Понятие и особенности финансовой деятельности Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:50, реферат

Описание работы

Финансовая деятельность возникает и осуществляется когда государство в лице своих органов власти или органов местного самоуправления распределяет и перераспределяет денежную форму национального дохода страны между участниками производства и непроизводственной сферой.
В целях покрытия общественных затрат накапливаются и используются финансовые ресурсы, необходимые для решения политических, социально-экономических задач, создается финансово-экономическая основа для реализации государственных задач и функций.

Работа содержит 1 файл

Финанс.право Microsoft Office Word.docx

— 57.95 Кб (Скачать)

    ВОПРОС  №1

    Понятие и особенности  финансовой деятельности Российской Федерации.

    Финансовая  деятельность возникает и осуществляется когда государство в лице  своих органов власти или органов местного самоуправления распределяет и перераспределяет денежную форму национального дохода страны  между участниками  производства и непроизводственной сферой.

    В целях покрытия общественных затрат накапливаются и используются финансовые ресурсы, необходимые для решения  политических, социально-экономических  задач, создается финансово-экономическая  основа для реализации государственных  задач и функций.

    В правовой литературе в последние годы сложились разные подходы к вопросу об участии в финансовой деятельности органов местного самоуправления. Учитывая конституционное положение об отделении органов местного самоуправления от государственных органов, отдельные авторы полагают, что “государство  как субъект финансовой деятельности представлено сегодня только государственными органами на уровне федерации, а также ее субъектов”.1 Однако единство финансовой, в том числе бюджетной и налоговой, системы России, общность целей в покрытии общественных затрат свидетельствуют о взаимной связи органов государственной власти и органов местного самоуправления в осуществлении финансовой деятельности. Здесь расшифровка аккумуляции, распределения, использования.

    Государство как хозяйствующий субъект и собственник материальных благ создает финансовую базу своего существования посредством постоянной бюджетной, налоговой, кредитной и иной финансовой деятельности. Эта работа направлена на аккумуляцию денежных ресурсов  в специальные фонды накопления и потребления, на формирование системы резервных и страховых фондов для восполнения потерь от  стихийных  бедствий и иных чрезвычайных или непредвиденных обстоятельств. Не менее важным является соблюдение пропорций в межбюджетном и ином межфондовом распределении, а также целевое и экономное расходование этих денежных фондов.

    Мобилизация денежных фондов  всех уровней финансовой системы необходима  для обеспечения расширенного  воспроизводства, удовлетворения многочисленных общественных потребностей и решения социально-экономических  задач. Аккумуляция налоговых и неналоговых поступлений является основой последующих элементов финансовой деятельности. Эта работа первостепенна и требует значительных усилий органов государственной власти, а также местного самоуправления, независимо от принципа разделения властей и полномочий.

    Собранные доходные поступления требуют их справедливого и рационального  распределения между производственной и непроизводственной сферой, между отдельными отраслями экономики, а также для полного удовлетворения нужд отдельных общественно-территориальных образований  и обеспечения финансами возложенных на них полномочий. Без распределения не возможно достижение пропорций в экономике,  сбалансированность спроса и возможностей его удовлетворения, устранение недостатков финансирования.

    Использование денежных фондов в процессе финансовой деятельности  это, прежде всего, реальное и полное обеспечение денежными средствами государственных и муниципальных программ и планов социально-экономического развития. Это четкая организация бесперебойного финансирования запланированных потребностей. Эффективное расходование финансовых фондов предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины, режим экономии, творческий и рациональный подход в практической реализации финансовых планов, балансов и смет.

    Таким образом, финансовая деятельность - это практически организующая повседневная работа органов государственной власти и органов местного самоуправления  по аккумуляции, распределению и использованию бюджетных, внебюджетных и децентрализованных денежных средств, необходимых для осуществления государственных и муниципальных задач и функций.

