Понятие и структура системы ООН

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:41, дипломная работа

Описание работы

В современных международных отношениях непрерывно растет роль международных организаций. Следствием объективных тенденций развития человеческого общества является увеличение числа таких проблем, которые народы одной страны не в состоянии решить самостоятельно, не прибегая к постоянному сотрудничеству с другими народами в рамках международных организаций. Необходимость такого сотрудничества очевидна не только для государств, обладающих недостаточными естественными богатствами, малым экономическим и людским потенциалом,- без него сегодня не могут обойтись и самые крупные государства.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1. Международные межправительственные (межгосударственные) организации: понятие, юридическая природа, классификация. . . . . . . . . . . . 3
2. Цели и принципы, структура ООН. Функции основных органов. . . . . . . . . 9
3. Структура и функции главных органов ООН. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Библиография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 57.08 Кб (Скачать)

Международные организации  наделяются договорной правоспособностью, то есть вправе заключать самые разнообразные  соглашения в рамках своей компетенции. Как устанавливает ст. 6 Венской  конвенции о праве договоров  между государствами и международными организациями или между международным организациями, "правоспособность международных организаций заключать договоры регулируется правилами этой организации".

Пункт 1 ст. 2 Конвенции  разъясняет, что "правила организации" означают, в частности, учредительные  акты, принятые в соответствии с  ними решения и резолюции, а также  установившуюся практику организации."

Анализ учредительных  актов международных организаций  свидетельствует, что договорная правоспособность закрепляется в них, как правило, двумя способами: либо в общем  положении, предусматривающем право  заключать любые договоры, способствующие выполнению задач организации (например, ст. 65 Чикагской конвенции о международной  гражданской авиации 1944 г.); либо в  специальном положении или положениях, определяющих возможность заключения организацией определенных категорий  соглашений (например, ст. 43 и 63 Устава ООН) и с определенными сторонами (с любыми государствами или только с государствами-членами, с любыми международными организациями или  только с некоторыми из них).

Международные организации  обладают способностью участвовать  в дипломатических сношениях. При  них аккредитуются представительства  государств, они сами имеют представительства  в государствах и обмениваются представителями  между собой. В Москве имеются  Информационный центр ООН и представительства  ЮНЕСКО, МОТ. 6 октября 1992 г. было заключено  Соглашение между Правительством Российской Федерации и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев об открытии представительства УВКБ.

15 июня 1993 г. было  заключено Соглашение между Правительством  РФ и ООН об учреждении в  Российской Федерации Объединенного  представительства ООН и ее  органов, программ и фондов  в целях поддержки и дополнения  национальных усилий по решению  наиболее важных проблем экономического  развития, содействию социальному  прогрессу и повышению уровня  жизни. Объединенное представительство  включает ООН, Программу развития  ООН (ПРООН), Детский фонд ООН  (ЮНИСЕФ), Управление Верховного  комиссара по делам беженцев (УВКБ), Программу ООН по окружающей  среде (ЮНЕП), Фонд ООН по народонаселению  (ЮНФПА), Мировую продовольственную  программу (МПП), Программу ООН  по контролю над наркотическими  средствами (ЮНДКП).

Международные организации  и их должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами (например. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г.. Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г.. Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, 1980 г. и др.).

Как субъекты международного права международные организации  несут ответственность за правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью  и могут выступать с претензиями  об ответственности.

Международные организации  наделяются также правом набирать персонал на контрактной основе. Это не представители  государств, а международные должностные  лица, подчиняющиеся исключительно  международной организации и  действующие от её имени и в  ее интересах. Как отмечено в ст. 100 Устава ООН, Генеральный секретарь  и персонал Секретариата "не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед Организацией".

Каждая международная  организация располагает финансовыми  средствами, которые складываются в  большей части из взноса государств-членов и расходуются исключительно  в общих интересах организации.

Международные организации  действуют также со всеми правами  юридического лица по внутреннему праву  государств. Так, ст. 39 Устава Международной  организации труда устанавливает, что МОТ имеет все права  юридического лица, в частности право заключать договоры, право приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, право возбуждать судебные деле"

Такие же права предоставлены  ООН и ее органам, программам и  фондам, а также их Объединенному  представительству Соглашением  между Правительством РФ и ООН  от 15 июня 1993 г.5

Термин "международные  организации" употребляется, как  правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным  организациям. Однако их юридическая  природа различна. Для межгосударственной организации характерны следующие  признаки: членство государств; наличие  учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов.

Главным признаком  неправительственных международных  организаций является то, что они  созданы не на основе межгосударственного  договора и объединяют физических и/или  юридических лиц (например. Ассоциация международного права, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирная федерация научных работников и др.).

Для классификации  международных организаций могут  быть применены различные критерии. По характеру членства они делятся  на межгосударственные и неправительственные.

