Понятие и структура системы ООН

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:41, дипломная работа

Описание работы

В современных международных отношениях непрерывно растет роль международных организаций. Следствием объективных тенденций развития человеческого общества является увеличение числа таких проблем, которые народы одной страны не в состоянии решить самостоятельно, не прибегая к постоянному сотрудничеству с другими народами в рамках международных организаций. Необходимость такого сотрудничества очевидна не только для государств, обладающих недостаточными естественными богатствами, малым экономическим и людским потенциалом,- без него сегодня не могут обойтись и самые крупные государства.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1. Международные межправительственные (межгосударственные) организации: понятие, юридическая природа, классификация. . . . . . . . . . . . 3
2. Цели и принципы, структура ООН. Функции основных органов. . . . . . . . . 9
3. Структура и функции главных органов ООН. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Библиография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 57.08 Кб (Скачать)

Скачать работу 
 
 
 

 План.

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

1. Международные  межправительственные (межгосударственные) организации: понятие, юридическая  природа, классификация. . . . . . . . . . . . 3

2. Цели и принципы, структура ООН. Функции основных  органов. . . . . . . . . 9

3. Структура и  функции главных органов ООН. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Библиография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 

 Введение. 

В современных международных  отношениях непрерывно растет роль международных  организаций. Следствием объективных  тенденций развития человеческого  общества является увеличение числа  таких проблем, которые народы одной  страны не в состоянии решить самостоятельно, не прибегая к постоянному сотрудничеству с другими народами в рамках международных  организаций. Необходимость такого сотрудничества очевидна не только для  государств, обладающих недостаточными естественными богатствами, малым  экономическим и людским потенциалом,- без него сегодня не могут обойтись и самые крупные государства.

Объективное развитие цивилизации, в основе которого лежит  технический прогресс, способствует расширению взаимных межгосударственных контактов. Рост экономики, культурное развитие, социальный прогресс и даже само существование народов в  современных условиях невозможны без  организованного, мирного сотрудничества максимально возможного числа государств.

В современных международных  отношениях международные организации  играют существенную роль как форма  сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.

Возникновение международных  организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции  к интернационализации многих сторон жизни общества. Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации  по Рейн, международные организации  наделяются собственной компетенцией и полномочиями. Новым этапом в  их развитии явилось учреждение первых международных универсальных организаций - Всемирного телеграфного союза (1865 г.) и Всемирного почтового союза (1874 г.), которые имели постоянную структуру.

Для современных  международных организаций характерно дальнейшее расширение их компетенции  и усложнение структуры.

Взаимные связи  и сотрудничество между существующими  в настоящее время международными организациями (а их насчитывается  более 4 тыс., из них более 300 - межправительственные) позволяют говорить о системе  международных организаций, центре которой находится ООН. Это ведет  к появлению новых структур (совместных органов, координационных органов  и т.п.).1

Возрастающее значение международных организаций привлекает к ним все более пристальное  внимание политиков и ученых, а  также широкой общественности. До недавних пор исследования, посвященные  международной организации, велись преимущественно юристами. Используя  традиционные методы правоведения, они  трактовали международную организацию прежде всего как форму международных отношений. Поэтому среди публикаций преобладали описательные монографии либо анализ структурных элементов, отличающих международную организацию от других форм отношений между государствами. Научные исследования международных организаций, по-видимому, вступают в новую фазу. Они перестают принадлежать только области международного права и начинают проводиться более комплексно с учетом различных социологических, экономических и политических аспектов. Наука о международной организации постепенно приобретает междисциплинарный характер и использует достижения разных отраслей общественных наук, внося в них свой собственный вклад. Она все больше становится составной частью политических наук, которые также обладают междисциплинарным характером.

