Понятие и особенности финансовой деятельности Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:50, реферат

Описание работы

Финансовая деятельность возникает и осуществляется когда государство в лице своих органов власти или органов местного самоуправления распределяет и перераспределяет денежную форму национального дохода страны между участниками производства и непроизводственной сферой.
В целях покрытия общественных затрат накапливаются и используются финансовые ресурсы, необходимые для решения политических, социально-экономических задач, создается финансово-экономическая основа для реализации государственных задач и функций.

Работа содержит 1 файл

Финанс.право Microsoft Office Word.docx

— 57.95 Кб (Скачать)

    К ним относятся: акт ревизии или проверки, справка о результатах обследования, заключение по представленным документам и проектам финансовых планов, протокол о выявленных нарушениях, заключение аудитора и другие виды актов, допускаемые законодательством в качестве юридической формы закрепления выявленных результатов.

    2. Другой разновидностью правоприменительных форм в контрольной сфере являются акты должностных лиц об организации финансового контроля того или иного вида, объекта. Например, для реализации требований ст. 89 Налогового  кодекса РФ по  выездным проверкам руководителями налоговых органов должны быть приняты решения о проведении выездной налоговой проверки

    Самыми  распространенными  правоприменительными юридическими формами являются акты ревизий и проверок.

    Акт ревизии это официальный документ, оформляемый по результатам контрольных действий финансовых органов, акт налоговой проверки - по результатам налогового контроля.

    В ряде случаев при проведении налогового контроля составляются протоколы производства действий по осуществлению налогового контроля. Общие требования к протоколу, как юридической форме контрольных действий, фиксирует ст. 99 Налогового кодекса РФ.

    Оформление  результатов налоговых проверок, основные требования к акту  налоговой  проверки устанавливает ст. 100 НК РФ. В частности, в акте должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению  выявленных нарушений и ссылки на нормы, предусматривающие ответственность за налоговые правонарушения.

    Акт ревизии, как и сама ревизия, до настоящего времени еще не получила законодательного определения. Однако на практике сложились основные требования к этому акту и его содержанию. Акт ревизии отражает достоверные, документально подтвержденные, данные о недостатках, упущениях или нарушениях и связанных с ними обстоятельствах. В нем показываются причины и условия, вызвавшие нарушения, виновные лица, сумма ущерба, какие нормативно-правовые акты, а также правила и нормы учета и отчетности нарушены.

    Акт ревизии является юридическим основанием для принятия решения компетентными органами по устранению нарушений, возмещению ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц. На его основе разрабатываются мероприятия по ликвидации причин и условий, способствующих правонарушениям, предложения по укреплению финансовой дисциплины, повторные виды контрольных действий, в том числе за выполнением принятых решений по первичной ревизии.

    Акты, как результат контрольных действий, подписываются участниками проверок и ревизий, а также главными (старшими) бухгалтерами организаций. В случае не согласия с результатами ревизии последние обязаны подписать акт, но при этом вправе сделать запись о своем не согласии, приложить письменные возражения, объяснения и документы, подтверждающие их доводы. Налогоплательщик при несогласии с актами налоговой проверки вправе в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или его частям, а также документы, подтверждающие обоснованность его возражений.

    Правотворческие акты

    1. Правотворческая форма контрольных действий выражается в принятии самими контрольными органами, их руководителями и иными компетентными должностными лицами правил (стандартов), положений, инструкций и иных нормативных актов, определяющих организацию контроля, аудита, а также учета и отчетности. Эти акты, как правило, носят ведомственный или функциональный, но всегда подзаконный характер. Они распространяются на различные стороны организации финансового контроля подведомственными структурами и порядка его практического проведения. Например, Приказ Минфина России «Об организации работы по реализации материалов проверок органов государственного финансового контроля по вопросам целевого использования средств федерального бюджета»; Инструкция Минфина России «О порядке проведения в организациях ревизий и проверок учета, использования и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней» и т. п.

    2. Нормативно-правовыми актами устанавливаются формы налоговых расчетов, бухгалтерского учета и отчетности, правила применения плана счетов в финансово-хозяйственной деятельности, порядок изъятия документов должностными лицами. Ими определяются порядок и последовательность проводимых контрольных действий, применение технических средств и новых технологий контрольной работы. Вместе с тем, большое количество подобных нормативных актов обусловлено отсутствием на федеральном уровне закона о финансовом контроле, координирующих начал в осуществлении контроля отдельными ведомствами, разнообразием организационных структур в системе контрольных органов и различие их интересов.

                    Методы финансового контроля

    Организационно-правовые методы осуществления финансового контроля есть приемы и способы  (либо их совокупность) 1. по достижению результата контрольных действий и 2. реагирования на выявленные недостатки. Многообразие методов финансового контроля зависит от разноплановости видов финансового контроля и осуществляющих их организационных структур.

    1. К методам контрольной работы по выявлению результатов финансовой деятельности в общем виде следует отнести наблюдение, проверку, ревизию, обследование, анализ, инспектирование, инвентаризацию.

