Понятие и особенности финансовой деятельности Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:50, реферат

Описание работы

Финансовая деятельность возникает и осуществляется когда государство в лице своих органов власти или органов местного самоуправления распределяет и перераспределяет денежную форму национального дохода страны между участниками производства и непроизводственной сферой.
В целях покрытия общественных затрат накапливаются и используются финансовые ресурсы, необходимые для решения политических, социально-экономических задач, создается финансово-экономическая основа для реализации государственных задач и функций.

Работа содержит 1 файл

Финанс.право Microsoft Office Word.docx

— 57.95 Кб (Скачать)

    Таким образом, судьба консолидированных  внебюджетных фондов практически предопределена, и они могут быть преобразованы  в целевые бюджетные фонды. На уровне же муниципальных образований  внебюджетных фондов Бюджетным кодексом РФ и федеральным  законом, регламентирующим финансовые основы местного самоуправления, вообще не предусмотрено, хотя иное федеральное  законодательство их не исключает.

    Внебюджетные  фонды создаются  для обеспечения  оперативного расходования  средств  на конкретные цели  помимо бюджета.  Вместе с тем этим достигались поиск и концентрация  внебюджетных источников доходов, привлекались дополнительные средства и расширялись возможности целевого финансирования.

    Бюджеты государственных внебюджетных фондов социальной ориентации, входящие ныне в бюджетную систему России, занимают по своему удельному весу и значимости одно из ведущих мест в целевом  финансировании общественных нужд. На федеральном уровне  к  ним  относятся четыре вида фондов, как  специализированных учреждений, имеющих  свои организационные структуры  в субъектах федерации и на местах. Это Пенсионный фонд Российской Федерации,5 

    Страховым случаем признаются:

    -достижение пенсионного возраста;

    -наступление  инвалидности;

    -потеря  кормильца.

    Обязательным  страховым обеспечением по обязательному  пенсионному страхованию  являются:

    - трудовая пенсия по старости;

    - трудовая пенсия по инвалидности;

    - трудовая пенсия по случаю  потери кормильца;

    - выплата правопреемникам умершего  застрахованного лица средств  пенсионных накоплений, учтенных  в специальной части индивидуального  лицевого счета;

    - единовременная выплата средств  пенсионных накоплений лицам,  не приобретшим право на трудовую  пенсию по старости в связи  с отсутствием необходимого страхового  стажа;

    - социальное пособие на погребение  умерших пенсионеров, не работавших  на день смерти.

    Финансирование  указанных выплат осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации.

       Не совсем понятно, что будет в 2010 г., в связи с пенсионной реформой и ЕСН (пока проекта бюджета нет)

      Кроме того, за счёт Пенсионного фонда выплачиваются ежемесячные социальные выплаты:

    - гражданам, подвергшимся воздействию  радиации вследствие радиационных  аварий и ядерных испытаний;

    - инвалидам;

    - ветеранам;

    - Героям Советского Союза, Героям  Российской Федерации и полным  кавалерам ордена Славы;

    - Героям Социалистического Труда  и полным кавалерам ордена  Трудовой Славы;

    - Оплата стоимости проезда пенсионерам  к месту отдыха и обратно  один раз в два года;

    - Дополнительное ежемесячное материальное  обеспечение некоторым категориям  граждан Российской Федерации  в связи с 60-летием Победы  в Великой Отечественной войне  1941 - 1945 годов;

    - Дополнительное ежемесячное материальное  обеспечение инвалидов вследствие  военной травмы;

    - Выплата дополнительного материального  обеспечения, доплат к пенсиям,  пособий и компенсаций.

    *Дополнительное  ежемесячное материальное обеспечении  лиц, замещавших должности первых  заместителей и заместителей  министров, государственных комитетов,  управляющих делами Советов Министров,  заместителей председателей комитетов  народного контроля Союза ССР и РСФСР";

    *Доплаты  к пенсии членам летных экипажей  воздушных судов гражданской  авиации;

    *Предоставление  материнского (семейного) капитала.

    Далее Фонд социального  страхования Российской Федерации,6  обеспечивающий выплату следующих пособий:

    - Пособия по уходу за подвергшимся  воздействию радиации вследствие  радиационных аварий;

    - Пособия гражданам подвергшимся  воздействию радиации вследствие  радиационных аварий и ядерных  испытаний;

    - Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации;

    - Оказание государственной социальной  помощи отдельным категориям  граждан в части оплаты санаторно-курортного  лечения, а также проезда на  междугородном транспорте к месту  лечения и обратно;

    - Выплата пособий по уходу за  ребенком до достижения им  возраста полутора лет гражданам,  не подлежащим обязательному  социальному страхованию;

    - Пособия по уходу за ребенком  до достижения им возраста  полутора лет гражданам, подлежащим  обязательному социальному страхованию;

    - Пособия при рождении ребенка;

    - Единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских  учреждениях в ранние сроки  беременности;

    - Пособия при усыновлении ребенка  ;

    - Возмещение стоимости гарантированного  перечня услуг и социальные  пособия на погребение за счет  средств Фонда социального страхования  Российской Федерации;

    - Пособия по временной нетрудоспособности  по обязательному социальному  страхованию;

    - Пособия по беременности и  родам;

    - Оплата медицинской помощи женщинам  в период беременности, родов  и в послеродовом периоде, а  также диспансерного наблюдения  ребенка в течение первого  года жизни;

    - Пособия по временной нетрудоспособности  по обязательному социальному  страхованию от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний;

    - Оплата путевок на санаторно-курортное  лечение работников;

     - Оплата четырех дополнительных  выходных дней в месяц в  связи с уходом за детьми-инвалидами.