    Особенности финансовой деятельности Российской Федерации

    1. Одной из особенностей финансовой деятельности является то, что ее осуществляют в пределах своей компетенции практически все органы государственной власти и органы местного самоуправления. Она присуща всем представительным (законодательным) органам власти, определяющим порядок ее осуществления, финансовый контроль и правовые формы финансового планирования. Ею занимаются все исполнительные  органы общей, отраслевой, функциональной и иной компетенции, претворяющие в жизнь финансовые планы, решения и иные задания органов представительной власти.

    Контрольно-надзорное  обеспечение в сфере организации  финансов и финансовой деятельности, защита прав и законных интересов  субъектов осуществляются прокурорскими, правоохранительными и судебными  органами.

      2. Финансовая деятельность одинаково важна на всех уровнях государственной власти и для местного самоуправления,  охватывает все  сферы межотраслевого, ведомственного и внутрихозяйственного управления, обеспечивает аккумуляцию и использование  всех  видов финансовых фондов, в том числе децентрализованных денежных средств экономических субъектов. Таким образом, финансовая деятельность отличается межведомственным характером функционирования, т. к.  государство и органы, осуществляющие  финансовую деятельность от его имени,  призваны обеспечить финансами  все области публичных затрат.  Под государственным, муниципальным финансовым контролем проходит работа  как представительных, так и всех исполнительных органов власти, включая  администрацию конкретных  предприятий, учреждений и иных организаций.

    3. Другая особенность финансовой деятельности заключается в ее двойственной природе, обусловленной экономической и правовой характеристиками.

    Финансовая  деятельность как экономическая категория представляет собой хозяйственно-организационную функцию государства, базирующуюся на рыночных законах стоимости и денежного обращения, особых экономических рычагах и стимулах. Этот ее аспект обусловлен качественно новыми подходами  к развитию форм собственности, самоокупаемостью хозяйств, самоуправлением и самофинансированием общественно-территориальных образований, формированием  рыночных  реформ.

    По  своей сути, финансовая деятельность - это разновидность экономической деятельности государства и его органов по распределению и перераспределению национального дохода  и практическому созданию и использованию финансовых фондов. В результате этой деятельности происходит воздействие на экономику, на регулирование денежного оборота, вовлекаются временно свободные средства юридических и физических лиц, обеспечиваются стоимостные пропорции общественного производства, решаются насущные задачи финансово-экономической политики.

    С правовой позиции финансовая деятельность проявляет себя как разновидность управленческой деятельности, основанной на властных предписаниях, жесткой нормативной регламентации, финансовом планировании. Ее правовыми основами являются Конституция  Российской Федерации, законодательство всех уровней, а также иные виды государственного и муниципального нормотворчества. Кроме того, юридическими формами проявления финансовой деятельности служат индивидуально-правовые и финансово-плановые акты, акты контрольно-надзорных органов и иных проверяющих субъектов в сфере финансов. 

  Управленческая  сущность финансовой  деятельности выражена в самом характере повседневной работы органов государственной власти и местного самоуправления, связанной с практической организацией финансов. Это большой объем работы   по собиранию налогов, сборов, пошлин и иных платежей, вовлечению в денежный оборот временно свободных средств, по целенаправленному  распределению финансовых ресурсов  по фондам и нуждам, по организации режима экономии при расходовании. 

  Это - упорядочение  финансовой документации, учет и отчетность, статистика, учреждение классификаций доходов и расходов.

  Это, наконец, организация  денежного  обращения, валютного регулирования, кредитования  и рынка ценных бумаг, разработка форм и методов бюджетно-налоговой работы. 

    По  своему содержанию финансовая деятельность  включает в себя  большое количество разнообразных функций, обусловленных задачами мобилизации, распределения и расходования денежных фондов. Функции по планированию, прогнозированию, регулированию, координации и контролю ориентированы на сферу финансов, что определяет их характер и целевые установки. Такое функциональное и предметное многообразие  обусловлено  большим количеством  денежных фондов и широкой сферой отношений, составляющих финансовую систему и ее институты. Вместе с тем разнородность и масштабность содержания финансовой деятельности объединяется единством ее конечной цели - обеспечить покрытие всех общественных затрат и  создать условия для расширенного воспроизводства. Особенности функционального проявления финансовой деятельности вызывают потребности формирования особых механизмов ее реализации.

