Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:41, дипломная работа
В современных международных отношениях непрерывно растет роль международных организаций. Следствием объективных тенденций развития человеческого общества является увеличение числа таких проблем, которые народы одной страны не в состоянии решить самостоятельно, не прибегая к постоянному сотрудничеству с другими народами в рамках международных организаций. Необходимость такого сотрудничества очевидна не только для государств, обладающих недостаточными естественными богатствами, малым экономическим и людским потенциалом,- без него сегодня не могут обойтись и самые крупные государства.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1. Международные межправительственные (межгосударственные) организации: понятие, юридическая природа, классификация. . . . . . . . . . . . 3
2. Цели и принципы, структура ООН. Функции основных органов. . . . . . . . . 9
3. Структура и функции главных органов ООН. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Библиография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Совет Безопасности ООН является одним из главных органов ООН и играет основную роль в поддержании международного мира и безопасности.
Совет Безопасности состоит из 15 членов: пяти постоянных (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай) и десяти непостоянных, избираемых в соответствии с Уставом ООН. Перечень постоянных членов зафиксирован в Уставе ООН. Непостоянные члены избираются Генеральной Ассамблей ООН на два года без права немедленного переизбрания.
Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать международному миру и безопасности. В любой стадии такого спора или ситуации Совет может рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования.
Стороны спора, продолжение
которого может угрожать международному
миру или безопасности, вправе самостоятельно
принять решение о передаче спора
на разрешение Совета Безопасности. Однако
если Совет Безопасности считает, что
продолжение данного спора
Государство, не являющееся
членом ООН, также может обратить
внимание на любой спор, в котором
оно является стороной, если в отношении
этого спора оно примет на себя
заранее предусмотренные в
Кроме того, Совет Безопасности определяет существование, любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации сторонам или решает, какие меры следует принять для восстановления международного мира и безопасности. Совет может потребовать от сторон спора выполнения тех временных мер, какие он найдет необходимыми. Решения Совета Безопасности являются обязательными для всех членов ООН.
Совет также уполномочен
решать, какие меры, не связанные
с использованием вооруженных сил,
должны применяться для осуществления
его решений, и требовать от членов
организации осуществления этих
мер. Эти меры могут включать полный
или частичный перерыв
Если Совет Безопасности
сочтет, что эти меры окажутся или
оказались недостаточными, он вправе
принять такие действия воздушными,
морскими или сухопутными силами,
какие окажутся необходимыми для
поддержания или восстановления
мира и безопасности. Государства -
члены ООН обязуются
Каждое государство
- член Совета Безопасности
Решения в Совете Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, если за них поданы голоса девяти членов Совета. По другим вопросам решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования. Если при голосовании по непроцедурному вопросу один из постоянных членов Совета проголосует против, решение считается не принятым (право вето).
Совет Безопасности
может учреждать
Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) состоит из 54 членов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей. 18 членов ЭКОСОС избираются ежегодно сроком на три года.
ЭКОСОС уполномочивается предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономики, социальной сферы, культуры, образования, здравоохранения и другим вопросам.
ЭКОСОС уполномочен:
делать рекомендации Генеральной Ассамблее в целях поощрения уважения прав человека;
готовить проекты конвенций по вопросам своей компетенции;
заключать соглашения с различными специализированными учреждениями системы ООН и других международных организаций;
созывать международные конференции по вопросам, входящим в его компетенцию;
осуществлять иные действия, предусмотренные Уставом ООН.
Каждый член ЭКОСОС имеет один голос. Решения принимаются большинством голосов членов ЭКОСОС, присутствующих и участвующих в голосовании. ЭКОСОС устанавливает свои правила процедуры, включая избрание своего Председателя, избираемого ежегодно.
Вспомогательный механизм ЭКОСОС включает:
шесть функциональных комиссий: Статистическую комиссию, Комиссию по народонаселению, Комиссию социального развития, Комиссию по правам человека, Комиссию по положению женщин, Комиссию по наркотическим средствам;
пять региональных экономических комиссий (для Европы, для Азии и Тихого океана, для Африки, для Латинской Америки, для Западной Азии);
шесть постоянных комитетов (по программе и координации, по природным ресурсам, по транснациональным корпорациям и др.;
ряд постоянных экспертных
органов по таким вопросам, как
предупреждение и борьба с преступностью,
международное сотрудничество в
вопросах налогов и др.).При ЭКОСОС
имеют консультативный статус более 600
неправительственных организаций по вопросам,
входящим в компетенцию ЭКОСОС.14
137
Совет по Опеке состоит в настоящее время из 5 членов (Россия, США, Англия, Франция и КНР). Совет проводит одну сессию в год в Нью-Йорке. Из первоначальных 11 подопечных территорий все в ходе работы Совета получили независимость: Гана, Сомали, Камерун, Того, Руанда, Бурунди, Объединенная Республика Танзания, Самоа, Науру, Папуа-Новая Гвинея.
