Понятие и структура системы ООН

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:41, дипломная работа

Описание работы

В современных международных отношениях непрерывно растет роль международных организаций. Следствием объективных тенденций развития человеческого общества является увеличение числа таких проблем, которые народы одной страны не в состоянии решить самостоятельно, не прибегая к постоянному сотрудничеству с другими народами в рамках международных организаций. Необходимость такого сотрудничества очевидна не только для государств, обладающих недостаточными естественными богатствами, малым экономическим и людским потенциалом,- без него сегодня не могут обойтись и самые крупные государства.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1. Международные межправительственные (межгосударственные) организации: понятие, юридическая природа, классификация. . . . . . . . . . . . 3
2. Цели и принципы, структура ООН. Функции основных органов. . . . . . . . . 9
3. Структура и функции главных органов ООН. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Библиография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 57.08 Кб (Скачать)

Совет Безопасности ООН является одним из главных  органов ООН и играет основную роль в поддержании международного мира и безопасности.

Совет Безопасности состоит из 15 членов: пяти постоянных (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай) и десяти непостоянных, избираемых в соответствии с Уставом ООН. Перечень постоянных членов зафиксирован в Уставе ООН. Непостоянные члены  избираются Генеральной Ассамблей  ООН на два года без права немедленного переизбрания.

Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой  спор или ситуацию, которая может  привести к международным трениям  или вызвать спор, для определения  того, не может ли продолжение этого  спора или ситуации угрожать международному миру и безопасности. В любой стадии такого спора или ситуации Совет  может рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования.

Стороны спора, продолжение  которого может угрожать международному миру или безопасности, вправе самостоятельно принять решение о передаче спора  на разрешение Совета Безопасности. Однако если Совет Безопасности считает, что  продолжение данного спора может  угрожать поддержанию международного мира и безопасности, он может рекомендовать  такие условия разрешения спopa, какие найдет подходящими.

Государство, не являющееся членом ООН, также может обратить внимание на любой спор, в котором  оно является стороной, если в отношении  этого спора оно примет на себя заранее предусмотренные в Уставе ООН обязательства.

Кроме того, Совет  Безопасности определяет существование, любой угрозы миру, любого нарушения  мира или акта агрессии и делает рекомендации сторонам или решает, какие меры следует принять для  восстановления международного мира и  безопасности. Совет может потребовать  от сторон спора выполнения тех временных  мер, какие он найдет необходимыми. Решения Совета Безопасности являются обязательными для всех членов ООН.

Совет также уполномочен  решать, какие меры, не связанные  с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления  его решений, и требовать от членов организации осуществления этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических  отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио  или других средств сообщения, а  также разрыв дипломатических отношений.

Если Совет Безопасности сочтет, что эти меры окажутся или  оказались недостаточными, он вправе принять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для  поддержания или восстановления мира и безопасности. Государства - члены ООН обязуются предоставить в распоряжение Совета необходимые  для поддержания мира вооруженные  силы. При этом необходимо учитывать, что Устав ООН ни в коей мери не затрагивает неотъемлемого права  каждого государства на индивидуальную или коллективную самооборону в  случае вооруженного нападения на члена  ООН до тех пор, пока Совет Безопасности не примет надлежащих мер по поддержанию  мира и безопасности.

 Каждое государство  - член Совета Безопасности имеет  здесь одного представителя. Совет  Безопасности устанавливает свои  правила и процедуры, включая  порядок избрания своего Председателя.

Решения в Совете Безопасности по вопросам процедуры  считаются принятыми, если за них  поданы голоса девяти членов Совета. По другим вопросам решения считаются  принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие  голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования. Если при голосовании по непроцедурному вопросу один из постоянных членов Совета проголосует против, решение считается не принятым (право вето).

 Совет Безопасности  может учреждать вспомогательные  органы, необходимые для выполнения  его функций. Так, для оказания  помощи Совету Безопасности по  вопросам использования войск,  предоставленных в его распоряжение, и регулированию вооружений, был  создан Военно-Штабной Комитет,  состоящий из начальников штабов  постоянных членов Совета Безопасности  или их представителей.