Международная организация  не может быть сведена к одной  лишь форме отношений между государствами. Она возникает для того, чтобы  удовлетворять уже существующие и возникающие потребности сотрудничества. Ее структурные учреждения, среди  которых ведущее место занимают постоянные органы, служат лишь орудием, отданным в распоряжение государств-членов; потребности сотрудничества упомянутых государств могут удовлетворяться  только путем использования этого  орудия. Таким образом, сущность международной  организации проявляется прежде всего в ее деятельности, в реализации ее функций. Функционирование международной организации имеет характер политического процесса, выражающегося прежде всего в принятии решения ее органами. Именно таким способом международная организация реализует свое призвание, заключающееся в формировании - соответственно ее целям и принципам - своей общественно-политической среды, которую составляют государства и их взаимоотношения.

Поэтому способ воздействия  организации на ее среду сводится в конечном счете к политическому влиянию на государства, с тем чтобы они действовали согласно принципам, нормам и рекомендациям, содержащимся в уставе организации и в решениях ее органов.

Следовательно, наука  о международной организации  должна сосредоточиться прежде всего на изучении процессов сотрудничества государств-членов, - процессов, протекающих в особой организационной форме, определяющей чертой которой является наличие постоянных органов, принимающих решения от имени всей организации.2

В представленной работе будут рассмотрены понятие, юридическая  природа, классификация международных  межправительственных (межгосударственные) организаций, а также цели и принципы ООН, структура и функции её основных органов.

Международные межправительственные (межгосударственные) организации: понятие, юридическая природа, классификация.

Многочисленные международные  организации играют в современных  международных отношениях все более  активную роль. Среди этих организаций  различают межправительственные, в  которых участвуют непосредственно  государства, и неправительственные  международные организации, объединяющие национальные организации или отдельных  лиц из нескольких государств.

Постоянный характер международных организаций, отличающий их от международных конференций, закрепляется в их уставах или иных учредительных  актах, которые представляют собой  многосторонние договоры, являющиеся, как правило, бессрочными. Постоянный характер международных организаций  находит свое выражение также  и в том, что в структуре  их органов наряду с органами, работающими  в сессионном порядке, имеется один или несколько органов, действующих  постоянно.

Международная межправительственная организация - это объединение государств, которое создано на постоянной основе в соответствии с договором, определяющим цели, принципы и компетенции этой организации, обладает общими органами, а также международными правами  и обязанностями в объеме, установленном  в ее учредительном акте и необходимом  для осуществления сотрудничества между государствами-членами в  соответствующей области международных  отношений.3

 Данное понятие  составляет следующие шесть признаков  (элементов): участие суверенных  государств, договорная основа, наличие  определенных целей, система постоянно  действующих органов, обладание  качеством международной правосубъектности, соответствие международному праву.

Участие суверенных государств. Членами межправительственных организаций являются суверенные государства. Однако в деятельности ряда специализированных учреждений (ВМО, ВПС, ЮНЕСКО и др.) наряду с суверенными государствами  участвуют несамоуправляющиеся  территории, которые имеют особый правовой статус и именуются членами-сотрудниками, ассоциированными членами и т.д. Число их в настоящее время  незначительно (от двух до семи). В отличие  от государств, являющихся полноправными  членами, неполноправные члены не подписывают  учредительного акта организации, не участвуют  в голосовании, не могут быть избраны  в органы организации. Наша страна неоднократно ставила вопрос о ликвидации этого  статуса, который несовместим с  общепризнанным принципом равноправия  и самоопределения наций.

Договорная основа (конвенционный базис). Она заключается  в том, что учредительным актом (уставом) международной организации  является международный договор (как  правило, многосторонний). Устав - международный  договор особого рода, так как  он не только устанавливает права  и обязанности сторон (государств), как это делает любой междуна-родный договор, но и создает международную организацию, определяя ее компетенцию, структуру, правовое положение ее членов, персонала и т.д. В связи с этим ст. 5 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года устанавливает: "Настоящая Конвенция применяется к любому договору, являющемуся учредительным актом международной организации, и к любому договору, принятому в рамках международной организации, без ущерба для соответствующих правил данной организации".