    2. Методами реагирования на выявленные недостатки будет восстановление нарушенных прав путем возбуждения финансово-правового, дисциплинарного или административного преследования виновных лиц, возмещение вреда, распространение передового опыта работы, предложения о поощрении и т. п.

    Методы  финансового контроля обусловлены не только видом контрольного органа и характером проводимых действий, но также, определенными для них, задачами и целевыми установками на системность или конкретный вид контрольной работы.

    Так, иногда руководителю организации для выявления финансового состояния своего хозяйства достаточно наблюдения за подписываемыми им документами бухгалтерского учета, отчетности и проводимых денежных операций.

    Представительный  орган государственной власти или местного самоуправления получает сведения при заслушивании и утверждении (или не утверждении) отчета исполнительного органа. 

    Контрольно-ревизионные  службы государственного и муниципального контроля в основном используют ревизию.

    Для налоговых органов характерны проверки и обследования финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

    При контрольной работе может быть использована информация, полученная в результате работы с жалобами, заявлениями и иными обращениями граждан, сигналов средств массовой информации, анализа судебной практики, выступлений и докладов на собраниях и т. д. И это также является способами выявления первичных сведений финансового состояния подконтрольного объекта, за которыми могут последовать другие виды контроля, в том числе комплексные, тематические, счетно-аналитические, документальные проверки.

    Ревизия как один из ведущих методов финансового контроля имеет самое широкое распространение, и хотя до настоящего времени она не получила своего законодательного оформления, предписана разными нормативными актами практически для всех органов государственного и муниципального финансового контроля как обязательный и регулярный метод. Например, Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» предусмотрено, что комплексные ревизии и тематические проверки использования средств федерального бюджета всеми получателями нужно проводить ежегодно.18

    На  проведение ревизий и проверок нацелена Счетная палата России, Министерство финансов России и система его контрольно-ревизионных структур, контрольно-ревизионные органы исполнительной власти всех уровней государства и местного самоуправления, некоторые другие государственные институты, в том числе уголовно-процессуальное законодательство. И как правильно заметил в свое время заместитель начальника КРУ Минфина России Л. Н. Овсянников: «Если ревизия - действие законное, что в общем-то ни у кого сомнения не вызывает, если она нужна государству, министрам, прокурорам, следователям, финансистам..., то почему до сих пор не узаконены понятие ревизии, ее параметры, права ревизора?» 19

    Попытки в финансово-правовой литературе разграничить понятия «проверка» и «ревизия» как отдельных методов финансового контроля по объему и детальности исследования финансово-хозяйственной деятельности20 заслуживают внимания, но не всегда позволяют выделить объективные признаки различия. Ведь и ревизия может быть выборочная или тематическая, а проверка охватывать широкий спектр вопросов. К тому же сама ревизия есть ни что иное как специализированная проверка.

      Скорее всего эти методы соотносятся как общее и частное, и важно получить законодательно обоснованное определение ревизии, чтобы отличать и классифицировать все остальные виды проверок.

    Думается, что объектом ревизии следовало бы закрепить бухгалтерский учет, финансовое планирование и отчетность, платежно-расчетную документацию, исполнение кассовых правил и финансовых обязательств подконтрольным субъектом. И такие специализированные проверки могут проводить только контрольно-ревизионные службы.

    Для всех других органов финансового контроля было бы целесообразным определить конкретный вариант проверок: налоговая проверка, аудиторская проверка, счетная проверка, счетно-аналитическая проверка и т. д.

    1. Ревизии, как и другие виды проверок, по характеру содержания делятся на:

    документальные - когда исследуется финансовая документация, и фактические - когда проверяется денежная наличность, ценные бумаги, материальные ценности и иные объекты;

    2. По объему охвата проверяемой деятельности они подразделяются на:

    комплексные - при которых проверке подвергаются различные сферы финансовой деятельности, и тематические - при выборе конкретной сферы (темы, вопроса);

    3. По характеру организации проверок они могут быть :

    плановые - предусмотренные планом в соответствии с действующим законодательством, и внеплановые -  организованные в случае возникшей необходимости;

    4. По периоду временного охвата проверяемой деятельности выделяются:

    фронтальные проверки - за весь проверяемый период, и выборочные - за короткие отдельные временные промежутки.

    Каждый  из названных методов контроля реализуется своим набором приемов и способов достижения результата. Так, например, при документальном контроле различными способами достигаются формальная и арифметическая проверка, юридическая оценка документов и логика оформления денежных операций, оценка законности и оценка обоснованности операций.

    Известны  такие методико-технические приемы как способ обратного счета, встречная проверка, сравнение и т. п. 21

    Фактический контроль имеет  характерные приемы и способы, зависящие от проводимых проверок, ревизий, инвентаризаций, обследований, наблюдений. Различными могут быть способы фиксации выявленных результатов и реагирования на них. 
 

Информация о работе Понятие и особенности финансовой деятельности Российской Федерации