Экономический и  Социальный Совет (ЭКОСОС) состоит из 54 членов ООН, избираемых Генеральной  Ассамблеей. 18 членов ЭКОСОС избираются ежегодно сроком на три года.

ЭКОСОС уполномочивается предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономики, социальной сферы, культуры, образования, здравоохранения  и другим вопросам.

ЭКОСОС уполномочен:

делать рекомендации Генеральной Ассамблее в целях  поощрения уважения прав человека;

готовить проекты  конвенций по вопросам своей компетенции;

заключать соглашения с различными специализированными  учреждениями системы ООН и других международных организаций;

созывать международные  конференции по вопросам, входящим в его компетенцию;

осуществлять иные действия, предусмотренные Уставом  ООН.

Каждый член ЭКОСОС имеет один голос. Решения принимаются  большинством голосов членов ЭКОСОС, присутствующих и участвующих в  голосовании. ЭКОСОС устанавливает  свои правила процедуры, включая  избрание своего Председателя, избираемого  ежегодно.

Вспомогательный механизм ЭКОСОС включает:

шесть функциональных комиссий: Статистическую комиссию, Комиссию по народонаселению, Комиссию социального  развития, Комиссию по правам человека, Комиссию по положению женщин, Комиссию по наркотическим средствам;

пять региональных экономических комиссий (для Европы, для Азии и Тихого океана, для  Африки, для Латинской Америки, для  Западной Азии);

шесть постоянных комитетов (по программе и координации, по природным  ресурсам, по транснациональным корпорациям  и др.;

ряд постоянных экспертных органов по таким вопросам, как  предупреждение и борьба с преступностью, международное сотрудничество в  вопросах налогов и др.).При ЭКОСОС имеют консультативный статус более 600 неправительственных организаций по вопросам, входящим в компетенцию ЭКОСОС.14 

137

Совет по Опеке состоит  в настоящее время из 5 членов (Россия, США, Англия, Франция и КНР). Совет проводит одну сессию в год  в Нью-Йорке. Из первоначальных 11 подопечных территорий все в ходе работы Совета получили независимость: Гана, Сомали, Камерун, Того, Руанда, Бурунди, Объединенная Республика Танзания, Самоа, Науру, Папуа-Новая Гвинея.

В 1994 году с истечением срока действия Соглашения об опеке  для последней подопечной территории Тихоокеанские острова и приемом  Палау в качестве 185-го члена в  ООН Совет по Опеке завершил выполнение своей задачи, возложенной на него в соответствии с Уставом ООН  в отношении всех 11 территорий, которые  были включены в систему опеки. В этой связи Совет по Опеке внес поправки в свои правила процедуры, и в будущем он будет созываться только тогда, когда этого потребуют обстоятельства, и там, где это представляется наиболее уместным. На заседании Совета Безопасности ООН 10 ноября 1994 г. было отмечено, что система опеки ООН полностью выполнила свои задачи, внеся значительный вклад в решение вопросов, связанных с реализацией неотъемлемого права народов на самоопределение. В соответствии с единогласно одобренной Советом Безопасности резолюцией 956 (1994) от 10 ноября 1994 г. действие Соглашения об опеке в отношении последней подопечной территории было прекращено.

По предложению  Мальты в повестку дня 50-й сессии Генералы Ассамблеи был включен  пункт, озаглавленный "Обзор роли Совета по Опеке".

В ходе обсуждения этого  вопроса были внесены различные  предложения, в том числе об упразднении  Совета по Опеке, превращении его  в Совет по правам человека, о  наделении его функциями хранителя  и попечителя общего наследия человечества и сохранения окружающей среды. В  принятой без голосования резолюции  Генеральной Ассамблеи 50/55 от 11 декабря 1995 г. всем государствам предложено представить  письменные замечания относительно дальнейшей судьбы Совета по Опеке. В  последующем этот вопрос был вынесен  на рассмотрение Спецкомитета по Уставу ООН и усилению роли Организации.