  Финансовая  деятельность как особая разновидность государственного управления носит исполнительно-распорядительный и подзаконный характер органов государственной власти и органов местного самоуправления. Все ее формы правотворчества и финансового планирования направлены на исполнение законодательства, определяющего финансовую политику государства. Подчиненность и вторичность ее проявления по отношению к законодательной деятельности, независимо от правового положения субъектов ее осуществляющих, свидетельствует об исполнительском характере реализации законов. Так, принятие законодательными органами финансовых планов по бюджету и внебюджетным фондам, хотя и в форме закона, есть практическое осуществление государственной политики в сфере финансов.

    4. Финансовая деятельность, пожалуй, единственная разновидность государственного управления, сохранившая и развившая функцию планирования при переходе к рыночным отношениям. Финансовое планирование, как и программное прогнозирование, является объективной необходимостью нормальной организации финансовой деятельности, позволяющей контролировать процесс достижения результата. А финансовый контроль, как функция финансовой деятельности, ориентирован на получение конечных результатов и процессов выявления обратной связи при реализации других функций, в том числе регулирования, координации. Функции регулирования и координации в сфере финансов создают нормальные условия для собирания, распределения и расходования денежных средств государства и муниципальных образований.

    Следовательно, финансовая деятельность представляет собой особую разновидность государственной  и муниципальной деятельности и  имеет  не только экономическую, но и особую правовую  природу.  Она  многообразна по содержанию и базируется на присущих ей принципах, осуществляется особыми методами и имеет свои формы выражения, в том числе  и юридические. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВОПРОС  №2

Целевые финансовые фонды: бюджетные  и внебюджетные. 

    Статья 13 БК. Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

    Внебюджетные  фонды создаются как централизованные финансовые ресурсы на решение конкретной цели, определяемой соответствующим  представительным (законодательным) органом  государственной власти или местного самоуправления.  Доходы и расходы внебюджетного фонда не включаются в состав государственного или муниципального бюджета, если они не консолидированы в нем при принятии бюджета на финансовый год.

    Повсеместное  увлечение   созданием внебюджетных фондов  на всех уровнях общественно-территориальных  образований уже к 1994 году привело  к снижению доходной части государственных  и муниципальных бюджетов, и повлекло увеличение объема платежей налогоплательщиков, особенно юридических лиц. Достаточно сказать, что только на федеральном  уровне внебюджетные фонды этого  периода превысили 90 триллионов рублей и составили 63% к доходам федерального бюджета на  1994 год.2 

      В связи с этим, Указом Президента  РФ  от 22 декабря 1993 г. «О формировании  республиканского бюджета Российской  Федерации и взаимоотношениях  с бюджетами субъектов Российской  Федерации в 1994 году» поставлен  вопрос о необходимости консолидации  внебюджетных фондов в бюджете.  В федеральном бюджете должны  быть консолидированы все государственные  внебюджетные фонды, доходы которых  формируются  за счет обязательных  платежей предприятий, учреждений  и организаций за исключением  государственных внебюджетных фондов  социальной  ориентации.3 

    Принятый 31 июля 1998 года и вступивший в силу с 1 января 2000  года Бюджетный кодекс РФ (ст.13)  государственными внебюджетными фондами  называет не все ранее известные фонды денежных средств. В данном случае имеется в виду бюджеты указанных государственных внебюджетных фондов, поскольку сами фонды создаются как специализированные финансово-кредитные учреждения. А те, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.4 Таким образом, появилось законодательные лимиты отвлечения денежных средств от бюджетной централизации. Бюджеты указанных фондов включены в бюджетную систему, и это не касается внебюджетных фондов, создаваемых органами исполнительной власти государства и местного самоуправления, включая добровольную централизацию средств на уровне отраслевого и межотраслевого управления (министерствами, ведомствами, службами).

Информация о работе Понятие и особенности финансовой деятельности Российской Федерации