Понятие и виды источников международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение источников международного права, в частности основного из них- международного договора, образующего правовую основу межгосударственных отношений и являющегося частью правовой системы существующих в мире государств, в том числе Российской Федерации.

Содержание

Введение 2

1. Понятие и виды источников международного права. 3

2. Международный договор- основной источник международного права.
2.1 Понятие и виды международных договоров. 10
2.2 Заключение и исполнение международных договоров. 13
2.3 Действие международных договоров. 17
2.4 Соблюдение, применение и толкование международного договора. 18
2.5 Прекращение и приостановление действия
международного договора. 21

3.Заключение , исполнение и прекращение международных договоров
Российской Федерацией. 23
Заключение. 29

Список использованной литературы. 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 2 курс - Международно - правовой договор как источник международного права.doc

— 193.50 Кб (Скачать)


Оглавление

 

 

 

Введение                                                                                                                   2         

 

1.  Понятие  и  виды  источников   международного   права.     3

 

2. Международный договор- основной источник международного права.

     2.1 Понятие и виды международных  договоров.     10

     2.2 Заключение  и  исполнение международных договоров.   13

     2.3 Действие международных  договоров.      17

     2.4 Соблюдение, применение и толкование международного договора. 18

     2.5 Прекращение и приостановление действия

           международного договора.        21

 

3.Заключение , исполнение и прекращение  международных  договоров

   Российской Федерацией.         23

Заключение.           29

 

Список использованной литературы.       31

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

           Во взаимоотношениях независимых образований соглашение является единственным средством мирного урегулирования,  поэтому   договор государству был известен  давно, а с появлением международного права договоры между государствами обретают правовой характер. По мере роста потребности в регулировании международных отношений возрастает и роль договоров.

Первый кодификационный  акт в области права международных  договоров был принят в 1928 году на конференции американских государств. Им явилась Гаванская конвенция о договорах, которая носила региональный характер, так как действовала лишь в Латинской Америке. С появлением Организации Объединенных  Наций и созданием в ее рамках Комиссии международного права, кодификация права международных договоров стала одной из главных ее задач. Комиссия разработала проект статей о праве международных договоров и на созванной под эгидой ООН конференции, состоявшейся в 1968—1969 годах, была принята Венская конвенция о праве международных договоров. Эта конвенция, вступившая в силу в 1980 году, касается договоров, заключенных между государствами. В 1986 году была принята Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями, которая , являясь результатом  кодификации и прогрессивного развития международного права, содержит положения, учитывающие специфику договоров с участием международных организаций.   Конвенции кодифицировали не все действующие обычные нормы в области права международных договоров. В частности, не подверглись кодификации обычные нормы, касающиеся влияния войны на международные договоры. Поэтому наравне с договорными нормами продолжают действовать и обычные нормы.

В Российской  Федерации действует Федеральный закон “ О международных договорах Российской Федерации” от 15 июля 1995 года . Его положения в основном соответствуют Венским конвенциям 1969 и 1986 годов.

Целью  данной  работы  является изучение источников международного  права, в частности основного из них- международного договора, образующего правовую основу межгосударственных отношений и являющегося частью правовой  системы существующих в мире государств,  в  том  числе  Российской Федерации.

 

1. Понятие  и  виды  источников   международного   права .

Источники международного права представляют собой формы выражения международно-правовой нормы и являются способом выражения воли субъектов международного права. В источниках отражаются результаты процесса создания норм международного права. Официальный характер источникам международного права придается, как правило, двумя путями: а) путем правотворчества, когда субъекты международного права одобряют договоры, содержание нормы права или рекомендации межправительственных организаций opinio juris; б)путем санкционирования, когда  одобряются обычные нормы, придается им юридическая сила.

В международно-правовых документах не содержатся исчерпывающего перечня источников международного права, но в практике международного общения  выработаны четыре формы  указанных источников, которыми являются международный договор, международно-правовой обычай, акты международных конференций  и  совещаний, акты международных организаций.