Генеральный секретарь  ООН Кофи Аннан в своем докладе "Обновление ООН: Программа реформы" от 16 июля 1997 г. выдвинул идею преобразовать  Совет по Опеке в форум коллективной опеки над окружающей средой, Мировым  океаном, атмосферой и космическим  пространством как "всеобщим достоянием" с подключением к работе этого  форума большого числа неправительственных  организаций и других институтов "гражданского общества".15

Международный Суд  является главным судебным органом  ООН. Международный Суд действует  на основе Устава ООН и Статута  Международного Суда ООН, являющегося  неотъемлемой частью Устава. Государства - не члены ООН также могут участвовать  в Статуте Международного Суда на условиях, определяемых в каждом отдельном  случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

Суд состоит из 15 независимых судей, избранных из числа лиц высоких моральных  качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для  назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. При этом в составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены Суда действуют в личном качестве и  не являются представителями государства  своего гражданства. Члены Суда не могут  исполнять никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального  характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Государства представляют список кандидатур в члены Суда Генеральному секретарю ООН. Члены Суда избираются на раздельных заседаниях Генеральной  Ассамблеей ООН и Советом Безопасности (в Совете для избрания необходимо получить восемь голосов). Срок полномочий судей - девять лет, при этом каждые три года переизбираются пять судей. Кворум образует присутствие девяти судей.

 При характеристике  правового положения Суда следует  учитывать, что стороной по  делу, разбираемому Судом, может  быть только государство. Физические  и юридические лица обращаться  в Суд не вправе.

К ведению Суда относятся  все дела, передаваемые ему сторонами, и вопросы, специально предусмотренные  Уставом ООН или действующими конвенциями.

По общему правилу, юрисдикция Суда факультативна. Иными  словами, Суд вправе рассматривать  конкретные споры с участием того или иного государства только с его согласия. Однако государства могут делать заявления о признании обязательной юрисдикции Суда по всем правовым спорам, касающимся: толкования договора; любого вопроса международного права; наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; характера и размера возмещения за нарушение международного обязательства. В этом случае Суд правомочен рассмотреть дело по заявлению одной из сторон.

Дела возбуждаются в Суде путем нотификации (объявления) соглашения сторон или письменным заявлением одной из сторон.

Судопроизводство  в Суде состоит из двух этапов: письменного  и устного. Письменное производство заключается в сообщении Суду и сторонам меморандумов, контрмеморандумов, ответов на них, представлении иных документов и длится, как правило, несколько месяцев. Во время устного этапа Судом заслушиваются свидетели, эксперты, представители сторон, адвокаты и другие участники процесса. Представляет интерес тот факт, что Суд может принимать меры к собиранию доказательств. Так, Суд вправе поручить производство расследования или экспертизы любому лицу или органу по своему выбору.

Разбирательство дела в Суде производится публично, если стороны не просят о проведении закрытых заседаний.

После окончания  выступлений сторон Суд удаляется  на совещание, которое происходит в  закрытом заседании. Все вопросы  Судом разрешаются большинством голосов присутствующих; в случае равенства голосов голос председательствующего  является решающим.

По итогам судебного  разбирательства выносится решение. В решении указываются имена  судей, соображения, на которых оно  основано. Решение подписывается  Председателем и секретарем Суда объявляется в открытом заседании. При этом судьи имеют право  на особое мнение.

Следует учитывать, что решение Суда не имеет характера  прецедента и обязательно лишь для  участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Решение Суда окончательно и не подлежит обжалованию, однако может  быть пересмотрено на основании вновь  открывшихся обстоятельств.

Суд вправе давать консультативные  заключения по любому юрндическому вопросу, по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы в соответствии с Уставом ООО. Суд выноси консультативные заключения в открытом заседании. Суд решает споры на основании международного права и применяет: международные конвенции, устанавливающие правила, признанные спорящими государствами: международные обычаи; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; с оговоркой судебные решения и доктрины наиболее квалифицированны специалистов по публичному праву различных стран в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

В настоящее время  заявления о признании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН  сделали около пятидесяти государств. СССР долгое время отрицательно относился  к обязательной юрисдикции Суда и  при подписании договоров, предусматривающий  возможность обращения для толкования договора в Суд, зачастую делал оговорки о непризнании обязательной юрисдикции. Российская Федерация пересматривает позицию СССР в отношении обязательной юрисдикции Международного Суда ООН и постепенно снимает оговорки Союза ССР.

Информация о работе Понятие и структура системы ООН