По кругу участников межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия  всех государств мира (ООН" ее специализированные учреждения), и региональные, членами  которых могут быть государства  одного региона (Организация африканского единства. Организация американских государств).

Межгосударственные  организации подразделяются также  на организации общей и специальной  компетенции. Деятельность. организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ).

Организации специальной  компетенции ограничиваются сотрудничеством  в одной специальной области (например. Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т.д.

Классификация по характеру  полномочий позволяет выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится  подавляющее большинство международных  организаций, целью которых является организация межгосударственного  сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи Европейскому Союзу (ЕС).

С точки зрения порядка  вступления в них организации  подразделяются на открытые (любое  государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием  в члены производится по приглашению  первоначальных учредителей). Примером закрытой организации является НАТО. 6

Отметим, что ранее  для классификации использовался  и такой признак, как социально-экономическая  сущность государств - членов организации.7

Цели и принципы, структура ООН. Функции основных органов.

При всей противоречивости и при всем многообразии современный  мир представляет собой взаимосвязанную  целостность, у которой есть общие  проблемы, диктующие необходимость  взаимоприемлемых их решений. Такие  решения требуют выработки глобальной стратегии, основанной на приоритете общечеловеческих интересов. Сделать это можно  с помощью международных организаций, среди которых главная роль принадлежит  международным организациям системы  ООН.8

ООН - универсальная  международная организация, созданная  в целях поддержания мира и  международной безопасности развития сотрудничества между государствами. На 1 января 1998 г. членами ООН являлись 185 государств.

Организация Объединенных Наций создана после Второй мировой  войны. Устав различает первоначальных членов и принятых позже. Первоначальных членов было 51. Это государства, которые  после участия в Конференции  в Сан-Франциско или ранее подписавшие  Декларацию Объединенных Наций 1942 г. ратифицировали Устав (ст. 3). Остальные члены были приняты постановлением Генеральной  Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности как суверенные, миролюбивые государства, которые могут и желают выполнять  содержащиеся в Уставе обязательства (ст. 4).

Устав ООН был  принят на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г. Этот день с 1947 г. отмечается как День Объединенных Наций.

Значение Устава ООН состоит в том, что он не только является конституционным документом, регулирующим жизнедеятельность международной  организации безопасности, но и призван  играть исключительную роль в качестве фундамента формирования системы коллективной безопасности, равной для всех государств, и выработки своеобразного кодекса  поведения государств в военной, политической, экономической, экологической, гуманитарной и иных областях. На основе Устава ООН возникла разветвленная система многосторонних договоров, заключенных в рамках ООН.

Особенность Устава ООН состоит и в том, что  сами главные органы ООН (Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея и могут  толковать и дают на практике толкование положений Устава ООН, относящихся  к их сфере деятельности. Устав ООН предусматривает, что, когда обязательства государств по Уставу ОС окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную си имеют обязательства по Уставу ООН. Тем самым Устав ООН является фундаментом прогрессивного развития и кодификации международного права.9

Учредительный документ ООН (Устав ООН) является универсальным  международным договором и закрепляет основы современного международного правопорядка. ООН преследует цели:

поддерживать международный  мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные  коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии;

развивать дружественные  отношения между государствами  на основе уважения принципа равноправия  и самоопределения народов;

осушествлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека;

быть центром согласования действий государств в достижении этих общих целей.

Для достижения указанных  целей ООН действует в соответствии радующими принципами: суверенное равенство  членов ООН; добросовестное выполнение обязательств по Уставу ООН; разрешение международных споров мирными средствами; отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости  или каким-либо способом, несовместимым с Уставом ООН; невмешательство во внутренние дела государств; оказание помощи ООН во всех действиях, предпринимаемых по Уставу; обеспечение Организацией такого положения, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами, изложенными в Уставе (ст. 2), и рядом других принципов.

При этом, если обязательства членов ООН по Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН (ст. 103 Устава).10

Целям ООН и принципам  ее деятельности посвящены преамбула  и специально ст. 1 и 2 Устава, составляющие его первую главу. Целями ООН являются: поддержание международного мира и  безопасности, развитие дружественных  отношений между нациями; развитие международного экономического, социального, культурного и гуманитарного  сотрудничества; согласование действий государства в достижении этих общих  целей (ст. 1 Устава).

 Самой важной  целью ООН является поддержание  международного мира и безопасности. Государства обязаны разрешать  свои споры мирными средствами. В случае угрозы миру, нарушения  мира или актов агрессии государства-члены  должны по решению Совета Безопасности  и под его руководством принимать  коллективные меры против агрессора  и применять соответствующие  принудительные меры невоенного  или военного характера. 

 ООН должна  заботиться о развитии дружественных  отношений между нациями на  основе уважения принципа равноправия  и самоопределения народов. Она  должна осуществлять международное  сотрудничество в разрешении  международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного  характера, независимо от общественного  строя или степени экономического  развития государства.

Информация о работе Понятие и структура системы ООН