Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:41, дипломная работа
В современных международных отношениях непрерывно растет роль международных организаций. Следствием объективных тенденций развития человеческого общества является увеличение числа таких проблем, которые народы одной страны не в состоянии решить самостоятельно, не прибегая к постоянному сотрудничеству с другими народами в рамках международных организаций. Необходимость такого сотрудничества очевидна не только для государств, обладающих недостаточными естественными богатствами, малым экономическим и людским потенциалом,- без него сегодня не могут обойтись и самые крупные государства.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1. Международные межправительственные (межгосударственные) организации: понятие, юридическая природа, классификация. . . . . . . . . . . . 3
2. Цели и принципы, структура ООН. Функции основных органов. . . . . . . . . 9
3. Структура и функции главных органов ООН. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Библиография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
ООН является общим средством государств в деле достижения мирного и дружественного сотрудничества между ними. Она является местом, где все члены разрешают международные проблемы и ищут пути их урегулирования. Хотя ООН - это международная организация, объединяющая все миролюбивые государства, она остается по своей сути организацией, координирующей действия, осуществляемые самими государствами.
Для достижения указанных целей ООН и государства-члены действуют в соответствии со следующими принципами: суверенного равенства всех государств-членов; добровольного выполнения принятых на себя по Уставу обязательств; разрешения международных споров мирными средствами; воздержания от угрозы силой или ее применения; обязательного участия в действиях ООН; невмешательства во внутренние дела любого государства (ст. 2 Устава).
Принцип суверенного
равенства государств-членов является
руководящим началом
Обязанность добросовестно выполнять принятые на себя по Уставу обязательства является конкретизацией общепризнанного принципа международного права - pacta sunt servanda.
Государства - члены
ООН обязаны разрешать свои международные
споры только мирными средствами
таким образом, чтобы не подвергать
угрозе международный мир и
Государства-члены обязаны воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим способом, несовместимым с целями ООН. Это запрещение относится не только к агрессивной войне, но и к другим способам применения военной силы, какими являются вооруженная интервенция, вооруженные репрессалии или блокада, при которой применяется военная сила. Допустимым применением силы считаются только участие в коллективных принудительных действиях ООН (ст. 41 и 42 Устава), действия региональных организаций в соответствии со ст. 53 Устава или осуществление права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена ООН (ст. 51 Устава).
Члены ООН обязаны оказывать всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых Советом Безопасности против нарушителя международного мира.
ООН и ее члены
обязаны обеспечить, чтобы государства
- не члены ООН действовали в
соответствии с принципами ООН, если
это может оказаться
ООН выполняет свои
функции посредством главных
и созданных ими
В основе создания системы ООН лежат функциональные потребности организаций и прежде всего самой ООН, имеющей широкую предметную компетенцию и реализующую ее с помощью других международных организаций. В свою очередь функциональные потребности определяются целями и задачами международной организации. Так, через ЮНЕСКО и МАГАТЭ система ООН выходит на главную цель ООН, которая, как известно, состоит в поддержании международного мира и безопасности. Через большинство специализированных учреждений система ООН обеспечивает сотрудничество государств в социально-экономической и гуманитарной сферах.
Система ООН имеет
договорное происхождение, ибо взаимоотношения
между ее основными звеньями - ООН,
16 специализированными
В систему ООН входят международные организации различной юридической природы и правового положения. В зависимости от этого и складывался механизм всей системы в целом, состоящий из следующих звеньев: 1) главные органы ООН; 2) высшие органы 16 специализированных учреждений и МАГАТЭ; 3) исполнительные органы этих организаций; 4) вспомогательные органы всех международных организаций, составляющих систему ООН. Среди последних необходимо выделить такой орган, как Административный комитет по координации (АКК), созданный в 1946 году, в компетенцию которого входит обеспечение связи и координация работы ООН со специализированными учреждениями и МАГАТЭ.