Согласно ст.2 ч 1 п «а»  Венской конвенции о праве  международных договоров 1969, международный договор- это «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования»1. В соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 38 Статута Международный суд при решении переданных ему споров применяет «международные

конвенции, как общие,так  и специальные, устанавливающие  правила, определенно

признанные спорящими государствами»2.

В настоящее время  нормы международных договоров  занимают основное место в международном праве в силу определенных причин, среди которых можно назвать следующие: создание обычных норм международного  права является длительным процессом, и иногда возникают затруднения в установлении точного содержания обычной нормы, в то время процесс создания договорной нормы не такой длительный, а воли субъектов международного права имеют более выраженный характер;  процедура заключения и исполнения договоров детально разработана и определена (конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 г., национальное  законодательство); договорная форма представляет наиболее  благоприятные возможностей для согласования воль субъектов  международного  права.

Международно-правовой обычай-это  длительно повторяемое в аналогичной  ситуации правило поведения, которое  молчаливо признается и выполняется  субъектами международного права в их международной практике в качестве обычной международно-правовой нормы. Для того чтобы определенное правило поведения стало международным обычаем, оно должно удовлетворять одновременно трем условиям: длительности наличия повторения, проявления в аналогичной ситуации, наличия согласия самих субъектов международного права признавать такое правило поведения в качестве международного обычая. Примерами обычая могут служить: определение высотной границы государственного суверенитета и соответственно, границ государственной территории на высоте 100 км. от поверхности земли; право беспрепятственного пролета космических кораблей при взлете и посадке через воздушное пространство иностранного государства и др.

Как и другие международно-правовые нормы, обычные нормы международного  права образуются путем согласования определенных правил поведения , а в последующем придания согласованному правилу поведения юридической силы международно-правовой нормы. При этом продолжительность существования определенного правила поведения не может служить главным доказательством существования обычая. Не зависит наличие обычая и от количества  признающих его государств. Так обычай  может  быть  признан  большинством субъектов международного права, а может быть признан только двумя или несколькими субъектами, поэтому различают, соответственно, универсальные  и локальные обычаи. Согласно ст. 38 Статута Международный суд обязан решать переданные ему споры на основании международного права и при этом применяет «международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы»3.

Доказательством существования  обычая, например, являются дипломатическая переписка, политические заявления, сообщения для прессы, заключения официальных юридических советников, правительственные комментарии, международные и национальные судебные решения, декларативные положения договоров и других международных документов, резолюции Генеральной Ассамблеи и других главных органов ООН. Единообразие законодательства отдельных государств является существенным доказательством наличия международного обычая.

Обычай следует отличать от обыкновения. Нормы обычая являются обязательными или правильными. Обыкновение также является результатом практики, но оно не является обязательным. Таковыми, например, являются морские церемониалы или правила по обработке судов в морских портах. Нарушения указанных правил со стороны государства могут рассматриваться как недружественный акт, но не  является правонарушением.

 Международное право не содержит положений, препятствующих государствам предоставлять международным организациям право издавать обязательные для них постановления. Например, такой компетенцией обладает Совет Безопасности ООН. Согласно ст. 25 Устава, члены ООН соглашаются в соответствии с ее Уставом подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Акты органов международных организаций являются новым источником международного права.

Как  заметил Г.И. Тункин, « наряду с договорным и обычным процессами образования норм международного права в настоящее время существует образование международно- правовых норм путем принятия международными организациями  юридически обязательных для государств нормативных  резолюций»4. «Резолюции  международной организации- новый метод создания норм международного права, новый источник международного права»5. Эти резолюции касаются внутренней жизни организации. Однако имеется немалое число организаций, одобряющих технические правила и стандарты, которые при определенных условиях становятся обязательными для государств-членов. К таковым, например, относятся Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Международный союз электросвязи (МСЭ), и др. В этих организациях действует принцип молчаливого принятия резолюций, особенно тех, которые содержат технические регламенты.