Однако в международной  практике имели место случаи, когда  международная организация создавалась  не на основе международного договора, а на основе резолюции международной  организации в качестве ее вспомогательного органа. Так, на основе резолюции Генеральной  Ассамблеи ООН были созданы Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД (1964 г.). Организация Объединенных Наций по вопросам промышленного развития - ЮНИДО (1965 г.). Программа ООН по окружающей среде - ЮНЕП (1973 г.). Но эти случаи крайне редки и составляют исключение из общего положения о договорной основе.

Наличие определенной цели. Это важный признак понятия  международной организации, ибо  цели организации определяют ее правомерность, компетенцию и в целом характер ее внутриорганизационного механизма.

 Система постоянно  действующих органов, или так  называемый внутриорганизационный  механизм. Этот признак очень  важен в понятии международных  организаций и является общим  как для международных межгосударственных (межправительственных) организаций  (ММПО), так и для международных  неправительственных организаций  (МНПО). Например, организационная структура  Межпарламентского союза, являющегося  МНПО, состоит из тех же структурных  звеньев, что и механизм многих  специализированных учреждений  ООН, принадлежащих к межправительственным  организациям. Или такой пример: ЮНКТАД и ЮНЕП, будучи по своей  юридической природе вспомогательными  органами Генеральной Ассамблеи ООН, называются международными организациями, поскольку имеют организационную структуру, присущую последним.

Международная правосубъектность международной организации проявляется в международных правах (и обязанностях) организаций, а также в их способности приобретать таковые через свои действия. К правам, непосредственно связанным с международной правосубъектностью, относятся:

право на заключение международных соглашений, право  на привилегии и иммунитеты, право  на представительство при организации  государств-членов, способность организации  нести международно-правовую ответственность  и ряд других .

Учреждение в соответствии с международным правом. Под этим понимается правомерный характер международной  организации, необходимость соответствия ее устава и деятельности общепризнанным принципам и нормам международного права, прежде всего принципам jus cogens в смысле ст. 53 Венских конвенций о праве международных договоров 1969 и 1986 годов.4

В основе юридической  природы международной организации  лежит наличие общих целей  и интересов государств-членов.

Принцип суверенного  равенства государств является pyководящим в построении международных организаций. Его проявление характеризуется следующими чертами: договорная основа международной организации; добровольность членства; в основном рекомендательный характер решений организации; ее межгосударственный характер; сохранение суверенности и равного государств как внутри организации, так и вне ее.

Для правовой природы  международной организации существенным является то, что ее цели и принципы, компетенция, структура и т.п. имеют  согласованную договорную основу.

Проблема соотношения  государственного суверенитета и общих  целей и интересов организации  находит разрешение в ее учредительном  акте. Между ними не возникает противоречий, если государство добросовестно  выполняет взятые на себя по уставу организации обязательства и  следует установленным принципам.

В настоящее время  широко признается следующее положение: государства, создавая международные  организации, наделяют их определенной право- и дееспособностью, признавая  за ними способность иметь права и обязанности, участвовать в создании и применении норм международного права; стоять на страже соблюдения норм международного права. Этим признанием государства создают новый субъект международного права, который наряду с ними осуществляет правотворческие, правоприменительные и правоохранительные функции в сфере международного трудничества.

Конечно, наделение  международных организаций правами  и обязанностями не означает их приравнивания  к государствам - основным субъектам  международного права. Объем их правосубъектности значительно меньше и носит целевой и функциональный характер.

Чтобы выполнять  свои функции, международные организации  должны обладать необходимыми юридическими средствами. В ст. 10 Устава ООН предусмотрено  в этих целях, что "Организация  Объединенных Наций пользуется на территории каждого из своих членов такой  правоспособностью, которая может  оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей". Аналогичные положения содержатся в большинстве учредительных  актов.

Информация о работе Понятие и структура системы ООН