Понятие и особенности финансовой деятельности Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:50, реферат

Описание работы

Финансовая деятельность возникает и осуществляется когда государство в лице своих органов власти или органов местного самоуправления распределяет и перераспределяет денежную форму национального дохода страны между участниками производства и непроизводственной сферой.
В целях покрытия общественных затрат накапливаются и используются финансовые ресурсы, необходимые для решения политических, социально-экономических задач, создается финансово-экономическая основа для реализации государственных задач и функций.

Работа содержит 1 файл

Финанс.право Microsoft Office Word.docx

— 57.95 Кб (Скачать)

    Специфика консолидированных фондов заключается  в том, что они формируются  за счет  специальных источников,  созданных ранее для обеспечения  их доходной базы. Эти источники  не являются бюджетными, в частности  это налоги для дорожных фондов, плата за загрязнение окружающей природной среды, штрафные санкции  и специальные отчисления  от других платежей. В бюджетах их доходы и расходы выделяются отдельной  сметой, хотя планирование, исполнение и отчетность по ним осуществляется в рамках единого бюджета. Думается, что было бы целесообразным придать  им статус специальных целевых бюджетных  фондов, так как  они нашли свое применение и в других уровнях  бюджетной системы.

    В федеральных бюджетах на 1998 и 1999 годы  эти фонды вновь консолидированы  в бюджетах. Кроме того, к категории  таких фондов отнесены фонды воспроизводства  минерально-сырьевой базы, развития пограничной  службы, атомной энергетики, восстановления и охраны водных объектов и другие. Операции по средствам указанных  фондов (кроме дорожных)  проводятся через органы Главного управления федерального казначейства Минфина РФ.

    Целевые бюджетные фонды получают все  большее распространение в законодательстве и в практике бюджетного планирования других общественно-территориальных  образований. Так, федеральные законы, регламентирующие  организацию образования, культуры, использования природных  ресурсов и иные сферы общественной жизни, предусматривают создание целевых  фондов в бюджетах различных уровней.

    Централизация  финансов в бюджете или внебюджетном фонде любого общественно-территориального образования характеризует их как  централизованные финансы в отличие  от финансов, переданных  в хозяйственное  ведение или оперативное управление  отдельным  экономическим субъектам, которые называются децентрализованными.

    Определенная  централизация децентрализованных государственных денежных ресурсов возможна и на уровне отдельных министерств  и ведомств. Она используется для  отраслевого и межотраслевого финансирования  отдельных программ и мероприятий. В частности,  для оказания помощи хозяйственным  субъектам  на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы, освоение новых видов продукции, повышение квалификации  и иные цели, на которые  были централизованы финансы.

    Эти специальные  фонды находятся  в распоряжении  министерств, ведомств, корпораций и объединений и образуются за счет добровольных или обязательных отчислений предприятий и  иных экономических субъектов. Однако постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 года «О порядке образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования  научных исследований и экспериментальных разработок» 16 установлено, что указанные фонды могут формироваться только за счет добровольных платежей.   Хозяйствующие субъекты могут перечислять в них суммы отчислений не более чем 1,5 % от себестоимости производимой продукции (работ, услуг).

  На  федеральном уровне (закон о федеральном  бюджете на 2006г.) образованы следующие  целевые бюджетные фонды:

      Компенсационные фонды

    1. Фонд финансовой поддержки субъектов РФ образуется в составе федерального бюджета в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и распределяется между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации

    Дотации из фонда предоставляются субъектам  Российской Федерации, уровень расчетной  бюджетной обеспеченности которых  не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной  бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации.

    Использование при определении уровня расчетной  бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации показателей  фактических доходов и расходов за отчетный период и (или) показателей  прогнозируемых доходов и расходов консолидированных бюджетов отдельных  субъектов Российской Федерации  не допускается.

    2. Фонд компенсаций образуется в составе федерального бюджета в целях предоставления субвенций на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, финансовое обеспечение которых в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и (или) Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

    Субвенции из Федерального фонда компенсаций  распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации 

    Субвенции из Федерального фонда компенсаций  распределяются между всеми субъектами Российской Федерации по единой для  соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих бюджетных услуг, лиц, имеющих право на получение  трансфертов населению, другим показателям 

    Использование при распределении субвенций  из Федерального фонда компенсаций  показателей, характеризующих собственные  доходы бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), не допускается.

    По  закону о федеральном бюджете предоставляются субвенции:

    1) бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предусмотренные Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом "О ветеранах", Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

    2) бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком "Почетный донор СССР", "Почетный донор России";

    3) бюджетам субъектов Российской Федерации для бюджетов муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, городских и сельских поселений на реализацию Федерального закона от 20 августа 2004 года N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" для финансового обеспечения полномочий по составлению (изменению, дополнению) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации;

    4) бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий в сферах лесного и водного хозяйства на территориях субъектов Российской Федерации;

    5) бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах" и Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

    6) бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния;

    7) бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий, связанных с перевозкой между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

    8) бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий по выплате государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений в соответствии с Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней";

    9) бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий по осуществлению выплат инвалидам компенсаций страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств";

    10) субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий по реализации государственной политики занятости населения. Оплата услуг по зачислению и выплате (доставке) этих денежных средств производится за счет указанных субвенций в соответствии с соглашениями, заключаемыми между Сберегательным банком Российской Федерации (его филиалами) и субъектами Российской Федерации, в пределах 0,5 процента выплаченных сумм без учета налога на добавленную стоимость в случае, если данные выплаты не осуществляются через организации федеральной почтовой связи;

    11) бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;

    12) бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов;

    14) бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты;

    15) субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на цели равного с федеральной противопожарной службой повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

    16) субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на цели равного с Министерством внутренних дел Российской Федерации повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам подразделений милиции общественной безопасности, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

    17) субвенции бюджету города Санкт-Петербурга на осуществление высшим исполнительным органом государственной власти города Санкт-Петербурга полномочий по управлению федеральным имуществом;

    18) субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью.

    ВОПРОС  №3

    Организационно-правовые формы и методы  финансового контроля

                                        Формы контроля

    Как уже отмечалось, понимая под формой  внешнее выражение контрольных действий компетентных органов.

    Представители финансовой правовой науки нередко в организационном смысле относят к формам осуществление этих действий во времени.17 В этом случае  внешнее выражение во времени проявляется в предварительном, текущем и последующем контроле.

    Вместе  с тем внешний образ контрольных действий может просматриваться и в других организационных аспектах их выражения. Например, в подписании финансовых документов, выездах на контролируемый объект, обобщении судебной практики, обзоре жалоб и заявлений и т. п.

    Но  в финансовом праве основным выражением во вне являются правовые формы финансового контроля.

    Как функция финансовой деятельности, финансовый контроль юридическими формами имеет правовые акты, 1. определяющие условия и порядок работы контрольных органов и 2. фиксирующие результаты проводимых действий.

    В отличие от самой финансовой деятельности юридическая форма контроля не представлена финансово-плановыми актами. Таким образом, речь может идти только о правотворчестве и правоприменении, порождающих  некоторые виды  юридических актов в сфере финансового контроля.

    Правоприменительные акты

    1. Юридическими формами, отражающими результаты финансового контроля и составляющими основания для возникновения, изменения или прекращения юридических последствий для подконтрольного объекта, являются акты, справки, протоколы, заключения, отчеты, составляемые на основе или в процессе  контрольных действий.

    По  своей природе это правоприменительные акты, фиксирующие результат исполнения норм финансового права, регламентирующих контроль.

Информация о работе Понятие и особенности финансовой деятельности Российской Федерации