В 1994 году с истечением
срока действия Соглашения об опеке
для последней подопечной территории
Тихоокеанские острова и
По предложению Мальты в повестку дня 50-й сессии Генералы Ассамблеи был включен пункт, озаглавленный "Обзор роли Совета по Опеке".
В ходе обсуждения этого
вопроса были внесены различные
предложения, в том числе об упразднении
Совета по Опеке, превращении его
в Совет по правам человека, о
наделении его функциями
Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в своем докладе "Обновление ООН: Программа реформы" от 16 июля 1997 г. выдвинул идею преобразовать Совет по Опеке в форум коллективной опеки над окружающей средой, Мировым океаном, атмосферой и космическим пространством как "всеобщим достоянием" с подключением к работе этого форума большого числа неправительственных организаций и других институтов "гражданского общества".15
Международный Суд
является главным судебным органом
ООН. Международный Суд действует
на основе Устава ООН и Статута
Международного Суда ООН, являющегося
неотъемлемой частью Устава. Государства
- не члены ООН также могут
Суд состоит из 15
независимых судей, избранных из
числа лиц высоких моральных
качеств, удовлетворяющих требованиям,
предъявляемым в их странах для
назначения на высшие судебные должности,
или являющихся юристами с признанным
авторитетом в области
Государства представляют список кандидатур в члены Суда Генеральному секретарю ООН. Члены Суда избираются на раздельных заседаниях Генеральной Ассамблеей ООН и Советом Безопасности (в Совете для избрания необходимо получить восемь голосов). Срок полномочий судей - девять лет, при этом каждые три года переизбираются пять судей. Кворум образует присутствие девяти судей.
При характеристике
правового положения Суда
К ведению Суда относятся все дела, передаваемые ему сторонами, и вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими конвенциями.
По общему правилу, юрисдикция Суда факультативна. Иными словами, Суд вправе рассматривать конкретные споры с участием того или иного государства только с его согласия. Однако государства могут делать заявления о признании обязательной юрисдикции Суда по всем правовым спорам, касающимся: толкования договора; любого вопроса международного права; наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; характера и размера возмещения за нарушение международного обязательства. В этом случае Суд правомочен рассмотреть дело по заявлению одной из сторон.
Дела возбуждаются в Суде путем нотификации (объявления) соглашения сторон или письменным заявлением одной из сторон.
Судопроизводство в Суде состоит из двух этапов: письменного и устного. Письменное производство заключается в сообщении Суду и сторонам меморандумов, контрмеморандумов, ответов на них, представлении иных документов и длится, как правило, несколько месяцев. Во время устного этапа Судом заслушиваются свидетели, эксперты, представители сторон, адвокаты и другие участники процесса. Представляет интерес тот факт, что Суд может принимать меры к собиранию доказательств. Так, Суд вправе поручить производство расследования или экспертизы любому лицу или органу по своему выбору.
Разбирательство дела в Суде производится публично, если стороны не просят о проведении закрытых заседаний.
После окончания
выступлений сторон Суд удаляется
на совещание, которое происходит в
закрытом заседании. Все вопросы
Судом разрешаются большинством
голосов присутствующих; в случае
равенства голосов голос
По итогам судебного
разбирательства выносится
Следует учитывать, что решение Суда не имеет характера прецедента и обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Решение Суда окончательно и не подлежит обжалованию, однако может быть пересмотрено на основании вновь открывшихся обстоятельств.
Суд вправе давать консультативные заключения по любому юрндическому вопросу, по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы в соответствии с Уставом ООО. Суд выноси консультативные заключения в открытом заседании. Суд решает споры на основании международного права и применяет: международные конвенции, устанавливающие правила, признанные спорящими государствами: международные обычаи; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; с оговоркой судебные решения и доктрины наиболее квалифицированны специалистов по публичному праву различных стран в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.
В настоящее время
заявления о признании