    Государственный фонд занятости теперь консолидирован в бюджет.

    Федеральный и территориальный фонды обязательного  медицинского страхования7  созданы для реализации государственной политики  в сфере обязательного медицинского страхования в стране и регионах. В них аккумулируются страховые взносы экономических субъектов для дополнительного финансирования здравоохранения, выравнивания финансовых возможностей отдельных поселений, обеспечения устойчивости и всеобщности системы медицинского страхования граждан.

    Все названные государственные внебюджетные фонды являются специализированными  финансово-кредитными учреждениями, имеющими свои органы управления и аппарат. Финансовую основу каждого из них составляет бюджет фонда, формируемый в основном за счет социального налога, перераспределяемого  между указанными фондами. Так, с 2001 года они перераспределяются следующим  образом Пенсионного фонда РФ Фонд социального страхования фонды  обязательного медицинского страхования.

      Правовой формой каждого из  этих бюджетов является  федеральный  закон (для территориальных фондов  закон субъекта Российской Федерации)  о бюджете внебюджетного фонда  на  текущий финансовый год.

    Особой  разновидностью внебюджетных фондов федерального уровня следует назвать создаваемые  Правительством России  целевые  фонды для решения отдельных  социально-экономических задач, в  частности, при необходимости ликвидации последствий от непредвиденных обстоятельств.8  Источником их формирования, как правило, выступают бюджетные ассигнования. Правительство России  утверждает Положение об этих фондах,  решает вопросы их создания, прекращения, осуществляет контроль  по расходованию средств фонда.9 Как правило, это чисто финансовые фонды, средства которых аккумулируются на счетах, находящихся в  ведении Минфина России.

    Деление финансовых фондов различных уровней  на бюджетные и внебюджетные показывает  их отношение к бюджетной системе  соответствующей территории. Бюджетные  фонды создаются не только как  централизованные на общие нужды, но  и как целевые бюджетные фонды, функционирующие в общей системе  каждого бюджета и наряду с  ним.

    Статья 17 БК. Целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете на цели, соответствующие его назначению.

    Бюджетные целевые фонды формируются в  структуре бюджета.  Создаются они:

    1. в качестве резервов для покрытия непредвиденных расходов, возмещения ущерба при стихийных и чрезвычайных обстоятельствах;

    2. оказания финансовой помощи нижестоящим территориям или для целевого финансирования конкретной программы, наиболее важного мероприятия. Целевые бюджетные фонды планируются, как составная часть бюджетных расходов и утверждаются представительными (законодательными) органами  в пределах объема  соответствующего бюджета и одновременно с ним.

    В отличие от ранее существовавших резервных фондов, которые создавались  только из бюджетных  доходов, для  формирования  целевых бюджетных  фондов стали привлекаться иные источники  поступлений, в частности, государственные  целевые займы, казначейские векселя  и иные внебюджетные доходы.

    На  такой основе в 1994 году в федеральном  бюджете создан Фонд финансовой поддержки  субъектов Российской  Федерации, у которого доходным источником  была часть налога на добавленную  стоимость, а с 1996 года он формируется  за счет процента отчислений от общих  налоговых поступлений.10

    Бюджеты того периода включали в себя  федеральный фонд и территориальные  фонды финансовой поддержки важнейших  отраслей народного хозяйства, которые  формировались за счет специального налога. По целевому назначению использовался  Фонд государственной поддержки  завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним  местности; Фонд поддержки Вооруженных Сил  Российской Федерации.11 

    В федеральном бюджете на 1996 год  были образованы  резервные фонды  Президента  Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Наряду с ними создавались иные  фонды. Например, по предупреждению и  ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, финансовой поддержке субъектов  федерации, завоза продукции в районы Крайнего  Севера, малого предпринимательства.12

    Таким образом, система целевых бюджетных  фондов  стала носить не только резервный, но стабилизационный и компенсационный  характер для отдельных мероприятий государства и к бюджетным источникам все шире стали привлекаться внебюджетные доходы. Это же  подтверждает практика бюджетного планирования федерального бюджета в последующие годы. Так, на 1998 год созданы целевые федеральные  бюджетные фонды для развития пограничной службы, атомной энергетики, воспроизводства минерально-сырьевой базы.13 В федеральном бюджете 1999 года созданы целевые бюджетные фонды восстановления и охраны водных объектов; управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и другие.14

    С 1995 году в федеральном бюджете  консолидируются государственные  внебюджетные фонды: дорожный, экологический, борьбы с преступностью, социального  развития налоговой службы и налоговой  полиции, развития таможенной системы. Консолидирование означает включение  денежных средств указанных внебюджетных фондов в федеральный бюджет  в качестве его составных частей. Субъектам Российской Федерации  предложено консолидировать в своих  бюджетах подобные фонды, созданные  на их уровне.15 Консолидированные в бюджетах внебюджетные фонды также на время объединения получают статус целевых бюджетных фондов. Таким образом, появилась еще одна их разновидность.

Информация о работе Понятие и особенности финансовой деятельности Российской Федерации