находится в ведении Министерства иностранных дел РФ, которым также осуществляется регистрация международных договоров РФ в Секретариате ООН и в соответствующих органах других международных организаций.
Подлинники межгосударственных и межправительственных договоров РФ сдаются на хранение в МИД России в двухнедельный срок со дня их подписания , а копии этих договоров в двухнедельный срок со дня их вступления в силу рассылаются заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и при необходимости органам государственной власти соответствующих субъектов РФ. Подлинники международных договоров межведомственного характера хранятся в архивах федеральных органов государственной власти, а заверенные копии этих договоров в двухнедельный срок их подписания направляются в МИД России.
Международные договоры Российской Федерации подлежат выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом « О международных договорах Российской Федерации», иными актами законодательства РФ. Российская Федерация до вступления для нее международного договора в силу воздерживается с учетом соответствующих норм международного права от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели.
Прекращение международного договора означает, что он утратил свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестал порождать для них права и обязательства. Прекращение международного договора само по себе не противоречит принципу их добросовестного выполнения. Необходимо, чтобы прекращение происходило в соответствии с этим принципом.
Приостановление действия международного договора - это перерыв в действии договора на какой-то период времени . Приостановление действия международного договора возможно в соответствии с положениями самого договора и нормами международного права (ст. 57 - 62 Венской конвенции о праве международных договоров).
Определение порядка
взаимоотношений органов
Президент вправе принимать, если это вызывается необходимостью, решения о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ, согласие на обязательность которых для РФ давалось Правительством.
Принятый Государственной
Думой федеральный закон о
прекращении или
Пунктом 3 ст. 1 ФЗ « О международных договорах Российской Федерации» установлено, что он распространяется на международные договоры, в которых РФ является стороной в качестве государства-продолжателя СССР. Решения о прекращении и приостановлении действия таких договоров принимаются органами государственной власти РФ в соответствии с их компетенцией.
Следует подчеркнуть, что прекращение или приостановление действия этих международных договоров не предрешает вопроса о сохранении такого договора в силе в отношениях между соответствующей страной и другими государствами - бывшими союзными республиками СССР.
Прекращение международного договора РФ, если договором не предусматривается иное, освобождает Российскую Федерацию от обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение РФ, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.
Приостановление действия международного договора Российской Федерации, если договором не предусматривается иное или не имеется иной договоренности с другими его участниками, освобождает Российскую Федерацию от обязательства выполнять в течение периода приостановления договор в своих отношениях с теми его участниками, с которыми приостанавливается действие договора, и не влияет в остальном на установленные договором правовые отношения Российской Федерации с другими его участниками.
В период приостановления действия международного договора Российской Федерации органы государственной власти РФ и органы государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации воздерживаются от действий, которые могли бы помешать возобновлению действия договора.
В ходе написания данной работы были рассмотрены различные виды источников международного права и уделено особое внимание международному договору. На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что международный договор–это основной источник международного права, являющийся по своей правовой природе выражением согласованной воли заключивших его субъектов. Договор обязательно должен быть зарегистрирован и опубликован. Определенный круг международных договоров подлежит ратификации, которая является согласием на его обязательность. Договоры заключаются для конкретного и четкого определения взаимных прав и обязанностей сторон . Значение договоров определяется также и тем, что нет ни одной отрасли международного права, становление и развитие которой не связаны с договорами.
Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН . Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств. Наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права они являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью ее правовой системы.
Международные договоры - существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства. Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство РИРОР, 2006. – 48 с.
2. Федеральный конституционный закон « О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 13. – 2334 с.
3. Федеральный закон « О международных договорах Российской Федерации» 1995 г.// СЗ РФ.1995.№ 29. – 2757 с.
4. Венская конвенция
о праве международных
5. Бирюков П.Н. Международное право: Учеб.пособие.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Юристъ,2006.- 685 с.
6. Каламкарян Р. А. / Фактор времени в праве договора. – М., 1989 – 837 с.
7. Курс международного права : В 7 т. Т.1. М., 2000 – 460 с.
8. Лукашук И. И. Международное право. – М.: издательство БЕК, 1997 – 538 с.
9. Международное право : Учебник. Отв. Ред. Колосов Ю. М., Кузнецов В. И. – М.: Международные отношения, 1998 – 655 с.
10. Тункин Г.И. Теория международного права / Под общ. ред. Л.Н. Шестакова. М., 1987. – 579 с.
1 Действующее международное право . Документы в 2-х т.-Т.1. Составители Ю.М. Колосов, Э.С.Кривчикова. Учебное пособие.- М.:Междунар.отношения, 2002.- С.191.
2 Действующее международное право . Документы в 2-х т.-Т.1. Составители Ю.М. Колосов, Э.С.Кривчикова. Учебное пособие.- М.:Междунар. отношения, 2002.- С.191.
3 Действующее международное право . Документы в 2-х т. – Т.1. Составители Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. Учебное пособие. – М.: Междунар. отношения, 2002. – С.35.
4 . Тункин Г.И. Теория международного права / Под общ. ред. Л.Н. Шестакова. М., 1987. - С. 63.
5 Курс международного права : В 7 т. Т.1. М., 2000. - С.205.
6 Действующее международное право . Документы в 2-х т. – Т.1. Составители Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. Учебное пособие. – М.: Междунар. отношения, 2002. – С.35.
7 Бирюков П.Н. Международное право: Учеб.пособие.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Юристъ,2006.- С.89.
8 Лукашук И. И. Международное право. – М.: издательство БЕК, 1997 – С. 63.
9 Лукашук И. И. Международное право. – М.: Издательство БЕК, 1997 – С. 63.
Информация о работе Понятие и виды источников международного права