При принятии Генеральной Ассамблеей ООН в 1963 г. Декларации о правовых принципах, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, представители СССР и США заявили, что они будут следовать положениям этой Декларации. По их мнению, она отражает международное право, как оно признано членами Объединенных Наций. Впоследствии на основе этой Декларации был разработан Договор по космосу 1967 г. Согласно Приказу  Министерства  транспорта  РФ  от 01.11.2002 года № 138  минимальный состав  экипажей самоходных транспортных судов утверждается в соответствии  с резолюцией Международной морской организации. Нормы, подтверждающие  международно – правовой характер актов некоторых органов международных организаций  закреплены  и в зарубежном законодательстве. Таким образом, как  и в процессе создания обычных норм международного  права, в  процессе  создания  нормативных  актов международных организаций можно выделить два этапа: установление правила поведения и придание согласованному  правилу  юридической  силы международно- правовой нормы.

В  качестве  источников международного права в настоящее  время активно используются  акты международных  конференций и совещаний. Первым источником  международного права такого рода можно считать Заключительную декларацию Женевского совещания по вопросу восстановления мира в Индокитае 1954  года. В Декларации содержались не только политические, но  и юридические обязательства государств. Важное место в международной нормативной системе занимают  документы Совещания по безопасности и сотрудничеству  в  Европе: Хельсинский заключительный  акт 1975 года, Стокгольмский итоговый документ 1986 года, Венский итоговый документ 1989 года, Документ Копенгагенского совещания 1990 года, Парижская хартия для новой Европы 1990 года, Документ Московского  совещания 1991 года и другие .

Следует рассматривать в качестве источников международного права те  акты конференций  и  совещаний , в которых зафиксированы международно - правовые нормы. Эти документы должны  содержать правила поведения субъектов международного права, имеющие общий характер, носить юридически обязательный характер и  в этих документах должны  предусматриваться меры проверки  и контроля  за этими  правилами.  

      Ряд  ученых объединяют источники международного права  в две группы: «основные» и «вспомогательные». По  их  мнению, согласно ст.38 Статута Международного суда ООН в первую группу относятся договоры, международно-правовые обычаи и общие принципы права, а к вспомогательным - судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву.

     Действительно, в ст. 38 Статута указано, что Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями»6. Л. Оппенгейм считает, что государства, принявшие Статут, прямо признали существование такого источника, как общие принципы международного права, хотя и чисто дополнительного, но независимого от обычая и договора. К указанным общим принципам права сторонники  такой  классификации относят принцип справедливости, принцип законности, принцип «договоры должны соблюдаться», принцип доверия, принцип защиты прав человека и т. д.

Считаю,  что указанные  принципы  представляют собой не основные принципы международного права, а принципы права вообще. Они являются: «основными идеями, на которых базируется функционирование как системы международного права, так и правовых систем отдельных государств. Эти принципы не содержат конкретных правил поведения адресатов международно – правовых   норм, (нормы международного права)и, следовательно,не могут быть источниками международного права»7.

Также в подп. «d» п. 1 ст. 38 Статута указывается, что Суд применяет судебные решения в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. Ф.Ф. Мартене еще в конце XIX в. позитивно оценивал значение судебной практики для международного публичного права. Р. Хиггинс безоговорочно считает решения судов источником международного права. По мнению И.П. Блищенко, решения внутригосударственных судов также можно отнести к косвенным источникам международного права. Однако и судебные решения, не могут являться источниками международного права по следующим основаниям. Во - первых, международные суды своими учредительными документами не наделены правом создавать международно – правовые нормы. Во- вторых, судебные решения в международном праве не имеют характера прецедента и являются лишь актами применения международных норм по конкретному делу. Решение Международного Суда обязательно, но не может быть основанием для вынесения аналогичного решения по другому делу сходному по содержанию, хотя,безусловно, принимается во внимание и сторонами спора, и судом. И в – третьих, суд, вынося решение по конкретному делу, выступает в международных отношениях в качестве единственного субьекта; воля суда ни с чьей волей не согласуется и государства не придают решению юридической силы международно–правовой нормы.Таким образом, в решениях международных судов отсутствуют необходимые элементы международно – правовой нормы и, соответственно, - качество источника международного права.

Информация о работе Понятие и виды источников международного права