Очевидно, что функционирование системы ООН основывается на действии общепризнанных принципов и норм международного права. Однако в системе действует и свой принцип, так называемый принцип координации. Наибольшая эффективность широкого международного сотрудничества в экономической, социальной, культурной и гуманитарной областях может быть достигнута при условии координации его из какого-либо единого центра. Это обстоятельство было учтено создателями ООН, на которую и была возложена задача координации деятельности международных организаций по экономическим, социальным, культурным и гуманитарным вопросам.
Принцип координации требует ряда организационных форм, которые обеспечивали бы функцию контроля, присущую ООН. Ими являются представление в Организацию Объединенных Наций специализированными учреждениями и МАГАТЭ отчетов об их деятельности, сведений о годовых бюджетах и принятие ООН соответствующих рекомендаций о политике и деятельности специализированных учреждений. Однако ООН не может принимать решений, имеющих обязательную силу для специализированных учреждений и МАГАТЭ. Последние являются автономными международными организациями. Отношения в системе ООН других звеньев определяются их правовым положением как вспомогательных органов ООН.
Необходимо отметить, что система ООН находится в постоянном развитии. Так, до 60-х годов в ней отсутствовало такое звено, как вспомогательные органы Генеральной Ассамблеи - ЮНКТАД, ЮНЕП и ПРООН. В свою очередь произошли изменения непосредственно в самих звеньях системы:
ЮНИДО с 1965 по 1985 год
входила в систему ООН как
вспомогательный орган
Система ООН будет развиваться и дальше. Особый импульс ее развитию придает необходимость эффективного решения глобальных проблем, которые входят в предметную компетенцию всех без исключения звеньев системы и требуют взаимосвязанного рассмотрения.12
В настоящее время
существует 16 специализированных учреждений
ООН. Некоторые из них образовались
из функционировавших ранее
Понятие специализированных
учреждений дано в ст. 57 Устава ООН:
"I. Различные специализированные
учреждения, созданные
В зависимости от сферы деятельности специализированные учреждения ООН могут быть подразделены на три основные группы.
Первая группа - специализированные
учреждения экономического характера.
Термин "экономический", как было
специально оговорено Комитетом 11/3
Конференции в Сан-Франциско, охватывает
международную торговлю, финансы, связь
и транспорт. К этой группе можно
отнести также организации
Ко второй группе, специализированным учреждениям социального характера, относятся Международная организация труда (МОТ) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
В третью группу входят учреждения культурно-гуманитарного характера - Организация Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).
Специализированные
учреждения - постоянно действующие
международные организации, их деятельность
не ограничена соответствующим сроком,
а учредительные акты организаций
не предусматривают, как правило, процедуры
их ликвидации. За период с 1945 года по настоящее
время прекратило существование
только одно специализированное учреждение
- Международная организация по делам
беженцев, однако с самого начала она
предусматривалась как
Структура и функции главных органов ООН.
Таким образом, организационная структура ООН имеет свою специфику, которая заключается в том, что органы Организации делятся на два вида: главные и вспомогательные. Уставом предусмотрено б главных органов. Около 300 вспомогательных органов создано главными органами за время существования ООН. Главные органы: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд, Секретариат. Хотя все эти органы относятся к одной категории - главных органов, - они различны по своему значению и правовому положению. Наиболее важны Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности. Экономический и Социальный Совет и Совет по Опеке работают под руководством Генеральной Ассамблеи, представляя результаты своей деятельности на окончательное ее утверждение, однако это обстоятельство не меняет их статуса как главных органов.14
Генеральная Ассамблея
является единственным органом,
Генеральная Ассамблея правомочна в рамках Устава ООН обсуждать любые вопросы в пределах Устава, за исключением находящихся на рассмотрении Совета Безопасности ООН, делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам.
Генеральная Ассамблея, в частности:
рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечении международного мира и безопасности;
избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета;
по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН;
совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда ООН;
координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставе ООН.
Генеральная Ассамблея
работает в сессионном порядке. Сессии
Генеральной Ассамблеи
Каждый член Ассамблеи
имеет один голос. Решения Ассамблеи
по важным вопросам принимаются большинством
в две трети присутствующих и
участвующих в голосовании
Имеется семь главных
комитетов Генеральной
Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет); Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет).
Помимо главных
комитетов, Генеральной Ассамблеей
создано большое число